EN
 / Главная / Публикации / Оправдан ли пессимизм. О шансах оппозиции внутри РПЦЗ

Оправдан ли пессимизм. О шансах оппозиции внутри РПЦЗ

07.04.2008

После кончины первоиерарха Русской Православной Церкви за рубежом митрополита Лавра (в миру Василий Михайлович Шкурла, род. 1928 г.) 16 марта этого года вновь пошли утихшие было разговоры о новом расколе внутри зарубежной церкви – на этот раз «окончательном и бесповоротном». Однако в данном случае сами «раскольники» скорее пытаются выдать желаемое за действительное, а некоторые сторонники объединения явно преувеличивают возможности оппозиции. В том числе организационные. На самом деле масштабный раскол в нынешних условиях невозможен, а объединение двух основных направлений русского Православия практически неизбежно. Вопрос лишь в том, сколько времени займет этот процесс. По словам представителей РПЦ, переходный период продлится около 5 лет. За это время планируется достичь соглашений по всем оставшимся нерешенными вопросам.

По большому счету, все шаги, направленные на воссоединение двух церквей, становились поводом для разговоров о «неминуемом» расколе РПЦЗ. Впервые слухи такого рода стали муссироваться после встречи Владимира Путина и Митрополита Лавра в Нью-Йорке осенью 2003 года. Как известно, на этой встрече Президент РФ, принимавший, как известно, самое активное участие в деле восстановления единства РПЦ и РПЦЗ, передал Лавру приглашение Патриарха Московского и Всея Руси посетить Москву. Визит главы Зарубежной Церкви в российскую столицу состоялся в мае следующего года.

Несколько ранее, в декабре 2003 года, были созданы согласительные (или встречные) комиссии, членами которых были разработаны проекты Акта о каноническом общении, подписанного 17 мая прошлого года, и других «объединительных» документов. Кроме того, в ходе работы этих комиссий были достигнуты предварительные договоренности по многим принципиальным вопросам: в частности, по поводу отношения к государственной власти и к экуменизму (движению за объединение всех христианских церквей). Кроме того, обе стороны отказались от взаимных имущественных претензий.

«Подготовительный период» завершился в 2006 году. Весной в Сан-Франциско был созван Поместный Собор РПЦЗ, заседавший в течение недели и в итоге принявший решение о восстановлении евхаристического единства с Русской православной церковью (Московской патриархии). Несколько позже это решение было подтверждено Архиерейским Собором, который поручил доработку Акта о Каноническом общении Синоду РПЦЗ. 7 сентября 2006 г. Синод акт утвердил.

После Поместного и Архиерейского Соборов, и особенно после принятия Синодальной резолюции противники объединения заметно активизировались. «По горячим следам» появилось письмо 72 делегатов Поместного собора, в котором говорилось о создании новой (истинной) Православной Церкви за рубежом. К ней, если верить авторам документа, должны были примкнуть минимум пять иерархов: архиепископ Сиднейский и Новозеландско-Австралийский Илларион (один из возможных преемников почившего митрополита Лавра), архиепископ Чикагский Алипий, епископ Ирийский Даниил, епископ Манхеттенский Гавриил и, наконец, епископ Таврический и Одесский Агафангел.

Однако отсутствие подписей под документом и свидетельства многих участников Собора, что они вообще не видели текст письма, ставит под сомнение его подлинность. Что касается перечисленных выше иерархов РПЦЗ, то они в большинстве своем не имеют ничего против объединения как такового, либо не предпринимали активных шагов к расколу. И даже архиепископ Гавриил, известный как один из лидеров оппозиции, занял скорее нейтральную позицию: нужно объединяться, но не нужно спешить. Лишь епископ Агафангел, распорядившись прекратить упоминание имени митрополита Лавра в ходе богослужений, прервал тем самым молитвенное общение с РПЦЗ. Епископ Одесский, в чью епархию входят приходы в Украине, Белоруссии и Молдавии, де-факто оказался в роли неформального лидера оппозиции внутри РПЦЗ на постсоветском пространстве. И в то же время Агафангел воздержался тогда от каких-либо заявлений об окончательном разрыве с руководством зарубежной церкви.

После подписания Акта о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ 17 мая 2007 года, согласно которому последняя утратила «временный канонический статус, обусловленный существованием в России безбожной власти», сохранив при этом самостоятельность «в делах пастырских, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских», недовольная часть священства отделилась от РПЦЗ, основав Временное церковное управление. 

Так или иначе, раскол коснулся практически всех епархий РПЦЗ. По словам архиепископа Берлинского и Германского Марка, наиболее тяжелое положение сложилось в Южной Америке. Там лишь 2 прихода осталось в юрисдикции РПЦЗ. Однако недовольство части клира и паствы Зарубежной церкви подписанием Акта 17 мая 2007 г. – отнюдь не главная причина кризиса, в котором оказались многие епархии РПЦЗ. В той же Южноамериканской епархии, к примеру, в течение 20 с лишним лет не было нормального архиерейского управления. В целом же, как утверждает сам архиепископ Марк, все вновь возникшие «раскольнические» объединения «лишены церковной основы. Историю нашего разделения с РПЦ они воспринимают как догматическую основу своего мышления».

Подобный «догматизм» – далеко не единственная причина оппозиционных настроений среди части клириков и паствы Русской Православной церкви за рубежом. Многие из них недовольны излишней, по их мнению, поспешностью объединения и «закрытым» характером переговоров представителей двух церквей. Дело в том, что прежний первоиерарх РПЦЗ, митрополит Виталий, не выступая категорически против самой возможности объединения, блокировал, и небезуспешно, все попытки отдельных иерархов установить какие-либо конструктивные отношения с Московской патриархией. Проще говоря, предпочитал сохранять давно сложившийся статус-кво.

Со временем подобный «застой» стал настолько привычным, что многие священнослужители и прихожане воспринимали преемника Виталия Лавра как радикального (и даже слишком) «реформатора». С другой стороны, представители и РПЦ, и РПЦЗ признают, что если бы не авторитет почившего владыки, то процесс объединения оказался бы намного более трудным, а число потенциальных «раскольников» было бы на порядок больше.

Тогда, в самом начале нового века (а Лавр стал первоиерархом РПЦЗ в 2001 году), явное большинство священников и прихожан рассчитывало в лучшем случае на изменение тона, до того весьма резкого, в полемике с Московской патриархией. Так что последующее развитие событий стало для многих слишком стремительным и неожиданным.

Далее, внутри РПЦЗ давно сложились «неформальные» отношения между паствой и священством, включая и церковное «начальство». А переговоры между представителями зарубежной церкви и Московской патриархии велись за «закрытыми дверьми» и не освещались в СМИ. В итоге у многих прихожан, а также клириков, привыкших к подобному демократизму, сложилось стойкое убеждение, что их мнением даже не сочли нужным поинтересоваться. Иными словами, «с ними не посоветовались». Это косвенно признают и некоторые иерархи РПЦЗ. Так, уже упоминавшийся архиепископ Марк отмечает, что клиру «не удалось подготовить народ» не только к предстоящему объединению, но и просто к общению с представителями РПЦ.

Получается, что большинство представителей оппозиции выступают не против объединения Церквей как такового, но против его форм и темпов. Тем более что, как уже отмечалось выше, по многим спорным вопросам (об отношении к государственной власти вообще и «безбожной» советской в частности, к экуменизму и т.д.) удалось найти взаимоприемлемое решение. Конечно, среди «оппозиционеров» есть и те, кто руководствуются исключительно конъюнктурными соображениями, и «непримиримые». В то же время два наиболее вероятных преемника Лавра – архиепископы Берлинский и Германский Марк и Сиденийский и Австралийско-Новозеландский Илларион – в целом благожелательно относятся к РПЦ и к идее воссоединения. Последний из иерархов сейчас временно возглавляет РПЦЗ – до заседания Синода, который предположительно состоится 27 апреля. Не исключено, что оппозиция, воспользовавшись сменой руководства, попытается изменить соотношение сил в свою пользу. Но шансы у противников объединения в целом не высоки. Уже потому, что среди них нет столь авторитетных лидеров, как архиепископы Марк и Илларион.

С течением времени, как представляется, у оппозиции внутри РПЦЗ будет все меньше шансов добиться реального успеха. В современных условиях нет объективных препятствий для конструктивного диалога между представителями двух Церквей. Многие противоречия, как неоднократно говорилось выше, удалось урегулировать за последние годы, а сохраняющиеся до сих пор разногласия, возникшие в весьма далеком прошлом, в совершенно иной политической обстановке и в России, и в мире в целом, для нового поколения прихожан РПЦЗ потеряли свою актуальность. К счастью, большинство из них понимают, что лучше жить в мире и согласии со своими единоверцами, нежели пытаться любой ценой сохранить былую самостоятельность.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
Цветаева