EN

Память Сердца

 / Главная / Фонд / Проекты / Международная бессрочная акция «Русский мир – память сердца»  / Статьи и эссе / Память Сердца

Наш земляк – лётчик Котлов. В долгу у памяти. Призёр международного конкурса «Русский мир – память сердца» в номинации «Солдаты Победы»

2 июня 1943 года в воздушном бою под Курском погиб наш земляк Котлов Николай Степанович, сбив при этом 5 немецких самолётов.

Впервые о его подвиге жители Лотошинского района Московской области узнали из местной газеты «За ленинизм» от 23 февраля 1960 года. Автором небольшой заметки был однополчанин Н.С. Котлова, лётчик-истребитель И.М. Зеленин.

Он писал, что Н.С. Котлову после ранения ампутировали ногу, но командование после излечения лётчика в госпитале разрешило ему летать с протезом. Для этого техники сделали специальное приспособление. Котлов в одном бою сбил пять немецких самолётов, а когда его истребитель был подбит, то сумел таранить ещё и шестой немецкий самолёт, и только тогда прыгнул с парашютом. При его открытии от аэродинамического удара слетел сапог с протезом. Приземляться пришлось на одну ногу, при этом удар о землю был очень сильным, отчего лётчик и погиб. И долгое время жители Лотошинского района были уверены, что Николай Степанович Котлов, воюя на протезе, был «вторым Маресьевым», сбил шесть немецких самолётов, стал Героем Советского Союза и каких-либо других источников о герое-земляке в то время не нашлось.

Работая учителем в Калицинской средней школе Лотошинского района, а позднее в Лотошинской средней школе, я стал изучать историю подвига Н.С. Котлова. В начале 1970-х гг. я был классным руководителем, и наш пионерский отряд носил имя героя-земляка. Нам удалось установить переписку с братом и сестрой Николая Степановича, которые прислали свои воспоминания о своём брате, много фотографий, вырезки из газет военного времени, его письма семье. В 1985 году я получил доступ к документам 55-го гвардейского истребительного полка, а позднее к материалам Борисоглебской авиашколы. Началась переписка с боевыми товарищами Н.С. Котлова — командиром полка В.И. Шишкиным, командиром эскадрильи М.А. Уваровым, лётчиком А.Н.Романовым.

Материалов у меня накопилось очень много, и в июне 1993 года в Лотошинской районной газете «Сельская новь» в семи номерах вышел мой очерк «Наш земляк — лётчик Котлов», где я подробно рассказал обо всём, что мне стало известно о его боевой судьбе.

Оказалось, что в заметке лётчика И. Зеленина, опубликованной в 1960 году, многое не соответствовало истине.

Николай Степанович Котлов родился 2 декабря 1918 года в д. Борки Лотошинского района Московской области в семье крестьянина. Отец Степан Иванович и мать Екатерина Ивановна были трудолюбивыми и общительными людьми. С малых лет они приучали к труду своих детей, а их, по нашим меркам, было не мало — шестеро: Алексей, Григорий, Николай, Мария, Клавдия и самый младший — Иван. Отец работал плотником, подрабатывал на дому — валял валенки. Семья одной из первых вступила в колхоз. Работа в колхозе начиналась с 4 часов утра и заканчивалась поздно вечером. Вести домашнее хозяйство помогали дети, которые в каникулы тоже работали в колхозе. Сын Николай рос крепким, смелым мальчишкой. Учился во Власовской семилетке. После её окончания работал в колхозе. В 1938 году Николай уехал в Москву. Там он работал на заводе и одновременно учился в аэроклубе.

После окончания учёбы в аэроклубе по комсомольской путёвке Николай Котлов летом 1939 года поступает в Борисоглебскую авиашколу имени Чкалова, где одновременно обучалось более 700 человек, распределённых по пяти эскадрильям. Курсанты осваивали самолёты «У-2», «УТ-2», «УТИ-4», «И-15», «И-16». Дисциплина в школе была сурова: за опоздание курсанта из увольнения хотя бы на пару минут могли исключить из комсомола, а потом судить товарищеским судом. Обучение курсантов шло по ускоренной программе. Полёты — в две смены во все благоприятные дни, даже в выходные. Наш земляк учился неплохо.

8 июня 1940 года Николай Котлов окончил авиашколу по первому разряду с получением денежной премии в 300 рублей и в звании младшего лейтенанта был направлен в 43-й истребительный авиаполк, располагавшийся недалеко от Киева.

Свой первый боевой вылет на биплане И-153 («Чайка») Николай Котлов совершил в воскресное утро 22 июня 1941 года. Вместе с боевыми товарищами он защищает небо над Киевом, уничтожает вражескую переправу на Десне, в группе сбивает три вражеских самолёта и один лично.

25 января 1942 года командир 43-го истребительного полка подполковник Сюсюкалов представляет героя к первой награде — ордену Красного Знамени. К этому времени лётчик совершил 104 боевых вылета, из них 32 — на успешную штурмовку войск противника.

Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Н.С. Котлова орденом Красного Знамени вышел только в марте 1942 года, когда лётчик уже лежал в госпитале с тяжёлым ранением, полученным 24 февраля сорок второго.

Согласно справки военно-медицинского музея Министерства Обороны СССР от 5 марта 1987 г. Николай Степанович Котлов получил травматический перелом правого бедра, ушиб правого колена и ожог I степени коленного сустава, грудной клетки, спины, шеи, головы. Более полугода провёл Николай на госпитальных койках.

Осенью 1942 года Котлов приехал в родную деревню. Он сильно хромал, мог ходить только с палкой — нога стала короче на 5 сантиметров (так что никакой ампутации, о которой писал однополчанин Зеленин, не было). Война огненным смерчем прошлась по родным местам. Из 30-ти домов в Борках осталось только семь. К счастью, уцелел родной дом.

Казалось бы, теперь можно и отдохнуть, ведь с таким ранением на фронт не брали, а о самолётах не чего было и мечтать. Но душа страдала: так много зла сотворили фашисты на русской земле, и так хотелось отомстить им за кровь и слёзы беззащитных стариков и детей. И тут в Борки приходит письмо от боевого друга по 43-му полку Василия Шишкина, который к этому времени получил звание Героя Советского Союза и стал командиром 581-го иап. В. Шишкин предложил Николаю вернуться в строй, обещал помочь снова сесть за штурвал истребителя. Ненависть к врагу была так сильна, что Николай Котлов уехал на фронт.

Котлов появился в полку в апреле 1943 года, когда за мужество и героизм, проявленные в битве под Сталинградом, дивизия получила звание гвардейской и стала называться 1 гвардейской Сталинградской истребительной авиационной дивизией, а 581-й иап был переименован в 55-й гвардейский истребительный авиационный полк.

Комполка Шишкин поручил техникам подготовить истребитель Як-1 для Николая Котлова. Те проявили смекалку, кое-что изменили, и, самое главное, удлинили ножную педаль управления рулём поворота. Сам пилот в свой правый сапог вставил вкладыш, чтобы уменьшить хромоту. Вначале Котлова допустили к полётам над своим аэродромом по вводу в строй молодых лётчиков, а затем разрешили дежурить в паре для прикрытия своего аэродрома.

1 июня, за день до своей гибели, он отправил своему отцу в д. Борки последнюю весточку. Не знаю, успели ли родители послать сыну письмо, сообщая ему семейные и деревенские новости. А 8 июля 1943 г. на почту соседнего села Ошейкино на имя Котлова Степана Ивановича пришло то, чего люди в ту пору боялись больше всего — отпечатанное на машинке похоронное извещение.

Такими скупыми словами родители извещались о гибели своего сына на этой войне. Что же произошло 2 июня, как погиб Николай Котлов?

Ранним утром этого дня фашистская авиация нанесла массированный удар по Курскому железнодорожному узлу, стремясь уничтожить его накануне операции «Цитадель». Бывший комэск полка Михаил Уваров сообщил мне, что немецкие самолёты взлетали с брянских и орловских аэродромов и шли на Курск пятью эшелонами. Всего в налёте участвовало более 400 бомбардировщиков, шедших под прикрытием почти сотни истребителей, среди которых было много новеньких FW-190, имевших по четыре 20-мм пушки. Истребители 2-ой и 16-ой воздушных армий атаковали эту фашистскую армаду, проявляя настойчивость и отвагу. Советские истребители сбили 104 вражеских самолёта, 41 самолёт немцы потеряли от огня наших зенитчиков. Наши потери составили 27 самолётов. Советские соколы сорвали планы врага, Курский железнодорожный узел получил незначительные повреждения и через 12 часов возобновил свою работу. Тяжёлые потери заставили врага впредь отказаться от массированных дневных налётов. Именно в этот день и совершил свой подвиг наш земляк Николай Котлов.

Его младший брат Иван сохранил вырезку из газеты «Правда» за 19 июня 1943 года, где была напечатана заметка капитана В. Шашкина «Богатырский подвиг», переданная в редакцию по телеграфу:

«ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 18 июня. (По телеграфу). Утром на командный пункт полка стали поступать сообщения о приближении к прифронтовому городу группы немецких бомбардировщиков. Герой Советского Союза майор Шишкин немедленно поднял в воздух дежурную эскадрилью. В её составе пошла и пара истребителей «Яковлев-1», ведомая гвардии лейтенантом Николаем Котловым.

Вражеские бомбардировщики шли двумя группами с разных направлений. Прямо с хода, со стороны солнца, самолеты «Яковлев-1» атаковали врага. На стороне немцев было численное превосходство, на нашей — внезапность и преимущество в высоте. Советские летчики отсекли основную группу немецких истребителей от «Юнкерсов» и связали их боем. Основные же силы наших истребителей направили свой удар по фашистским бомбардировщикам.

В разгар боя старший лейтенант Котлов заметил, что с другой стороны к городу пробивается еще одна группа бомбардировщиков. Выше их шли истребители «Фокке-вульф» и «Мессершмитты». Не раздумывая, Котлов вместе со своим ведомым младшим лейтенантом Грачевым бросился в гущу вражеских бомбардировщиков.

Внизу, под крылом его самолета, лежал город. Тысячи жителей, так же как и бойцы наземных войск, с волнением наблюдали этот неравный бой. Словно огненным мечом, трассами снарядов и пуль рассекал Котлов строй «Юнкерсов» и «Хейнкелей». Вот на землю упал первый бомбардировщик.

Десять немецких истребителей сверху, сзади и снизу набросились на Котлова. Ведомый, защищавший своего командира, был сбит. В эти секунды от руки Котлова на землю полетели горящими два «Мессершмитта». Отважный гвардеец, оставшись один, не прекращал атаки, упорно пробивался к бомбардировщикам. Увернувшись от огня четверки немецких истребителей, Котлов взмыл вверх и камнем бросился в гущу «Хейнкелей». Еще один вражеский самолет рухнул вниз.

На Котлова набросилось более десятка фашистов. Гвардеец оказался в кольце, но продолжал биться. Вражеский снаряд оторвал ему выше колена правую ногу. Напрягая все силы, Котлов прицелился и сбил еще одного истребителя.

Самолет Котлова горел. Последним усилием воли пилот выбросился с парашютом. Смертельно раненого героя подобрали на земле наши пехотинцы. Потеряв ногу, он истекал кровью: две пули прошли навылет через его грудь. Через несколько минут он умер на руках товарищей».

Прислал мне Иван Степанович и вырезку из газеты «Известия» от 15 августа 1943 года, где была напечатана статья генерал-лейтенанта авиации Н. Журавлёва «Наша авиация в 1943 году», в которой давался анализ воздушных боёв советских лётчиков и фактически приводился только один пример их подвигов — подвиг Николая Котлова. В статье говорилось о его подвиге примерно тоже, что и в газете «Правда», также сообщалось о 5 сбитых самолётах.

Похоронили Н.С. Котлова в деревне Верхние Холчи со всеми воинскими почестями. В момент похорон летчики авиационного полка, в котором служил Котлов, выполняли в воздухе фигуры высшего пилотажа и салютовали огнем пушек и пулеметов. Затем с аэродрома взлетел сам командир полка Герой Советского Союза майор Василий Шишкин, свечой ушел он на высоту, вращая самолет. Командир делал виражи до тех пор, пока тело его боевого товарища не опустили в могилу. Сразу же после гибели Н.С. Котлова командир 55-го гвардейского истребительного авиаполка В.И. Шишкин представил его посмертно к званию Героя Советского Союза, но командование 1-й гвардейской Сталинградской истребительной авиационной дивизии и 16-й воздушной армии внесло предложение о награждении летчика орденом Отечественной войны 1-й степени.

25 мая 1952 года останки Н. С. Котлова были перезахоронены в сквере павших героев в городе Фатеже Курской области.

Отвечая на мой вопрос, почему же Котлову не присвоили звания Героя Советского Союза, В. И. Шишкин ответил, что, по-видимому, потому, что для получения Героя требовалось сбить не менее 10 самолетов врага. У Котлова числилось 9. Не хватило одного...

В наградном материале на Николая Котлова отсутствует факт его инвалидности. Почему же эта немаловажная деталь не попала в наградной материал? И что интересно, упущена она и в газетах «Правда» и «Известия». Дело не в забывчивости комполка и авторов газетных строк, а в том, что по медицинским меркам Котлов не имел права летать. И скорее всего комполка дал ему самолет под свою личную ответственность и побоялся сказать правду своему начальнику о хромоте своего друга. Если же непосредственное начальство знало всю правду и дало нашему земляку право летать, то оно могло бояться начальства в Москве, куда бы ушло представление к званию Героя. В газетах того времени старались не помещать материалы о советских лётчиках-калеках, боясь, что фашистская пропаганда поднимет на смех нашу авиацию, говоря, что у русских нет здоровых лётчиков и они посылают в бой инвалидов. Это уже после Курской битвы, когда наша авиация завоевала господство в небе, стали отпадать некоторые строгости. Я читал наградной лист А.П. Маресьева на присвоение ему звания Героя Советского Союза, там тоже не вся правда сказана — в нём нет сообщения, что тот летал на протезах, а давались только данные о числе сбитых самолётов.

И кто знает, если бы в наградном материале В. И. Шишкин выложил всю правду о Котлове, то может быть, и нашему земляку было бы тоже присвоено звание Героя. Неужели бы высокое начальство не признало за героизм мужество Николая, преодолевшего свой недуг, бесстрашно пошедшего на бой с врагом и сбившего рекордное число немецких самолётов?!

Кстати, осенью 1988 г. я послал А. П. Маресьеву свой небольшой очерк о Николае Котлове, и он с интересом ознакомился с ним.

Меня заинтересовал вопрос о лётчиках, которые, лишились одной или обеих ног, как А. П. Маресьев, вернулись в боевой строй и продолжали сражаться. Центральный Дом авиации и космонавтики имени М. Фрунзе в мае 1985 г. сообщил, что такими лётчиками в период ВОВ были Л.Г. Белоусов, З.А Сорокин, Г.П. Кузьмин, И. Маликов. Таким лётчиком стал и бывший командир 2-го истребительного полка 16-й авиадивизии полковник Грисенко, сражавшегося рядом с 43-м иап в киевском небе летом сорок первого.

Официальный рекорд по числу сбитых фашистских самолётов за один боевой вылет принадлежит А. К. Горовцу на Ла-5, сбившему 6 июля 43-го во время Курской битвы 9 немецких самолётов Ю-87. Сам лётчик погиб. Котлов сбил 5 самолетов. Я искал в исторической литературе имена тех наших лётчиков, которые сбили бы за один вылет столько же или больше — и не нашёл. Центральный Дом авиации и космонавтики сообщил мне, что он не располагает списком лётчиков, сбивших в одном бою от 5 до 8 самолётов...

Таким образом, нашего земляка Н. С. Котлова можно считать вторым после Горовца по числу сбитых самолётов за один боевой вылет во время ВОВ.

Пусть Н.С. Котлову не присвоили звание Героя Севетского Союза, но он для нас, лотошинцев, всё равно останется Героем. Человек после тяжелого ранения мог навсегда расстаться с самолетом, с фронтом и больше не подвергать себя смертельной опасности. Но не смог Николай ни семьи создать, ни дожить до победы. Своим долгом он считал сделать все возможное, чтобы приблизить День Победы. Во имя своего народа, во имя своей Родины! Честь своего Отечества Николай ставил выше своей жизни, и такие люди навеки должны остаться в памяти потомков.

В. И. Шишкин прислал мне два фотоснимка, на которых сняты в строю лётчики 55-го гвардейского авиаполка. За правым флангом виден большой щит с портретом Николая Котлова. Под портретом надпись: «Кровь Котлова зовет к отмщению!».

«Последний боевой вылет в составе всего полка мы провели 30 апреля 1945 г., сопровождая своих бомбардировщиков ПЕ-2, которые наносили бомбовый удар по рейхстагу. В этом налёте участвовало 72 бомбардировщика ПЕ-2 и более 100 самолётов нашей 1-й гвардейской истребительной авиадивизии, в том числе и нашего 55 гв. иап. Ведущим нашего полка на этом боевом задании был командир полка В. И. Шишкин. Зрелище было внушительное, боевой дух беспредельно высок», — вспоминает комэск Уваров.

7 мая день в дивизии прошёл в митингах под боевыми знаменами, а 9 мая летчики участвовали в параде в честь наступившей долгожданной Победы. А через месяц после того, как отшумели бои в небе Германии, дивизия получила почётное наименование «Берлинской».

В военном зале Лотошинского историко-краеведческого музея есть стенд, посвящённый Н.С. Котлову и всегда посетителям рассказывают о его подвиге. На доме родителей героя-земляка в д. Борки установлена мемориальная доска.

В марте 2005 г. Ушаковской средней школе Лотошинского района постановлением губернатора Московской области Б.В. Громова присвоено имя лётчика-истребителя Николая Степановича Котлова. Эта школа попросила меня получить из Центрального Архива Министерства Обороны копию представления Н.С. Котлова к званию Героя Советского Союза, подписанного ком. полка В.И. Шишкиным. Работая там с 9 марта 2010 года, мне удалось получить этот документ и 6 апреля с.г. Ушаковская средняя школа направила собранный мною пакет материалов с ходатайством к президенту РФ Д.А. Медведеву о присвоении Николаю Степановичу Котлову звания Героя России.

В ноябре 1963 г. после службы в Советской армии я стал работать в Калицинской средней школе  Лотошинского района Московской области вначале учителем производственного обучения, а затем, после окончания пединститута — учителем истории. Здесь от местных жителей я узнал, что под Калицином и соседней деревней Дьяково с 25 декабря 1941 г. по 16 января 1942 г. шли ожесточенные кровопролитные бои. И здесь, в деревнях Калицино и Дьяково, оккупанты замучили десятки мирных жителей.

Мне нашли газету «Комсомольская правда» за 17 марта 1942 г. с большой статьей «Чёрные дни деревни Колицино», где рассказывалось о зверствах фашистов над беззащитными людьми.

Я стал организовывать туристические походы школьников по местам боёв.

В сентябре 1965 г. я был включен в состав Московской делегации на I  Всесоюзном слёте победителей похода молодежи по местам боевой славы советского народа в Брестской крепости. Здесь мы встречались с участниками героической обороны Брестской крепости, в том числе с майором П.М. Гавриловым. Их автографы в альбоме о крепости, кусок оплавленного огнемётами кирпича были переданы мной в Лотошинский историко-краеведческий музей.

Писатель Сергей Сергеевич Смирнов, который первым в стране рассказал о беспримерном подвиге защитников Брестской крепости, на её развалинах обратился к красным следопытам с призывом раскрывать доселе неизвестные страницы Великой Отечественной войны.

22 июня 1966 г., в 25 годовщину начала Великой Отечественной войны, отряд комсомольцев Калицинской средней школы совершил 140-километровый пеший поход по местам боёв 379-ой стрелковой дивизии, освобождавшей с. Калицино, от с. Спас-Заулок Клинского района до пос. Погорелое Городище. Об этом двухнедельном походе мною был снят кинофильм «Дорогой отцов-героев».

В 1968 г. я возглавил группу комсомольцев Калицинской средней школы для поездки в г. Резекне Латвийской ССР, где в июле 1944 г. 379-я стрелковая дивизия за освобождение города получила почётное наименование «Режицкая».

Началась моя переписка с Центральным Архивом Министерства Обороны СССР по установлению номеров воинских частей, адресов командиров, освобождавших во время битвы за Москву Лотошинский район.

Выяснилось, что под Калицином и Дьяковом сражались основные силы 30-й армии генерала Д.Д. Лелюшенко, входившей в Калининский фронт. Здесь вели бои 8, 21, 35 танковые бригады, 18, 24, 82 кавалерийские дивизии, 251, 365, 371, 379 стрелковые дивизии.

Почти все эти стрелковые дивизии были осенью 1941г. сформированы на Урале. Последовала переписка с командирами некоторых полков 348 и 379 стрелковых дивизий, затем я стал приезжать на традиционные встречи ветеранов 30-й армии, 1-й Ударной армии, 348, 371 стрелковых дивизий.

Затем мною были организованы встречи ветеранов 30-й армии у нас в районе с торжественным выносом знамен дивизий и полков.

Собранные мною материалы о наших героях-земляках, о воинах освободителях были выставлены в уголках боевой славы в ряде средних школ района.

Встал вопрос о списках погибших воинов. В середине 60-х годов на памятнике воинам, погибшим у д. Калицино, были выбиты всего 19 имен, хотя жители сообщали, что здесь погибло несколько сотен наших солдат. У памятника в д. Дьяково значилось всего 55 имен, что тоже не соответствовало истине. Пришлось ехать в Центральный Архив Министерства Обороны СССР  (ЦАМО) и изучать списки погибших воинов. В течение нескольких лет работы в ЦАМО список воинов, погибших у д. Калицино увеличился до 300 человек, а в д. Дьяково – более 500.

Частыми гостями в районе стали ветераны 348 и 379 стрелковых дивизий. В 1977 году я возглавил делегацию Калицинской средней школы на места формирования 379 стрелковой дивизии в города Пермь и Кунгур, где встречались с участниками боёв под Калицином и Дьяковом, показали им фильм «Дорогой отцов-героев», бывшему артиллеристу Мелехину подарили гильзу 76-мм снаряда, найденную невдалеке от места, где стояла его батарея.

В 1989 г. я обратился в Министерство обороны СССР с просьбой выделить танк Т-34 для создания памятника воинам 30-й армии у деревни Хилово — там, где три её танковые бригады 25 декабря 1941 г. пересекли шоссе Лотошино-Калинин и нанесли удар в сторону Калицино и Дьяково.

Представитель Бронетанкового управления обещал выделить танк при условии доказательств боевых действий танковых бригад и наличия большого списка погибших танкистов. В ЦАМО удалось найти материалы о боевых действиях 8, 21 и 35 танковых бригад и выписать имена погибших у деревень Калицино и Дьяково танкистах.

Руководство Минобороны слово сдержало, и с Западной Украины к нам был доставлен танк Т-34-85, к сожалению, некомплектный. Мне пришлось несколько раз обращаться к начальнику штаба Московского военного округа. Из Кантемировской дивизии приезжали специалисты и постепенно танк «довели до ума». Мне самому пришлось работать с несколькими архитекторами и создать такой вариант памятника, который в то безденежное время был наиболее приемлемым.

На пьедестале памятника с южной стороны — надпись «Москва», на северной — «Урал», т.к. 80% частей 30-й армии формировалось на Урале. Памятник был торжественно открыт 5 мая 1995 года в канун 50-й годовщины нашей Победы. Сейчас к этому памятнику по традиции новобрачные, делегации школьников и ветеранов.

Лотошинский поисковый отряд «Отечество» был мною создан в августе 1995 года из старшеклассников Лотошинской средней школы №1.

За эти годы отрядом выявлено 15 забытых захоронений советских воинов 16-й, 30-й и 1-й Ударной армий, погибших на территории Лотошинского района в период битвы за Москву. Перезахоронены останки 149 воинов. В отличие от некоторых районов мы не захораниваем найденные останки в одном месте, в какой-то специальный мемориал, а помещаем их в ближайшие официальные братские могилы, там, где лежат боевые товарищи. Приходится выяснять историю боевых действий в данной местности, чтобы захоронить останки в нужной братской могиле. Ведь на памятниках у братских могил установлены доски с именами воинов, погибших в этой местности в соответствующий период. И здесь есть имена тех, останки которых нашли поисковики на каком-то расстоянии от официальной братской могилы. И родственники погибших (а их становится всё больше: помогает узнать судьбу погибших Интернет-сайт ОБД «Мемориал») могут отдать дань памяти своим близким там, где они и погибли и где высечены их имена. А если бы найденные останки вывезли за десятки километров на какой-то мемориал, то как узнать, где же место захоронения данного погибшего воина? Класть цветы на всякий случай и тут, и там, в разных местах?

Самое большое  захоронение воинов 30-й армии было обнаружено нашим отрядом в июле 2006 г. восточнее бывшей деревни Дьяково. Пробные шурфы показали, что здесь наши воины лежат в семь слоёв, общая площадь захоронения составляет 60 м2. Здесь покоятся около 400 воинов, в основном 379 стр. дивизии.

Лучшим поисковиком Антоном Самсоновым было найдено 5 медальонов, записка сохранилась только в одном из них. Она принадлежала Чеснокову Ивану Петровичу из Алтайского края. Племянница погибшего воина сообщила, что её дядя числится пропавшим без вести, неизвестно место и время его гибели. Вероятно, Чесноков И.П. сражался под Дьяковом в 18 кавалерийской дивизии, которая в составе 11 кавалерийского корпуса попала в январе-феврале 1942 г. в окружение во время рейда к Вязьме. В ЦАМО полностью отсутствуют списки погибших этой дивизии, вероятно документы дивизии погибли, когда она пробивалась из немецкого окружения.

В июле 2009 г. по моему предложению администрация Лотошинского района приняла решение о создании на месте обнаруженного под Дьяковом большого захоронения Кургана Памяти. Я написал в совет ветеранов Пермского края (где формировалась 379 с.д.) письмо, где изложил свои соображения о необходимости создания Кургана Памяти и установки на нём памятника. Сделал предложение, чтобы Пермский край принял участие в создании памятника своим землякам-уральцам. Я сделал замечание — нигде на местах боёв уральских дивизий ещё нет памятника воинам-уральцам. Совет ветеранов одобрил моё предложение и решил обратиться к другим уральским областям с призывом принять участие в создании памятника у бывшей д. Дьяково. 30 ноября 2009 года я был приглашён на встречу с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергеем Михайловичем Мироновым, который одобрил мои предложения по созданию Кургана Памяти и обещал всемерную поддержку моей инициативы.

В феврале этого года на месте сооружения Кургана Памяти начались земельные работы. Было завезено более 1тыс. кубометров грунта.

Во время боёв деревню Дьяково фронт на три недели разделил пополам — восточную часть деревни занимали советские воины, а в западной укрепились немцы. И здесь на линии фронта создан лучший в нашем районе мемориал погибшим воинам. Удалось пока узнать имена 550 воинов, хотя в 1980-е годы комиссар штаба 379 стр. дивизии А.И. Кирсанов во время посещения Лотошинского района сообщил мне, что после отступления врага ему поручили захоронение погибших солдат, и под Дьяковом в нескольких братских могилах было захоронено более 600 человек. А сколько ещё «подснежников» вытаяло из-под снега весной?

К этому мемориалу часто приезжают жители района, родственники погибших воинов, чаще всего с Уральских областей, с которыми я установил переписку, снабжаю их свежей информацией, организовываю их посещение нашего района.

В сентябре 2009 г. в лесной местности в 2,5 км сев.-зап. д. Бренево отряд обнаружил большое санитарное захоронение воинов 1-й Ударной армии 41 и 46 отдельных стрелковых бригад. Площадь захоронения около 40 м2. Предположительное число захороненных — 300 человек. Местные жители заявляют, что их должно быть больше. Принято решение благоустроить обнаруженное захоронение, установить на нём памятник и сделать удобный подъезд. Имена воинов, погибших в районе д. Бренево, мною ранее выписаны в ЦАМО.

В 2007 г. отряд обнаружил в лесу у бывшей д. Глазково (1 км восточнее д. Егорьи) останки воинов 17 кавалерийской дивизии 16 армии, погибших на Ламском рубеже 16 ноября 1941 года во время атаки десятков танков 7 немецкой танковой дивизии. По предложению поискового отряда у сохранившихся траншей Ламского рубежа в июле 2008 г. был сооружён памятник воинам-кавалеристам. Присутствующий при открытии памятника президент фонда Героев России Игорь Чмуров согласился с моим предложением воссоздать здесь часть Ламского оборонительного рубежа.

В феврале 2010 г. с помощью интернет-сайта ОБД «Мемориал» удалось получить большой список воинов 17 кавалерийской дивизии, погибших 16 ноября 1941 г. у трёх соседних деревень: Егорьи, Глазково и Ошейкино. Оказалось, что из списков погибших по 13, 91 и 128 кавалерийским полкам официально значится совсем небольшое число имён. Получается, что многие до сих пор числятся как без вести пропавшие. Т.к. дивизия формировалась в Закавказье, многие воины были призваны из Грузии, Армении и Азербайджана. Для уточнения судьбы 29 воинов, призванных из Армении, 22 марта с.г. я послал по электронной почте объясняющее письмо и список погибших с адресами на имя управляющего делами премьер-министра Армении господина Саркисяна.

18 и 19 мая 1044 г. в боях за высоту 222,9 на подступах к Витебску (Белоруссия) в составе 17 гв. стр. див. погибли 19 ребят из Лотошинского района. Все они 1926 года рождения и погибли 17-ти и 18-ти- летними. Я встречался с родственниками погибших и оставшихся в живых воинов, вёл переписку с учителями ср. школы в д. Вороны Витебского района, где захоронены воины, погибшие в боях за высоту. В военкомат Витебского района был передан список лотошинцев, погибших на территории этого района.

На основании собранного очень интересного материала я в июне 2008 г. в районной газете «Сельская новь» опубликовал в шести номерах очерк «Высота под Витебском», а 3 июля того же года возглавил районную делегацию для посещения места захоронения юных лотошинцев в д. Вороны, высоты 222,9. Мы побывали на многих митингах по случаю годовщины освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, подарили музею в д. Вороны экспонаты и сувениры.

Приближается 70-я годовщина битвы за Москву. Целью поискового отряда является максимально тщательнее исследовать места возможных захоронений советских воинов.

По инициативе губернатора Московской области Б.В. Громова началась работа по созданию Книги Памяти «Они погибли под Москвой». Недавно вышел первый том этой книги. В него вошли данные по воинам, погибшим на территории Московской области, фамилии которых начинаются на букву «А». Скоро выйдет и второй том. В районе я руковожу группой, которая принимает участие в создании данной Книги Памяти. Тщательно анализируются полученные из военкомата списки воинов, погибших на территории Лотошинского района. К сожалению, выяснилось, что эти списки очень неточные, в них много ошибок в фамилиях, именах и отчествах. Оказалось, что большое число воинов занесено в списки погибших, хотя они захоронены за пределами нашего района.

В список по пос. Кировский попал Левицков А.Г., убитый 28 августа 1942 г. у села Латошинка. Но в это время уже никаких боёв в нашем районе не было. Выяснилось, что этот воин входил в отряд моряков Волжской военной флотилии и во время Сталинградской битвы пропал без вести в августе 1942 года на северной окраине Сталинграда у села Латошинка. Похожесть в названии с нашим райцентром и привела к такой ошибке. И такие грубые ошибки были выявлены почти во всех списках погибших воинов. В некоторых они составляют до 80%. С помощью интернет-сайта ОБД «Мемориал» удалось значительно увеличить число воинов, погибших на территории Лотошинского района.

 

Новости

Цветаева