EN
 / Главная / Публикации / Духовое завещание дирижёра Халилова

Духовое завещание дирижёра Халилова

Сергей Виноградов17.01.2017



В минувшее воскресенье во Владимирской области похоронили погибшего в катастрофе Ту-154 дирижера ансамбля Российской армии имени Александрова народного артиста России Валерия Халилова. Одной из важных своих миссий главный военный дирижёр России видел в возрождении духовых оркестров. Сейчас их в нашей стране около 1200 – и, как утверждают эксперты, это очень мало: в некоторых регионах совсем не осталось живой духовой музыки.

«Духовое общество», основанное в 2016 году для возрождения духовой музыки в России, продолжит воплощать идеи и замыслы своего президента – Валерия Халилова. Первое заседание общества, в котором приняли участие делегаты из 30 регионов России, прошло за два месяца до трагедии. Второе, экстренное, состоится в конце января, на нём будет выбран новый президент, который будет работать по программам Валерия Халилова. В них идёт речь о поддержке духовых оркестров и композиторов, обучении «духовиков» в главных музыкальных вузах страны, а также о восстановлении завода по изготовлению духовых инструментов.      

Друзья и коллеги погибшего дирижёра рассказали корреспонденту портала фонда «Русский мир» о том, что Валерий Михайлович считал создание «Духового общества», открывшее широкие возможности для реальной поддержки духовой музыки в России, одним из главных дел своей жизни. 

Труба зовёт

Сорок с лишним лет, отданных военным оркестрам, не прошли даром для худрука и дирижёра Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. Александрова. Пустых разговоров он не любил, а если уж брался за дело, то отдавал ему всего себя. Ассоциация «Духовое общество» создавалась с армейским размахом и чётко выработанными целями. Авторитет и энергия Валерия Халилова позволили с первых шагов объединить в ассоциацию людей государственного значения (заместитель председателя РФ Ольга Голодец присутствовала на заседании «Духового общества» и обещала всестороннюю поддержку проекту), Минкультуры и Минпромторг, а также музыкальную общественность более чем тридцати регионов России. Первая встреча собрала в зале московского Музея имени Глинки порядка 170 делегатов – руководителей оркестров, начальников областных управлений и департаментов культуры, директоров консерваторий и музыкальных училищ, журналистов и т. д.


«Ассоциация растёт буквально ежедневно, – рассказал нам профессор, известный музыкальный педагог и ближайший помощник Валерия Халилова в становлении «Духового общества» Анатолий Дудин. – Звонят и пишут буквально со всей страны, спрашивают, как вступить в нашу организацию, предлагают помощь. Конечно, в том, что проект состоялся, огромная заслуга Валерия Михайловича. Он горел этим делом, считал его невероятно важным и необходимым для нашей страны. Когда встал вопрос о президенте «Духового общества», другой кандидатуры не было. Его авторитет и знания были безграничны»
   
От школы до завода

Задачи ассоциации духовых оркестров Валерий Халилов тезисно изложил на страницах журнала «Оркестр», который вышел за три недели до гибели дирижёра. По его словам, российская духовая музыка испокон веков развивалась в военных оркестрах, и военные капельмейстеры организовывали и создавали гражданские духовые оркестры в филармониях и учебных заведениях. «Созданная ассоциация будет совершенствовать эту работу», – сказал он. 

Валерий Халилов рассказывал о том, что до 80-х годов прошлого века духовая музыка переживала расцвет, особенно любительское творчество, создававшее праздничную атмосферу в парках, дворцах культуры и на производстве. Дирижер назвал эту традицию во многом утраченной, подчеркивая, что российские наработки взяли на вооружение зарубежные коллеги. «Наша главная задача – стараться на новом современном уровне реанимировать тот отечественный опыт».

Работа предстоит большая и многосторонняя. Расскажем о нескольких направлениях, в которых, по замыслу президента «Духового общества», должна вестись работа.

Образование

Ассоциация будет задействовать учебные заведения для подготовки руководителей и дирижёров духовых оркестров и ансамблей в любительском и профессиональном творчестве. В школах, колледжах и вузах по всей стране планируется создать оркестры и ансамбли, ассоциация может помочь с кадрами и инструментами. Сегодня в стране существует порядка 1200 духовых оркестров, но, по мнению экспертов, это очень небольшая цифра. Кроме того, качество многих коллективов оставляет желать лучшего – мало обучающих программ и площадок для концертов. 

Современные духовые оркестры сталкиваются и с нехваткой репертуара – произведений, которые много лет входят в обязательную духовую программу, не так много, а новые пишутся редко. «Мы хотели бы поддерживать творчество современных композиторов, которые пишут музыку для духовых ансамблей, – сказала на первом заседании исполнительный директор ассоциации Галина Золина. – Одной из ключевых задач считаем популяризацию российской музыки, созданной специально для духовых оркестров».

«Когда-то духовые оркестры существовали повсеместно – детские, студенческие, любительские, – рассказал порталу фонда «Русский мир» преподаватель Саратовской консерватории, многолетний дирижёр Саратовского гарнизона Александр Жигайло. – Люди занимались творчеством, и духовое музицирование, как наиболее доступное и демократичное, было очень востребовано. И это ведь было совсем недавно. Многое потеряно, но я и сегодня вижу, что люди тянутся к духовым оркестрам. Когда мы выступаем на улицах, очень многие люди останавливаются, слушают. Это культура в самом чистом виде, есть здесь и воспитательный момент. Духовая и духовная музыка не случайно имеют один корень, дух – основа всему. Я считаю, что духовые оркестры должны вернуться в большие залы, в студенческие аудитории, в парки. Задуманное Валерием Халиловым было невероятно огромным делом – шутка ли, возродить духовую музыку в России, но я убеждён, что он довёл бы начатое до конца и все увидели бы реальный результат. Я хорошо его знал, мы вместе учились. Я верю в то, что мы сможем продолжить это благое дело возрождения духовой музыки в России, потому что в этом заинтересованы все».



Фестивали

Постоянные встречи оркестрантов будут способствовать росту уровня духовой музыки, а оценка авторитетных музыкантов станет отличным стимулом для развития духовых оркестров в регионах.  Валерий Халилов предложил проводить конкурсы и фестивали, а также национальные и международные форумы и конференции, посвящённые духовной музыке. Кроме того, планируется организовывать детские духовые школы и юношеские фестивали в летних лагерях и творческие обмены с другими странами. 

Директор череповецкого училища искусств Светлана Боброва рассказала о том, что после заседания ей удалось побеседовать с Халиловым и рассказать о конкурсе духовых и ударных инструментов «Северная рапсодия», который пройдёт на базе училища весной. «Он очень открытый и доброжелательный человек, – рассказала она. – Внимательно выслушал меня, задал уточняющие вопросы и пообещал приехать на конкурс. К большому сожалению, не сложилось».    

Инструменты

Нехватка инструментов, их дороговизна и низкое качество стали одной из главных тем первого заседания «Духового общества». Вопрос технический, но имеющий самое прямое отношение к высокому искусству. Идея Валерия Халилова заключалась в том, чтобы создать попечительский совет, который мог бы в том числе помогать оркестрам и ансамблям в приобретении инструментов. Но для того, чтобы всерьёз изменить ситуацию, президент ассоциации планировал использовать всё своё влияние для восстановления завода по изготовлению духовых инструментов в Санкт-Петербурге и организовать работу реставрационного центра духовых и ударных инструментов.

«В стране нет своих фабрик по изготовлению духовых инструментов, можете себе представить, – считает дирижёр и педагог Александр Жигайло. – А раньше были производства в Санкт-Петербурге, в Туле, в Киеве. Сейчас наши оркестры играют либо на китайских, либо на западных. Но у одних качество страдает, а другие дороги безмерно. Нет, без своей фабрики нам не обойтись. Думаю, хорошие мастера в стране ещё остались».

Также по теме

Новые публикации

120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Российские и зарубежные эксперты в области международных отношений, экономики, медиа и образования обсудили различные стороны взаимодействия России со странами Африканского континента – от сотрудничества в информационной политике до строительства АЭС и борьбы с наследием колониализма.
Как известно, Михаил Глинка, как и Пушкин,  создал «новый русский язык» – только в музыке. В год своего 220-летия великий русский композитор и европейская знаменитость Михаил Глинка получил «поздравление» от украинцев. В местном институте национальной памяти (УИНП) его объявили одним из «символов российской имперской политики».
К Международному дню движения Сопротивления в МИА «Россия сегодня» провели круглый с участием российских и зарубежных историков и экспертов. Они рассказали, что представляло собой движение Сопротивления в Европе и почему так важно сохранить память о нём.
Цветаева