EN

Память Сердца

 / Главная / Фонд / Проекты / Международная бессрочная акция «Русский мир – память сердца»  / Статьи и эссе / Память Сердца

В гости к маме. Дипломант международного конкурса «Русский мир – память сердца» в номинации «Солдаты Победы»

Каждый год 5 сентября в Донецк из Харькова приезжает уже немолодой мужчина. Отказавшись от такси и городского транспорта, он идет по утренним улицам города, сжимая в руках два букета цветов. Он не смотрит на прохожих, не разглядывает витрины магазинов. Его взгляд устремлен вниз – зачем каждому встречному видеть вновь набежавшую скупую мужскую слезу. Вот уже 36 лет подряд Александр Дмитриевич Щукин приезжает в Донецкую школу № 44, где 5 сентября 1943 года провела последний день жизни его мама, Ольга Ефимовна Чистюхина.

«Маму я не помню, ведь когда ее расстреляли, мне было всего 2 годика», - говорит уже состарившийся сын. Его голос дрожит, и он на мгновение замолкает. «Но знаю я о ней много», - собравшись с силами, добавляет Александр Дмитриевич. Здесь в Донецке до сих пор живут люди, которые работали вместе с его мамой и даже сидели с ней в одной камере концлагеря в тот роковой день 5 сентября. «Мама была родом из Белгородской, а отец – из Калининской области, но встретились они именно в Сталино (прежнее название Донецка – прим. авт.)», - вспоминает Щукин. Ольга Чистюхина училась в Индустриальном техникуме, а Дмитрий Щукин – в политехническом институте. Отец, как вспоминает Александр Дмитриевич, был настоящим активистом. Именно он организовал первый в Донецке радиоузел. Поженившись, молодая семья с маленьким сынишкой жила в радиорубке неподалеку от политехнического института. «Мама во всем помогала отцу, хотя сама по себе была тоже очень интересным человеком: знала немецкий язык, играла на гитаре и была зачинщицей всевозможных капустников», - с теплотой говорит сын.

Накануне начала войны, успешно сдав сессию, Ольга Чистюхина с маленьким Сашей на руках поехала погостить под Москву к родителям мужа. Но спокойно отдохнуть не удалось - 22 июня прозвучало сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. Не дожидаясь известий из дома, Ольга, схватив сынишку в охапку, помчалась в Донецк, в надежде хоть как-то помочь мужу. Пароходом от Москвы до Сталинграда (ныне Волгоград – прим. авт.), а оттуда через Дон, Ольга с сыном кое-как добрались до Сталино. «Все думали, что война скоро закончится. Но получилось иначе », - рассказывает Щукин.

Когда Сталино оказался под угрозой окружения, началась поспешная эвакуация. Несмотря на то, что маму все уговаривали покинуть город, она пыталась остаться с отцом до конца и отказывалась ехать. Когда кольцо вражеского окружения почти замкнулось, поезда ходить перестали. Люди вырывались из города машинами. Понимая, что нужно спасать жену и ребенка, Дмитрий Щукин уговорил знакомого, у которого была машина, оставить место для его семьи. Когда вещи уже были собраны и надо было ехать, Ольга Чистюхина уступила место в машине своей сестре – матери-одиночке с маленьким ребенком. «Мама до конца надеялась, что ничего страшного не произойдет!» - вздыхает Александр Дмитриевич.

Муж Ольги Чистюхиной, занимавшийся серьезно радиотехникой, был очень скоро отправлен на фронт радистом. Город Сталино был оккупирован немцами. Чувство несправедливости к завоевателям, заставило Ольгу Ефимовну искать друзей, знакомых, готовых бороться с фашистами и привело ее впоследствии в отряд подпольщиков Югова (Михаила Трифонова) и Донского (радиста Кима Лебедько).

«Везде пишут, что на донецкой земле действовал один партизанский отряд, а 200 тысяч скинутых в шахты людей списывают на зверства фашистов, - замечает Александр Дмитриевич. «Немцы просто так никого не расстреливали. Я могу показать акты, в которых черным по белому написано «За доказанную партизанскую деятельность – расстрелять, за недоказанную – отпустить», - заверяет Щукин. Фашисты были очень щепетильными, поэтому все и всех обязательно проверяли. Единственное, что не укладывалось в их головах, почему партизанили не только мужчины, но и женщины.

«Когда маму арестовали в первый раз, ее почти сразу отпустили на подписку о невыезде. Фашисты прекрасно знали, чем она занималась, но отпустили, потому что были уверены, что «фрау с ребенком» побоится вернуться к прежней работе», - объясняет Александр Дмитриевич. Но Ольга Ефимовна поступила по-своему - она просто сменила квартиру. Этот героизм современный человек скорее осудит, чем поймет. Но в военное время против оккупантов боролись все, от мала до велика, обязательно поддерживая друг друга. Так, освобождая из заключения одного из подпольщиков, Ольга Ефимовна обратилась за помощью к женщине, работавшей в тюрьме, на что та ответила: «Ты что, деточка? У меня же дочке 13 лет и сыну 4 годика. Немцы узнают – расстреляют!» Но Ольге Чистюхиной все равно помогла.

Ольга Ефимовна работала день и ночь не только, чтобы прокормить сына, но и дабы помочь «нашим» боевым группам, находившимся уже на подступах к Донбассу. Знание немецкого языка позволило ей устроиться на работу в одну из хозяйственных компаний – «Брюкенпарк», что впоследствии дало возможность установить контакт с немецкими антифашистами. Группа подпольщиков, в которую входила Ольга, собирала информацию о передислокации вражеских армий, спасала людей от немецкого рабства, расклеивала антифашистские листовки, совершала диверсии. Освобождение Донбасса было не за горами. Но случилось так, что в августе 1943 года группу подпольщиков арестовали. Заключенных держали в стенах школы №2 (ныне – школа №44 Ленинского района – прим. авт.), превращенную немцами в школу полицаев. «Их пытали, сильно били. Мне рассказали, что у мамы тогда были ужасные кровоподтеки», - говорит Александр Дмитриевич. Судьба подпольщиков была предрешена…

5 сентября заключенных перевезли в городскую тюрьму, где они пробыли недолго. После зачтения приговора, 30 человек были отпущены за неимением улик, а 9 - приговорены к расстрелу. Перед тем, как сесть в машину, Ольга Чистюхина повернулась к «счастливчикам», которых освободили, и крикнула: «Помните о нас!» Заревел мотор, и машина смерти понеслась в неизвестном направлении. В это время в Сталино уже была слышна канонада советских орудий. Шахты уже были захвачены «нашими» отрядами, поэтому куда немцы увезли подпольщиков, до сих пор никто не знает. Документ об их расстреле был найден в архивах Львова!

Двухлетний сын Ольги остался жив только благодаря тому, что мать, словно предчувствуя трагедию, отвезла его незадолго до ареста к своей сестре в Рубежное. Но и там малышу пришлось несладко. Если бы сестра отца, узнавшая, что ее племянник погибает от голода, свирепствовавшего в Рубежном, не забрала его к себе под Москву, маленький Саша не выжил бы.

Уже став взрослым и приехав в Донецк, сын смог найти подруг матери, которые и рассказали ему о том, что за человек была Ольга Чистюхина. Зная о судьбе своей матери, сын хотел во чтобы то ни стало быть под стать ей. Окончив военное училище, Щукин работал на полигоне испытателем. После университета стал инспектором ядерных установок. Принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также военных катастроф, о которых до сих пор никто не знает. Затем грянула перестройка, а за ней «омріяна незалежніть». Александр Щукин тут же стал преступником, поскольку ядерные разработки были объявлены незаконными. «Я обязан был доказывать, что никому не продаю ни радиоактивный уран, ни стронций. Пришлось находить новые пути самореализации», - говорит он.

Вместе со своей второй женой Галиной Щукиной, биологом по профессии, Александр Дмитриевич разрабатывает первый в Украине и Европе прибор цитологической диагностики. «Исследуя клетки организма, мы создаем полный портрет работы органов человека. Уже 15 лет мы помогаем людям. А недавно нашу идею подхватила одна фирма, которая борется с онкологией. Мы для нее – просто находка», - объясняет он.

У Александра Дмитриевича есть и два сына, знающих о том, куда и зачем каждый год ездит их отец. Но до 2008 года у них никак не получалось составить ему компанию в поездке в Донецк - сентябрь месяц загруженный! Старший сын – ведущий актер Черниговского театра, кроме того снимающийся в кино, младший – студент Харьковского института радиоэлектроники. Но два года назад ребята все же вырвались в наш город. С ними приехала и их сестра… «Я казню себя за то, что никогда не ездила с папой в Донецк. А он столько раз меня звал. Но вы же знаете, как в жизни бывает. Сначала из школы не могла вырваться, потом диссертацию защищала. И в этом году я думала, что меня никак не отпустят. Но начальство, узнав, куда и зачем я еду, дало мне выходной. И вот я здесь!» - рассказала нам старшая дочь Щукина, внучка Ольги Чистюхиной, Ольга Александровна. «Когда я родилась, в нашей семье даже вопроса не было, как меня назвать. Папа сразу сказал: «В честь бабушки!» И я очень гордилась тем, что ношу имя такой героической женщины. Ведь представьте себе, отречься от нормальной жизни и сознательно пойти на смерть в 22 года » - украдкой вытирая слезы, вспомнила 5 сентября 2008 года Ольга Александровна.

Будучи мужем, отцом и дедушкой, 69-летний Александр Дмитриевич могилу матери найти так и не смог. До 1972 года во всех анкетах он вынужден был указывать, что мать пропала без вести. Было время, когда ему запрещали даже приносить цветы в комнату, где висела копия довоенной фотографии мамы. Сейчас все немного иначе.

«Я каждый год приезжаю в школу, - тихо говорит поседевший сын. – Если бы школу назвали в честь мамы, было бы хорошо. Недавно здесь открыли мемориальную доску, уже спасибо! Поймите, я ни от кого ничего не требую. Я просто приезжаю к маме!»

С Александром Дмитриевичем меня познакомила моя мама. Она работает в школе №44 учителем русского языка и литературы. Услышав однажды историю Ольги Чистюхиной, я не смогла не записать ее. С сыном великой подпольщицы я встречаюсь почти каждый год, обязательно присутствуя на его встречах со школьниками. Слушая его рассказ о маме, я снова и снова соприкасаюсь с подвигом маленькой, но такой отважной женщины. В этом году в канун 8 сентября – Дня освобождения Донбасса – Александр Дмитриевич снова приедет в Донецк, возложит цветы к мемориальной доске, посмотрит в глаза повзрослевшим школьникам и обязательно скажет: «Я хочу, чтобы люди помнили своих матерей! Обязательно помнили!» После этих слов, он уйдет, чтобы ровно через год вновь приехать… к маме!

 

Новости

Цветаева