SPA FRA ENG ARA
EN

Память Сердца

Дед Алёша

Трое солдат, спасшихся вместе с дедушкой

Давно отгремела война, оставившая глубокий след в сердцах миллионов людей. Редкая семья не пострадала в годы великого лихолетья. Медленно затягивались глубокие раны в людских душах, а некоторые до сих пор ещё кровоточат, и льются слёзы над фотографиями погибших.

Вот и в семье моей бабушки война оставила глубокую отметину. В битве за Сталинград пропал без вести её старший брат Яков Пирогов. Из последнего письма, полученного с фронта, бабушка хорошо запомнила одну строчку: «Готовимся к бою, или грудь в крестах, или голова в кустах». Больше писем от него не было. Пришло извещение о том, что он пропал без вести.

А недавно в Интернете в списке среди пропавших без вести я увидел Пирогова Якова Васильевича, уроженца села Тирикуль Красноармейского района Челябинской области. Сейчас вместе с родственниками мы пытаемся через военкомат найти место захоронения Якова Васильевича. А в душе бабушки возникла искорка надежды – вдруг он жив, ведь похоронки не было.

Война также резко изменила жизнь мужа моей бабушки, моего деда Алёши. О его судьбе я хочу рассказать. Рассказ о дедушке я составил на основании воспоминаний моей бабушки. Когда он умер, мне было два года.

Молодая семья с родителями и дедами

Мой дедушка, Лазарев Алексей Васильевич, родился в Ростовской области в 1921 г. Его родители, Лазаревы Василий Иванович и Фёкла Денисовна, имели троих детей: Фёклу, Павла и Алексея.

В 1929 г. семья из Ростовской области переехала в Закавказье. Василий Иванович работал бригадиром дойного гурта. Однажды, обходя пастбища в горах, он простудился. Проболев неделю, он умер от пневмонии. В это время моему дедушке было 12 лет. Его мать, Фёкла Денисовна, работала телятницей.

Оставшись без отца, он был вынужден устроиться на работу, чтобы помогать семье. Чтобы пасти телят, приходилось рано вставать и допоздна работать.

В 1939 г. дедушка ушёл в армию. Служил в Кронштадте. В сентябре 1941 г. он должен был демобилизоваться, но началась война. Нападение немцев было настолько неожиданным, что солдаты не знали, где укрыться от пуль, гибли под бомбами. В самом начале войны часть, где служил дедушка, была разбита.

Первым мёдом дедушка угощает внуков

Чтобы спастись, солдаты, оставшиеся в живых, должны были переплыть Финский залив. Из тридцати человек до противоположного берега добрались только трое. В этом им помогли финские рыбаки. Они подобрали плывущих солдат. Один из этих солдат был дедушка Алёша. Домой в это время пришла на него похоронка.

Потом он попал в плен и был отправлен в Германию. Жизнь военнопленных была очень тяжёлой. Без слёз не мог дед вспоминать эти годы. Их держали полуголодными – кормили грязной брюквой и хлебом из опилок, смешанных с ботвой. Немытые, завшивленные, истощённые, советские солдаты не могли мириться с такой жизнью. Поэтому дед вместе с товарищами совершил несколько попыток бужать из тех лагерей, где ему пришлось находиться. Но каждый раз их догоняли с помощью собак и возвращали. За годы войны дедушка сменил четыре лагеря, которые находились в Польше и Германии.

Последний свой побег он совершил, когда уже была объявлена победа. Это было в Германии. Пленных разбудили ночью, построили и погнали. Куда их ведут, никто не знал. Гнали долго по дороге, и люди поняли, что их ведут на расстрел. На привале семерым солдатам, среди которых был и дедушка, удалось бежать. Они ползком, между кочек, скрылись в болоте. Преследовать немцы их не стали, а болото простреляли из автоматов, и в живых их осталось четверо. Неделю солдаты скрывались в болоте, питаясь одной клюквой (всю оставшуюся жизнь дедушка не любил и не собирал эту ягоду, хотя жил среди клюквенных болот). Через неделю они услышали движение колонны по дороге и нерусскую речь. Солдаты поняли, что речь не немецкая, и вышли из болота, поскольку сил скрываться уже не было.

По дороге шла колонна американских солдат. Американцы отнеслись к нашим пленным как к своим родным: накормили, вымыли, одели, надарили подарков. Им предложили уехать в Америку, но дедушка решил вернуться на Родину к своим родным. Он ещё не знал, что матери нет в живых. Получив похоронку на своего сына Алёшу (моего дедушку), она очень переживала. И случилось так, что она случайно попала под поезд и погибла.

До российской границы освободившихся из плена везли на машинах, а по России они шли пешком – как изменники Родины. Военнопленных пригнали в пос. Вахрушево Челябинской области. Здесь дедушка стал работать на шахте, потом на кирпичном заводе в г. Копейске.

В 1945 г. он познакомился с моей бабушкой, Пироговой Антониной Васильевной, и женился. После женитьбы молодая семья построила дом в Вахрушево, и дедушка стал работать токарем на шахте.

В 1949 г. его семья переехала на Кавказ, в Гудермес, где жила его сестра Фёкла. Прожив там девять месяцев, они снова вернулись в Вахрушево. В 1954 г. по путёвке на поднятие целины они переехали в село Алабугу Красноармейского района Челябинской области.

С этого времени дедушка Алексей жил в Алабуге. Все эти годы он работал токарем в МТМ, а перед пенсией по состоянию здоровья из токарей его перевели в мастера. Он был наставником молодёжи, обучал токарному делу молодых ребят, которые до сих пор вспоминают его золотые руки. Он был мастером своего дела, к нему постоянно обращались за помощью односельчане. На любые просьбы он отзывался. Часто после рабочей смены долго задерживался, вытачивая на станке ту или иную деталь. Фотография его постоянно находилась на доске почёта. За добросовестный многолетний труд в 1973 г. дедушка был награждён орденом «Знак Почёта», а в 1981 г. медалью «Ветеран труда». Он был участником социалистического соревнования.

В 1981 г. Алексей Васильевич вышел на пенсию.

Дед был вечным тружеником, за свою жизнь он построил четыре дома, занимался пчеловодством, держал хозяйство, косил сено, помогал своим детям и внукам. Все его дети получили хорошее образование.

У дедушки четверо детей и семь внуков, которые помнят его добрым, заботливым, справедливым, внимательным человеком. В его доме всегда было многолюдно.

Дед всю жизнь очень переживал несправедливое отношение к бывшим военнопленным. Это постепенно подрывало ему здоровье. Его не считали участником войны, несмотря на то, что первый её удар он принял на себя, перетерпел все лишения и невзгоды в плену, ничем не запятнал своей чести и совести.

Но в середине 90-х годов он был реабилитирован и в 1985 г. награждён орденом Отечественной войны за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и медалью «40 лет победы в Великой Отечественной войне».

2 января 1995 г. в возрасте 74 лет из-за тяжёлой болезни дедушка умер, но он навсегда останется в моей памяти.

 

Новости