EN
 / Главная / Публикации / Ландыш, мальва, сирень… Фарфоровое чудо Владимира Каневского

Ландыш, мальва, сирень… Фарфоровое чудо Владимира Каневского

Светлана Сметанина20.12.2021

Владимир Каневский. Фото: vladimir.kanevsky / Instagram###https://www.instagram.com/vladimir.kanevsky/

Владимир Каневский в 80-е годы переехал в США из Санкт-Петербурга и неожиданно для самого себя вместо архитектуры стал заниматься фарфоровыми цветами. Теперь изысканные букеты от Владимира Каневского коллекционируют дизайнеры с мировыми именами, а лучшие музеи мира устраивают выставки его работ.

– Вы окончили архитектурный факультет Харьковского инженерно-строительного института, работали архитектором, проектировали жилые дома. А около 30 лет назад переехали в США. Как в вашу жизнь вошло увлечение фарфоровыми цветами? Почему архитектор стал художником-керамистом?

– Я перестал заниматься архитектурой по всяким политическим причинам ещё когда жил в Ленинграде. И начал заниматься понемножку живописью, скульптурой и так далее. А когда приехал в Америку, то решил для себя, что буду заниматься скульптурой, не имеющей никакого отношения к керамике и фарфору. Но мне нужно было как-то зарабатывать деньги, потому что в Америке художников бесплатно не кормят. Я подумал-подумал и занялся фарфором.

Сначала я делал какие-то декоративные объекты, тарелки. Потом однажды сделал цветок. И вот до сих пор я делаю сервизы и цветы. Иногда продолжаю делать скульптуры и надеюсь, что я к скульптуре вернусь.

– Искусство создания цветов из фарфора – это изобретение прошлых веков. Насколько оно востребовано сейчас?

– Это вообще старая благородная традиция, возникшая в XVIII веке, когда изобрели европейский фарфор, – было это в Мейсене, в Германии. А примерно лет через 20 – 30 они попробовали делать фарфоровые цветы, и это сразу стало невероятно модным. В XVIII веке фарфоровые цветы в основном делались во Франции – в Венсене. Они продавались во все европейские страны: даже Мейсен покупал фарфоровые цветы во Франции и делал из них свои композиции. И их коллекционировали очень богатые люди.

Мальвы и георгины. Фото: vladimir.kanevsky / Instagram###https://www.instagram.com/vladimir.kanevsky/

– Вы где-то этому специально учились?

– Нет, я просто начал их делать и полтора месяца потратил на свои эксперименты. Так что я самоучка. Когда я работал с Мейсеном – делал для них выставку к 300-летию изобретения фарфора, то познакомился с их художниками, и оказалось, что многие вещи я делаю совсем по-другому, чем это принято в традиции.

– У вас ведь даже какая-то своя особенная технология есть.

– Есть, но это не одна технология. Каждый раз для каждой новой вещи я придумываю, как лучше её сделать. Иногда это обдумывание занимает довольно много времени, даже годы. Это напоминает работу архитектора: соединение инженерного ремесла и искусства.

То, что я делаю, идёт от европейской традиции, но это совсем другие вещи, совсем другая идея. Это абсолютно современное искусство. Я делаю большие вещи – некоторые цветы размером с голову человека. Это монументальные объекты, которые имеют почти архитектурный масштаб.

Пион. Фото: vladimir.kanevsky / Instagram###https://www.instagram.com/vladimir.kanevsky/

– 300 лет назад цветы были совсем другими?

– Они делались маленькими и не были реалистичными. Это было время позднего барокко, поэтому фарфоровые цветы были очень маньеристскими, вычурными, чрезмерно декоративными. В них нет наблюдения природы. Цветы, близкие к реализму, появились гораздо позже – в XIX веке, и сразу перестали быть модными. Это стало вяло и скучно.

Я не делаю реалистические цветы – вопреки тому, что кажется. Просто они убедительно выглядят.

– Получается, что это искусство возродилось относительно недавно, и его популярность вернулась уже в наше время?

– Насколько я знаю, никакого возрождения не было. Мне вообще кажется, что это с моей лёгкой руки цветы вновь стали популярны. Была одна художница в Америке, которая делала цветы из глины и раскрашивала их акриловыми красками, а фарфоровых цветов я не видел. Это сейчас стало модным. Хотя это же на поверхности лежит, и я не понимаю, почему это так долго не делалось.

– А какой первый цветок вы сделали?

– Первой была гвоздика. Я её почему-то покрасил в синий цвет. А стебель паял над газовой плитой, потому что не было денег на паяльник. Вот так это началось. А потом я делал ландыши. Там у цветка такие зубчики – я не знал, как их сделать, и они получились больше похожи на медные колокольчики. Эти первые вещи были очень смешные. Но они сразу каким-то образом попали в очень хорошие коллекции. Например, первые мои ландыши купил Валентино – всемирно известный итальянский дизайнер.

Ландыши. Фото: vladimir.kanevsky / Instagram###https://www.instagram.com/vladimir.kanevsky/

– Это, конечно, поразительно – вашим цветам как будто сразу открыли двери туда, куда нужно.

– Я далеко не сразу узнал, что это именно он купил. Мне повезло, что я сразу попал в нужную нишу – в магазин для покупателей высокого уровня в Нью-Йорке. Это был первый этап. А второй начался, когда мне позвонили из бутика Dior, где продавались предметы интерьера. Они пригласили меня в Париж на встречу и начали заказывать вещи. А их клиенты – это действительно очень известные и выдающиеся личности. Многие из них покупали мои цветы и составляли свои коллекции, о чём я поначалу и не знал. В частности, знаменитый дизайнер интерьера Альберто Пинто.

Несколько лет назад я был в Париже, вдруг мне звонит один из моих клиентов и говорит: с тобой хочет повидаться Альберто Пинто (Alberto Pinto). Мы назначили встречу, приехали к нему. Оказалось, что он десять лет собирал мой фарфор и покупал его у «Диора». Он показывал его мне, прижимался щекой… В общем, это было ужасно трогательно.

Директором диоровского бутика в то время была вдова знаменитого американского актёра Юла Бриннера. И она говорила Альберто Пинто, что я живу где-то в Сибири и ни слова не говорю по-английски. В других магазинах то же самое было.

После этого он заказал мне, наверное, самый большой сервиз, который я когда-либо делал, где было 264 предмета. Недавно я такой же большой сервиз сделал для американского дизайнера одежды Тори Бёрч.

А первый заказ был вообще огромный – мне заказали 15 фарфоровых капуст в натуральную величину. Это были такие супницы. Их можно было использовать как посуду, но всё же это больше декоративные объекты. Это было довольно давно и не на том уровне, на котором я делаю сегодня. Тогда я к этому вообще серьёзно не относился – я занимался в основном скульптурой.

"Капустный" сервиз. Фото: vladimir.kanevsky / Instagram###https://www.instagram.com/vladimir.kanevsky/

– То есть вы никогда не думали, что именно цветы станут вашим основным направлением творчества?

– Нет. Я много раз пытался это бросить – мне казалось, что это меня отвлекает. Да мне и сейчас так кажется.

– За эти годы вы, наверное, уже все виды цветов сделали? У вас такое невероятное разнообразие…

– Это не совсем так. У меня есть конкурентка, с которой я когда-то работал вместе, – она делает цветы из металла. Вот она делала практически все цветы, какие есть. А у меня довольно ограниченное количество типов цветов. Меня интересует не разнообразие, а то, какой объект я могу сделать из этого цветка. Допустим, если это мальва, то я могу сделать вертикальную композицию, и я это ценю, поэтому делаю много разных мальв. Это просто тема – не играет особой роли, что это за цветок.

Иногда на меня что-то производит сильное впечатление: когда я был в Мадриде, впервые увидел артишоки в Ботаническом саду – огромные, хищные цветы. На меня это произвело впечатление, из-за этого я их и сделал.

Я исследую какие-то аспекты цветка – работаю с цветом, с масштабом, размером – это может быть миниатюра или что-то большое. Есть некоторые типы цветов, которые я только один раз сделал, потому что там не о чем больше говорить. А некоторые бесконечно повторяю, например, сирень. Её можно сделать любого размера, формы, духа – любой сюжет, любой рассказ. Это удобный цветок. То же самое мальва.

Букет. Фото: vladimir.kanevsky / Instagram###https://www.instagram.com/vladimir.kanevsky/

– Несколько лет назад у вас состоялась выставка в Эрмитаже. Расскажите об этом.

– У меня там была большая выставка в 2017 году – к 100-летию Революции и как раз на том месте, где она произошла, как раз в этом зале. У меня там было два больших зала, где я выставлял 60 работ – цветы, причём огромные. Это была очень важная для меня выставка. Даже в США она произвела впечатление.

– А новые выставки где-то планируете?

– Только что у меня закончилась выставка в Вашингтоне, а сейчас мне предложили делать выставку в одном из музеев Нью-Йорка. Это музей уровня Эрмитажа – один из главных мировых музеев. Это будет года через три, не раньше. Но если получится, это будет огромный проект.

– Сейчас ваши произведения представлены в домах многих известных людей, в том числе представителей королевских династий…

– Это одна из очень интересных сторон дела – я постоянно имею дело с очень известными и очень интересными людьми. С кем-то из них складываются дружеские отношения. Когда-то давно я делал выставку своих цветов в Нью-Йорке по книге о цветах Кэролайн Роэм (Carolyne Roehm) – известного американского lifestyle-эксперта, опубликовавшей множество книг о садах, цветах, моде и вообще устройстве быта. В её книге были великолепные фотографии цветов, которые я воспроизвёл в своих работах. И буквально через месяц после закрытия выставки я увидел свои цветы на обложке популярного журнала дизайна интерьеров «Веранда». Я начинаю листать журнал и вижу, что мои цветы повсюду в её доме – Кэролайн купила всю выставку. Я написал ей письмо, она приехала в мою мастерскую, и теперь мы дружим много лет.

Чертополох. Фото: vladimir.kanevsky / Instagram###https://www.instagram.com/vladimir.kanevsky/

Когда имеешь дело с известными дизайнерами, понимаешь, что это живая история. Я сижу в мастерской, вдруг звонит Оскар де ла Рента (Oscar de la Renta, американский модельер – ред.) и спрашивает, можно ли ко мне приехать в мастерскую. Мы в некотором смысле подружились, хотя с такими людьми, конечно, довольно трудно дружить – они всё время заняты. Мы с ним сделали несколько совместных работ. Я был у него дома за неделю до его смерти, он уже лежал в постели и тем не менее говорил мне: «Ну давай что-нибудь вместе сделаем...» Я не мог ему отказать: конечно, сделаем. Но не сложилось…

– Получается, ваше увлечение подарило вам какую-то совершенно другую жизнь…

– Да, но это отвлекло меня от скульптуры. Не исключено, что, если бы я занимался скульптурой, это было бы интереснее. Но так сложилось.

Клематисы. Фото: vladimir.kanevsky / Instagram###https://www.instagram.com/vladimir.kanevsky/

– А в  архитектуру вы не пытались вернуться?

– Пытался. Но не в Америке. Когда я приехал в Америку, мне было 38 лет – в этом возрасте уже поздно начинать заниматься архитектурой. Я мог бы заняться, но тогда бы я делал какую-то не интересную мне рутину. Я пытался вернуться в архитектуру в Москве, но это просто как игрушка. Архитектурой нужно заниматься полностью – это серьёзная штука.

Герань. Фото: vladimir.kanevsky / Instagram###https://www.instagram.com/vladimir.kanevsky/

– Какие тогда планы на ближайшее будущее?

– На самом деле, планы у меня такие – прекратить заниматься фарфором. Но это план практически невыполнимый, потому что количество заказов такое, что я занят круглые сутки. А если произойдёт выставка в Нью-Йорке, то я буду полностью занят ей – ближайшие пару лет точно.

– Вам придётся делать новые композиции?

– Я всегда делаю на все выставки всё новое. В моей мастерской сейчас абсолютно пусто – всё смели. Даже грустно как-то…

Также по теме

Новые публикации

В Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялась стратегическая сессия «Сотрудничество России и стран Африки в области высшего образования в меняющемся мире», в которой приняли участие министры высшего образования Республики Бурунди, Республики Мали, Республики Нигер и Гвинейской Республики.
Каналы о России глазами иностранцев множатся в интернете, собирая сотни тысяч подписчиков по всему миру. Видеоролики о российских городах, образе жизни, русской культуре и кухне смотрят и комментируют. Достаточно подписаться на двух-трёх таких блогеров, чтобы очень скоро понять, благодаря системе интернет-рекомендаций, как много молодых, образованных и любопытных иностранцев выбрали Россию для проживания.
Осенью 2023 года власти Латвии, которые уже давно пытаются выдавить русскоязычных жителей из страны, пригрозили, что заявления на выдачу вида на жительство россияне должны подать до 1 апреля 2024 года. После этой даты всех, у кого есть российский паспорт и кто не сделал этого, обещают депортировать из страны.
Российско-германское движение городов-партнёров не сведено на нет, хотя и сталкивается с серьёзными препятствиями, считает вице-президент общества «Россия – Германия», член правления Международной ассоциации «Породнённые города» Анатолий Блинов. Об этом он заявил в рамках российско-германского круглого стола, состоявшегося 26 марта 2024 г.
Школа в киргизской деревне Достук известна на всю округу благодаря российским учителям, которые в ней работают. Родители школьников из других посёлков нанимают автобус, чтобы их дети могли учиться у российских специалистов. Супруги Юсуповы из Башкирии преподают здесь географию и биологию.
Сегодня обратим внимание на правописание аббревиатур, связанных со словом министерство. Как правильно: минкульт или минкультуры? Минобороны заявил или заявило? С прописной или со строчной буквы нужно писать эти сокращения?
Цветаева