EN

Лапковский Владислав. О героизме и благородстве в истории

 / Главная / Фонд / Проекты / 1150-летие славянской письменности / Сочинения / Лапковский Владислав. О героизме и благородстве в истории

Лапковский Владислав. О героизме и благородстве в истории

Война… Она вошла в историю моей земли как страшное бедствие,  невыразимое словами горе, принёсшее людям сожжённые города и села,   нечеловеческие мучения и  безвременно оборванные жизни.

Мой народ не покорился врагу и мужественно вступил в борьбу с фашизмом. Уже с первых месяцев оккупации Беларуси захватчики столкнулись с партизанским движением, героическим неповиновением насильникам. Люди, рискуя собственной жизнью, спасали обессиленных раненых, военнопленных, рискуя жизнью, выводили из гетто и прятали евреев. Все,  кто имел силу, кто был неравнодушен к судьбе родины, взялись за оружие против захватчиков, стали партизанами или ушли добровольцами на фронт. Фашисты пытались понять: почему и за что сражаются советские жители?   Как-то мы с мамой смотрели документальный фильм о войне. Меня поразила одна вещь: фашисты презирали наш народ, считали его отсталым и диким, поэтому многие без сожаления убивали людей, сжигали их дома, искренне веря, что очищают землю от скверны. Фашисты считали, что несут моему народу цивилизацию, очищают его от ига советской власти, и никак не могли понять, почему же люди шли на мученическую смерть, зачем выбирали вместо милости врага себе такую тяжелую долю.

С самого начала войны партизаны начали организовывать сопротивление оккупантам по всей Беларуси. Жизнь  народных мстителей, а также мирного населения, поддерживающего их, проходила в яростной борьбе с фашистами, в постоянном напряжении, ежедневной опасности быть разоблаченными. Оккупанты постоянно проводили карательные экспедиции против партизан, жестоко наказывали тех, кто им сочувствовал и помогал. За годы войны  фашисты совершили более сотни крупных карательных операций, превратив в пустыни огромные территории Беларуси. Молчаливый и скорбный упрек врагам на белорусской земле сегодня - сожженная Хатынь. И таких деревень - кладбищ у нас в стране множество… Фашисты отправляли людей в Германию, бросали в концлагеря. В школе нам рассказывали, что каратели часто в поисках выгоды торговали людьми, они продавали пленных по пять марок за человека. Так священник из белорусского местечка Константиново  спас жизнь пятидесяти детишкам, которых смог выкупить у немецких солдат.

Люди оказывали партизанам самую разнообразную помощь. Рассказы ветеранов, художественные фильмы о войне правдиво нам показывают, как это было: они собирали на месте боев оружие, передавали его в отряды,  переправляли партизанам одежду, обувь, бумагу, лекарства, мыло. В деревнях народные мстители могли остановиться на отдых, нередко в домах размещались даже небольшие госпитали. Только утром уходили из деревни партизаны, а уже к вечеру туда въезжал взвод фашистов. Они останавливались в тех же домах, где ещё ночью спали партизаны, а перепуганные жители от страха просто не знали, что и делать. У моей прабабушки сохранилась ложка, которую ей оставил фашист за то, что она дала ему хлеба.

Октябрьский район Гомельской области в годы войны был одним из наиболее ярких и выдающихся центров партизанской борьбы на Беларуси. В этом районе родилась моя бабушка, поэтому о войне я знаю не только из книг и кинофильмов. Это уже история моей семьи. Красная Рудобельщина, Красный Октябрь… С этими местами связаны героические события Великой Отечественной войны и судьба моей семьи. Партизанский отряд Бумажкова Тихона Пименовича был создан в первые дни войны. Сначала он насчитывал восемьдесят человек. Среди них был и мой прадед Деменковец Федор Моисеевич. Он вступил в него вместе со своим отцом. У его матери, как в сказке, было три сына. Только все остальное оказалось страшной былью: старший, Степан, выпускник Могилевского педагогического училища, погиб в Бресте в первые дни войны. Младшего сына, Тимофея, фашисты загубили в концлагере в Озаричах. Отец семьи пропал на войне без вести. И только средний сын, Федор, прошел всю войну и вернулся домой к жене и матери. До самой смерти старушка ходила на дорогу и смотрела вдаль, не идут ли её хлопцы домой. Она не могла поверить, что война смогла забрать у неё сразу трех любимых домочадцев. В отряде Бумажкова прадед служил пулемётчиком. Их партизанский лагерь находился в глухом лесу, в котором нетрудно было заблудиться даже старожилам. В лагере постоянно находились только те, кто охраняли боеприпасы, оружие, продовольствие, а также раненые и больные. Чтобы фашисты не выследили лагерь, отряд никогда не находился на месте. Через местное население партизаны всегда знали о переходах, месте расположения врага. Семья прадеда проживала в деревне Качай Болото. В этих местах фашисты особо зверствовали, поэтому жизнь партизан была трудной: не хватало хлеба, были частые перебои с питанием, порой приходилось подолгу жить на одном чае. По ночам мстители делать вылазки в деревни за продуктами. 25 декабря 1942 года Деменковца Фёдора отправили в деревню за продуктами. В это время  фашисты в клубе отмечали Рождество. Прадед почти добрался до дома, как вдруг его заметил часовой. Началась рукопашная схватка. Федор был высокий парень, сильного телосложения, поэтому смог убить фашиста. Взяв у жены продукты, партизан прямиком отправился в отряд. Утром фашисты обнаружили убитого часового. Из Озаричей в срочном порядке приехали каратели с собаками. Местному населению было объявлено, что тот дом, в который зайдут собаки, будет сожжен. Жена Федора, Надежда Игнатьевна, моя прабабушка, с новорожденной дочерью на руках уже приготовилась к смерти, как вдруг увидела, что почему-то собаки вбежали во двор соседней хаты. Без суда и следствия фашисты выволокли на улицу двух стариков и на глазах всей деревни расстреляли, а дом сожгли. А через несколько дней ночью фашисты прямо во дворе собственного дома расстреляли двоюродного брата прадеда с сыном, которому не было и семи лет. Но эти ужасы не могли уничтожить стремление односельчан помогать своим мужьям, сыновьям, братьям. Каждый день в партизанский отряд стекалась информация из деревни, оказывалась посильная помощь. Прабабушку несколько раз вызывали в комендатуру на допросы, фашисты грозились отправить её на работу в Германию, заживо сжечь её маленькую дочку, если она не назовет женщин в деревне, чьи мужья ушли в партизаны. Каждый день люди в деревне ожидали смерть, но не помогать своим родным они не могли.

Партизаны передавали в деревню листовки, сами по возможности рассказывали людям о положении на фронтах Отечественной войны. Мой прадед хорошо рисовал, поэтому очень многие агитационные листы были написаны и раскрашены его рукой. Он рассказывал, что частенько отсутствовала бумага, и листовки приходилось рисовать прямо на бересте. Самым счастливым днем для сельчан стал день, когда освободили соседнюю деревню Озаричи. Партизан с радостью встречали все жители. Крестьяне выносили на село столы, накрывали их вышитыми рушниками, клали хлеб и соль. Партизаны раздали старикам и детям хлеб, в немецком банке забрали  советские деньги и облигации, которые переправили самолётом в Москву. Огромное количество швейных машинок, велосипедов, радиоприемников, полушубков, одежды, разных хозяйственных предметов, награбленных немцами у населения для отправки в Германию, было роздано людям. Мама рассказывала, что в детстве, когда приезжала в деревню к бабушке, с сестрой каталась на немецком велосипеде, который сохранился в доме родственников после освобождения от фашистов. Но не это так радовало селян. В Озаричах был концлагерь под открытым небом, где прямо в лесном болоте фашисты гноили людей. А ведь у многих там были родные, знакомые, соседи. Всех волновала судьба пленных. Но прадед своего младшего братишку там не нашел. Уже позднее он узнал, что Тимофей погиб почти сразу, как оказался в лагере смерти.

Октябрьский район на карте фашистов был обведён черным кругом, а сами они его называли второй Москвой. Именно здесь партизанские отряды пользовались большой поддержкой местного населения, а значит их боевой дух, сила были несокрушимы. Крестьяне помогали восстанавливать мосты, переправы и дороги, помогали вылавливать полицейских, предателей Родины, шпионов, организовывали стирку белья, заготовку продуктов, перевозку боеприпасов. Восьмидесятилетний старик, житель соседней деревни Новая Дуброва, провёл советских солдат к реке Птичь. Он взялся провести их через лес и болото по тропкам, которые были известны только ему одному. Он уверенно вывел бойцов и командиров к реке в том месте, где гитлеровцы их никак не ожидали. Это наш белорусский Иван Сусанин, о подвиге которого знает каждый белорусский школьник.

Я горжусь, что мой прадед внес свою лепту в победу над фашизмом. Пять лет он шел к этой победе вместе со своими односельчанами. Он был храбрым и мужественным человеком, прожил долгую и счастливую жизнь. Федор Моисеевич прошел всю войну, видел все её ужасы, знал о ней все, но не любил о ней много говорить. Он дошел до самого Берлина, имел много наград, которые любил перебирать, рассматривать. О чем он думал в эти минуты, что вспоминал, какие чувства переполняли его душу?

А ещё он был прекрасным гармонистом. Прадеда уже нет в живых, а гармонь его хранится в нашей семье как память о дорогом и близком человеке. Он, как известный герой поэмы Василий Теркин, на привалах играл уставшим солдатам их любимые песни. И как Теркин, не только своим героизмом, но и доброй шуткой, хорошей песней поднимал дух своих сослуживцев, помогал им выжить все пять лет в суровой военной действительности. А я, его правнук, люблю слушать, когда мама рассказывает нам с сестрой о нем. Я хочу быть достойным своего прадеда, вырасти смелым и мужественным, я хочу служить в армии, быть полезным человеком для Родины. А пока я учусь в школе, увлекаюсь историей, собираю с родителями историю своей семьи. Пока мы помним своих близких, они живут рядом с нами. Это мой святой долг перед прадедом и его братьями, который я ему отдаю за своё счастливое детство.

Лапковский Владислав

Новости

Цветаева