EN
 / Главная / Публикации / «Мир в лицах». Российский фотограф сохраняет образы исчезающих народов

«Мир в лицах». Российский фотограф сохраняет образы исчезающих народов

Светлана Сметанина18.08.2017

Фотограф Александр Химушин родился в Якутии, а живёт в Австралии. Его фотопроект «Мир в лицах» (The World In Faces) стал по-настоящему глобальным, охватив десятки народов, в том числе живущих в самых удалённых уголках планеты на разных континентах. 
 
– Как возникла идея проекта «Мир в лицах»? Речь идёт только о коренных народах Сибири, или рамки проекта гораздо шире?

Александр Химушин и девушки-эвенкийки в национальных костюмах / © Alexander Khimushin / The World In Faces

– Я путешествую последние девять лет жизни, практически живу в дороге. С самого начала это было желанием не просто увидеть природные и рукотворные чудеса света, но познать этот мир изнутри, погружаясь в окружающую действительность, как бы примеряя на себя жизнь обычных людей в других странах мира. Именно встречи с людьми других культур и религий, знакомство с их жизнью и традициями стали для меня самым незабываемым впечатлением, главным опытом, приобретенным за годы путешествий. 

Вопреки тому, что мы сегодня часто слышим по поводу наших различий, пожалуй, самым главным открытием для меня стало то, что несмотря на все политические, религиозные и расовые разногласия, простые люди всегда радушно встречали меня, были очень открыты и гостеприимны, готовы прийти на помощь в трудную минуту. Я понял, что люди, живущие на другом конце света, – это такие же люди, что живут в соседнем дворе. Конечно, все мы разные, но разве это не повод гордиться? Вместо того чтобы воевать и ненавидеть друг друга по любому поводу, мы должны восхищаться нашим многообразием, уважать людей независимо от их расы, религии и культуры. 

Мужчина нивх / © Alexander Khimushin / The World In Faces

Мне захотелось поделиться полученным опытом с окружающими. С первого дня путешествий моим верным спутником была фотокамера. Как-то раз, разбирая свои фотоархивы, я решил собрать воедино фотопортреты, уже сделанные на тот момент во многих странах мира. Когда работа была закончена, передо мной предстали лица около двух сотен людей из разных уголков мира. Глядя на них, в памяти стали всплывать яркие, незабываемые моменты наших встреч. В тот самый момент как-то неожиданно во мне всё встало на свои места. Главный смысл, что я искал в путешествиях, был найден – он лежал прямо на поверхности, однако потребовались годы  путешествий, чтобы прийти к этому простому выводу. Внутренняя трансформация, которая произошла именно благодаря встречам с людьми других народов, переросла в желание продолжать начатое дело, собрать фотопортреты обычных людей по всему миру, познакомить людей с культурой и традициями народов, живущих в самых удалённых уголках нашей планеты. Так родилась идея фотопроекта «Мир в лицах» (The World In Faces), которому я посвятил последние три года жизни и нисколько не жалею об этом.  

– Вы снимаете этот проект уже три года – расскажите, почему так много времени потребовалось для его реализации?

– В мире проживает около 10 тысяч народов, всей жизни не хватит, чтобы их посетить, но я буду стараться сделать как можно больше. Проект на сегодня перерос для меня в своего рода миссию, на его реализацию уходит практически всё моё время. Эту работу я осуществляю самостоятельно, безо всякого коммерческого интереса, без спонсоров – это практически волонтёрская деятельность. 

Путешествия по удалённым местам, где ещё сохранились быт и традиции коренных жителей занимают много времени. Так, недавно я провел шесть месяцев в Сибири, в одиночку проехав на машине, переоборудованной для ночёвок, около 25 тысяч километров по самым глухим местам. Там проживают представители 41 народа, в том числе малочисленных. Это огромная территория, по размерам на 30 % превышающая территорию Канады, США или всей вместе взятой Европы. Поэтому, несмотря на такую длительность поездки, мне удалось побывать в гостях и сделать фотопортреты только у половины этих народов. 

Фотографии произвели настоящий взрыв в Интернете и за короткий срок разошлись буквально по всему миру. На сегодняшний день интерес к проекту огромен, публикации прошли уже в более 60 странах мира, включая такие СМИ мирового уровня как Daily Mail, Huffington Post, Daily Telegraph, Xinhua и др. 

Девушка саха / © Alexander Khimushin / The World In Faces

– Представителей скольких народов Вы уже успели посетить? Легко ли они допускали Вас в свою жизнь и соглашались на фотосъёмку?

– На сегодняшний день в коллекции моего проекта уже есть фотопортреты представителей примерно 70 народов. География довольно обширна – от высокогорий Гватемалы до Якутии, от Японии до племён Африки, от австралийских аборигенов до Тибета и Афганистана. Везде свои правила приличия и традиционный уклад жизни. А как гласит русская пословица, «со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Поэтому универсальной формулы не существует. Где-то люди охотно соглашаются, где-то фото – это почти табу и мне составляет довольно большого труда их сделать. Одно я могу сказать с полной уверенностью. Искренний интерес, уважение и позитивный настрой растопят любой лёд в общении с людьми любой культуры, даже если вы не понимаете языка. Люди всегда чувствуют энергию, исходящую от вас, поэтому скрыть это невозможно. Открытость, доброжелательность, коммуникабельность – вот, пожалуй, главные качества в моей работе.  

– У Вас большой опыт, которому позавидует иной этнограф. На Ваш взгляд, удаётся ли малым народам сохранить свой быт и традиции? Их молодёжь – интересуется своими корнями?

– Если рассматривать вопрос во всемирном масштабе, то дела сегодня обстоят не лучшим образом. Всеобщая глобализация всего за какие-то последние 50 лет разрушила то, что существовало тысячелетиями. Мир стремительно превращается в один огромный мегаполис. Забываются традиции, меняется уклад жизни, исчезают языки, да что языки – целые народы. 

Проехав по Сибири, я видел разное. В тех местах, где коренное население составляет большинство, например Республика Бурятия или Саха (Якутия), происходит небывалый рост национального самосознания. Традиции возрождаются, люди охотно учат родной язык, там сегодня происходит возрождение национальной культуры. 
Ситуация же с малочисленными народами во многих местах гораздо менее радужная. Есть места, в которых от прежде процветавшего коренного народа осталось лишь пара сотен или даже десятков человек, уходят последние бабушки-дедушки, а с ними вместе и родной язык, который молодое поколение уже не знает, от традиций и культуры практически ничего не осталось. Очень печально видеть такую ситуацию и говорить об этом с теми немногочисленными энтузиастами, у которых болит об этом сердце. 

Поэтому я считаю своим долгом добраться до всех таких народов, собрать по крупицам то немногое, что ещё осталось от традиционного жилища, костюма, сфотографировать бабушек и дедушек, которых вот-вот уже не станет. Многих беспокоит исчезновение редких видов животных (что, несомненно, тоже является большой проблемой), однако мало кто задумывается, что прямо на наших глазах исчезают народы. Надеюсь, что благодаря моему проекту мир, наконец, узнает об этих уникальных людях и их культуре. Поэтому я очень рад, что сибирские фотографии проекта получили такой широкий резонанс в СМИ по всему миру.

– Ваши портреты представителей коренных народов необычайно выразительны.  А как Вы выбирали своих героев? Были ли трудности в процессе фотосъёмки?

– Я обычно не выбираю героев для проекта. Фотографирую всех, кто рад принять участие. Очень ценю, что люди соглашаются, идут мне навстречу, достают из сундуков бабушкины-дедушкины костюмы и фамильные драгоценности, которые иногда датируются XVII–XVIII веком. Уже потом выбираю самые интересные, колоритные, на мой взгляд, фотопортреты, отражающие как характерную для представителей данного народа внешность, так и традиционный национальный костюм. Прошу всегда женщин быть как можно более естественными, подчеркнуть именно их природную красоту, фотографироваться без макияжа. 

 Маршруты Александра проходят по таким удалённым местам, куда очень сложно добраться 
/ © Alexander Khimushin / The World In Faces

Трудностей в работе всегда предостаточно. Приходится бывать подолгу вдали от цивилизации, без удобств, ночевать либо в машине, либо где придётся – в домах у местных жителей, в школьном кабинете и т. д. Добраться до удалённых поселков всегда тоже не просто. В тайге, в одиночку, особенно при минусовых температурах, по бездорожью, пересекать горные реки, ехать по льду или по горным серпантинам. Или, например, путешествовать по регионам, в которых небезопасно. 

Так, я проехал часть пути на своём автомобиле по территории Афганистана, когда талибы, которые готовы обезглавить любого встретившегося им иностранца, находились всего в 25 километрах от тех мест. В Африке меня задержали среди бела дня за фотографирование на улице. В результате я провёл 5 дней в местной тюрьме, фотографии были удалены и меня выслали из страны. 

Довольно часто возникают проблемы с питанием, иногда со здоровьем. Я, например, переболел тропической лихорадкой и церебральной малярией в Индонезии. Сейчас я нахожусь в Новой Гвинее, где только на прошлой неделе прошли массовые беспорядки и до сих пор некоторые регионы страны закрыты для посещения.

– Кто из героев больше всего Вас поразил или запомнился?

– У меня нет особых предпочтений. Считаю культуру и традиции каждого из народов невероятно интересными и уникальными. Вспомнил сейчас дедушку Доржи, 93 лет, в Бурятии – ему сообщили о моем приезде, но не сказали, когда именно. В результате, когда я приехал к нему в деревню во второй половине дня, он, бедный, оказывается, ждал меня при полном параде, в традиционных расшитых сапогах с закрученными кверху носами, в своём праздничном дыгыле, увешанном орденами Великой Отечественной войны, с самого утра, а потом ещё пытался дать мне тысячу рублей за то, что я его фотографировал. Понятное дело я отказался, мне также было неловко, что ему пришлось ждать меня так долго. Приеду назад к нему в гости осенью – обязательно привезу фотопортрет. У нас в Сибири хоть и суровые на вид, но такие замечательные, открытые и гостеприимные люди.

Представительница народа ульчи / © Alexander Khimushin / The World In Faces

– Портрет бабушки – представительницы народа ульчи – на одном из популярных сайтов посмотрели более полумиллиона раз. Как Вы думаете, с чем связана такая невероятная популярность? 

– Бабушку поставили на обложку фотосерии из 35 фотографий, и хотя там также присутствовали фотопортреты миловидных сибирских девушек, она произвела настоящий фурор. Кажется, весь мир просто влюбился в неё. Считаю, что это интерес в целом к нашим коренным и малочисленным народам, о которых до сих пор мало что известно не только за рубежом, но и у нас в России. 

Я очень рад, что мой проект вызвал такой огромный резонанс во всем мире. Люди со всех стран буквально засыпали меня словами благодарности за то, что я рассказал им о замечательных народах, о существовании которых они даже не подозревали. Такой интерес вдохновляет и воодушевляет на продолжение проекта.

Девочка уйльта/ © Alexander Khimushin / The World In Faces

Две недели назад я был приглашён на Сахалин международным благотворительным фондом LeCiel Foundation. Они увидели мои фотографии представителей коренного малочисленного народа уйльта, которых осталось всего около 200 человек, и просили оказать содействие в организации встречи и переводе. Так я познакомил их со старейшиной народа уйльта, 73-летней Минато Сирюко, которая всю свою жизнь старалась возродить исчезающую культуру и призывала беречь окружающую среду. Встреча завершилась тем, что бабушка Сирюко была приглашена в ноябре этого года в ООН, на съезд старейшин из 12 уголков нашей планеты, включая представителей племен Африки, Амазонии, Австралии и т. д. Там Совет старейшин как раз будет обсуждать проблему восстановления связи человека с природой. Организаторы надеются, что встреча именно этих людей, позволит найти решение для всех нас.  Меня пригласили сопровождать бабушку Сирюко в Нью-Йорк, и я охотно согласился принять участие в таком важном деле.

– Что планируете снимать дальше и в каком регионе? 

– В данный момент я снимаю племена Папуа – Новой Гвинеи – одного из немногих мест на земле, где традиции ещё сохранились. Уже сделал достаточно большое количество портретов. После чего я снова надолго отправляюсь в Сибирь – мне ещё только предстоит проехать обширные территории Тывы, Красноярского Края, Алтая и Западной Сибири. Только что я получил предложение от Министерства культуры Коста-Рики на проведение выставки в Национальном музее этой страны, однако я не уверен, получится ли туда выбраться, ведь мне надо продолжать работу в Сибири. В долгосрочных планах – большое путешествие по Африке. Там проживают представители более 3 тысяч народов, многие из которых почти не известны миру. 

Другие фотографии Александра Химушина  можно найти на его страницах в Facebook  и Instagram 

Также по теме

Новые публикации

Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
Цветаева