EN
 / Главная / Публикации / Русские на гражданской войне в Испании: белые республиканцы против белых франкистов

Русские на гражданской войне в Испании: белые республиканцы против белых франкистов

Юлия Горячева27.10.2021

Ополченцы на первой линии фронта, война в Испании. Фото: marcosmarconius###https://marcosmarconius.wordpress.com/2015/04/14/casas-viejas-a-book-about-the-anarchist-who-had-the-scoop-of-a-massacre/

Владимир Марковчин, военный историк, профессор Юго-Западного государственного университета, рассказал «Русскому миру» о роли русских эмигрантов в испанской гражданской войне (1936 – 1939). Как оказалось, они сражались по обе стороны – и за республиканцев, и за франкистов.

– Вы специализируетесь на участии представителей России, как красных, так и белых, в испанской гражданской войне. О советских военных специалистах, участвовавших в этом военном конфликте, сейчас известно немало. А вот участие в войне русских эмигрантов – тема гораздо менее известная…

 В этом конфликте участвовало немало бывших граждан Российской империи, в том числе из рядов белой эмиграции. На сегодняшний день известно примерно о восьмистах участниках испанских событий, имеющих русские корни, – здесь немецкие, украинские, грузинские, прибалтийские, русские и другие фамилии.

– Почему белые добровольцы участвовали в этой войне?

– Как известно, белая эмиграция осталась недовольна итогами своей собственной гражданской войны, которая, к сожалению, была проиграна. И уйдя за пределы родины, белые постоянно вынашивали планы по возобновлению боевых действий – сначала на территории России, а потом на любой другой территории, где сходились интересы Советского Союза и чьи-нибудь ещё.

Такие ситуации время от времени возникали. И в гражданских войнах в Китае были боевые действия, где в одних окопах встретились белые русские и русские красные. Например, знаменитый атаман Борис Владимирович Анненков, прославившийся своей запредельной жестокостью во время гражданской войны, стал советником командующего 1-й Китайской народной армией маршала Фэн Юйсяна. С советской стороны у маршала были также советники – их возглавлял известный комкор Виталий Маркович Примаков. Правда, вместе они провоевали недолго – Борис Владимирович Анненков вскоре был вывезен в Москву. С ним в столицу проследовал и бывший начальник штаба партизанского отряда атамана Анненкова Николай Александрович Денисов. Ну, а рядовые солдаты и офицеры – семёновцы, нечаевцы, дутовцы и другие – в разные периоды 1920-х – 1930-х годов вынуждены были воевать то за китайских военачальников, то за японских.

Но Испания в этом ряду стоит особо. Потому что Испания – это широкомасштабный фронт, и это возможность возобновить в более широком масштабе ту самую гражданскую войну, которая окончилась на территории советского государства в 1922 году. Испания – это испытательный полигон для будущей мировой войны, и руководство РОВС (Русского общевоинского союза – основной военной организации белоэмигрантов – ред.) это чётко понимало.

Владимир Марковчин

– Как отнеслось руководство РОВС к участию белых в испанской гражданской войне?

– Все руководство РОВС всячески поддерживало идею широкого участия белых организаций в гражданской войне в Испании. Как я уже сказал, для них это было продолжением той войны, которая закончилась на территории Российской империи. Во-вторых, этот конфликт изначально рассматривался как средство для заработка на содержание организаций, входивших в РОВС, – денег всегда катастрофически не хватало. И потому штабные генералы быстро начертали планы переброски русских военных контингентов, посчитали сметы, и когда в январе 1937 года делегация РОВСа приехала в Испанию и доложила свои соображения диктатору Франко, тот задумался, во что ему обойдётся эта затея с русскими добровольцами.

Только на доставку и сопровождение первого русского контингента численностью в 1000 человек из Франции, Югославии и Болгарии было запрошено 290 750 французских франков, и эта сумма показалась диктатору запредельной. А всего к переброске в Испанию было предложено подготовить 20 тысяч русских эмигрантов. Взвесив все эти факторы, каудильо вежливо отказался от услуг РОВСа. И более поздние попытки возобновить этот процесс успеха не принесли: у Франко не было денег, чтобы принять русский контингент и оплачивать его пребывание. Ему были интересны добровольцы, которые приедут за свой счёт и будут воевать без каких-либо предварительных условий.

– Есть версия, что Мария Врангель, супруга Врангеля, создала специальную организация для помощи таким добровольцам…

– Таких организаций было несколько, в том числе и по линии РОВС. Кроме того, в самой Испании представительницы имущего класса также ухаживали за русскими ранеными, в том числе за генералом Шинкаренко, раненным выстрелом снайпера в голову.

– Несколько лет назад Юго-Западный университет издал мемуары генерала Шинкаренко – книга называется «Белая песня Испании». Расскажите об этой работе.

– Мемуары генерал-майора Николая Всеволодовича Шинкаренко (в литературных кругах известного как Николай Белогорский) охватывают период с 1937 по 1939 годы, когда бывший русский генерал принимал участие в гражданской войне в Испании, сначала в подразделении рекете (милиция), а затем в составе Испанского иностранного легиона.

Книга «Белая песня Испании»

Отец Андрей Кордочкин, настоятель храма Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде, как-то попросил меня помочь с изданием этих мемуаров. Сама рукопись находится в архиве Стэнфордского университета, но у него появилась возможность получить копию этой рукописи. Предстояло расшифровать рукопись с довольно плохих по качеству негативов (эта работа была проведена, за что отдельное спасибо Елене Валерьевне Ильяшенко) и привести её в нормальный вид, так как она была написана с использованием старой русской орфографии, а затем снабдить издание комментариями и фотографиями. В 2018 году эта работа завершилась выходом книги в свет.

Издание также содержит брошюру архимандрита Иоанна (Шаховского), с которым Шинкаренко поддерживал связь. Вышедшая в 1939 году в Германии, она включала несколько писем самого писателя и ответы священника на них. Их дискуссия в письмах была в достаточной мере живой и интересной, что, впрочем, не помешало потом генералу обвинить отца Иоанна в бегстве от паствы перед оккупацией Германии.

– Николай Шинкаренко – довольно яркая личность. Недаром по предположению некоторых литературоведов Шинкаренко мог стать прототипом полковника Най-Турса из романа Михаила Булгакова «Белая гвардия». А чем именно вас заинтересовали мемуары Шинкаренко?

– Шинкаренко – автор, относящийся к литературной эмиграции. К нему приковано особое внимание. Он много писал во время боевых действий в Испании; основные его публикации печатались в «Часовом», органе связи русских военных за рубежом. Плодовитый, одарённый автор, а когда военные умения сочетаются с писательским даром – это всегда интересно. Это взгляд человека, который прошёл через несколько войн, в том числе, кстати, и через Балканскую войну 1912 – 1913 гг. в составе болгарских войск, даже получив в той войне орден за военные заслуги. И мне было интересно, что же он писал.

Генерал-майор Николай Шинкаренко в форме лейтенанта Испанской армии

Мы взяли эту рукопись, хотя были участки, которые вообще не читались, и пришлось дополнительно, иногда по третьему кругу, заказывать копии из Америки. В итоге в свет вышла брошюра сравнительно небольшим тиражом, но с достаточным эффектом: мемуары Николая Шинкаренко проясняют очень многое, помогая осветить испанский конфликт со всех сторон, без идеологической мишуры и без купюр «нежелательных документов».

Вообще, Шинкаренко очень специфический, конфликтный человек. Он, конечно, много пережил за свою жизнь, включая смерть отца, расстрелянного в 1918-м году в Советской России. Не исключено, что этому косвенно способствовало тяжёлое ранение в голову, которое генералу пришлось перенести в самом начале его испанского периода жизни. По той же причине ему пришлось расстаться со своими планами возглавить Русский отряд в Испании, хотя он изначально приезжал с такой миссией. И хотя Шинкаренко шёл на это осознанно, но, посмотрев на состояние дел, на контингент, который на практике оказался в его распоряжении, в результате от своих идей отказался.

– А другая ваша книга «Красная песня Испании», очевидно, рассказывает о советских участниках этой войны?

– Да, в неё вошли рассекреченные недавно документы различных советских спецслужб и структур периода 1930-х годов, самые разные воспоминания непосредственных участников испанских событий, что поможет лучше разобраться в калейдоскопе испанской драмы.

– Вернемся всё же к русским эмигрантам. Сколько было добровольцев-белоэмигрантов по вашим данным?

 С белой стороны за Франко воевало больше 100 человек. Точные цифры всё время уточняются, появляются новые фамилии. В основном это были офицеры, прибывшие из Франции, Италии, Германии, балканских государств. Большая их часть использовалась в подразделениях рекете (аналог нашей милиции), а также в бандерах Испанского иностранного легиона (бандера – испаноязычное обозначение воинской части, по величине соответствующей батальону – ред.).

Особо выделялись русские лётчики, первые из которых появились в Испании ещё летом 1922 года. Рагозин Николай Александрович, Крыгин Михаил Андреевич, Марченко Всеволод Михайлович, Жуков Александр оставили свой собственный след в испанской авиации, начиная с участия в жесточайшей Рифской войне (в Марокко – ред.) и заканчивая подготовкой испанских лётчиков в авиационных школах. По стопам отцов пошли и некоторые из детей летчиков – Марченко Иван Всеволодович и Рагозин Александр Николаевич. Причём последнему довелось повоевать и в Советской России – в составе «Голубой эскадрильи» (испанское добровольческое формирование, воевавшее в составе гитлеровских войск на советско-германском фронте – ред.). После окончания боевых действий большое количество rusos blankos получили новые звания (как правило, почётного лейтенанта легиона), что позволило им получить право на получение пенсии. К тому же практически все добровольцы получили испанское гражданство.

Но добровольцы из белоэмигрантов были и на другой стороне. Многие считали, что участие в составе интернациональных бригад поможет им вернуться в Советскую Россию; для некоторых из них война стала одной из немногих возможностей заработать на жизнь.

Белых республиканцев было гораздо больше, нежели белых франкистов – около 600 человек. Они занимали в республиканской армии разные должности, начиная от рядового бойца, продолжая инструктором военной подготовки в отрядах специального назначения и заканчивая начальником артиллерии фронта, как это было в случае полковника Владимира Константиновича Глиноецкого. Стоит отметить, что обещанное возвращение на родину состоялось только для некоторых из них – это были, как правило, действительно ценные кадры, в чьих услугах Советский Союз нуждался. Все остальные частично погибли в боевых действиях, а частично вынуждены были в 1939 году бежать в другие страны, в основном во Францию.

В 2012 году в посёлке Чека, в 236 км от Мадрида, был установлен и освящён поклонный крест в память о белых русских добровольцах, воевавших в гражданской войне в Испании. Фото: pravoslavie.ru###https://pravoslavie.ru/54207.html

– Русские (в том числе советские) как-то пересекались в ходе гражданской войны в Испании? Есть об этом известия?

– Сведений о столкновениях белоэмигрантов из противоборствующих сторон практически не имеется. Оно и не удивительно – Испания в эти годы представляла из себя место, где находились десятки тысяч иностранцев из многих стран мира. Но, например, известный советский писатель Михаил Кольцов (Фридлянд) в своём «Испанском дневнике» оперирует материалами личного дневника Якова Тимофеевича Полухина, бывшего штабс-капитана Марковского артиллерийского дивизиона. Кроме того, известно, что при допросах военнопленных с обеих сторон русских добровольцев использовали как переводчиков.

Сведения о русских добровольцах в испанских архивах искать очень сложно. Например, как-то раз я обнаружил фамилию Junkov (в испанской транскрипции). Прошло много месяцев, прежде чем я пришёл к выводу, что этим команданте был русский эмигрант-лётчик Александр Жуков... Можно только представить себе, сколько вариантов написания было у фамилии Гогниджонашвили.

А вот боевые столкновения советских военных с русскими из лагеря Франко зафиксированы. Взять хотя бы Всеволода Марченко, который в сентябре 1937 года погиб во время ночного вылета на бомбардировку под Сарагосой. Кстати, я смотрел его лётную карточку – там невероятное количество вылетов, до четырёх в день. Очень часто это были ночные вылеты – показатель высшей квалификации лётчика. А сбил его другой русский – советский лётчик, будущий Герой Советского Союза Иван Трофимович Еременко. В этом особая трагедия – когда свои воюют между собой в чужом небе!

Добивали Марченко уже на земле, после того как он выбросился с парашютом из горящего «Юнкерса»… С сентября 1937 года его останки перезахоранивались аж четыре раза. В последний раз это произошло в Мадриде не столь давно. Кстати, авиация – это тема для нашей новой книги по испанским событиям, которую предполагается издать немного позднее. Её рабочее название – «Русское небо Испании».

Искренне надеюсь, что и это белое пятно – участие русских и советских солдат и офицеров в испанских событиях – когда-то проявится полностью, и в этой истории всё встанет на свои места.

Также по теме

Новые публикации

В Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялась стратегическая сессия «Сотрудничество России и стран Африки в области высшего образования в меняющемся мире», в которой приняли участие министры высшего образования Республики Бурунди, Республики Мали, Республики Нигер и Гвинейской Республики.
Каналы о России глазами иностранцев множатся в интернете, собирая сотни тысяч подписчиков по всему миру. Видеоролики о российских городах, образе жизни, русской культуре и кухне смотрят и комментируют. Достаточно подписаться на двух-трёх таких блогеров, чтобы очень скоро понять, благодаря системе интернет-рекомендаций, как много молодых, образованных и любопытных иностранцев выбрали Россию для проживания.
Осенью 2023 года власти Латвии, которые уже давно пытаются выдавить русскоязычных жителей из страны, пригрозили, что заявления на выдачу вида на жительство россияне должны подать до 1 апреля 2024 года. После этой даты всех, у кого есть российский паспорт и кто не сделал этого, обещают депортировать из страны.
Российско-германское движение городов-партнёров не сведено на нет, хотя и сталкивается с серьёзными препятствиями, считает вице-президент общества «Россия – Германия», член правления Международной ассоциации «Породнённые города» Анатолий Блинов. Об этом он заявил в рамках российско-германского круглого стола, состоявшегося 26 марта 2024 г.
Школа в киргизской деревне Достук известна на всю округу благодаря российским учителям, которые в ней работают. Родители школьников из других посёлков нанимают автобус, чтобы их дети могли учиться у российских специалистов. Супруги Юсуповы из Башкирии преподают здесь географию и биологию.
Сегодня обратим внимание на правописание аббревиатур, связанных со словом министерство. Как правильно: минкульт или минкультуры? Минобороны заявил или заявило? С прописной или со строчной буквы нужно писать эти сокращения?
В приграничных районах Финляндии резко сократилось население, закрываются магазины, школы, население бросает свои дома из-за отсутствия работы. Финский журналист Кости Хейсканен рассказал, как обернулись дела в Финляндии из-за разгула русофобии и почему при всём том политики не намерены сворачивать с антироссийского курса.
Цветаева