EN

Авакян Тамара. Скрытая связь дарований

 / Главная / Фонд / Проекты / Международная акция "Год культуры Русского мира" / Сочинения / Авакян Тамара. Скрытая связь дарований

Авакян Тамара. Скрытая связь дарований

Кто такой Михаил Юрьевич Лермонтов? Ответ вполне предсказуем: «Великий русский поэт и прозаик». Конечно, и спорить тут не о чем. Но для меня он гений не только пера, но и кисти. Многим известны прекрасные лермонтовские акварели, рисунки, картины. Но достаточно ли мы представляем себе масштабы дарования Лермонтова-художника? Тем более, что для него самого живопись была чем-то вроде увлечения, хобби, так что  профессионалом себя в этой области искусства он не считал.

Я родилась и живу на Северном Кавказе, а как вы знаете, и творчество, и  жизнь, и смерть Лермонтова  тесно связаны с Кавказскими Минеральными Водами. И, конечно, я посещала место дуэли и место первого захоронения поэта, а также другие памятные уголки, связанные с его именем. А вот Лермонтовым-художником я заинтересовалась, побывав в Государственном  музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова, который находится в Пятигорске. И именно там зародилась моя любовь к нему как к художнику.

Литературный отдел, где выставлены не только рукописи, но и рисунки поэта, расположен в бывшем доме генерала Петра Семёновича Верзилина. Здесь Лермонтов часто бывал летом 1841 года. В одном из залов этого исторического особняка помещены изображения поэта, сделанные в разное время разными художниками. Удивительно, но возникает чувство, что при внешнем сходстве на портретах изображены разные люди! Пришлось позже заглянуть в Лермонтовскую энциклопедию и в статьи известного лермонтоведа Ираклия Андроникова, чтобы понять эту странность. Оказывается, даже современники поэта, хорошо знавшие его, расходились в описаниях его внешности. Одних поражали большие глаза поэта, другие запомнили выразительное лицо с необыкновенно быстрыми маленькими глазами. По одним воспоминаниям, глаза Лермонтова «сверкали мрачным огнем», другой мемуарист запомнил его «с пламенными, но грустными по выражению глазами», смотревшими на него «приветливо, с душевной теплотой». Так каким же был наш любимый поэт? Может быть, самым правдивым является его знаменитый автопортрет 1837 года? Это изображение, которое Лермонтов написал акварелью, глядя на себя в зеркало. Считается, что это одна из его лучших живописных работ. Лермонтов изображён на фоне кавказских гор. Немного неверные пропорции делают его лицо более живым, непосредственным. Поэт одет в куртку с красным воротником, на одно плечо накинута бурка. В правой руке он держит шашку. Задумчивый, печальный взгляд устремлён  вдаль. Кажется, именно в этот момент в его голове рождаются строчки: «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» Ни один из портретов так сильно не затронул меня и не совпал с моим восприятием поэта. Именно таким я себе представляла Лермонтова, читая его поэмы, изучая его короткую трагическую биографию. Я была поражена и восхищена, узнав, что автором этого портрета является сам Лермонтов. Так началось моё знакомство с Лермонтовым-художником. 

Лермонтов любил рисовать с детства. Пол в детской комнате был покрыт сукном – мальчик рисовал на нём цветными мелками. Даже на самом раннем портрете работы неизвестного художника, где будущий поэт изображён  ребёнком трёх-четырёх лет, отражена его склонность к рисованию: правой рукой он что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Но в те годы все дворяне должны были обладать художественными навыками, это было в порядке вещей. Рисованию юный Лермонтов учился у А.С.Солоницкого, а позже у П.Е.Заболотского - популярного тогда художника, который написал два портрета поэта, один из которых часто используют в учебниках.

Любопытство и желание узнать поэта с ранее неизвестной мне стороны привели меня в библиотеку, где я нашла альбом с репродукциями рисунков, акварелей и картин Лермонтова. Изучая его, я поняла, что если бы Лермонтов придал большее значение искусству живописи и начал развивать свой талант, из него бы вышел великий художник. Лермонтову-поэту всегда помогал Лермонтов-художник. Существует тесная, хотя иногда и скрытая связь этих дарований. 

Большинство картин его связано с Кавказом. И это не удивительно: виды скалистых гор и мрачных ущелий завораживают своей величественной красотой. Лермонтов, обладая тонким чувством прекрасного, поэтическим талантом и даром живописца, не мог не отразить свои чувства теми средствами искусства, которые были ему подвластны. Интересно, что очень знакомый мне вид – Горячеводск (ныне Пятигорск) и гора Бештау - изображен на самой ранней из дошедших до нас лермонтовских акварелей. В пояснении к своему рисунку 1825 года юный Лермонтов очень точен, и мы понимаем, что этот неумелый ещё пейзаж не игра детского воображения, а попытка мальчика сделать зарисовку с натуры. Так Кавказ, край первозданной природы, край свободы и чести, впервые открылся поэту, когда ему было всего десять лет.

В кавказских пейзажах Лермонтова чувствуется поэтическое восприятие им окружающего. Смотришь на снежные вершины, бурные горные реки, заснеженные перевалы, огненное закатное небо на картинах Лермонтова,  и в памяти невольно всплывают строчки:

Прекрасен ты, суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы,
Когда, как дым синея, облака
Под вечер к вам летят издалека…

Все эти пейзажи поэт видел во время своей службы на Кавказе, немало ему пришлось поездить и по Военно-Грузинской дороге. Мог ли он писать свои полотна прямо на месте? Вряд ли у него было на это время. Талантливый художник, он делает наброски. Он пишет С.Раевскому с Кавказа: «Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собою порядочную коллекцию». Набросков карандашом в тетрадях Лермонтова множество, но полотно на скорую руку не напишешь. В Петербурге на основании этих набросков он пишет картины, которые дарит родным и знакомым. Интересно, что его живописные пейзажи не являются прямыми иллюстрациями к его произведениям, но заставляют вспомнить и его поэзию, и его прозу.

Вот перед нами классический панорамный пейзаж «Пятигорск» (1837-1838). Сколько раз я любовалась уже современным Пятигорском именно с этой точки! Так же, как любовался городом поэт в таком далёком XIX веке. Представьте, что мы стоим на склоне Машука чуть ниже Эоловой Арфы. Справа к гроту (позднее его назовут Лермонтовским) ведет извилистая тропинка, слева – кусты, почти скрывающие небольшой домик под черепичной крышей. В центре открывается вид на Пятигорск, уютно расположившийся в живописной долине. Ещё дальше – долина Подкумка, вершины Юцы и Джуцы, а за ними – белый двуглавый Эльбрус. Как же тут не вспомнить страницы «Героя нашего времени»! «Вчера я приехал в Пятигорск, - записал Печорин в журнале, - нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли […] Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом...».

На картине «Дарьяльское ущелье и Замок Тамары» (1837) среди отвесных скал яростно клубится свирепый Терек. На вершине неприступного утёса – развалины старинной башни. Этот романтический пейзаж овеян таинственными легендами. Они поразили когда-то воображение поэта и нашли отражение в стихотворении «Тамара»:

В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на чёрной скале.
В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.

Среди его работ акварелью есть не только виды природы, но и зарисовки кавказского быта, так любимого поэтом. На рисунке «Лезгинка» характерная сцена из жизни Тифлиса: с наступлением темноты замирает шумный торговый город, зато оживают плоские крыши тифлисских домов – под звук бубна девушки танцуют лезгинку. Но ведь эта сцена есть и в поэме «Демон»! Та же живопись, только словесная:

В ладони мерно ударяя,
Они поют - и бубен свой
Берет невеста молодая.
И вот она, одной рукой
Кружа его над головой,
То вдруг помчится легче птицы,
То остановится, глядит -
И влажный взор ее блестит
Из-под завистливой ресницы;
То черной бровью поведет,
То вдруг наклонится немножко,
И по ковру скользит, плывет
Ее божественная ножка…

Лермонтов был и отличным баталистом. Он умеет передать динамику, движение, изображая битву, скачку, преследование. Поистине потрясают рисунки Лермонтова, изображающие сражение при Валерике (1840). Это не вымышленная война, не выдуманное сражение. 11 июля 1840 года поручик Тенгинского пехотного полка М.Лермонтов участвовал в кровопролитнейшем сражении на левом фланге кавказской линии, в Чечне, у речки Валерик (в переводе с чеченского «речка Смерти»). Он проявил в этом сражении поразительное хладнокровие и отменное мужество, был отмечен командованием, но в наградах ему царём было отказано. Тогда же, после битвы, появились первые карандашные наброски, рассказавшие об этом событии. В письме своему другу А.Лопухину он пишет о битвах, после которых «в воздухе долго пахнет кровью и всё кажется приторным». И стихотворение «Валерик» - одно из самых глубоких размышлений о противоестественности войны. Нет, ни один из лермонтовских рисунков не является иллюстрацией к стихотворению, но, несомненно, тесная связь между ними определяется общей идеей: нельзя оправдать бессмысленную жестокость войны. В «Валерике» (это стихотворное послание Вареньке Лопухиной, которую поэт нежно любил) есть строки:

И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?

А теперь обратимся к Лермонтову-портретисту. Как тут не восхититься множеством дарований, которыми судьба наградила одного человека! Даже мастера живописи создают свои полотна обычно в каком-то одном жанре: есть пейзажисты, портретисты, баталисты, анималисты, иллюстраторы… А перед нами не художник даже, а поэт, которому подвластно в живописи всё! Мне хочется представить Лермонтова за мольбертом или рисующим в альбоме. Что он чувствовал при этом? Почему ему недостаточно было «из  пламя и света рождённого слова» для  выражения своих мыслей, эмоций?

Итак, всмотримся в лица людей, изображённых на лермонтовских портретах.  Перед нами воображаемый предок поэта Лерма. Он в средневековом испанском костюме, с широким кружевным воротником и орденской цепью на шее. Лермонтов испытывал к Испании особый интерес, считая, что предки его ведут свой род именно из этой страны, но позже он узнал, что его фамилия происходит из шотландского рода Лермонт. Поэт подарил этот портрет, написанный на холсте масляными красками, Лопухину. Друзья, видевшие этот портрет, считали, что автор придал мрачноватому, таинственному предку свои черты.

В испанском облачении Лермонтов написал девушку, которую любил до самых последних своих дней: Варвару Лопухину, или Вареньку, как её звали в семейном кругу. Она не дождалась от поэта признания в любви и вышла замуж за нелюбимого. Разрушилось счастье, которое было так близко… Лермонтов посвятил ей стихи, полные нежности и восхищения, он написал акварелью три её портрета. Всмотримся в «испанский» портрет Вареньки – молодая женщина под чёрным покрывалом, с опущенными глазами – воплощение достоинства, скромности, чистоты… Тот же образ в стихах «Она не гордой красотою прельщает юношей живых…»:

… все её движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.

Часто в лермонтовской графике возникает образ горца. Мы знаем, что Лермонтов с юных лет горячо сочувствовал борьбе горцев против власти российского самодержавия. Даже выполняя свой офицерский долг на Кавказе, он восхищался мужеством и свободолюбием кавказских народов. Свои наблюдения и впечатления Лермонтов обобщил в портрете, который так и назван - «Черкес» (1838). Перед нами мужественный облик обитателя  кавказского края. Воин изображён на фоне гор, которые олицетворяют для него родной край, за свободу которого он готов отдать жизнь. Черты  сурового горца выразительны, тщательно выписаны детали одежды, и   можно решить, что портрет написан с натуры. Однако есть точные сведения, что полотно это, выполненное маслом, создано Лермонтовым по памяти, в Новгороде, где он находился после первой кавказской ссылки, прежде чем ему было разрешено возвратиться в столицу. Лицо изображённого на картине черкеса написано с сочувствием, уважением.

Меня восхищают многочисленные лермонтовские наброски, сделанные карандашом или тушью. У поэта это получалось просто мастерски, великолепно. Скачущие всадники, пейзажи, офицеры, дамы и многое-многое другое… Иногда это рисунки на отдельных листах, а иногда - причудливая сеть набросков пером, где на одном листе смешались портреты, бытовые и батальные сцены. Обложка неоконченного исторического романа «Вадим» - самое оригинальное произведение Лермонтова-рисовальщика. В причудливом кружении теснятся здесь образы, то словно исчезая в толпе, то возникая вновь. Необыкновенно смело и свободно, одним-двумя штрихами намечает автор головы, фигуры… В рисунке чувствуется безграничная фантазия и романтическая свобода. Интересно, что эту сложную композицию нельзя назвать иллюстрацией к роману, скорее это мысли Лермонтова, образы, теснящиеся в его творческом воображении, одни из которых уже воплощены, а другие лишь ждут своего воплощения.

Особенно мне нравятся его лошади. Буквально две-три уверенные линии - и вот перед нами скакун, готовый встать на дыбы в ту же секунду. По воспоминаниям современников, Лермонтов охотно рисовал несущегося коня. В нём он воплощал свою мысль о воле, свободе:

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскачу,
В степь, как ветер, улечу.

Интересен такой факт: пушкинские рукописи буквально испещрены профилями, фигурами его друзей и знакомых, а также героев произведения, которое он в данный момент сочиняет. У Лермонтова рисунков на полях рукописей почти нет. Почему? Видимо, мысли Пушкина воплощались в слове и рисунке одновременно, у Лермонтова скорее всего графические образы рождались не в процессе писания стихов, а как бы параллельно, на других листах. Рисунки Лермонтова и созданные по ним картины – замечательная хроника его жизни, его странствий и творческой биографии.

И если раньше Лермонтова-художника исследователи его творчества всерьёз не воспринимали, то теперь неоспоримо доказано, что его рисунки и картины – не развлечение странствующего офицера. Это значительная, важная часть всей его вдохновенной и упорной работы, это своеобразные записные книжки – живописный дневник его жизни и странствий.

Пейзажи и бытовые сцены, портреты и карикатуры, сражения, атаки, всадники; карандашные наброски и рисунки пером, картины маслом и акварелью – всё принадлежит одному человеку, который с одинаковым блеском работает в разных жанрах и техниках. И этот человек – Лермонтов, которому судьбой было отпущено всего двадцать семь лет жизни. Но какими насыщенными были эти годы! Он страдал и любил, размышлял и творил, всматриваясь в мир зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника.

Работа публикуется в авторской редакции

Новости

Цветаева