Три юбилея
Светлана Хохрякова24.02.2017
В конце февраля сразу три известные российские актрисы – Елена Соловей, Татьяна Догилева и Татьяна Васильева – отмечают юбилеи. Все они входят в «золотой фонд» ещё советского кино. Все ярко начинали, и уже в начале карьеры достигли таких высот, какие многим их коллегам и не снились. Главное богатство этих актрис – неповторимая индивидуальность.
24 февраля 1947 года родилась Елена Соловей. Она училась на курсе Бориса Бабочкина во ВГИКе, а до этого работала учителем пения и музыки в школе. Не считала актерскую профессию чем-то безусловным, что и подтвердила её дальнейшая судьба. В 1972 году Елена снялась в фильме «Нечаянные радости», от которого сохранились лишь фрагменты, стала звездой фильмов Рустама Хамдамова, а потом и Никиты Михалкова.
Елена Соловей, «Раба любви», 1975 г.
С 1971 года она уже штатная актриса киностудии «Ленфильм». А в 1983-м неожиданно для многих поступает в Театр им. Ленсовета, куда её – киноактрису – пригласил известный театральный режиссёр Игорь Владимиров, посуливший роли Анны Карениной и Раневской в «Вишнёвом саде». Но ничего этого не случилось. Зато она сыграла в «Победительнице» Алексея Арбузова. А потом всё пошло по другому пути, где актёрской профессии практически не было места. В 1991 году Соловей вместе со своим мужем- художником переезжает в США, фактически в никуда.
У Соловей дивная фильмография – «Король-олень»», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни Обломова»… Она стала любимой актрисой Никиты Михалкова в ту пору, когда он снимал свои лучшие картины. Соловей была так хороша и непосредственна, что казалась неземной женщиной.
Не так давно в конкурсе Каннского кинофестиваля представили американский фильм «Иммигрантка» Джеймса Грея, где она – совсем не та, какой мы её помним по советскому кино. А сыграла Соловей хозяйку борделя, эдакую русскую барыню в дуэте с Хоакином Фениксом в роли сутенёра. Это автобиографическая картина для режиссёра, предки которого жили в России и Украине.
Уехав в Америку, Елена Соловей на родину не возвращалась много лет. В Санкт-Петербург приехала спустя 16 лет после эмиграции. В Нью-Йорке она преподаёт русский язык детям наших бывших соотечественников, ставит с ними спектакли. Когда-то пыталась организовать театр, где можно было бы играть на русском и английском языках. Но не вышло. Елена снималась в популярном сериале «Клан Сопрано», но иллюзий на свой счёт не строила, понимая, что в Голливуде и без того полно актрис. После отъезда российские режиссёры почти не приглашали её в кино. Однажды предложили поработать в «Московской саге», но потом утвердили на роль Инну Чурикову.
Дети Елены выбрали профессии, далёкие от искусства. Дочь переехала в Германию, сын живёт в США. Уже выросли внуки. Семья стала важнее профессии.
В Петербурге, где мы встречались, Елена рассказывала, что никаких комплексов по поводу того, что она – известная в России артистка – стала в США домохозяйкой, не испытывает. У многих актрис её поколения вообще судьба не сложилась. А ей повезло – и с учёбой у такого мастера, как Борис Бабочкин, и на встречу с Никитой Михалковым, который в расчёте на неё писал сценарий «Неоконченной пьесы для механического пианино».
В 2007 году, спустя 16 лет после её отъезда, Рустам Хамдамов приложил немало усилий, чтобы организовать на Гатчинском кинофестивале «Литература и кино» творческий вечер Соловей в честь 40-летия выхода их фильма «В горах моё сердце» и юбилея самой актрисы. Тогда же показали ретроспективу фильмов «Драма из старинной жизни» Ильи Авербаха, «Егор Булычов и другие» Сергея Соловьёва, «Сороковой день» Олега Ерышева. Соловей считает, что всем обязана Хамдамову. Это он разглядел в 20-летней девочке, приехавшей из Красноярска в Москву, то, чего она сама в себе не чувствовала.
27 февраля исполняется 60 лет Татьяне Догилевой. Родилась она в Москве, с 14 лет занималась в Студии юного актёра, существовавшей на Центральном телевидении, стала ведущей подростковых программ «Отзовитесь, горнисты!» и «Пионерия на марше». А потом поступила в ГИТИС. Её Беатриче в дипломном спектакле «Много шума из ничего» по Шекспиру была так хороша, что молодую актрису пригласили сразу три столичных театра и ленинградский БДТ. Она выбрала Ленком и дебютировала в роли Нели в легендарном ныне спектакле «Жестокие игры» по пьесе Арбузова.
Татьяна Догилева, «Забытая мелодия для флейты», 1987 г.
В 1985 году Татьяна перешла в Театр им. Ермоловой, который в то время был чрезвычайно популярен, благодаря революционным новациям его нового худрука Валерия Фокина. На спектакль «Спортивные сцены 1981 года» по пьесе Радзинского с участием Татьяны Дорониной, Виктора Павлова, Олега Меньшикова и Татьяны Догилевой буквально ломилась вся Москва. С Меньшиковым она также снималась в одном из лучших фильмов в своей фильмографии – «Покровские ворота».
В кино Догилева попала ещё в 15 лет, снявшись в телефильме «Отдать швартовы!». Мы-то чаще вспоминаем её работы в картинах «Вокзал для двоих» и «Забытая мелодия для флейты» Эльдара Рязанова. А ведь когда-то он её не утвердил на роль Насти в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». Как не утвердил и Михаил Швейцер в «Маленьких трагедиях», где она пробовалась на роль Лауры.
Полтора года назад Догилева представляла на главном российском кинофестивале «Кинотавр» в Сочи свою режиссёрскую работу «Горизонт». До этого у неё уже была телевизионная проба – «Лера». А на «Кинотавре» она только подсмеивалась над собой и тем, что оказалась в одном конкурсе короткометражек с совсем юными режиссёрами. Но не побоялась, проявила смелость, которой она всегда отличалась – на сцене, и в кино, и как активистка, выступавшая против незаконной застройки старого московского двора.
Смелости Догилевой не занимать. Короткометражный «Горизонт» она сняла в Юрмале за два с половиной дня, установив своего рода рекорд. Сама сыграла главную роль – жены заболевшего художника Гордеева (на эту роль она пригласила Эммануила Виторгана). Он любуется линией горизонта и морем, пока жена бранит его, вспоминая все прошлые грехи. Режиссёр попыталась разобраться в поколенческом и национальном многообразии, придумав для этого нервную героиню – молодую латышскую сиделку.
Когда-то Догилева была королевой «Кинотавра» – в ту пору, когда фестивалем руководил продюсер Марк Рудинштейн. Она вела церемонии открытия и закрытия, появлялась в великолепных вечерних нарядах. А потом на смену ей пришли другие актрисы.
В последние годы она снимается нечасто, и это всё больше роли второго плана. Но вот сыграла в «Хорошем мальчике» Оксаны Карас учительницу танцев – и получился виртуозный эпизод. В криминальной телевизионной драме «Свет и тень маяка» у неё роль вдовы полицейского и матери двух полицейских. И эта женщина как-то справляется с непростыми взрослыми сыновьями, переживая все их радости и печали. Вместе с ней впервые снялась в эпизоде дочка актрисы и писателя Михаила Мишина – Катя. Татьяне удаются яркие характерные роли, а когда-то кино нещадно эксплуатировало её в роли простых и незатейливых девушек, не очень обремененных интеллектом.
Татьяна Догилева написала книгу «Жизнь и приключения Светы Хохряковой». А потом было много вопросов, почему именно так зовут её героиню. Знакомы мы не были. Злобных текстов про Татьяну я не писала, чтобы таким образом «отомстить». Оказалось, что имя пришло в голову сразу, а вот фамилию для героини долго не могла подобрать. И тут вспомнила о некогда знаменитом актёре Малого театра Викторе Хохрякове. В книге Догилева переработала собственный опыт участия в одном экстремальном телепроекте, где надо было физически выживать.
Татьяна Васильева (Ицыкович) родилась 28 февраля 1947 года в Ленинграде. Поступив в Школу-студию МХАТ тайком от родителей, страшно разгневала отца. И позднее она не переставала удивлять своих учителей и сокурсников яркой индивидуальностью.
14 лет прекрасно работала в Театре Сатиры с выдающимися партнёрами (один Андрей Миронов чего стоил), была занята в отменном репертуаре. Сыграла такие разноплановые роли как Софью в «Горе от ума», Комиссара в «У времени в плену», Марью Антоновну в «Ревизоре», Принцессу в «Обыкновенном чуде», казалось бы, предназначенные для совершенно разных актрис. А потом всё время чего-то искала, за неведомым счастьем отправилась в Театр им. Владимира Маяковского, «Школу современной пьесы», стала настоящей труженицей антрепризы, которую многие презирают. Но Васильева планку не теряла.
Татьяна Васильева, «Самая обаятельная и привлекательная», 1985 г.
Была и ещё одна грандиозная работа – в спектакле «Орестея» по Эсхилу в постановке немецкого режиссёра Петера Штайна, где она сыграла Клитемнестру. С этим спектаклем они проехали полмира. За работу в фильме «Увидеть Париж и умереть» Александра Прошкина Васильева получила несколько престижных наград, включая премию «Ника» по итогам 1992 года. И, наверное, каждый наш соотечественник помнит её по роли колоритной и многоопытной Сусанны в картине «Самая обаятельная и привлекательная», где она учила жизни героиню Ирины Муравьевой.
Ей так много дано природой, но судьба актрисы зависит ещё и от везения на встречи с самыми важными режиссёрами. У Васильевой эксцентрическая природа, и любой эпизод с её участием по степени значимости можно приравнять к главной роли. Кино её особо не баловало серьёзным материалом. Возможно, избыточность и неукротимость её таланта смущали режиссёров. Но всё-таки были важные встречи, и как результат – фильмы «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Чёрная вуаль».
Ради необходимости добывать деньги, не жалуясь на судьбу, снималась она порой и в непритязательных картинах. Так появились её роли в «Женихе из Майами», «Бабнике – 2» покойного ныне Анатолия Эйрамджана. Но главное, где бы она ни работала, Васильева всё делала на стопроцентном накале, будь то чеховская Раневская или мама Ларисы в сериале «Сваты».