Желтухина Ангелина. Купец Михаил Тимофеевич Атлашкин – творец добрых дел
/ Главная / Фонд / Проекты / 1150-летие славянской письменности / Сочинения /Желтухина Ангелина. Купец Михаил Тимофеевич Атлашкин – творец добрых дел
Каждый человек любит то место, где он родился. Родная сторона становится еще более ближе, когда знаешь ее историю.
В богатой истории города Зеленодольска и Зеленодольского района имеют место малоизвестные, но исторически ценные деревни и имена.
Среди этих имен есть деревня Атлашкино в Зеленодольском районе.
Что до меня, то здесь живет моя тетя со своей семьей. Я часто бываю здесь, с этими местами связано множество самых ярких воспоминаний.
Купцу Михаилу Атлашкину деревня обязана тем, что в его большом каменном доме расположилась на зависть всем окрестным деревням школа.
Жизнь купца Атлашкина осталась малоизвестной. Биографические данные весьма скудны, да и их приходилось собирать по крупицам (по воспоминаниям старожилов деревни Красный Яр).
Освоение русскими северо-западного Приказанья шло медленнее, чем правобережья Волги. Здесь было мало пригодных для возделывания земель. Землю под пашню приходилось вычищать из-под леса. Да и почвы - супесчаные и подзолистые - были менее пригодны для хлебопашества в отличие от черноземов Присвияжья. Поэтому здесь привилась неприхотливая рожь, а не пшеница. Первые русские поселения в этом крае начинают возникать с начала XVII века. Так на берегу Волги в устье небольшой речки Лесной беглый разбойник Васильев из села Свиногорье, что при слиянии рек Вятки и Камы, основывает село Васильево. В Васильево была казенная переправа через Волгу по Сибирскому тракту, позднее официально именуемому Московским почтовым трактом. Эта переправа стала терять свое значение лишь с открытием железной дороги Казань — Москва в 1893 году.
Важное значение для освоения черемисского края имело основание на севере Казанской губернии в 1613 году монастырей– Раифской и Седьмиозерской пустынь и Мироносицкого монастыря, которые служили оплотом христианизации черемисских племен.
В конце XVII века недалеко от Раифской пустыни возникает в лесу на берегу озера починок Безводный, основанный Василием Кузьминым. Другое название деревушки — Белая. Сейчас это село Белобезводное. Пустынь и деревня Белая соединялись с Галицкой дорогой по Думной лесной дороге. По преданию, она была названа так потому, что Пугачев, отступая после поражения под стенами Казани, остановился на песчаном холме близ монастыря — «думу думал».
Все эти селения были в конце XVII века отданы «в вотчину» Раифскому монастырю по жалованной царской грамоте. Но во второй половине XVIII века крестьяне этих деревень становятся государственными.
Постепенно увеличивается население деревень, расчищаются из-под леса новые земли. В конце XVIII века появляются новые деревни — Айша и Новая Тура. Айшу основывают в 1780 году выходцы из деревни Русская Айша, переселившиеся сюда после генерального межевания Алатской дороги, произошедшего при Екатерине II. Примечателен тот факт, что Русская Айша возникла в начале XVII века на том месте, где раньше жили татары, которые выселились, и часть из них основала деревню Бишня, название же сохранилось прежнее. Оно происходит от арабского «гайша» — «живущая».
Айша расположилась на реке Сумка напротив деревни Сафоново. В 1780-х годах была построена в Ильинском деревянная церковь в честь пророка Ильи. В приход этой церкви входили все упоминавшиеся деревни (кроме Новой Туры), а также возникшие незадолго до 1820 года деревня Гари (ныне г. Зеленодольск) и деревня Одинцово (ныне Атлашкино).
После генерального межевания деревня Одинцово расположилась недалеко от устья Сумки. Одинцово принадлежало - подполковнику Ивану Петровичу Осокину, который явился родоначальником известного казанского дворянского рода. Главной и единственной улицей в деревне была улица Одинцово, названная в честь дочери Анастасии, в будущем ставшей женой М. Атлашкина. В деревне находилось 18 дворов, население составляло около 100 человек.
Осокины породнились с казанскими фабрикантами Михляевыми, владеющими суконной фабрикой, которая перешла к Осокиным. Основатель этой фабрики Дряблов построил на свои деньги в честь приезда Петра I в Казань Петропавловский кафедральный собор. Одно время в этой деревне Одинцово находилась суконная фабрика, позже, в конце XIX века переделанная в рогожную. В 1881 году 300 десятин пахотной земли, 200 десятин лугов и лесов, верст на пятнадцать в окружности действительный статский советник Петр Гаврилович Осокин продает чебоксарскому купцу Михаилу Тимофеевичу Атлашкину. Семья Атлашкиных имела два больших дома в Казани, где и жила весь год. На лето они приезжали в свою деревню, которая по имени хозяев стала называться Атлашкино. В советское время по идеологическим соображениям ее переименовали в Красный Яр, но железнодорожная станция до сих пор носит прежнее название Атлашкино. Впрочем, для местных жителей название деревни осталось неизменным — Атлашкино.
Михаил Тимофеевич Атлашкин происходил из крестьян. Родился в селе Лушмар Царевококшайского уезда (ныне деревня Кожла-Сола территория Республики Марий Эл).
Одаренный от природы с детства Михаил отличался умом, трудолюбием, энергией, предприимчивостью. Эти качества позволили ему накопить достаточно денег для покупки у отставного подполковника Ивана Петровича Осокина деревни Одинцово. На трехстах десятинах пахотной земли и двухстах десятинах лугов и леса он организовал успешное хозяйство, поощряя местных жителей к высокодоходным занятиям. Он, в частности, убедил крестьян заняться разведением большого поголовья овец. Шерсть Атлашкин сам же и скупал и перерабатывал на небольшой суконной фабрике.
После того, как в помещичьей усадьбе обосновался купец Атлашкин, дела у торгового человека пошли в гору. Вскоре он становится известным купцом II гильдии — торговал зерном, сельскохозяйственной продукцией (яйца, зерно, шерсть, молоко, сметана и т.д.), имел свои суда, которые ставил в Кабачищенском затоне, в том числе, пароход и баржу, на которых перевозил товары по Волге, вел большую торговлю лесом.
Но самое ценное в его деятельности - это широкая благотворительность. Несмотря на богатство и известность, сам купец Атлашкин этим не хвалился. Его чистое и сострадательной сердце пылало жертвенной любовью к людям. Служить людям. Жить так, чтобы служить любви – вот девиз всей его жизни. Крепко он верил в Бога и в Его Божественный промысел, все в жизни оценивал с духовной точки зрения.
Атлашкин никогда не отказывал в помощи бедным, давал деньги и продукты. Непрерывным потоком текли к нему люди. Летом на покосы купец Атлашкин выезжал лично: проверял, как работают косари, и расплачивался с ними за работу честно. А иногда сам брал в руки звонкую литовку и косил луговые травы. При Михаиле Тимофеевиче Атлашкине был построен новый двухэтажный дом-особняк, в подвале которого работала фабрика по производству рогож, водяная мельница, а сама деревня стала называться по имени нового хозяина - Атлашкино.
По воспоминаниям старожилов, у семьи Михаила Тимофеевича были прекрасные отношения с жителями деревни. На праздники всем делал подарки, привозил из Казани обувь, одежду, инвентарь. Особо поощрялись дети, помогавшие в помещичьем хозяйстве, из которых младшие пасли гусят, а кто постарше — работали в огороде. Недалеко от имения на реке Сумке Михаил Тимофеевич построил водяную мельницу, на которой для местных жителей безвозмездно мололи муку. И по сей день видны ее остатки из-под воды. Была в хозяйстве и своя кузница. В голодные годы Атлашкин давал нуждающимся зерно и не требовал возврата. Старожилы, помнившие Атлашкиных, вспоминают о них со словами любви и благодарности.
Большие площади земель в имении были заняты лугами и лесами, крестьяне трудились на участках для выращивания овощных и зерновых культур. В летний и осенний период, когда на полях работы было много, помещик приглашал на работу крестьян из других деревень. Для того чтобы разместить рабочих на рабочий сезон, Атлашкин построил несколько пятистенных домов. Таким образом, возникали новые улицы, и деревня расширялась.
Будучи сам глубоко религиозным человеком, он много жертвовал на устройство храмов, школ и больниц. Запомнился Михаил Тимофеевич своей помощью в строительстве храмов и поддержкой монастырей.
Каждый паломник, подъезжающий к Раифскому Епархиальному Богородицкому мужскому монастырю, издалека видит высокую стройную грандиозную колокольню, поднимающуюся из-за стены заповедного леса. Она построена на средства М.Т. Атлашкина, он пожертвовал кирпич – один миллион штук. Пятиярусная колокольня выстроена над святыми вратами в 1889-1903 годах на средства купца М.Т. Атлашкина. В нижнем ярусе находился небольшой храм, освященный во имя Архистратига Михаила.
14 сентября 1891 года, в день празднования Воздвижения Креста Господня, на новую белоснежную колокольню поднимали крест, а в 1903 году престол надвратной церкви освятили в честь Архистратига Божия Михаила, в память благодетеля, раба Божьего Михаила Атлашкина.
В настоящее время высота трехъярусной колокольни составляет 60 метров, а креста - 7 метров. Это вдвое больше высоты всех построек монастыря. В верхнем ярусе колокольни работают часы-«ходики» с тихим тиканьем – самые большие часы подобного устройства из всех, что зарегистрированы в мире.
Михаил Атлашкин был благодетелем не только Раифского Богородицкого монастыря, но и многих других монастырей и приходских храмов. Так, в 1890 году в деревне Гари (г. Зеленодольск) по проекту архитектора П.Е. Аникина начали строить однопрестольный деревянный храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Он строился только на пожертвования, колокола пожертвовал Михаил Тимофеевич Атлашкин. Храм до сих пор действует. Звонят его колокола.
Откликался также Михаил Тимофеевич и на нужды народного образования. На его деньги было построено каменное здание земской школы в Белобезводном в 1883 году.
Активное участие М. Атлашкин принял в создании Казанского городского музея. Поводом для начала деятельности по открытию музея в городе послужила научно-промышленная выставка в 1890 году. На собрании по случаю ее торжественного закрытия была начала подписка в поддержку создания музея, которая дала более 5 тысяч рублей. В этот первоначальный капитал вложил свои средства и купец Атлашкин.
И такие суммы расходовались на благо Родины и народа купцом Атлашкиным.
Сам Атлашкин категорически запрещал рекламировать в газетах акты своих многочисленных благодеяний, считая, что благотворительность должна быть тихой.
Свой жизненный путь Михаил Тимофеевич Атлашкин окончил в 1901 году. Был похоронен на монастырском кладбище. Сегодня на территории Раифского монастырского некрополя можно увидеть надгробную плиту из черного мрамора. Остальные в советское время были беспощадно уничтожены. Это памятник нашему выдающемуся земляку — Михаилу Тимофеевичу Атлашкину, на чьи средства и была построена надвратная колокольня.
С именем Михаила Тимофеевича неразделим образ добродетеля, многие десятилетия верою, любовью, дарованиями служивший людям. Он был образом доброты и чистоты.
Наверное, есть высшая справедливость в том, что время, унося многое, сохранило надгробие одного из достойных сынов Отечества.
Михаил Тимофеевич Атлашкин был человек со щедрой душой, творить благие дела было его призванием.
Революция не пощадила семью Атлашкиных. В 1918 году их выгнали из дома, имение разорили. Долгое время фамилия Атлашкиных была под запретом, детей называли фамилиями матерей, им практически невозможно было поступить учиться или найти хорошую работу.
После конфискации имения все они вынуждены были уехать и долгое время скрываться в марийских деревнях. Но врожденная настойчивость и любовь к труду позволили преодолеть им все препятствия и выжить в те страшные времена.
Деревню Атлашкино переименовали в Красный Яр, но железнодорожная станция носит прежнее название – Атлашкино.
Имущество купца национализировали, а последний наследник имения Николай Атлашкин был выселен большевиками из дома. Сам особняк разграбили крестьяне из соседних сел — у местных рука не поднялась брать имущество своего благодетеля. Правда, говорят, Николай Атлашкин вывез в Казань две доверху груженые подводы. А кое-что сумел припрятать. В семидесятые годы здешние мальчишки обнаружили в кирпичной стене погреба нишу, а в ней — шкатулку с ценными вещами. Да и в самом доме осталось немало добра, которое растащили крестьяне из Сафонова, Айши, Ильинского и других деревень.
На телеги грузили все, что было можно вывезти, — кровати, венские стулья, кресла и диваны, кадки с фикусами. Не смогли вытащить лишь рояль из гостиной — слишком уж громоздким оказался. Даже большие, в рост человека зеркала, украшавшие стены спальни, вывез некий Фома из Айши. Когда он их грузил на телегу, народ над ним потешался: «У тебя, Фома, избенка в два оконца, потолки низкие, куда ты эти зеркала поставишь?» А он в ответ: «В коровник помещу, пущай буренка в них глядится!..».
А вскоре вспыхнула Гражданская война. Казань захватили белогвардейцы. Фронт проходил и через Атлашкино — в купеческом доме расположился красный штаб, а в районе яра находились позиции красноармейцев, отражавших атаки наступавших к мосту через Волгу белогвардейцев.
Сегодня о тех горячих днях напоминают экспонаты школьного музея — стреляные гильзы от винтовок, да изъеденный ржавчиной остов офицерской шашки. И новое название села Красный Яр — в память о боях Гражданской войны.
Позже, в 1929 году, в стенах купеческого дома открылась школа, которая располагается здесь по сегодняшний день.
Среди продолжателей славного рода Атлашкиных - основательница марийской школы живописи Елизавета Дмитриевна Атлашкина, дочь младшего брата Михаила Тимофеевича, преподаватели школ и институтов, выдающиеся ученые, специалист по созданию первых искусственных спутников Земли.
Из старшего поколения Атлашкиных ныне здравствует правнук Михаила Тимофеевича - Николай Николаевич Атлашкин. Его брат Геннадий Николаевич погиб под Сталинградом в 1943 году, сестра Алевтина умерла в 2000 году, их отец, брат Михаила Тимофеевича, после революции жил в Казани и работал на низкооплачиваемых второстепенных должностях. Умер в 1920 году.
Михаил Тимофеевич Атлашкин является частью нашей истории. Я горжусь тем, что такой человек жил в моем родном крае. Мы должны знать и любить историю своего Отечества, должны помнить о своих предках. Нам обязательно надо знать и помнить историю нашего края, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы сохранилась историческая память.
Желтухина Ангелина