SPA FRA ENG ARA
EN

Анвар Зинатулин. Русский язык как язык международного общения

Анвар Зинатулин. Русский язык как язык международного общения

Я благодарен своим родителям не только за то, что они родили меня на этот свет. Я счастлив оттого, что в нашей семье всегда говорили по-русски. Поэтому на сегодняшний день у меня есть самое главное в наших краях богатство – я знаю русский язык. Здесь, в Узбекистане, это теперь действительно востребованный и уважаемый язык, и никакой английский или любой другой язык с ним и рядом не стоял. Потому что он реально нужен для получения престижной работы, для поступления в вуз, для карьерного роста… И я теперь имею возможность учить русскому языку своих соседей, подрабатывая репетиторством. Для своих наивных узбекских учеников я, светловолосый и светлоглазый, воплощаю в себе все русское, и они убеждены, что я приехал из Москвы. Давно прошли времена, когда по-русски говорили все или хотя бы немного знали наш язык. Теперь, выйдя из состава СССР, многие страны утратили связь с Россией и, как следствие, стали забывать язык великого народа. Но без излишней патетики сегодня признают все-и наши друзья, и даже недруги, что он нужен всем – и нам, русскоговорящим, и представителям коренных национальностей. Нам – потому что это наш родной язык, мы живем с ним, и любой день без него – это потеря нами чего-то важного и очень личного. А для людей так называемой титульной национальности незнание его – это невозможность работать в России, стеснение и ограничение их возможностей, и это уже давно и прочно осознано ими на личном опыте.

Теперь русский язык действительно необходим и для трудовых мигрантов, и для тех, кто у себя дома готовится к поступлению в вузы, ведь новой литературы на национальном языке очень мало, перевод не поспевает за изменениями и новинками в науке, и все необходимые по избранной специальности учебники существуют лишь на русском языке. Незнание языка мешает пониманию новостных программ на радио и телевидении, делает человека глухим и немым за пределами его страны. Поэтому знать русский сейчас – это круто, это престижно, это показатель того, что ты чего-то стоишь как личность. Поэтому для любого, кто хочет получить образование, знание русского языка является просто необходимостью. Хочешь быть умным и образованным – знай русский язык!

Общение с представителями других национальностей также невозможно без знания русской речи, сегодня это признают даже наши недоброжелатели. Не будет же узбек обращаться к своему киргизскому или таджикскому соседу по-английски! Если в мировом масштабе общим для понимания языком считается английский, то по меркам СНГ языком международного общения был и остается русский язык. Это раньше не все хотели учить наш язык из-за шовинистического неприятия его, а сегодня сама жизнь требует знания русского, и основательного его изучения. Хочешь хорошую работу, хочешь достойно жить – учи русский язык!

Современная молодежь в силу возрастного нигилизма испытывает потребность до всего дойти самостоятельно, своим умом, хотят сами разобраться в мировой истории. Не желая слепо доверять толкованиям ее своими, национальными историками, узбекские студенты пробуют искать правду в альтернативных источниках, беспристрастно и объективно комментирующих исторические факты. Обращение к таким независимым материалам тоже требует знаний русского языка. Восточные юноши и девушки сейчас понимают, что незнание его ставит их в зависимое, неравное положение, и по этой причине мимо них проходит нечто нужное и важное, чего очень не хочется упускать. Они готовы теперь изучать русский язык по своей инициативе и даже ищут возможности, но условий для этого тут уже явно недостаточно: из республики выехали классные специалисты, и даже просто носителей русской речи теперь не часто встретишь на улице – все русскоязычные граждане страны вернулись на историческую родину. Поэтому иногда мои ученики, заслышав от нас русскую речь, простодушно и трогательно просят: «Скажите еще что-нибудь по-русски, ваш язык так красив и мелодичен!».

Да, наш язык и мелодичен, и велик, и могуч, как и его народ. Мы бережем его и гордимся тем, что можем называть себя его носителями. Я еще помню со времен детства, как пренебрежительно и свысока относились к нам, живущим здесь русским, наши азиатские соседи. Зато сейчас, когда моя историческая Родина расцвела и продемонстрировала всем свое величие и мощь, уже никому не приходит в голову снисходительно смотреть на нас. Поэтому наш язык стал сегодня актуальным и важным, и из предмета нашей гордости перерос и в нашу опору. Теперь мало кто решится оказывать на нас давление по той лишь причине, что мы не принадлежим к коренному населению. И защищая свои права, мы уже с невиданной доселе уверенностью можем спорить со своими оппонентами, чувствуя доказанную на деле силу русских слов. Отстаивая свою правоту, теперь я могу продемонстрировать свою возможность искать справедливости даже в Интернете или в российской прессе – ведь я могу это, я знаю русский! И уже одно это значительно укрепляет мои позиции в любом споре, а то, что я являюсь частью русского народа (пусть даже здесь, а не на своей исторической родине!) на деле помогает мне не пропасть, не сломаться в инородном окружении. Да здравствует мой русский язык!

От своих родителей я часто слышал о былой жизни в Советском Союзе, которого я почти не помню. Мне сейчас трудно поверить, что когда-то у нас была общая страна и цели, и что в Москве и Ташкенте школьники учились по одним учебникам. В наши дни для правильного понимания истории обязательно нужен общий учебник, который смог бы если не объединить, то хотя бы сблизить граждан некогда общей семьи народов.

Мне кажется, что общий для всех учебник истории со временем обязательно будет написан при условии, что все страны бывшего Советского государства объединятся теперь уже не в политический, а в экономический Союз и придут к пониманию необходимости жить как встарь, общими целями и по-добрососедски. Ведь и тогда, и сегодня у всех нас было многое из того, что объединяло: мы все жили в одной стране, воевали с одним врагом и терпели одинаковые трудности. И, надо признать, в Узбекистане никогда не предавали память погибших героев в Великой Отечественной войне, как это происходит где-нибудь в Грузии или Прибалтике. Седые ветераны, увешанные медалями с русскими надписями, всегда уважительно говорят о моей земле и моем народе. Нет, пока у нас еще есть шанс не потерять общие ценности и завоевания. Только важно не упустить время, когда может забыться все хорошее…

Русский язык, вне всякого сомнения, нуждается в защите и поддержке. Как все живое, он может пропасть без внимания и заботы. Сейчас он нужен везде, но его сохранение носит какой-то индивидуальный, одиночный характер, то есть каждый пытается овладеть им самостоятельно, по мере надобности. Нужна же, по моему глубокому убеждению, широкая государственная программа по развитию и внедрению его в повседневную жизнь, чего не было даже в советское время. Только если он будет в ходу ежедневно и повсеместно, то его не забудут, и это станет долгосрочной программой России в Средней Азии.

У развивающихся азиатских республик эта проблема, скажем прямо, не является приоритетной, поэтому здесь, на мой взгляд, инициатива должна исходить от Российской Федерации. Конечно, у русского народа и без того масса своих насущных задач, но ведь и США, и Китай изыскивают средства ради укрепления своего влияния в молодых развивающихся странах. Так и России нужно не сдавать свои позиции в этом регионе – организовывать курсы изучения языка, пропагандировать свои традиции и образ жизни, свои успехи и достижения, искренне интересующие всех на просторах бывших братских стран. Ведь даже сейчас для многих здешних жителей опыт и победы России – пример для подражания И поверьте, Вам потом эти люди обязательно скажут «спасибо».

…И в конце немного не по теме, но от души. Огромное спасибо всем, кто организует такие мероприятия и конкурсы, и пусть никогда не прекращается Ваша благородная работа никогда. Мы, живущие вдалеке от России, радуемся любой весточке оттуда. А участие в таких конкурсах освещает и обогащает нашу и без того не очень веселую жизнь. Я счастлив, что участвую в таком удивительном конкурсе и мечтаю побывать в Петербурге, где ни разу не был, но много слышал и читал. Знаю, что северная столица России – самый красивый город, который по праву называют также северной Пальмирой. «Увидеть Питер – и…начать жить!» - сказал бы я сейчас, перефразируя известное изречение о Лондоне.

Для меня как для человека, обучающего других русской речи, такая поездка была бы настоящей, конкретной и ощутимой поддержкой такого ответственного дела – учить великому русскому языку.

Анвар Зинатулин

Новости