«Мы сами»: как развивать речь с помощью авторепетитора
Редакция портала «Русский мир»21.09.2021
Многие дети соотечественников, проживающих за рубежом, получают образование в местных учебных заведениях, а параллельно ходят на занятия в русские школы. Все они нуждаются в методической поддержке. Специально для таких школьников при поддержке фонда «Русский мир» был создан авторепетитор «Мы сами». О том, что собой представляет новое учебное пособие, мы поговорили с его автором доктором филологических наук Натальей Сафоновой.
Учебно-методический комплекс «Мы сами: авторепетитор по русскому языку и литературе в условиях семейного образования и/или вынужденной самоизоляции» разработан Ассоциацией «Образование» (Тамбов). Эта НКО занимается мультимедийными проектами для иностранцев, изучающих русский язык.
Читайте также: Учебники для детей-билингвов, а также их родителей
– Вы являетесь одним из авторов нового учебного комплекса для детей-билингвов, созданного Ассоциацией «Образование». Как он устроен?
– Это электронный учебно-методический ресурс, который рассчитан на освоение методики самостоятельного получения школьниками знаний в непростых условиях дистанционного обучения. Он создан согласно российским образовательным стандартам по авторской методике, апробированной в течение многих лет и показавшей свою эффективность.
Ресурс состоит из двух блоков. Первый посвящён русскому языку, в нём четыре темы:
- Правописание гласных, проверяемых ударением;
- Правописание гласных, чередующихся в корнях;
- Непроизносимые согласные;
- Работа по развитию речи и лингвокультурной компетенции: фразеологизмы.
Каждая из тем имеет теоретическую часть, методические рекомендации, иллюстрации и комментарии, задания.
Второй блок – по литературе – посвящён методике самостоятельного лингвокультурного изучения художественного текста. В него вошли произведения, изучаемые в пятом – седьмом классах. Разные жанры (рассказ, сказ, сказка, басня, стихотворение, миф) позволяют шире показать методические ресурсы изучения текста в формате авторепетитор, хотя базовый подход одинаков.
Литературный блок представлен произведениями:
А. П. Платонов. Никита;
П. П. Бажов. Медной горы хозяйка;
В. М. Васнецов. Царевна-лягушка;
К. Г. Паустовский. Заячьи лапы;
И. А. Крылов. Ворона и Лисица;
А. И. Куприн. Чудесный доктор;
И. С. Тургенев. Бежин луг;
Н. С. Лесков. Левша;
Н. А. Некрасов. Железная дорога;
Миф «Яблоки Гесперид».
Каждая из тем по литературе представлена литературным текстом с гиперссылками (комментарии и иллюстрации), иллюстрированной статьёй об авторе, методическими рекомендациями, заданиями по развитию речи, формированию литературоведческой компетенции и языковой картины мира.
– В чём суть предлагаемой методики, которую вы называете «авторепетитор»?
– Методика известна ещё с советских времен, когда издавались пособия типа «Проверяй себя сам», однако их механизм навсегда устарел, и на долгие годы методика была забыта. Современные информационные технологии, включая огромные возможности интернета, а также потребность в самообразовании создали условия для нового подхода к методике, её оптимизации.
Для нас важна визуализация всего предлагаемого материала. Почему школьники не могут, например, правильно писать слова с гласными, проверяемыми ударением, – умалять (достоинства), бечевать (баржу), бичевать (пороки), посвятить (стихотворение) и многие другие? Проблема в небольшом словарном запасе, из-за чего школьники затрудняются в подборе однокоренных слов. Около 1500 иллюстраций и комментариев решают эту проблему.
Беда (именно беда!) в том, что современные школьники мало читают художественную литературу. Это тоже обедняет словарный запас и неизбежно сказывается на грамотности.
– А как помогает аудиовизуализация в изучении литературного произведения?
Многие литературные произведения, изучаемые в школе, созданы 150 – 250 лет назад. За это время значительно изменился язык, в первую очередь лексика, слова перешли в разряд историзмов, то есть обозначают понятия, ушедшие из жизни. Современные школьники не знают, что такое крепостной, городничий, швейцар, полозья, чугунок, чепец и др. Из-за этого восприятие текста искажается, например, при изучении поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» ученик так рассуждал про Коробочку, которая была коллежской секретаршей: «Колле́ж – учебное заведение. Значит, она была секретаршей в школе или колледже». На вопрос, кто такие крепостные, школьники часто отвечают: «Это те, кто живёт в крепости».
В художественных текстах много профессионализмов, например, сказ П. П. Бажова «Хозяйка медной горы». Это тоже осложняет восприятие текста, а часто мешает эстетическому его восприятию, например, за названиями минералов (малахит, лазурит, кварц и др.) для современного школьника ничего не стоит. А визуализация помогает войти в сказочный мир Хозяйки Медной горы, понять суть повествования и увидеть красоту уральской природы. Всё это не только формирует лингвокультурную компетенцию школьников, но и воспитывает в них чувство прекрасного и любовь к родине.
Изучение зарубежной литературы в рамках школьной программы невозможно без метода визуализации. Например, школьника сложно погрузить в мир античной литературы, не используя иллюстрации европейской живописи и скульптуры; сложно объяснить, кто такой Геракл и почему всем знакомая с детства каша называется «Геркулес». Метод ассоциации в изучении литературного текста мы считаем одним из важных и активно используем в нашей методике.
Объяснить школьнику незнакомые понятия проще и эффективнее через окружающие его предметы. Например, почему карты мира называются атласом, а стоящий во многих домах холодильник называется «Атлант»? Оказывается, что это два имени одного античного персонажа-великана – Атласа (Атланта), который держит на своих плечах небесный свод.
Новаторство нашей методики заключается и в том, что иллюстрируют языковой арсенал грамматики и литературных текстов лучшие произведения русской и европейской живописи. Это даёт возможность приобщить школьников к высокому миру искусства и, кроме основной задачи (дидактической), развивать его эстетический мир, формируя языковую картину мира современного человека.
В рамках проекта создан аудиовизуальный словарь трудных слов. Это позволяет активировать когнитивные ресурсы школьников при изучении русского языка и литературы.
– Где можно познакомиться с проектом и его методико-дидактической базой?
– Все материалы можно увидеть на сайте Ассоциации «Образование».
Хочется добавить: мы сейчас находимся в начале большого пути по созданию методико-дидактической базы, в первую очередь для детей соотечественников, проживающих за рубежом. Универсальность методики позволяет проекту стать помощником и российским школьникам, родителям, которые помогают детям в обучении, а также учителям русского языка и литературы.