EN

Победители олимпиады «Время учиться в России!» из Молдавии и Приднестровья будут учиться в России

 / Главная / Фонд / Нам пишут / Победители олимпиады «Время учиться в России!» из Молдавии и Приднестровья будут учиться в России

Победители олимпиады «Время учиться в России!» из Молдавии и Приднестровья будут учиться в России

Утром минувшей субботы у дверей столичного лицея им. Антиоха Кантемира было шумно и многолюдно, а чуть ниже школьного здания, вдоль улицы Т. Чорбы, вытянулся рядок микроавтобусов и легковушек, между которыми, прижавшись к самой бровке, скучал огромный автобус с приднестровским номерным знаком. Видимо, именно он привёз на ежегодный Республиканский многопредметный турнир молодых соотечественников и проводящуюся в его рамках (уже во второй раз!) олимпиаду «Время учиться в России!» самый представительный десант из одного лицея — Бендерского теоретического: 41 человек!

Ну а всего участников двух интеллектуальных состязаний собралось почти полтысячи (более чем из полусотни лицеев). Сколько ребят было из Приднестровья, а сколько — из Кишинёва и правобережных регионов Молдавии, никто специально не подсчитывал: это наши политики обожают делить людей на левых и правых, титульных и нетитульных, русско- и румыноязычных. А здесь была разноголосая, но единая оживлённая толпа замечательных детей, от которой волнами расходилась поразительная энергия молодости, целеустремлённости, жажды жизни, веры в себя и в будущее. (Эх, где вы, наши юные годы?..)

Оставалось совсем немного времени до открытия турнира, в холле лицея было не протолкнуться, да ещё все находились в каком-то броуновском движении — и отловить Елену Буракову, директора Русского интеллектуального центра (РИЦ), который проводит многопредметный турнир уже в шестой раз и вторично является организатором олимпиады, не представлялось никакой возможности. К ней всё время подходили с вопросами то взрослые, то дети, она металась между столом регистрации и столами, заваленными информационными буклетами десяти российских вузов, представители которых тоже то и дело обращались к ней по разным поводам. Куда там Юлию Цезарю! Елена Михайловна одновременно умудрялась регулировать потоки ребят, консультировать российских и молдавских коллег и, представьте себе, при этом давать мне, всё же прорвавшейся к ней, интервью — правда, частями. Заканчивали мы его во время короткой паузы между окончанием линейки (первой, перед турниром; вторая состоялась перед олимпиадой, стартовавшей в 13:30) и моментом, когда ребята, распределённые по кабинетам, начали выполнять работы. Но об этом чуть позже...

Церемония открытия на самом деле была совсем не церемонной, а деловой, краткой, по большей части инструктивной: регламент — кто, где и что будет писать, правила оформления работ. Ну и несколько лаконичных выступлений.

Первым слово получил заместитель председателя КРО РМ И. Т. Остафийчук: от имени Конгресса русских общин он поприветствовал всех присутствующих, поблагодарил приехавших россиян за их внимание к соотечественникам из Молдавии, а директора лицея Юрия Рексу — за традиционно предоставляемую площадку для турнира и олимпиады.

Юрий Ярославович обозначил происходящее событие как праздник — потому что, сказал он, «тут исчезает граница, проходящая по Днестру», и дети с обоих берегов — вместе, как когда-то, — решают нестандартные задачи, демонстрируя свои знания и смекалку.

Глава российской вузовской делегации, помощник ректора по международной деятельности МТИ «ВТУ» Ирина Ефименко заверила ребят, что они желанны в вузах России, что студенты из Молдавии прекрасно себя зарекомендовали и их педагоги гордятся успехами своих учеников. «Перед вами такой широкий выбор, что можно позавидовать!» — сказала она.

Предоставляя слово преподавателю Бендерского теоретического лицея Светлане Грече, Е. Буракова заметила, что его учащиеся первыми из Приднестровья проторили дорожку на турнир. А Светлана Николаевна выразила признательность организаторам турнира за отличную возможность для бендерских лицеистов проверить свои силы на столь высоком уровне.

Собственно, на этом торжественная часть и завершилась — ребятам пожелали успехов, и все поспешили со двора лицея в его здание, потому что изрядно озябли, несмотря на яркий огонь, горевший в нескольких сотнях пар глаз юных энтузиастов.

А теперь — несколько блиц-интервью с организаторами «интеллектуальных боёв» и гостями из России.

Елена Буракова: «Надеемся, рамки олимпиады будут расширены»

 Елена Михайловна, поясните для непосвящённых: что собой представляет турнир и что — олимпиада? Кто в них участвует и чем разнится содержание этих двух состязаний?

— Проект «Время учиться в России!» был запущен в 2013-м по инициативе Россотрудничества, но предыстория этой олимпиады уходит корнями в 2011 год. Выступая на одной из международных конференций, я рассказывала о нашем турнире молодых соотечественников и пригласила представителей российских вузов принять участие в его организации, посмотреть, какие у нас ребята, какие задания мы им даём, как они с ними справляются. Может, после этого кого-то из победителей российские вузы захотят видеть в числе своих студентов...

Эта идея понравилась, и один из представителей российской высшей школы, присутствовавший на конференции, — Александр Евгеньевич Тарасов, начальник международного отдела Московского энергетического института (МЭИ), — на следующий день пригласил меня в свой вуз и предложил совместно обратиться в Россотрудничество с инициативой проводить в Молдавии отборочные олимпиады, подобные тем, что проводятся в Монголии и Китае... Я написала письмо на имя замруководителя Россотрудничества Ларисы Ивановны Ефремовой, «письмо поддержки» направил МЭИ, и в 2013 году был запущен этот проект — «Время учиться в России!».

В качестве площадки для проведения олимпиады в Молдавии её организаторы выбрали наш турнир молодых соотечественников, который РИЦ проводит с 2009 года.

Что собой представляет олимпиада? Пока она проводится исключительно для ребят из выпускных классов, которые должны решить четыре задачи по математике — и только. Задания аналогичны тем, что предлагают на вступительных экзаменах в вузы. Проверяют работы представители российских университетов. Победителям гарантируется место по техническим направлениям подготовки в любом из вузов, участвующих в проекте (в нынешнем году их число выросло до 22). В текущем году для победителей и призёров олимпиады «Время учиться в России!» выделено пятнадцать мест.

Турнир же традиционно проходит по четырём предметам: математике, физике, химии и биологии. Участие в нём принимают ученики девятых-двенадцатых классов, причём все выполняют одни и те же задания, в первую очередь рассчитанные на сообразительность, изобретательность, нестандартное мышление. И нередко призёрами становятся девяти- или десятиклассники. Можно попробовать свои силы не в одном, а в нескольких предметах. Бывало, один учащийся становился победителем сразу в двух дисциплинах. Это наш внутренний турнир, он гарантий на поступление в российский вуз не даёт, но российские вузы-партнёры не только берут таких детей на заметку, но и принимают их на бюджетное обучение в рамках собственных квот.

Турнир РИЦ проводит совместно с Открытой русской школой, которая оказывает нам помощь в составлении заданий и предоставляет призёрам гранты на бесплатное обучение. Проверяют работы наши кишинёвские педагоги, которым, пользуясь случаем, хочется выразить искреннюю благодарность.

Мы мечтаем о том, чтобы рамки олимпиады «Время учиться в России!» расширились. Во-первых, по количеству предметов: в Монголии, например, уже писали химию — может, на следующий год и у нас будут писать. Во-вторых, по образовательным параллелям: надеюсь, на следующий год в олимпиаде официально будут участвовать девяти- и десятиклассники, которым будут выделяться бесплатные места в Открытой русской школе. Тогда, может, и в нашем турнире необходимость отпадёт...

Ирина Ефименко: «Не они будут бегать за работой, а работа за ними!»

— Ирина Георгиевна, в чём смысл особых квот для победителей олимпиады? И не слишком ли хлопотно для россиян специально приезжать на места, чтобы отсматривать претендентов? Подал вуз заявку на квоты — получил автоматически студентов. Разве так не проще?

— Изначально проект «Время учиться в России!» был задуман для отбора талантливой молодёжи на технические направления подготовки. Здесь не все знают о наших технических вузах, о специальностях, которые ими предлагаются. Вот мы и приезжаем, чтобы дать о них представление, проводим информационные туры — такие, как в ноябре прошлого года. Так что я у вас (улыбается) уже третий раз, включая прошлогоднюю олимпиаду! Ездили и в Бельцы, Тирасполь... Олимпиада набирает обороты — в прошлом году она проводилась в шести странах: Китае, Вьетнаме, Монголии, Молдове, Армении, Казахстане, в этом году — уже в десяти.

— Знакомы со студентами из Молдавии? Довольны ими?

— И знакомы, и довольны. Треть нашей делегации — ребята с молдавскими корнями: Анна Балтага (МГТУ «Станкин»), Виталий Поздышев (МАМИ), Виктор Траченко (МИСиС). Аня закончила вуз и преподаёт, Виктор учится в аспирантуре, Виталий работает в отделе по организации обучения иностранных студентов.

— Получается, забираете отсюда лучших ребят для России? — пошутила я.

Но моя собеседница ответила абсолютно серьёзно:

— Мы даём им хорошее образование, а дальше — выбор за ними. Но люди должны иметь возможность выбора!..

— Я знаю, что в Молдавии технические дисциплины не так уж востребованы, конкурс совсем небольшой. А как с этим обстоят дела в России? Может, своих абитуриентов не хватает?

— Время, когда максимальным спросом пользовались экономические, управленческие специальности, уходит в прошлое. Потому что из человека, получившего основательное техническое образование, управленца сделать легче, чем из управленца — человека, технически мыслящего. А в эпоху технократической революции это существенно! Поэтому в России интерес к техническим специальностям возрастает. В ведущие вузы конкурс очень большой, а в проекте «Время учиться в России!» только такие и представлены. Обратите внимание: в России более двух тысяч вузов, из них всего тридцать являются научно-исследовательскими университетами и десять — федеральными. В проекте участвуют три федеральных университета и шесть научно-исследовательских! В каталоге есть даже легендарный МФТИ, конкурс в который доходит до сорока человек на место, — о чём можно ещё говорить?!

— А какова вероятность трудоустройства в России по тем специальностям, которые предлагают участвующие в проекте вузы?

— Она равняется единице — выше, как Вы знаете, вероятности не бывает! К моменту, когда студенты заканчивают такой вуз, они либо уже приглашены на работу, либо за ними стоит очередь. Можно сказать и иначе: не они будут бегать за работой, а работа за ними!

Ольга Синельщикова: «Выпускник, уезжающий учиться далеко от дома, — уже победитель!»

К столу Московского университета им. С. Ю. Витте (бывшего Института экономики, менеджмента и права) я подходила с особым интересом: вуз — негосударственный, какие же гарантии он даёт?

Ольга Семёновна, руководитель Центра международного образования МУ им. Витте, пояснила, что их университет с самого начала является членом оргкомитета олимпиады «Время учиться в России!»:

— Мы расцениваем эту олимпиаду как очень важный этап в укреплении и расширении международных связей нашего университета. Хоть мы и негосударственный вуз, но проводим набор студентов на бюджетные места, третий год предоставляем государственные стипендии, а с нынешнего года вошли в перечень вузов, которые могут принимать иностранных студентов по квоте Российской Федерации.

— Где размещаете студентов — своего-то общежития нет?

— В общежитиях дружественных нам вузов, по договору.

— Молдавские студенты у вас есть?

— Да, много лет подряд и РИЦ к нам ваших ребят направляет, и сами они поступают — и из Молдавии, и из Приднестровья. Как правило, они очень мотивированы на учёбу.

— А уровень рядового студента из Молдавии сопоставим с уровнем его такого же российского собрата?

— Сложный вопрос — у всех разные способности, и к стране проживания это прямого отношения не имеет. Ребята из Молдавии, как правило, более ответственные. Я считаю, что человек, принимающий решение учиться где-то далеко от дома, — уже победитель, и такие редко ломаются, они умеют достигать своей цели.

Юлия Кузьмина: «Не мы выбираем, а нас выбирают!»

— Юлия, Вы у нас в первый раз. Как Вам понравились наши ребята? Уже на кого-то нацелились?

— Так не мы же выбираем, а нас! (Смеётся.) Но таки выбирают! (Так и хотелось сказать: «Ещё бы!» Ведь МИЭТ — Московский институт электронной техники, находящийся в Зеленограде, — как раз один из тридцати национально-исследовательских университетов.) И это не может не радовать. Приезжают и по квотам, и самостоятельно поступают на бюджет как соотечественники, сдав ЕГЭ в России. И демонстрируют очень хороший уровень подготовки!

Ещё наметилась такая тенденция: ребята, которые уже учатся у нас, «приманивают» к себе своих младших товарищей. Буквально вчера у нас была презентация в библиотеке им. Ломоносова, так ко мне подошёл мальчик и говорит: «Неважно, на бюджет или на контракт, но я хочу только в МИЭТ, потому что у вас учится Максим». Значит, Максиму у нас хорошо!

Послесловие

Список победителей олимпиады уже есть (с ним можно ознакомиться на сайте). Возможно, к ним добавятся и победители турнира, заинтересовавшие своими работами представителей российских вузов. И это здорово! Хотя мне хорошо понятна грусть, с которой Иван Тимофеевич Остафийчук произнёс: «Уезжают в Россию лучшие — и оголяется русский сегмент в Молдавии». Будем верить, что наступит время, когда обучающиеся в России молодые люди будут стремиться с обретёнными знаниями вернуться домой, чтобы жизнь тут стала лучше, чем сейчас. А иначе... Что ж, по крайней мере, за наших перед Россией стыдно не будет!

Регина Прокопова

Документальный фильм «Русский мир: настоящее и будущее»

Организации фонда






НОВОСТИ ФОНДА “РУССКИЙ МИР”

НАМ ПИШУТ

Исполнительному директору фонда «Русский мир» Кочину В. В. Уважаемый Владимир Вячеславович! Разрешите выразить своё искреннее уважение и поблагодарить фонд «Русский мир» за организацию поездки 32 сирийских школьников в детский центр «Орлёнок» в... .

пресса О ФОНДЕ “РУССКИЙ МИР”

Студенты Педагогического института Иркутского государственного университета (ИГУ) во время стажировки в Монголии обучили русскому языку почти 3 тыс. школьников, сообщила пресс-служба вуза в пятницу. "Почти месяц студенты обучали русскому языку как иностранному учеников
«Интерфакс», 15.12.2023

КОНТАКТЫ

Приемная фонда “Русский мир”
Тел.: (495) 981-56-80
Тел.: (499) 519-01-92

Пресс-секретарь фонда “Русский мир”
Тел.: (909) 935-60-17

Задать вопрос по электронной почте:

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Цветаева