RUS
EN
 / Главная / Публикации / Как живут православные в Таджикистане?

Как живут православные в Таджикистане?

Лилия Гайсина11.01.2017

Самая маленькая православная община в Центральной Азии находится в Таджикистане: по приблизительным данным, количество постоянных прихожан здесь – около 500 человек. И это при том, что население республики превышает восемь миллионов. Впрочем, такой дисбаланс совсем не мешает христианам следовать своей религии; напротив, епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим (Творогов), настоятель Свято-Никольского кафедрального собора в Душанбе, говорит, что помогает.
 
– Мусульмане нам нисколько не мешают. Наоборот, таджики – очень преданные своей религии верующие, и для наших прихожан их поведение является неким примером для подражания: таджики каждую пятницу ходят в мечеть, соблюдают правила своей религии – это достойно похвалы. Мы очень хорошо ладим друг с другом. Например, я нахожусь в Таджикистане уже пятый год, и за это время ни разу не сталкивался с неприязнью со стороны представителей титульной нации. 

Народ хорошо относится к священнослужителям, пожалуй, такого уважения я больше и не встречал нигде. Оно проявляется всюду: на рынках, при общении с теми же сотрудниками ГАИ. Очень редко возникали случаи, когда было непонимание, основная масса хорошо относится к православным христианам. Вот свежий пример: руководство «Ориёнбанка» оказало нашему кафедральному собору большую материальную помощь в виде самых разнообразных продуктов питания – очень приятно получить такой подарок к Рождеству!


  Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим. Фото: Нозим Каландаров, theopenasia.net

В Таджикистане у православных христиан шесть храмов: в Душанбе, Курган-тюбе, Турсунзаде, Худжанде, Бустоне, храм на территории 201 российской военной базы, расквартированной в республике, а ещё есть часовня в Нуреке.
 
– В душанбинском храме всего около 200–300 постоянных прихожан, примерно от 20 до 50 в других наших церквях, – говорит епископ. – Хотя, по идее, крещёных должно быть не меньше 10 тысяч, а то и больше. Если русскоязычных в Таджикистане осталось около 20 тысяч, то как минимум половина из них должна быть крещёная. Но далеко не все посещают храмы.
 
Впрочем, даже это небольшое количество христиан в Таджикистане уменьшается: русскоязычные продолжают уезжать из страны, пожилые прихожане умирают. Правда, в отличие от прошлых лет, в последние годы заметно изменился возраст паствы.
 
– Когда я приехал сюда пять лет назад, то в храм в основном приходили пожилые верующие. В последние годы к нам потянулась молодёжь, очень много прихожан из числа мужчин. Пожалуй, таким составом не могут похвастаться даже церкви на территории самой России.
 
История православия в Таджикистане
 
Вообще православие в Таджикистане присутствует давно; так давно, что во время проведения первой христианской службы на современной территории страны такого понятия, как Республика Таджикистан, ещё не было. В прошлом году отмечалось 145-летие со дня образования Туркестанской и Среднеазиатской епархии Русской православной церкви. На территории современного Таджикистана первая православная церковь была построена в 1866 году в Худжанде. В столице храм появился 74 года назад. По словам епископа Питирима, в 1943 году, во время оттепели по отношению к религии, православным христианам тогда ещё Сталинабада был выделен гараж, принадлежащий «Таджикфильму».
 
– Верующие смогли его за ночь превратить в церковь, боялись, что отберут. Правильно боялись, впоследствии действительно это помещение хотели вернуть киностудии, но христиане свой храм отстояли, – рассказывает настоятель собора.
 
В последние годы в храме постоянно ведутся строительные работы. По словам епископа, главную православную церковь Таджикистана администрация старается превратить в один из самых красивых уголков Душанбе. Сейчас, например, здесь строится духовно-просветительский центр, в котором в будущем душанбинцы смогут изучать русский язык и литературу, декламацию, театральное мастерство и многое другое. Кроме того, снаружи душанбинский храм украшают мозаиками, над ними работают таджикские мастера.
 
– Правый придел нашего храма освящён в честь праведного Иоанна Русского – православного святого, который находился в плену в Османской Империи, его насильно хотели обратить в ислам, но он остался верен православию и своей жизнью снискал себе уважение среди турок. Одна из мозаик, которую сейчас выкладывают на стене храма, посвящена этому святому, – рассказывает епископ Питирим.
 
На мозаике, о которой говорит Владыка, изображена известная история с пловом, после которой праведный Иоанн Русский стал почитаться среди мусульман святым. По легенде, хозяин Иоанна отправился в хадж, в эти дни его супруга приготовила плов и сказала прислуживавшему им Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» Святой попросил у неё блюдо с пловом, обещая послать его в Мекку. Все очень развеселились, но просьбу выполнили, решив, что Иоанн хочет раздать плов беднякам, как он нередко делал. Когда же хозяин вернулся, он рассказал о чуде, произошедшем с ним: находясь в Мекке, он обнаружил в запертой на ключ комнате, где он остановился, дымящееся блюдо с пловом, тарелку он сразу узнал, она была из его дома.
 
«За 50 лет христианство принял один таджик»
 
Памяти этого святого Душанбинская епархия посвящает уже третий год и научно-практическую конференцию – Иоанновские чтения, на которую приглашают представителей исламского духовенства и учёных как из Таджикистана, так и из соседних Узбекистана и Кыргызстана, России. Её участники обсуждают традиции и аспекты совместного сосуществования ислама и христианства на территории нашего региона.
 
– Центральная Азия является канонической территорией Русской православной церкви ещё со времен царской России, – объясняет епископ. – Ни одна другая христианская конфессия не имеет права открывать на этой территории свои епархии. Этот вопрос, кстати, обсуждали между собой Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск на недавней встрече в Гаване. И за все годы пребывания православия в регионе у православных не возникало серьёзных проблем на религиозной почве, мы всегда находили общий язык с местным мусульманским населением.
 
– Бывают случаи, когда кто-нибудь из вашей паствы принимает ислам или наоборот?
 
– Нет, таких случаев среди нашей паствы не было. Конечно, в Таджикистане есть русскоязычные, которые принимают ислам, но чаще всего это дети из смешанных браков или некрещёные. То же самое могу сказать и про таджиков-мусульман: по моим наблюдениям, они во всём регионе наиболее преданы своей религии. Например, как-то мне попалась статистика по четырём странам региона, ещё времен царской России, в которой было сказано, что за 50 лет пребывания православия здесь крещение приняли 8 кыргызов, 3 узбека, 2 туркмена и 1 перс, в скобочках стояло пояснение – «таджик». Хотя я сталкивался со случаями, когда таджики принимали православие в России.
 
«Для православных Рождество – главное событие в истории человечества»
 
Празднование Рождества Христова в душанбинском храме проводится точно так же, как и в других православных церквях по всему миру. Ночная служба начинается в 10 часов вечера, а заканчивается около трёх ночи.
 
– Устав для всех православных одинаковый, небольшие отличия только в обрядах, но само богослужение, в том числе и рождественская служба, везде узнаваемые. Я был на Святой Земле, был на греческих и на арабских богослужениях, и везде всё одинаково, – объясняет епископ.
 
Как правило, во время службы на такие крупные праздники, как Рождество или Пасха, территорию душанбинского храма охраняют военнослужащие из 201 российской военной базы. После богослужения всех прихожан администрация церкви приглашает к угощению, а здесь это традиционно плов. После этого пожилых людей развозят по домам на специальном автобусе, теперь православные будут отмечать свой праздник уже дома.
 
– У меня дома уже всё готово к Рождеству: на столе будет оливье, будет рыба под шубой, холодец, грибочки маринованные, шурпо сварим, манты налепим, нарезочку мясную с горчицей сделаем, – рассказывает прихожанка церкви Светлана. – В воздухе так и пахнет праздником. У нас вот воды в районе нет, я вчера вышла с ведрами во двор, хотя уставшая была после работы, но такое настроение душевное, потому что Рождество наступает. Большой для нас праздник.
 
Впрочем, епископ Питирим отмечает, что этот праздник большой и для мусульман.
 
– А как же? Родился один из почитаемых пророков в исламе – пророк Иса, как его называют. А для христиан – это самое главное событие в истории человечества. Поэтому хочу поздравить всех с этим чудесным праздником! Ведь любовь, милосердие, доброта и радость не имеют религиозных границ.


Также по теме



Новые публикации

В программе освоения Дальнего Востока государство придаёт большое значение переезду семей старообрядцев из Южной Америки. Первые попытки сложились не слишком удачно. Но теперь власти на самом высоком уровне намерены сделать всё, чтобы возвращение староверов на свои исконные дальневосточные земли стало как можно более массовым.
История России и пути православия в России неотделимы от истории многочисленных ересей. Почему такое широкое распространение получали секты? Очевидно, людей не удовлетворяла та духовная жизнь, которую им предлагала официальная церковь. По своей простоте и неучёности или наоборот – из-за слишком высоких духовных запросов, но люди искали своего бога – и своих путей к нему. Иногда эти пути были нелепыми, иногда – чудовищными.
Изучать гаммы или бегать по поляне с сачком, слушая птиц, – что лучше для приобщения ребёнка к музыке? Эта проблема стала основной темой шестой сессии Научного совета, который собрался в музее-усадьбе Петра Ильича Чайковского в Воткинске (Удмуртия). Сессия собрала ведущих исследователей в области теории и преподавания музыки из более чем тридцати регионов России.  
Ни для кого не секрет, что в наши дни в вузах Италии в области преподавания русского языка как иностранного существует ряд трудностей: в группах очень много студентов, посещение занятий для них свободно, а количество аудиторных часов невелико. В таких условиях необходимо давать учебный материал в короткие сроки, в максимально концентрированном виде и в занимательной форме.
Очень часто приходится слышать то про одно, то про другое: не женское это дело. Тем не менее даже в патриархальной дореволюционной России жили женщины, которых не останавливало непонимание близких, неприятие общества, невозможность получить хорошее образование и нормально заниматься любимым делом.
Мы привыкли, что Аляска — это где-то далеко. Очень далеко, другой край света – и географически, и исторически. Без малого полтора столетия прошло с тех пор, как над Ново-Архангельском, впоследствии ставшим Ситкой, взвился флаг Северо-Американских Соединённых Штатов. Но есть люди, которые сохраняют добрую память о русском присутствии в Америке.
В Год экологии Московский зоопарк разработал необычный проект – экокультурный маршрут с посещением уникального в России Центра воспроизводства редких животных. Идея оказалась настолько востребованной, что на первый тестовый тур пришло почти триста заявок от желающих. Зачем зоопарку заниматься туризмом, рассказывает заместитель генерального директора Московского зоопарка Евгения Пономарёва.
История взаимоотношений Швейцарии с Россией исчисляется столетиями, и её поворотным моментом принято считать Венский конгресс 1814–1815 годов, на котором Александр I принял для России решение стать одним из государств – гарантов постоянного нейтралитета Швейцарии. Особенно важную главу в отношении двух стран составила история небольшого, но активного сообщества русских эмигрантов-марксистов.