RUS
EN

Первый снег

 

Первый снег

Евгений РЕЗЕПОВ

Сюжет этой картины самого русского художника советского периода, Аркадия Пластова, был одной из популярных тем для сочинений на уроках родной речи в школе

Фото: АНТОН БЕРКАСОВ

Сколько я ни спрашивал своих знакомых – картину Аркадия Пластова «Первый снег» помнят все. Фамилию художника не помнят, а вот «Первый снег» вспоминают сразу. Девочка в накинутой шали и ее брат с деревенского крыльца наблюдают первый снег. Учителя в школе по репродукции этой картины из учебника «Родная речь» задавали писать сочинение на уроке. Как такое не вспомнить! Но что точно было написано мною шариковой ручкой с изгрызенным концом – я сейчас уже не вспомню. Но подозреваю, то же самое, что писали мои родители за покатыми партами с откидными крышками.

Писали о деревенском быте, ожидании чуда в связи с наступающей зимой, писали о валенках, надетых на босу ногу. Такова обувка у детей на картине. Валенки, конечно, не по ноге, взяты у старших. Шаль на голове девочки тоже чужая. Впрочем, наверное, внимание на эти детали обращала учительница, как и на край крыши, крытый соломой, на дыры в заборчике, внутри которого стоит береза. Все это рассказывало о трудном послевоенном 1946 годе, времени создания картины. Помню и главный вопрос в сочинении. Почему дети вышли смотреть на первый снег и почему девочка с умилительной улыбкой смотрит на небо, с которого падают снежинки, а мальчик – в сторону улицы оценивающим взглядом?

Вышли смотреть на крыльцо, потому что первый снег – это событие в жизни деревенских детей. А разница в выражении лиц говорит о нежном и открытом сердце девочки и напускной важности мальчика, который ведет себя маленьким мужичком.

Деревня Прислониха / Фото: АНТОН БЕРКАСОВ

Потом мы писали сочинения по другим картинам Пластова: «Фашист пролетел», «Весна», «Ужин трактористов». Замечательные картины. Но «Первый снег» был ближе, и, насколько помню, именно во время написания этого сочинения никто в классе не шумел, не переписывал друг у друга. Только иногда поглядывал в окно, за которым тоже шел первый снег. Как я потом думал, учительница именно такой день и подбирала для этого урока.

Помню и тот неловкий момент, когда, разглядывая учебники своей дочери, вдруг не нашел в них репродукций с картин Пластова. Было жаль.

Но репродукции «Первого снега» все равно попадались на глаза на отдельных листах в числе прикладного материала для уроков по литературе на столах учителей, когда бывал в школе по журналистским (и не только) делам. Так что Пластов из школы не ушел. Не ушел он и из памяти. Даже падающий первый снег на фоне зеркальных витрин или панельных стен, тающий на блестящих капотах автомобилей или черных локонах на женских головках, посреди улицы, все равно на мгновение переносит в мир картины Пластова. Заставляет вспомнить о том, что где-то есть затерянная среди полей и лесов деревенька и крыльцо рядом с поломанным забором и березой.

Сегодня в деревне Прислониха Ульяновской области, где прожил всю свою творческую жизнь и создал свои работы художник, избы с крыльцом, которую он использовал для картины «Первый снег», уже не найти. Соломенных крыш давно нет, как нет и поломанных заборчиков. Не встречаются дети в валенках на босу ногу, в шалях и шапках-ушанках. Их сменили дети с мобильными телефонами. Зато остались живописные окрестности и холмы, к которым прислонилась улица из добротных домов, за что село и получило название Прислониха. На крыльце музея художника царапины от работы веника. Сегодня в Прислонихе выпал первый снег. Он лежит на ограде, на козырьке над крыльцом. В снегу стоит велосипед, на котором приехал юный художник, вот уже второй месяц перерисовывающий картины Пластова. Этим первым снегом развлекалась и группа школьников, прибывших на экскурсию из города. Топот их ног, с которых они отряхивали снег в коридоре, слышался на улице. Мне тоже дали веник отряхнуть с ног снег.

– В Прислонихе первый снег всегда выпадает точно в конце октября, а сегодня вдруг в ноябре, – сообщает Антонина Романова, сотрудница музея. В ее руках чашка чаю, которой она согревает озябшие руки. Первый снег принес и первый настоящий холод.

С рассказа о картине «Первый снег» и других картинах, входивших когда-то в школьные учебники, экскурсоводы и начинают знакомить детей с творчеством Пластова. В самом музее этой картины нет, она в картинной галерее города Твери. Зато в музее представлены детали быта художника и серия работ из семейной коллекции картин Пластовых: портреты односельчан живописца и его автопортреты. На портретах лица с морщинами, свидетельствующими о пережитых утратах, огрубевшие и натруженные руки с узлами вен. Это портреты людей, всю жизнь трудившихся на своей, на русской земле. Пластова в свое время критиковали за натуралистическое изображение русского народа. Но роскошь приукрашать он позволить себе не мог. Писал художник портреты со своих односельчан, с которыми вырос, жил рядом, заготавливал дрова, сено, состоял в списках одного колхоза. Поэтому у каждого портрета кисти Пластова есть подлинный герой со своей фамилией. Кто-то из людей с портретов умер, кто-то уехал в другой город, кто-то изменился до неузнаваемости. Объединяет всех одно: ни о ком нельзя сказать ничего плохого. Дети с картин Пластова стали настоящими тружениками, а люди, запечатленные в зрелом возрасте, ничем себя не запятнали до конца жизни.

Фото: АНТОН БЕРКАСОВ Фото: АНТОН БЕРКАСОВ Фото: АНТОН БЕРКАСОВ Валентина Васильевна Волкова / Фото: АНТОН БЕРКАСОВ

Умел угадывать характеры художник!

Вот девочка со знаменитой картины «Весна», на которой женщина после бани подвязывает платок дочке под падающими хлопьями снега. Сейчас Мария Шалимова каждый год приезжает из Тольятти поклониться своему родному селу. Не загордилась! С картиной «Весна» была такая же история, как и с картиной «Трактористки», для которой никто из сельских женщин не соглашался для Пластова позировать обнаженной. Такие были строгие нравы. Пришлось для «Весны» использовать московскую натурщицу. Так в советской живописи появилось первое «ню», а картину критики поставили в один ряд с работами французского импрессиониста Ренуара.

– Сейчас бы проблем не было, только плати! – говорили мне потом жители села. И, оглядываясь на храм, добавляли: – Но все-таки строгость осталась.

В Прислонихе можно найти с десяток людей, с которых Пластов писал картины. Но вот рассказать о том, где жили и какова судьба мальчика и девочки с картины «Первый снег», никто не смог. Полвека прошло! Живущая в Прислонихе жена сына Пластова, Елена Николаевна, назвала образы этих детей собирательными. К такому же мнению пришли Валентина Волкова и Иван Репин. Оба они познакомились с художником еще в детстве. Но не как мы, по репродукциям в школьных учебниках, хотя тоже писали по ним сочинения. У Валентины Волковой, сельского библиотекаря, вся семья перебывала у Пластова в мастерской: братья и сестры, отец и мать. Во время войны Пластов спас семью Волковых от голодной смерти, отдав им свои запасы муки. Да и потом Валентина девочкой не раз прибегала к дому художника за угощением. У Пластова она изображена в цыганской шали на портрете «Валя Волкова». Картину хорошо приняли в Италии, откуда художник привез девочке шикарный платок. Пластов был частым гостем в семье Волковых. Отец Валентины всю жизнь трудился колхозным конюхом в Прислонихе и каждый раз, когда Пластов возвращался из Москвы, ехал встречать художника на железнодорожную станцию Майна за 30 километров по глубокому снегу. Зимой другого пути, кроме санного, в Прислониху не было. Он же возил и всех гостей Пластова: академиков, чиновников и иностранцев.

– Я у него полностью только на портрете «Валя Волкова», – делится Валентина воспоминаниями. – А так он меня по частям писал: руки, волосы, глаза – и потом вставлял в другие картины. Так же и с «Первым снегом» было, наверное! Слушая рассказ, я рассматриваю Валентину Васильевну на репродукции с ее портрета и нахожу, как точно художник уловил в чертах лица девятилетней девочки то выражение, которое сохранится в нем, несмотря на прожитые годы и невзгоды. Односельчанки ей тоже об этом говорят.

Но вот с Иваном Сергеевичем Репиным другая история. На портрете двенадцатилетний мальчик в надвинутой набок фуражке. Чистые глаза, ясное лицо. Глядя на этот портрет, невольно вспоминаешь услышанное в музее: среди предков художника было несколько поколений иконописцев. На портрете «Иван Репин» даже не лицо, а лик. Этот отрок еще не знает, что ждет его впереди. Сельская жизнь, работа в лесничестве сначала вальщиком, рубщиком сучьев, потом мастером, затем болезни, травмы. Тяжелая доля русского мужика. «Не похож? – спрашивает меня Иван Сергеевич. – Вот и я говорю… сам не узнаю!» На работе в лесу он, как говорится, оставил ноги. А когда-то бегал так резво, что обгонял художника, который ехал на велосипеде, нагруженный этюдником. От своих товарищей по уличным играм, да и от старшего брата, который подарил ему свою армейскую фуражку, Иван знал, что за позирование дядя Аркаша – так звали Пластова в Прислонихе – награждает конфетами и пряниками. И это в то время, когда дома сахар только полизать давали. Поэтому отказываться от предложения не стал. «Пойду рисоваться», – говорил он родителям.

Слово «позировать» в Прислонихе почему-то не прижилось до сих пор. Во время сеансов Пластов расспрашивал мальчика об огородных делах родителей, о заготовке сена, ягодных и грибных местах и, конечно, украденных из чужих садов яблоках.

Сейчас портрет Ивана Сергеевича Репина хранится в фондах Государственной Третьяковской галереи. Но с тех пор, как художник оставил на холсте последний мазок и подозвал мальчика оценить работу, Иван Сергеевич больше своего портрета не видел. Был в Москве только один раз на Всесоюзном съезде наставников молодежи, а там время поминутно расписано. Недавно его супруга, учительница биологии и химии в сельской школе, приобрела альбом картин Пластова. Она тоже досадует на исчезновение Пластова из школьных учебников.

– Но пусть люди знают: мы все равно используем его картины на уроках. На уроке биологии, когда речь заходит о семействе пасленовых, я всегда демонстрирую работу Пластова «Сбор картофеля».

В этом альбоме «Сбор картофеля» находится рядом с портретом ее мужа, на одном развороте. Иван Сергеевич осторожно держит пальцами лощеные листы, ослепительно белые, и спрашивает про первый снег, который сегодня выпал в Прислонихе. Самому ему трудно выйти на крыльцо. А ведь у него еще внуков нет! Самому старшему сыну только 20! Я рассказываю хозяину о венике в музее, о запорошенном крыльце. Спрашиваю о детях с картины «Первый снег». Иван Сергеевич оживляется. Конечно, он их знал! В одном же селе жили!

– Не мог не знать! – тут же смущенно поправляется он.

Иван Сергеевич Репин

Так и остаются их имена неразгаданными, как остается неразгаданным и очарование картины «Первый снег». Ведь не в снеге же, валенках, бревенчатой стене и галке на заднем плане дело. Возможно, в том числе помимо несравненного мастерства Пластова в тонком и глубоком понимании художником русской природы и русской души, которое отмечали многочисленные исследователи его творчества.

Аркадия Пластова называют одним из самых русских живописцев советского периода. И поясняют. Он никогда слишком не увлекался писанием античных руин и сценок из заграничной жизни и портретами жителей экзотических стран. Все главные герои его картин и все его пейзажи взяты из родной Прислонихи, обычного русского села. Такой верности русской земле ни у кого из художников найти нельзя.

В Прислонихе с гордостью рассказывают притчу про своего земляка, когда тот, находясь в Венеции и обходя там картинные галереи, носил в кармане коробочку с сухой полынью и вдыхал ее горький запах, чтобы не забыть свое, русское. Пластов был верующим человеком, на каждом церковном ходе художник нес самую большую икону, принимал участие в молениях о дожде, уже будучи награжденным государственными наградами. Когда в начале 1950-х в Прислонихе решили снести тракторами Богоявленскую церковь, то специально ждали отъезда Пластова в город. Потом уже сын художника, Николай Аркадьевич Пластов, сделал все возможное для восстановления в селе храма, в котором предки Пластовых когда-то служили. Сейчас церковь восстановлена. Мимо нее проносятся автомобили. А при Пластове, как вспоминают старожилы, дорога в другом месте была. За селом. Не было тогда этой бензиновой копоти из выхлопных труб и мусора из окон, который посылают собирать прислонихинских школьников. На церковной площади водили хороводы, тут же играли все дети из Прислонихи. И Валя Волкова, и Иван Репин тоже могут вспомнить немало счастливых дней из детства, связанных с этим местом. Играли тут, несомненно, и дети с картины «Первый снег».

Я верю каждому слову, которое сказали о нашем замечательном художнике Пластове эти милые русские люди из русского села Прислониха, но я не могу поверить в полную собирательность и выдуманность образов этих девочки и мальчика с крыльца, на котором они стоят и смотрят на первый снег… Это в новых школьных учебниках их больше нет. А сколько в России до сих пор таких деревянных крылечек, с которых в эти дни дети смотрят с надеждой на первый снег.

ПЛАСТОВ Аркадий Александрович (1893–1972)


Русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии художеств СССР.

Родился в селе Прислониха Симбирской губернии, с 1914 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурном отделении. В 1917 году вернулся в родное село, где начал заниматься живописью.

С 1935 года выступает с жанровыми картинами, отмеченными знанием быта деревни, любовью к ее людям, жизненностью образов, живописным мастерством («Колхозный праздник», 1937; «Колхозное стадо», 1938).

В работах Пластова отражены тяготы советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945).

Широкую известность в обществе получила картина «Весна». Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой». Пластов иллюстрировал произведения Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.


Скачать (PDF, 10 Mb)

поиск В АРХИВЕ журнала

Год и месяц издания журнала:

Автор статьи:

Название статьи:

Показать все номера

КОНТАКТЫ

Редакция журнала “Русский мир.ru”
Тел.: (495) 981-56-80
Тел.: (495) 981-6670 (доб.109) - вопросы по подписке

Задать вопрос редактору журнала:

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA

Задать вопрос по подписке на журнал:

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA