EN
 / Главная / Публикации / «Сном волшебным очарован». Зима в картинах русских художников

«Сном волшебным очарован». Зима в картинах русских художников

Полина Сколкова27.01.2017

Зима с трескучими морозами давно стала брендом, узнаваемым символом нашей страны: «Россия? Да, там очень холодно!». И снова январские морозы напомнили о себе. Кому-то это в радость, а кто-то недоволен. Мы отвыкли от серьёзных холодов, но что может быть красивей настоящей русской зимы? 

Многие жители больших городов уже и не помнят, что такое белый снег. Мы ворчим и жалуемся на отсутствие света и грязь под ногами, сидим в тёплом офисе или в квартире весь световой день. Но в свои выходные дни можем выбраться в парк или в лес, покататься на лыжах, коньках или даже искупаться в проруби – было бы желание. Особое удовольствие – праздничные ярмарки с их красками, ароматами, снежными горками и другими развлечениями. Как хорошо на морозце выпить горячего сбитня или чая на травах! А Масленица? А русская баня? Разгорячённым, разомлевшим выскочить и окунуться в снег… А как живописны русские деревни и провинциальные городки, убелённые инеем, укутанные пластами чистого снега!


Не случайно – зима, морозы, зимние забавы – одни из главных персонажей русского фольклора, да и всего русского искусства, от литературы до живописи.

День морозно-золотистый
Сети тонкие расставил,
А в дали, пурпурно-мглистой,
Кто-то медь ковал и плавил.

Кто-то золотом сусальным
Облепил кресты и крыши.
Тихий ветер дымам дальним
Приказал завиться выше…

К сизым кольцам взоры вскинем!
Мир печалью светлой болен…
Стынет в небе, ярко-синем,
Строй прозрачных колоколен.

В. Ходасевич

Для самых отчаянных домоседов и тех, кто далеко от России, мы сделали эту небольшую подборку зимних пейзажей русских художников.

Зима радостная

Конечно, это Борис Кустодиев. Катания на санях, масленичные гуляния, карусели, праздничные балаганы – светом и цветом наполнены зимние картины художника.


Борис Кустодиев. Морозный день, 1913 г.

Особой яркостью и самобытность отличаются работы художника, посвящённые Масленице. Нарядные повозки, румяные барышни, цветастые платки, танцы и игра на гармони, катания с гор, «пряничные» городские домики и церкви… Зима ликующая, белоснежная, жизнеутверждающая. Вдохните поглубже – и обязательно ощутите морозное дыхание русской зимы.

Борис Кустодиев. Балаганы, 1917 г.


Борис Кустодиев. Лыжники, 1919 г.

Масленичным гуляниям посвящена и картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка».

«Городок» – старинная русская забава: две стены и ворота между ними – строился из снега и поливался водой. В игре участвовали мужчины и молодые парни. Конные осаждали «городок», пешие оборонялись. Оборонялись палками, метлами, снежками – чем придётся. Первый прорвавшийся через ворота считался победителем. Именно этот момент – момент взятия «городка» и запечатлен на картине, композиция которой отличается такой динамичностью и задором, что поневоле становишься участником действа. Вокруг радостные румяные лица, разлетающийся снег, словом, настоящее веселье.

К счастью, традиция зимних игр в России не забыта. Её, к примеру, культивируют устроители «настоящих» Маслениц – «Русский мир» писал об этом.


Василий Суриков. Взятие снежного городка, 1891 г.

Я шёл зимою вдоль болота
В галошах,
В шляпе
И в очках.
Вдpyг по pеке пронёсся кто-то
Hа металлических
Крючках.

Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел,
Подпpыгнyл
И исчез.

И долго я стоял y речки,
И долго думал, сняв очки:
«Какие странные
Дощечки
И непонятные
Крючки!»

Даниил Хармс



Сергей Лучишкин. Лыжники, 1926 г.


Виктор Попков. Выходной день, 1958 г.

Зима загадочная

Зима может быть по-настоящему поэтически загадочной. Она завораживает. Мягкий лунный свет, космическое притяжение...


Иван Шишкин. На севере диком, 1891 г.


Архип Куинджи. Пятна лунного света в лесу. Зима, 1898–1908 гг.

Зима лазурная

Это зима Игоря Грабаря. Красавицы-березы, стройные и величавые, покрытые кружевом инея на фоне ослепляющей лазури зимнего неба. Чистое импрессионистическое настроение, живая радость. Виртуозно схваченные невероятно скоротечные моменты зимней сказки. 


Игорь Грабарь. Иней, 1905 г.


Игорь Грабарь. Февральская лазурь, 1905 г.

Оттепель

Заснеженные поля, покосившиеся домики, низкие тучи, распутица, чёрные птицы, безмолвие – русский зимний пейзаж может быть и таким. 

Алексей Саврасов. Зима, начало 1870-х г.


Фёдор Васильев. Оттепель, 1871

Зима деревенская, зима городская

Деревня зимой – с этих видов начинался русский пейзаж. Лишь позднее русские художники оценили зимнее очарование русского города.

Никифор Крылов. Русская зима, 1827 г.



Исаак Левитан. Деревня. Зима, 187778 гг.

Константин Юон. Вид Троицкой лавры, 1916 г.


Наталья Гончарова. Московская зима, 1900-е г.

Зима лесная

Пожалуй, самая любимая тема русских пейзажистов - это зимний лес.  Безмолвие. Звенящая тишина. Мягкий свет, расплывчатые тени, таинственные дорожки. Мир и покой.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Фёдор Тютчев


Иван Шишкин. «Зима»,  1890 г.


Аполлинарий Васнецов. Зимний сон (Зима), 1908–1914 гг.


Юлий Клевер. Зимний пейзаж, 1881 г.

Зима авангардная



Наталья Гончарова. Иней, 1910–11 гг.

Казимир Малевич. Зимний пейзаж, 1930 г.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева