«Спасибо вам за то, что вы доносите до нас неведомое русское искусство»
Елена Плетнёва20.03.2017
Пятнадцать лет Ирэна Филиппова играет русскую музыку в Нидерландах. Профессиональный музыкант, автор музыки и текстов, она исполняет свои песни на русском и нидерландском языках. Поёт она о России, о русских и о голландцах…
Вместе с мужем и продюсером Хансом Фишером Ирэна выступает с моноспектаклями, в которые включает произведения русских и советских композиторов, поэтов, отрывки из отечественных художественных фильмов и др. Её программы всегда ведутся на двух языках: русском и нидерландском. На представления приходит самая разная публика всех возрастов: голландцы, русские, представители других национальностей, и каждый раз она собирает полные и неистово аплодирующие залы.
Корреспондент «Русского мира» встретилась с артисткой из Утрехта после концерта.
– Как Вам удается держать публику, да ещё и нерусскую, в таком драйве?
– Точно ответить на этот вопрос не могу, думаю, что я просто увлечена своим делом. Вот посмотрите, что мне недавно написала на Фейсбуке наша с вами соотечественница Иоланта де Круа о недавнем концерте «Доктор Живаго», посвящённом творчеству Бориса Пастернака:
«Мурашки, подавляемые слёзы, размах любви и столько близкого тебе... родного!Аккордеона звуки как бальзам для эмигрантской порванной души, и голос гипнотический проникнет сквозь безмолвные преграды.Спасибо за такие яркие моменты.Как будто снова я проснулась и снова готова обнять весь мир!»
После таких слов хочется жить и творить на радость людям. Иоланта – русская, а ведь после концертов ко мне подходят голландцы и благодарят. Говорят примерно следующее: «Спасибо вам за то, что вы доносите до нас неведомое русское искусство. Мы и знать не знали об этом богатстве, оно ошеломительно!»
Голландцы – нация путешественников, многие проехали всю Россию на Транссибирском экспрессе и говорят с энтузиазмом, что узнавали в видеоряде места, где они побывали. Я заметила, что пришедшие на один концерт нерусские слушатели находят потом мои афиши и приходят снова – послушать новые программы.
– А что удивляет голландцев, впервые пришедших на концерт?
– «Новеньких» поражает прежде всего мелодичность русской популярной музыки. Их трогает глубина наших текстов, которые они находят философскими. Голландцы говорят мне: «Ты поёшь душой, и мы, не зная русского языка, понимаем, о чем ты поёшь». А размашистость и задорность русских песен, таких как «Дорогой длинною», заставляет даже самых серьёзных пускаться в пляс.
– Вы закончили факультет народных инструментов консерватории в Ростове-на-Дону, как появилась в Вашей судьбе Голландия?
– В 1998 году меня с сокурсницей послали от Ростовской консерватории выступить на конкурс аккордеонистов в Германию, в город Клингенталь – этот саксонский город и есть родина немецкого аккордеона. Мы с подругой играли дуэтом и были отмечены. Вскоре получила приглашение из Гаагской консерватории в аспирантуру по классу аккордеона. Училась у замечательного преподавателя Йохана де Вита два года, получила и здесь диплом музыканта-исполнителя.
Читайте также: «Мы чистые нидерландцы, но мы любим русскую музыку»
Еще во время учёбы на меня вышел театральный продюсер Ханс Фишер, который впоследствии стал моим другом и мужем. Он тогда искал русских исполнителей для создаваемой им же программы: «С любовью из России». Вместе с вокалисткой Натальей Рязанцевой мы пришли на прослушивание. Наташа пела русские песни, романсы, а я аккомпанировала. Помню, когда я сама спела песню Талькова «Летний дождь», Ханс пришёл в восторг и спросил: «Что это?» Не секрет, что голландцы воспитываются в западноевропейской проамериканской культуре, а наши песни и кино знают слабо. Я объяснила, что это популярная музыка…потом эта песня и ещё «Чистые пруды» вошли во многие мои программы. Так я осталась в Нидерландах.
– Трудно было заговорить и запеть на голландском?
– Нет ничего невозможного в жизни (улыбается). Наверное, в говорении и пении сыграло роль то, что в детстве я жила под Берлином, а в школе учила немецкий язык. Выговор местный, конечно, нам всем нелегко дается, а мне для сцены нужно внятное произношение. Ну что…ходила к логопеду, прилежно занималась, артикулировала звуки.
– Да уж, мы, русские, говорим совершенно другими мышцами рта. Стоит поехать в Россию, расслабиться – и по возвращении голландцы первое время перестают тебя понимать…
– Я себе такого позволить не могу. Надо хорошо и внятно петь и рассказывать на обоих языках. Тогда Вы слышали, как я пою: куплет на голландском, куплет на русском языках, либо одну песню на русском, а следующую – на голландском.
– Как бы Вы определили жанр, в котором работаете? На мой взгляд, это что-то необычное и трудноопределимое: Вы с аккордеоном, два голландских музыканта – гитарист и ударник, видеоряд за вашими спинами…
– Я бы назвала это мини-спектаклями. Если хотите, мультимедийными программами. Рассказами со сцены, перемежающиеся песнями, музыкой, отрывками из фильмов. Здесь, в Западной Европе, я рассказываю о своей родине, России, которая до сих пор представляется местным жителям «терра инкогнита». Хотя голландцы довольно любопытный народ, ездят в Россию, снимают фильмы, но всё это как бы на злобу дня, сделано на политической подкладке. Я же занимаюсь культурным просветительством. Ханс знать не знал о Владимире Высоцком, пока не услышал его песни в моём исполнении, загорелся, и мы сделали целую театральную программу о Высоцком.
Или, например, мы сделали программу об истории Эрмитажа. А это, по сути, рассказ о нашей с вами стране, с момента возникновения самого Эрмитажа. Известно, что Пётр I жил в Голландии и ему очень полюбился Амстердам. Город своего имени, новую столицу империи, он задумал сделать вторым Амстердамом, только крупнее, с российским размахом. Многие голландцы из числа тех, кто посещает филиал питерского Эрмитажа («Эрмитаж на Амстеле» в Амстердаме. – ед.), это знают, и эта тема им близка.
Я рассказываю о Петре Первом, о Елизавете, дочери Петра, о Екатерине Второй. Рассказы сопровождает инструментальная музыка. Рассказываю о революции 1917 года, о штурме Зимнего дворца, и в программе начинает звучать «Танец с саблями» Хачатуряна. Рассказываю про войну, про то, сколько претерпел наш народ, пою от имени солдат, что дошли до Берлина. Звучат песни наших дедов: «Журавли» и «Майский вальс» («Вальс русский на площади Вены спасённой солдат на гармони играл. Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай …»)
– В своих программах Вы говорите и о русских эмигрантах?
– У меня есть программа «Русская ищет мужчину». В Нидерланды за последние десятилетия приехали русские женщины – жёны, часто выбранные по каталогам брачных сайтов. Об этом здесь больше всего известно. Но есть и девушки-студентки или женщины, познакомившиеся с их будущими голландскими мужьями в России или в другой стране. Устав отвечать на вопрос, часто задаваемый мне: «А как вы сюда попали? По объявлению?», решила написать юмористическую программу о русской женщине и нидерландском мужчине.
Рассказала об эмигрантской жизни, о ностальгии, о трудностях изучения языка. А сюжет такой: русская эмигрантка, ошалев от одиночества, подаёт объявление о знакомстве в газету. И встречается с мужчинами. Приходят разные «экземпляры»: кто-то с цветком, кто-то без, кто-то оказывается обманщиком, и эмигрантка ловит его на лжи, кто-то вообще женат. Попался один идеальный – и дом в порядке, и свободен, и рисует, и за садом ухаживает, и отличный собеседник, но…голубой. В этом спектакле я пою свою песню «Голландский мужчина». Голландский мужчина положителен, он и бельё погладит, и поесть приготовит, в нём много хорошего, но…нет романтики. Я пою о том, как голландец и русская оказываются в Париже, у Эйфелевой башни. Он нежно обнимает её за талию, улыбается и… спрашивает: «А ты прихватила с собой бутерброды»?
– А песня о русской женщине есть?
– А как же! Называется «Быть женщиной непросто», посвящается всем русским женщинам-эмигранткам. Звучит в том же спектакле.
– Как бы Вы описали самые большие трудности в адаптации русских женщин в Голландии, если не считать языка?
– Я думаю, что проблема многих русских женщин – чувственная адаптация в новой среде. Разумом, трудом, волевыми качествами мы довольно быстро привыкаем к другой стране, но душа просит своего, родного. У нас другой менталитет. Русская женщина знает и чувствует сердцем. Русские женщины эмоциональны, чувствительны и открыты, импульсивны и добры. Им трудно сдерживать себя в рамках голландской расчётливости. Русские женщины эмансипированы, но, в отличие от западных женщин, в приятной для мужчин манере.
Устав от излишне самостоятельных европеек, голландский мужчина ищет теплоту у русской (славянской) женщины, способной дать ему снова почувствовать себя настоящим мужчиной. Я безумно люблю и уважаю русских женщин. Они сильные и волевые, и в то же время ценящие теплоту и ласку.