EN

Ислямова Эльмаз. Константин Паустовский – писатель и человек

 / Главная / Фонд / Проекты / Международная акция "Год культуры Русского мира" / Сочинения / Ислямова Эльмаз. Константин Паустовский – писатель и человек

Ислямова Эльмаз. Константин Паустовский – писатель и человек

Паустовский-человек… Паустовский-писатель… Удивительное сочетание таланта и духовности, трудоспособности и человечности… Почему так любят Паустовского? Почему его книги неизменно вызывают чувство нежности, глубокой симпатии? Наверное, много ответов на эти вопросы… А я думаю, любят потому, что он художник с головы до ног, он артистичен и изящен. Любят потому, что по каждой строке видно, что ему самому было интересно писать. А это не может не передаться читателю. Но дело, кажется, не в этом. Чтобы пробудить такую любовь, надо уметь находить в человеческом сердце то самое светлое, что легко теряется в сутолоке ежедневных забот.

Мне кажется, К. Г. Паустовский принадлежит к числу писателей, которые не врываются в душу, не стараются сурово и жестоко распорядиться в ней, не заставляют, как Достоевский, напряженно думать о философских вопросах бытия. Напротив, писатель Паустовский полон стремления заставить каждого из нас радоваться жизни, подумать о том, что мы живем, и о том, для чего мы живем. Он и сам как будто радовался, что живет на земле. Это редкость, потому что из-за всяких забот мы легко забываем о счастье жизни. Мы не видим, не замечаем, как хорош лес, как прекрасен закат, как музыкален дождь. А Константина Георгиевича  ощущение радости жизни никогда не покидало. Я бы сказала, что это был  человек, щедро наделенный талантом восхищения. И это ясно чувствуется в его книгах.

«Много было примет осени, но я не старался их запоминать. Одно я знал твердо – никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединенной с легкостью на душе и простыми и ясными мыслями. 

Важно было ощущение осени, тот строй чувств и мыслей, какой она вызывала. А все, что называется материалом, - люди, события, отдельные частности и подробности, - это, как я знал по опыту, надежно спрятано до поры до времени где-то внутри этого ощущения осени. Как только я вернусь к этому ощущению в каком-нибудь рассказе, то все это тотчас появится в памяти и перейдет на бумагу».

Паустовский был добр до чрезвычайности к любому человеку, к цветам, к детям. Это правда. Но Вениамин  Каверин вспоминал, что мало видел людей, которые были бы так жестки, так определенны, когда всуе поминали тех, кого он любил, или говорили о них дурно. «Здесь Паустовский становился каким-то каменным или таким – олово со свинцом – сероватым, тяжелым, глаза делались насмешливыми и злыми. Причем надо сказать, что смеяться и подшучивать он умел и очень добро, как всякий одессит, и в равной мере зло, глубоко зло, как может человек, который знает людей и знает, кто чего стоит» 

В книге «Далекие годы», которую, мне кажется, смело можно назвать одной из лучших, у К.Г. Паустовского есть одна сцена, заставившая меня задуматься. Семнадцатилетний гимназист едет к умирающему отцу. Отец умирает от рака горла, он не может говорить. С трудом произносит несколько слов: «Боюсь… погубит тебя…бесхарактерность.» Эта сцена запомнилась мне, потому что любопытно, как отец, которого Паустовский очень любил,  все-таки не понимал сына. Современники утверждали, что более волевого человека, чем Константин Георгиевич, трудно было найти. Его не погубила бесхарактерность. Напротив, во всем, что он писал, что он говорил, во всем, что делал, в том, как поступал, были видны целеустремленность, воля… И восхищение жизнью. 

Доказательством могут послужить строки из автобиографии писателя: «Одно время я всерьез думал стать моряком. Но вскоре мечта о писательстве вытеснила все остальные. Писательство соединяло в себе все привлекательные профессии мира. Он было независимым, мужественным и благородным делом. Однако тогда я еще не знал, что писательство – это и труд, тяжкий и расточительный, что даже одна-единственная крупица правды, утаенная писателем от людей, - преступление перед собственной совестью, за которое он неизбежно ответит… решение пришло. Будущее стало ясным. Избранный путь оказался прекрасен, хотя и очень труден. И ни разу за долгие годы у меня не возникло искушение изменить ему».

Как писатель и человек он ценил и любил русский язык, боролся за его чистоту. Константин Георгиевич писал: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».

Как писатель и человек Паустовский любил свою родину и искренне считал, что «язык должен быть под стать стране. Он должен определять ее лицо, красоту, ее характер с такой же наглядностью, как определяет все эти качества самый пейзаж страны, как это определяет какой-нибудь изволок, уходящий в вечереющий туман над милой до сердцебиения рекой».

И еще Константин Паустовский, писатель и человек, был твердо уверен в том, что человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – Человек.

Работа публикуется в авторской редакции

Новости

Цветаева