EN
 / Главная / Публикации / Одиночество Самойловой

Одиночество Самойловой

06.05.2014

Сердце народной артистки России Татьяны Самойловой остановилось в ночь с 4 на 5 мая, после того, как она встретила свой юбилей. Произошло это в столичной больнице им. Боткина, куда её госпитализировали в день 80-летия. Весь день по телевидению шли передачи о ней. Ей делали ремонт силами Первого канала, превращали её квартиру на Васильевской улице в глянцево-необитаемое нечто, подарили суперпылесос. Всё это, казалось, не имеет к актрисе ни малейшего отношения. Но она покорно принимала дары и выглядела чужой в новом для себя пространстве. Потом показали самый главный её фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова, поставленный по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Это единственная советско-российская лента, отмеченная главной наградой Каннского кинофестиваля — «Золотой пальмовой ветвью». Произошло это в 1958 году. Тогда же Татьяне Самойловой вручили премию «Апельсиновое дерево» как самой скромной и очаровательной актрисе фестиваля.

6 мая в Доме кино должен был состояться творческий вечер Самойловой. А когда её не стало, не знали, что с этим делать. В конце концов решили отменить концерт и показать фильм «Неотправленное письмо» — ещё одну совместную работу Татьяны Евгеньевны с режиссёром Михаилом Калатозовым и оператором Сергеем Урусевским. «Неотправленное письмо» сняли в 1959 году. Картину явно просмотрели, недооценили. Собравшиеся почтут минутой молчания одну из самых загадочных актрис своего времени. Калатозов и Урусевский, как никто другой, сумели уловить что-то важное в Самойловой. Так её больше никогда не снимали. Сценарий «Неотправленного письма» написал второй муж Татьяны Евгеньевны — Валерий Осипов. Героиня Самойловой — геолог. В составе искателей алмазного месторождения она гибнет в тайге. 

Теперь, когда Татьяны Самойловой не стало, все только и говорят о её трагической судьбе. О том, что загубили её карьеру, не дав возможности сниматься в Голливуде. Другим не дали и сами забыли. Самойлова на родине снималась очень мало. Говорят, что она бедствовала. Вспоминают о сложных отношениях с сыном, который двадцать лет уже живёт в США. Но всё было не совсем так. Просто Татьяна Самойлова была не от мира сего. С ней и работать было непросто. И жила она трудно, потому как не была стандартным человеком. Она получала повышенную президентскую пенсию, различные выплаты от кинематографических организаций. Но цену деньгам не знала. Они для неё — всё равно что дым. А вот одинока действительно была. Ей важно было присутствие людей рядом. Необязательно было с ними даже разговаривать. Она подолгу и молча сидела в Доме кино, заходила в ресторан, где сердобольные официантки приносили ей еду. А она за тарелкой салата проводила по несколько часов. В неё тыкали пальцем, кто-то подсмеивался, но в основном жалели. Её опекал брат Алексей Самойлов, но постоянно быть рядом он тоже не мог. У него своя жизнь.

Татьяна Самойлова родилась в семье народного артиста СССР Евгения Самойлова. Он был красавец мужчина, много снимался в кино, сводил с ума поклонниц, работал ещё с Мейерхольдом и многие годы отдал Малому театру. И фактически заменил своему внуку отца. Воспитанием Андрея Самойлова занималась и бабушка Зинаида Ильинична — мать Татьяны Самойловой. В 26-летнем возрасте Дмитрий уехал в США, стал хирургом. Вопреки досужим разговорам он заботился о матери, просто жил слишком далеко, там, куда она поехать не могла в силу разных причин. А Татьяна Евгеньевна, будучи душевно неспокойным человеком, периодически куда-то пропадала, терялась в Москве, а потом находилась в московских больницах. 

Татьяна Самойлова снялась только в 24 картинах, что не помешало ей стать легендой советского и мирового кино. Ей, правда, удалось прорваться сквозь «железный занавес» и сняться в 1960 году в советско-французской ленте «Леон Гаррос ищет друга» Марселя Палиеро, а 1961-м — в венгерской шпионской ленте «Альба Регия». Она также сыграла в советско-итальянском фильме 1964 года «Они шли на Восток» Джузеппе де Сантиса. Но, когда из Голливуда пришло приглашение на «Анну Каренину», ей сниматься не позволили. Каренину Самойлова в итоге сыграла в 1967 году в картине Александра Зархи. Партию ей составил первый муж Василий Лановой, которому досталась роль Вронского. Это был ещё один большой всплеск в биографии Самойловой.

В 1990-м её пригласили на Каннский кинофестиваль и вручили награду «Живая легенда Канна» за творческий вклад в искусство кино. Спустя годы после триумфа фильма «Летят журавли», хотя сама Самойлова говорила, что никакого триумфа не было и быть не могло, актриса фактически была предана забвению. Самойлову никто не узнавал. На актрису она была совсем непохожа. Иногда нелепо одевалась, не по сезону.

Режиссёры нового поколения нет-нет да и приглашали её в свои картины, чаще всего на крохотные роли. Она снялась у Александра Атанесяна в фильме «24 часа», у Анны Меликян в «Марсе», у Ренаты Литвиновой в документальной картине «Нет смерти для меня», у Игоря Волошина в «Нирване». Это её последняя работа в кино. Предложенной роли она поначалу испугалась, увидев причудливые костюмы и грим. Всё никак не могла понять, как в этом можно сниматься.

Кинорежиссёр Валерий Лонской, с которым мы разговариваем, переполнен эмоциями: «Я потрясён тем, что произошло. Татьяна Евгеньевна живёт... Теперь уже жила — этажом выше. Заходила к нам, иногда занимала деньги. Вчера я не мог смотреть без слёз целый цикл передач о ней по Первому каналу “Идеальный ремонт”, “Летят журавли”… Для моего поколения, которое после фильма “Летят журавли” пошло в кино, она — знаковая фигура. И, конечно, в этой картине главным стал образ Вероники, которую сыграла Татьяна Самойлова. Жила она уединённо, ей не хватало внимания. Как бы то ни было, я счастлив, что такой талантливый человек был рядом. То, что ей в день юбилея было уделено столько внимания, сделало её счастливой. Хотя каждый раз после очередных торжеств и дат она оставалась в одиночестве».

Прощание с актрисой пройдёт в Доме кино 7 мая в 11 часов. Похоронят Татьяну Самойлову на Новодевичьем кладбище.

Светлана Хохрякова

Также по теме

Новые публикации

Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
Цветаева