RUS
EN
 / Главная / Публикации / Как живут православные в Таджикистане?

Как живут православные в Таджикистане?

Лилия Гайсина11.01.2017

Самая маленькая православная община в Центральной Азии находится в Таджикистане: по приблизительным данным, количество постоянных прихожан здесь – около 500 человек. И это при том, что население республики превышает восемь миллионов. Впрочем, такой дисбаланс совсем не мешает христианам следовать своей религии; напротив, епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим (Творогов), настоятель Свято-Никольского кафедрального собора в Душанбе, говорит, что помогает.
 
– Мусульмане нам нисколько не мешают. Наоборот, таджики – очень преданные своей религии верующие, и для наших прихожан их поведение является неким примером для подражания: таджики каждую пятницу ходят в мечеть, соблюдают правила своей религии – это достойно похвалы. Мы очень хорошо ладим друг с другом. Например, я нахожусь в Таджикистане уже пятый год, и за это время ни разу не сталкивался с неприязнью со стороны представителей титульной нации. 

Народ хорошо относится к священнослужителям, пожалуй, такого уважения я больше и не встречал нигде. Оно проявляется всюду: на рынках, при общении с теми же сотрудниками ГАИ. Очень редко возникали случаи, когда было непонимание, основная масса хорошо относится к православным христианам. Вот свежий пример: руководство «Ориёнбанка» оказало нашему кафедральному собору большую материальную помощь в виде самых разнообразных продуктов питания – очень приятно получить такой подарок к Рождеству!


  Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим. Фото: Нозим Каландаров, theopenasia.net

В Таджикистане у православных христиан шесть храмов: в Душанбе, Курган-тюбе, Турсунзаде, Худжанде, Бустоне, храм на территории 201 российской военной базы, расквартированной в республике, а ещё есть часовня в Нуреке.
 
– В душанбинском храме всего около 200–300 постоянных прихожан, примерно от 20 до 50 в других наших церквях, – говорит епископ. – Хотя, по идее, крещёных должно быть не меньше 10 тысяч, а то и больше. Если русскоязычных в Таджикистане осталось около 20 тысяч, то как минимум половина из них должна быть крещёная. Но далеко не все посещают храмы.
 
Впрочем, даже это небольшое количество христиан в Таджикистане уменьшается: русскоязычные продолжают уезжать из страны, пожилые прихожане умирают. Правда, в отличие от прошлых лет, в последние годы заметно изменился возраст паствы.
 
– Когда я приехал сюда пять лет назад, то в храм в основном приходили пожилые верующие. В последние годы к нам потянулась молодёжь, очень много прихожан из числа мужчин. Пожалуй, таким составом не могут похвастаться даже церкви на территории самой России.
 
История православия в Таджикистане
 
Вообще православие в Таджикистане присутствует давно; так давно, что во время проведения первой христианской службы на современной территории страны такого понятия, как Республика Таджикистан, ещё не было. В прошлом году отмечалось 145-летие со дня образования Туркестанской и Среднеазиатской епархии Русской православной церкви. На территории современного Таджикистана первая православная церковь была построена в 1866 году в Худжанде. В столице храм появился 74 года назад. По словам епископа Питирима, в 1943 году, во время оттепели по отношению к религии, православным христианам тогда ещё Сталинабада был выделен гараж, принадлежащий «Таджикфильму».
 
– Верующие смогли его за ночь превратить в церковь, боялись, что отберут. Правильно боялись, впоследствии действительно это помещение хотели вернуть киностудии, но христиане свой храм отстояли, – рассказывает настоятель собора.
 
В последние годы в храме постоянно ведутся строительные работы. По словам епископа, главную православную церковь Таджикистана администрация старается превратить в один из самых красивых уголков Душанбе. Сейчас, например, здесь строится духовно-просветительский центр, в котором в будущем душанбинцы смогут изучать русский язык и литературу, декламацию, театральное мастерство и многое другое. Кроме того, снаружи душанбинский храм украшают мозаиками, над ними работают таджикские мастера.
 
– Правый придел нашего храма освящён в честь праведного Иоанна Русского – православного святого, который находился в плену в Османской Империи, его насильно хотели обратить в ислам, но он остался верен православию и своей жизнью снискал себе уважение среди турок. Одна из мозаик, которую сейчас выкладывают на стене храма, посвящена этому святому, – рассказывает епископ Питирим.
 
На мозаике, о которой говорит Владыка, изображена известная история с пловом, после которой праведный Иоанн Русский стал почитаться среди мусульман святым. По легенде, хозяин Иоанна отправился в хадж, в эти дни его супруга приготовила плов и сказала прислуживавшему им Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» Святой попросил у неё блюдо с пловом, обещая послать его в Мекку. Все очень развеселились, но просьбу выполнили, решив, что Иоанн хочет раздать плов беднякам, как он нередко делал. Когда же хозяин вернулся, он рассказал о чуде, произошедшем с ним: находясь в Мекке, он обнаружил в запертой на ключ комнате, где он остановился, дымящееся блюдо с пловом, тарелку он сразу узнал, она была из его дома.
 
«За 50 лет христианство принял один таджик»
 
Памяти этого святого Душанбинская епархия посвящает уже третий год и научно-практическую конференцию – Иоанновские чтения, на которую приглашают представителей исламского духовенства и учёных как из Таджикистана, так и из соседних Узбекистана и Кыргызстана, России. Её участники обсуждают традиции и аспекты совместного сосуществования ислама и христианства на территории нашего региона.
 
– Центральная Азия является канонической территорией Русской православной церкви ещё со времен царской России, – объясняет епископ. – Ни одна другая христианская конфессия не имеет права открывать на этой территории свои епархии. Этот вопрос, кстати, обсуждали между собой Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск на недавней встрече в Гаване. И за все годы пребывания православия в регионе у православных не возникало серьёзных проблем на религиозной почве, мы всегда находили общий язык с местным мусульманским населением.
 
– Бывают случаи, когда кто-нибудь из вашей паствы принимает ислам или наоборот?
 
– Нет, таких случаев среди нашей паствы не было. Конечно, в Таджикистане есть русскоязычные, которые принимают ислам, но чаще всего это дети из смешанных браков или некрещёные. То же самое могу сказать и про таджиков-мусульман: по моим наблюдениям, они во всём регионе наиболее преданы своей религии. Например, как-то мне попалась статистика по четырём странам региона, ещё времен царской России, в которой было сказано, что за 50 лет пребывания православия здесь крещение приняли 8 кыргызов, 3 узбека, 2 туркмена и 1 перс, в скобочках стояло пояснение – «таджик». Хотя я сталкивался со случаями, когда таджики принимали православие в России.
 
«Для православных Рождество – главное событие в истории человечества»
 
Празднование Рождества Христова в душанбинском храме проводится точно так же, как и в других православных церквях по всему миру. Ночная служба начинается в 10 часов вечера, а заканчивается около трёх ночи.
 
– Устав для всех православных одинаковый, небольшие отличия только в обрядах, но само богослужение, в том числе и рождественская служба, везде узнаваемые. Я был на Святой Земле, был на греческих и на арабских богослужениях, и везде всё одинаково, – объясняет епископ.
 
Как правило, во время службы на такие крупные праздники, как Рождество или Пасха, территорию душанбинского храма охраняют военнослужащие из 201 российской военной базы. После богослужения всех прихожан администрация церкви приглашает к угощению, а здесь это традиционно плов. После этого пожилых людей развозят по домам на специальном автобусе, теперь православные будут отмечать свой праздник уже дома.
 
– У меня дома уже всё готово к Рождеству: на столе будет оливье, будет рыба под шубой, холодец, грибочки маринованные, шурпо сварим, манты налепим, нарезочку мясную с горчицей сделаем, – рассказывает прихожанка церкви Светлана. – В воздухе так и пахнет праздником. У нас вот воды в районе нет, я вчера вышла с ведрами во двор, хотя уставшая была после работы, но такое настроение душевное, потому что Рождество наступает. Большой для нас праздник.
 
Впрочем, епископ Питирим отмечает, что этот праздник большой и для мусульман.
 
– А как же? Родился один из почитаемых пророков в исламе – пророк Иса, как его называют. А для христиан – это самое главное событие в истории человечества. Поэтому хочу поздравить всех с этим чудесным праздником! Ведь любовь, милосердие, доброта и радость не имеют религиозных границ.


Также по теме



Новые публикации

Знаменитое село Гжель и сальвадорский муниципалитет Панчималько стали побратимами ещё в 2014 году. С тех пор культурные и образовательные связи двух населённых пунктов окрепли. Студенты из Сальвадора ежегодно приезжают на учёбу в Гжельский госуниверситет, а в марте 2017 года в Панчималько был открыт Национальный центр искусств, где будет работать отделение гжельской керамики.
История Московской Руси в широком смысле слова охватывает больше трёх веков — с 1363 года (Дмитрий Донской становится великим князем) до 1689 года (начало правления Петра I). Если территориальные, политические и военные успехи этого периода оцениваются очень высоко, то на социальные, культурные и хозяйственные принято смотреть сдержанно. Разбираемся, насколько это справедливо.
На прошлой неделе, 17 августа, в Барселоне произошло очередное преступление, совершённое группой террористов. Небольшой и довольно старый, а потому малоприметный фургон, используемый в основном для доставки грузов мелким магазинам, на скорости 80 км/ч. въехал в толпу людей, мирно прогуливавшихся по улице Рамбла в самом центре столицы Каталонии.
Один из самых любимых и красочных летних праздников – Яблочный Спас. Так уж повелось на Руси, что три летних праздника, связанных с жизнью Христа, народ наш запомнил, как Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый) Спасы. Из них из всех наибольший – Яблочный, он же – Преображение Господне. В ясный и тихий августовский день под перезвон колоколов в церквях с пением святят корзины с яблоками и грушами.
Фотограф Александр Химушин родился в Якутии, а живёт в Австралии. Его фотопроект «Мир в лицах» (The World In Faces) стал по-настоящему глобальным, охватив десятки народов, в том числе живущих в самых удалённых уголках планеты на разных континентах.  
Неординарным выдался летний субботний вечер в Русском общественном центре Брисбена. Двести человек стали не только гостями и зрителями, но участниками долгожданного концерта мужского хора DustyEsky. Хор состоит по преимуществу из коренных австралийцев, но исполняет русские песни.
Чтобы лучше понимать причины сегодняшнего, зачастую негативного отношения к России со стороны Запада, необходимо обратиться к истории. Руководитель поддержанного фондом «Русский мир» проекта по созданию просветительского ресурса «Национальные мифы о России» Светлана Королёва объясняет, как получилось, что миф, сформированный ещё летописцами Средневековья, процветает и в эпоху Интернета.