EN

Виноградов Николай. «Культур-мультур» или воспоминания о любимой бабушке…

 / Главная / Фонд / Проекты / Международная акция "Год культуры Русского мира" / Эссе / Виноградов Николай. «Культур-мультур» или воспоминания о любимой бабушке…

Виноградов Николай. «Культур-мультур» или воспоминания о любимой бабушке…

Культура началась с фигового листка и 
заканчивается, когда фиговый листок отброшен.
Ф.К. Геббель

Ну вот — эссе… Милый моему сердцу жанр «сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь». Ну что же, попробую о современной культуре «непринуждённо и парадоксально»… Эдакие мысли вслух двадцатидвухлетнего молодого человека о культуре в нынешнее время…

Открываю словарь, читаю: «Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др….» Интересно, конечно, но… скучно. Так не пойдёт! «Непринуждённо и парадоксально»… Поехали!

Я считаю себя счастливцем потому, что мне светят два солнца – солнце великой России и маленькой, но тёплой Киргизии. Я считаю себя счастливцем потому, что мои родители, бабушки и дедушки, воспитывали меня на образчиках НАСТОЯЩЕЙ культуры. Я помню, как мне маленькому рассказывала бабушка, как она, приехав в Киргизию из Москвы молодой девушкой, слышала от местных жителей: «Ишь, разводишь тут свой культур-мультур…» Она, действительно, «разводила» (по крайней мере, пыталась) «культур-мультур». Бабушка моя была кандидатом филологических наук и преподавала русскую филологию «золотого века» в национальном университете. Она учила ребят и девушек из далёких горных аулов русской литературе, русской культуре. Вы бы знали, как её уважали…А могу ли я уважать преподавателя, который мне – первокурснику внушал, что русские – это оккупанты и воры, укравшие у великих кыргызов и слова, и литературу и вообще всё (!?). Он заставлял нас покупать его книжки с говорящим названием «Культурология» (и предмет, который он нам преподавал, назывался так же), грозя иначе не поставить зачёт. Мы все купили у него эту книжку и, получив зачёт, весь курс, разорвав это «культурное наследие» на части, выбрасывал его («наследие») в мусорное ведро, стоящее у двери кабинета этого горе-культуролога. Да, сегодня мне стыдно, что я купил эту книгу. Но тогда мне показалось проще и спокойнее отдать эти две сотни наших рублей, чем учить «культуру» от этого «учителя».

Как передаются культурные ценности народа? Через язык, через литературу. Мне кажется, что у культурного человека язык и культура другого народа не могут вызывать ненависть. Когда-то Маяковский написал: «Да будь я и негром преклонных годов, и то без унынья и лени я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин». Я учил и учу русский язык не за то, что «им разговаривал» вождь большевиков, а за то, например, что это – один из шести основных языков, принятых ООН для международного общения. Производство, торговля, история и география не позволяют Кыргызстану «отплыть» от России – мы не на льдинах. Мы обречены историей до конца света жить бок о бок. Большое число терминов пришло во многие языки из языков других народов, в том числе в русский и кыргызский. В Интернете — всемирной паутине – огромное количество информации на русском, английском. И если ты не хочешь остаться за бортом цивилизованного мира, то ты не обойдёшься без знания хотя бы одного из мировых языков, в число которых входит и русский язык. Так решила история, и никто не в состоянии её изменить. Сегодня на планете русским языком в той или иной степени владеют около полумиллиарда человек, в том числе большинство населения стран Содружества. 

"Без русского языка сейчас невозможно развивать настоящую полноценную культуру ни одной из стран, входящих в Содружество независимых государств, - сказал Чингиз Айтматов. - Не мешая, а способствуя развитию национальных языков, русский язык в то же время служит мостом, связывающим наши культуры с мировой культурой". Как справедливо отмечал Айтматов, «русский язык – единственная лошадка, на которой литература маленького народа может въехать в большую литературу». Сам Айтматов писал и на кыргызском, и на русском языках. Он вошёл в историю русской литературы «повестями гор и степей», которые дышали молодостью, свежестью, любовью к родному краю, к людям, живущим в горах Тянь-Шаня, окружающих великое озеро Иссык-Куль. Он рассказал миру о стране, где «небо измеряется высотой взлетевшего коршуна». По его произведениям «Тополёк мой в красной косынке», «Прощай, Гульсары!», «Белый пароход» о красивейшей природе нашей страны, о традициях и культуре кыргызского народа узнал сначала многомиллионный мир русскоязычных читателей, а затем, когда книги были переведены с русского на другие языки, и весь мир… 

Захожу в университет. Все подходы к нашему «естественнонаучному» корпусу заплёваны, так, что просто некуда ступить. Группки молодых людей – студентов – «культурные» представители будущей элиты, весело болтают и… плюют, плюют… Это что? Оказывается – культура. Так они мне объяснили, когда я поинтересовался, почему все плюют. Это культура народа? Или всё же Айтматовский «тополёк в красной косынке»?..

Недавно умер хороший Человек – Токтосунов Асан Токтосунович. Высокий восьмидесятилетний седовласый красавец-интеллигент, член-корреспондент НАН КР, доктор биологических наук, Учитель (он многие десятилетия преподавал биологию в нашем университете), в прямом смысле наглядный пример культурнейшего человека. Незадолго до его смерти я забежал по какому-то делу к нему в кабинет, он сидел один за рабочим столом и… горько беззвучно плакал. Я к нему: «Что случилось?» Асан Токтосунович, сквозь рыдания, мне поведал: «Эх, Коля,… иду я сегодня мимо нашего главного корпуса на работу и вижу: сидят три девушки-студентки у фонтана, разложили газету, на ней бутылка водки, пластиковые стаканы, конфеты… Я подошёл к ним и сказал: «Девочки, как же вам не стыдно, вы же здесь учитесь, здесь ходят преподаватели, где же ваша совесть, культура? А девушке стали смеяться и говорят: «Дед, не парься! Тебе чего надо? Водки налить? Что за базар: «культур-мультур» (эх, моя милая бабуля!). Давай вмажь с нами и вали…» Как же жить, Коля? Как им можно что-то объяснить?» Вы представляете: он рассказывал это мне и плакал! А я не знал, что ему сказать. И сейчас не знаю. Да уже и не скажу ему никогда и ничего. Этот культурнейший человек ушёл навсегда. Ушёл, я уверен, с болью в сердце. Я был в шоке и не смог ничего ответить Асану Токтосуновичу, просто посидел с ним, пока он немного успокоился. Да, конечно, он умер не от этого, но как он плакал… Сидят они где-то на облаке рядом с моей бабушкой и грустно смотрят вниз на нас, вспоминая каждый свой «культур-мультур»…

Почему это произошло? Наверное, потому, что этим девушкам, как и мне 5 лет назад, на первом курсе, читал лекции великий «культуролог», заставляющий покупать своё культурное наследие перед зачётом. Жаль, очень жаль, что уходят преподаватели, несущие не только знания, но и настоящую культуру. Уходят они, увы, безвозвратно. На их место часто приходят иные.

Мне 22 года, уже пять лет я в составе общественной организации «АКМЕНА» участвую в мероприятиях, посвящённых науке. Мы рассказываем школьникам и молодёжи о химии и физике, астрономии и космонавтике. Ребятам это интересно. Они почти ничего не знают, в школах об этом не говорят. Сейчас в старших классах просто «натаскивают» на сдачу тестов. Разговариваем мы все на русском языке. Разговариваем и о науке, и о культуре, и о литературе… Обо всём. И никто ни разу мне не сказал: «Говори по-киргизски!» Нам интересно общаться. Мы слышим друг друга. Мы не так давно говорили и о культуре. И я сочинил для них, для ребят, почти моих ровесников, но которые уважительно называют меня Мугалим (учитель по-киргизски):

КУЛЬТУРА В НАШЕ С ВАМИ ВРЕМЯ
НЕТ, НЕ ДОСТОИНСТВО, А БРЕМЯ.
ТОЛСТОГО, ПУШКИНА ЧИТАЕШЬ?
ТЫ ВРЕМЯ ЦЕННОЕ ТЕРЯЕШЬ.
«ДОМ-2» - ВОТ ЭТО ДА! КУЛЬТУРА!
ЗДЕСЬ РУССКИЙ МАТ, КАК ПАРТИТУРА,
РАЗВРАТ ЗДЕСЬ, МЕРЗОСТЬ, МОРДОБОЙ
ВЕДУТ НАС К СЧАСТЬЮ ЗА СОБОЙ…
А ВОТ ОТ «КАМЕДИ» ОТ КЛАБА
КУЛЬТУРА… ЧТО Ж, ДЕРЖИТЕ «КРАБА»…
КУЛЬТУРА МАТЕРИТЬСЯ, ПИТЬ –
С ТАКОЙ «КУЛЬТУРОЙ» ПРОЩЕ ЖИТЬ…
ЭХ, МАЛО У МЕНЯ ЗНАКОМЫХ
КУЛЬТУРОЙ ИСТИННОЙ ВЕДОМЫХ.
НО ЕСЛИ НАС ОБЪЕДЕНИТЬ –
КУЛЬТУРЕ НАЖЕЙ ЖИТЬ И ЖИТЬ!...

Ох уж этот пресловутый «Дом-2»… Больше десяти лет (!) этот горе-проект вбивает во всё новые молодые головы «культуру» общения. Зачем? Наверное, кому-то это нужно, чтобы ребята стремились превратиться в тупую груду мышц, а девушки в кукол без души, без сердца, без малейшего представления о культуре. Многие стараются не пропустить ни одной серии, подражают «героям». От ученицы лет четырнадцати услышал: «Мне мама сама говорит, чтобы я смотрела «Дом-2». Потому что там учат жить и общаться, там учат современной культуре (!?)…» Я был в шоке. Ну что тут скажешь? Если мама заставляет дочку смотреть «Дом-2» и сама видит в этой передаче эталон культурного общения… Тогда про тех, с кем предпочитаю общаться я, можно сказать словами героя из фильма  «Дом, который построил Свифт»: «Вы великий человек, сэр, не испорченный культурой». Вот уж точно: современной культурой по-моему, можно если не убить, то испортить точно. Тут уж не до фигового листка. Тут бежать надо и прятаться от такой «культуры»…

Нужен ли сегодня России человек, говорящий по-русски, но живущий за пределами России? В марте Россия всему миру доказала, что нужен! Нужен, несмотря на жуткое давление и бескомпромиссную ложь со стороны Америки и Европы. Крымчане устали от того, что делали с ними четверть века. Они устали от запрета говорить по-русски. От запрета называть детей русскими именами, от фашистских лозунгов. И Россия протянула крымчанам руку, не побоявшись грозных окриков Америки. Да, у нас не кричат сегодня: «русских на верёвки или на ножи». Но русских в Киргизии и осталось-то совсем немного. Нам не кричат в лицо: «Катитесь в свою Россию», как это было в начале девяностых. Уезжающие сегодня, не продают имущество за копейки, а стараются (и это получается) продать всё как можно дороже. Да, уезжают и сегодня. Но уже не русские, а киргизы, не нашедшие здесь работу. И вот тут то и начинаются проблемы. Многие тридцати- и двадцатилетние, те, кто едет искать лучшую долю в России (а большинство стремится именно туда), русского языка не знает, о русской культуре не имеет ни малейшего представления. Если у нас в столице депутаты Верховного Совета режут прямо у Дома правительства барана, дабы изгнать злых духов (!?), то и киргизам, приехавшим в Россию, разумеется, можно делать тоже самое. А ребятам с Кавказа – останавливать движение половины Москвы, танцуя лезгинку на Садовом Кольце… Какая культура? О чём вы?

Пожалуй, пора объединяться нормальным вменяемым людям, понимающим к чему может привести нынешняя «культура». Я удивился, прочитав как-то, что для победы зла всего-то и нужно, чтобы добрые люди просто ничего не делали. О, мы видим к чему это приводит. Добрые культурные  люди старались не замечать фашистов на Украине. И что? Теперь им приходится или принять культуру фашистов – кто не скачет, тот москаль (а раз москаль, то москаляку – на гиляку) и тупо скакать или погибнуть от рук «окультуренных» фашистской идеологией и пропагандой. Нам пора объединяться и противопоставить этому что-то здоровое, правильное…

Айтматов писал: «Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определять своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём». Ещё он говорил, что «мы есть то, что мы помним и ждём». И ещё: «Без русского языка сейчас невозможно развивать настоящую полноценную культуру ни одной из стран, входящих в Содружество независимых государств. Не мешая, а способствуя развитию национальных языков, русский язык в то же время служит мостом, связывающим наши культуры с мировой культурой». Жаль, что эти слова сегодня стараются не вспоминать. 

В апреле в одной из столичных школ мы провели классный час, посвящённый космосу. «Что вы знаете о космосе?» – спрашиваю ребят. И что слышу в ответ? Ребята воодушевлённо начинают обсуждать… Космоса-Дюжева из «Бригады» (?!). Возведённый в ранг героя бандит-наркоман, на которого равняются мальчишки уже больше десяти лет. Романтика зоны, вбитая в юные души. Они стараются подражать этим бандитам в говоре, в мимике… Космос для них – это бандит-наркоман! А кто из них знает Салижана Шарипова, нашего земляка? Кто из них знает, что он дважды был в космосе? НИКТО о нём не знает! Не знает НИЧЕГО… Гагарина всё же знают, да. А вот дальше – пустота. Спрашиваю: «А знаете ли вы Королёва?» В ответ радостно хором: «Дааа!» «Королёва – это Наташа, жена Тарзана!»… Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Руки опускаются после таких слов. Но что делать? Стараюсь с нашими АКМЕНовцами рассказать им, что космос – это нечто иное. Красивое, манящее к себе учёных и поэтов. «Открылась бездна – звёзд полна, звездам числа нет, бездне дна…» Читаем им стихи, подбираем волшебные снимки в Интернете…

Сегодня мы знаем, что за русский язык и русскую культуру убивают. Мы видим, что происходит на Украине, и ужасаемся вместе с учениками. Когда учителя вместе с учениками хором, как зомбированные какими-то дьявольскими силами, кричат: «Русских на ножи…» мне становится страшно. Ведь это именно учителя внушают эти лозунги своим ученикам. Как им живётся – этим «учителям»? Комфортно? А молдавский учитель («герой» Ютуба), который вместо того, чтобы рассказывать ученикам о том, как огромен и прекрасен мир, о географии, о континентах и странах, весь урок надрывно твердит о том, как он будет убивать и вешать своих учеников лишь за то, что они русские и говорят по-русски… Мои ученики это смотрят и задают страшные вопросы: «А Вы, Николай Викторович (это они меня так называют), тоже пошли бы нас убивать по приказу Правительства России?» …Иногда кулаки и сердце сжимаются от ужаса и бессилия. Думаешь: «Господи, ну что же делать? Как не дать пропасть этим мальчишкам и девчонкам?» И тогда берёшь хорошие книги и начинаешь читать вместе с ними, а потом обсуждать прочитанное. Стараешься дать им понять, что не все учителя такие, как этот фашист-молдаванин, как те, кто призывает вешать их ровесников лишь за то, что они другой национальности и говорят на другом языке. Пытаюсь объяснить тем, кто считает меня учителем, что нет хороших языков и нет плохих. Как нет плохих и хороших культур. Есть КУЛЬТУРА вообще. С общими ценностями. Что каждый решает сам, какой язык ему нужен, какой учить, на каком говорить и думать. Пытаюсь внушить им, что сколько языков ты знаешь, столько жизней и можешь прожить. 

Несмотря ни на что, я всё-таки верю, что пока есть мы, для кого Россия, великая русская культура, волшебный русский язык не пустой звук, наши ученики будут знать и Пушкина и Толстого. Они будут мерить небо Киргизии полётом беркута, как их великий земляк Айтматов и знать, что космос – это нечто большее, чем наркоман из бандитской бригады. Они будут уважать культуру и язык России. России, которая показала, наконец, всему миру, что она не контужена западом, как это казалось. Что она – РОССИЯ – великая страна, язык и культуру которой знать престижно и нужно!

Кто-то хорошо сказал: «Раньше расстояние до Луны мерялось километрами, а сейчас долларами…» Это так. Купить можно многое, почти всё. Но вот возможность быть культурным человеком купить нельзя. 

Двадцать лет назад Виктор Цой пел:

Перемен требуют наши сердца!
Перемен требуют наши глаза!
В нашем смехе, в наших слезах и в пульсации вен –
Перемен! Мы ждем перемен!

Наверное, молодым всегда хочется перемен, движения вперёд. А в Китае говорят: «Не дай вам Бог жить в годы перемен». Мы живём именно в такое время. Время постоянных перемен, стрессов и тревог. Философ Томас Карлейль писал: «Человек не должен жаловаться на времена, из этого ничего не выходит. Время дурное: ну так что ж, на то и человек, чтобы улучшить его». Сможем ли мы улучшить время, в котором нам жить, сможем ли мы создать новое время, новую жизнь – зависит только от нас самих. Будем стараться! Ведь ещё великий Лев Толстой сказал, что «пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, нужно самому делать её». Ну что ж, время для жизни не выбирают – в нём живут. А вот друзей, культурные ценности каждый выбирает для себя сам. Я свой выбор сделал. И это точно не «Дом-2», не «Камеди Клаб», не группа «Ленинград»…

«Большая часть людей, которых мы называем культурными, — это люди, обладающие воображением, но начисто лишенные понимания естественной правды, в чем, собственно, и состоит настоящая культура. Нынешнее время лишь сумерки культуры…», - это слова Августа Эйнзиделя, 18 век. Или всё же это век 21-й?

Работа публикуется в авторской редакции

Новости

Цветаева