RUS
EN
 / Главная / Публикации / Русский дом на Тубабао

Русский дом на Тубабао

Светлана Сметанина09.01.2017

В истории белой эмиграции есть малоизвестные страницы, связанные с островом Тубабао. В 1949 году этот филиппинский остров стал на несколько лет настоящим домом для почти шести тысяч русских. О том, почему они там оказались и как выживали в непростых условиях, рассказывает президент Конгресса русских американцев Наталия Сабельник.

– Как Ваша семья оказалась на Тубабао? И почему именно этот остров в Тихом океане стал приютом для русских беженцев из Китая?

– В 2017 году мы будем отмечать 100 лет Октябрьской революции, в результате которой действительно пострадали все русские люди. Мой папа был белый офицер, участвовал в Гражданской войне, ему было 22 года. После окончания Гражданской войны он попал в Китай – в Харбин, который тогда был очень русским городом, сюда стекались выходцы из России после победы большевиков. 

В таких палатках  русским беженцам пришлось прожить почти три года (все фото из личного архива Н. Сабельник)

Моя мама попала в Харбин, когда ей было восемь лет. Она происходила из казачьей семьи, а папа – из дворянской. Мама была 16-м ребёнком в семье, но выжило лишь пятеро. 

Один из её старших братьев служил профессором в Харбинском университете, а второй был главным инженером на строительстве железнодорожных мостов. На момент Октябрьской революции их семьи жили в Харбине, а поскольку один из братьев овдовел и остался с тремя детьми, то моя бабушка поехала ему помогать. И тут закрылась русско-китайская граница. И моя мама вместе со своей 16-летней сестрой вдвоём пошли из Нерчинска через Маньчжурию в Харбин. И каким-то невероятным образом им это удалось. После свадьбы мои родители уехали в Шанхай, где я и родилась. 


Наталия Сабельник

Хочу сказать, что русские очень хорошо приспосабливались и пытались сохранить привычный им мир. Строили церкви, открывали свои клубы. В Харбине и в Шанхае проходили концерты, на которых выступали Вертинский, Шаляпин. 


Но после окончания Второй мировой войны к власти в Китае пришли коммунисты. А в Советском Союзе белоэмигрантам из Китая стали предлагать советские паспорта. Некоторые действительно получили эти паспорта и вернулись на родину. Но перед тем как уехать, договаривались о секретных способах передачи информации об истинном положении вещей.

Например, моя тётя уехала с семьёй в Красноярск и оттуда написала своей сестре письмо: «Тамарочка, всё замечательно, советую вам тоже сюда переехать, как только Алечка закончит университет». А Алечке – сыну Тамары – в то время было три года. То есть было понятно, что ехать ни в коем случае не надо. Другая семья договорилась с оставшимися родственниками, что если всё в СССР у них будет хорошо, то они пришлют фотографию стоя, если плохо, то сидя. И те, которые остались в Китае, получили фотографию, где их уехавшие родственники сфотографировались лёжа…

Оставшиеся в Китае русские были поставлены перед очень сложным выбором – либо возвращаться на Родину, где всю жизнь придётся оправдываться за свой отъезд в эмиграцию, либо оставаться в Китае, где им также грозила смерть

В общем, оставшиеся в Китае русские были поставлены перед очень сложным выбором – либо возвращаться на Родину, где всю жизнь придётся оправдываться за свой отъезд в эмиграцию, либо оставаться в Китае, где им также грозила смерть, поскольку китайские коммунисты очень жестоко расправлялись со своими идеологическими противниками. 

В этот момент появился человек – Григорий Кириллович Бологов, который создал Ассоциацию русских эмигрантов. Он стал писать правительствам всех стран с просьбой предоставить убежище русским и помочь им выехать из Китая. Также он обратился к Международной организации помощи беженцам при ООН. И единственной страной, которая согласилась предоставить временное убежище русским беженцам, были Филиппины. На самом деле среди шести тысяч беженцев были не только русские, но и люди других национальностей, которые в своё время проживали в России.

А на Филиппинах во время войны располагалась военная американская база. Такая же база была и на филиппинском острове Тубабао. Перед приходом пароходов с беженцами туда отправились 50 молодых людей, которых Бологов находил буквально на улице. Они должны были подготовить лагерь к приезду нескольких тысяч человек. И оказалось, что эта база совершенно не подходит для размещения такого числа людей – она была уже полуразрушена. Так что пришлось буквально с нуля создавать новый лагерь. 


Маленькая Наташа с мамой стоят с чайником за водой

Поначалу жили в палатках. Раз в день выдавали воду и хлеб. Приходила благотворительная помощь из Америки, правда, иногда очень низкого качества. Я была совсем маленькой, когда попала на Тубабао, и тем не менее мне запомнился такой эпизод. Мы стоим с мамой в очереди на получение гуманитарной помощи, и выдают туфли. Мама говорит: «Что же это вы даёте – обе туфли на левую ногу, одна лакированная, а другая со шнурками». И мама отказалась. А я стою и до сих пор помню это своё детское чувство – что же она отказалась, у меня по крайней мере была бы новая обувь. 

– И тем не менее русские и в этих сложных условиях смогли воссоздать свой мир – устраивали концерты, балы, открывали школы…

– Да, в центре лагеря была большая площадь, которую назвали Красной. Несколько раз в неделю там показывали фильмы. Регулярно устраивали танцы под оркестр – на острове было много музыкантов. Конечно, для детей и молодёжи жизнь на тропическом острове была своего рода развлечением. Но взрослым было нелегко – обещали, что это временный лагерь на четыре месяца, а получилось, что на два года, а некоторые задержались там ещё дольше.
 

Скаутский костёр на Красной площади Тубабао

– А что они смогли взять с собой из Шанхая?

– Мои родители смогли взять только два сундука с вещами. Мама вывезла швейную машинку, поскольку прекрасно шила. И благодаря этому смогла подрабатывать в лагере – шила одежду. А некоторые умудрились чуть ли не всю обстановку привезти. Там был замечательный художник Карамзин – он привёз с собой свои картины. А впоследствии расписывал русские церкви в Сан-Франциско и Вашингтоне. На острове работала школа, в которой всё было по-настоящему – ставили оценки, сдавали экзамены.


Папа сделал качели, мама сшила сарафан

– Какие там были бытовые условия?

На Красной площади устраивали костюмированные балы, выступления балета. Для детей – обязательно ёлки. У меня сохранилась фотография Деда Мороза, который разъезжал по лагерю на военном джипе

– Все жили в палатках, спали на раскладушках. Кто-то работал на кухне, кто-то в офисе помогал оформлять документы на визы. В лагере было 14 районов. Из старой церкви, которая осталась на американской базе, устроили православный собор, оформив его полностью в соответствующем стиле. На острове играли свадьбы, рождались дети. Там был совершенно замечательный батюшка Филарет, который всех хоронил, крестил и венчал.

На Красной площади устраивали костюмированные балы, выступления балета. Для детей – обязательно ёлки. У меня сохранилась фотография Деда Мороза, который разъезжал по лагерю на военном джипе. 


Собрание возле построенного беженцами православного собора

– Какое было настроение? Ведь приходилось жить в неопределённости, не зная, когда дадут визу и куда.

– Нашим родственникам первым дали визу в Австралию. А моим родителям пришлось ещё год ждать, потому что у мамы были пятна в лёгких и её не пускали из-за подозрения на туберкулёз. И опять нас судьба разделила, уже в который раз – сначала в России, потом в Китае, потом на Тубабао... Все должны были пройти медицинский осмотр. После этого ставили печать о его прохождении на документы, чтобы получить визу. Потом приходилось ждать, какая из стран даст разрешение на въезд. Потом очередь на пароход, чтобы покинуть остров. Жить в такой неопределённости было очень тяжело.

В лагерь неоднократно прилетал владыка Иоанн из Шанхая. Он проводил там службы. А когда уехал в Америку, то стал там молиться перед Белым домом, чтобы американское правительство сняло ограничения на квоты для беженцев. Ещё очень помог сенатор Уильям Ноланд, который спонсировал новый закон о квотах для беженцев. И этот закон был принят. И в конце 1951 года три парохода с беженцами с Тубабао отправились в США. 


Беженцы уезжают с Тубабао

И что интересно – когда все уже разъехались и лагерь закрылся, на острове случился страшный тайфун. Он просто уничтожил весь лагерь. И если бы там в тот момент находились люди, они бы могли погибнуть. Недавно, когда я приезжала на Филиппины, меня возили на Тубабао, где сохраняется память о русских беженцах. Местные жители уверены, что люди смогли избежать гибели от тайфуна благодаря молитвам владыки Иоанна. 

Также по теме



Новые публикации

В программе освоения Дальнего Востока государство придаёт большое значение переезду семей старообрядцев из Южной Америки. Первые попытки сложились не слишком удачно. Но теперь власти на самом высоком уровне намерены сделать всё, чтобы возвращение староверов на свои исконные дальневосточные земли стало как можно более массовым.
История России и пути православия в России неотделимы от истории многочисленных ересей. Почему такое широкое распространение получали секты? Очевидно, людей не удовлетворяла та духовная жизнь, которую им предлагала официальная церковь. По своей простоте и неучёности или наоборот – из-за слишком высоких духовных запросов, но люди искали своего бога – и своих путей к нему. Иногда эти пути были нелепыми, иногда – чудовищными.
Изучать гаммы или бегать по поляне с сачком, слушая птиц, – что лучше для приобщения ребёнка к музыке? Эта проблема стала основной темой шестой сессии Научного совета, который собрался в музее-усадьбе Петра Ильича Чайковского в Воткинске (Удмуртия). Сессия собрала ведущих исследователей в области теории и преподавания музыки из более чем тридцати регионов России.  
Ни для кого не секрет, что в наши дни в вузах Италии в области преподавания русского языка как иностранного существует ряд трудностей: в группах очень много студентов, посещение занятий для них свободно, а количество аудиторных часов невелико. В таких условиях необходимо давать учебный материал в короткие сроки, в максимально концентрированном виде и в занимательной форме.
Очень часто приходится слышать то про одно, то про другое: не женское это дело. Тем не менее даже в патриархальной дореволюционной России жили женщины, которых не останавливало непонимание близких, неприятие общества, невозможность получить хорошее образование и нормально заниматься любимым делом.
Мы привыкли, что Аляска — это где-то далеко. Очень далеко, другой край света – и географически, и исторически. Без малого полтора столетия прошло с тех пор, как над Ново-Архангельском, впоследствии ставшим Ситкой, взвился флаг Северо-Американских Соединённых Штатов. Но есть люди, которые сохраняют добрую память о русском присутствии в Америке.
В Год экологии Московский зоопарк разработал необычный проект – экокультурный маршрут с посещением уникального в России Центра воспроизводства редких животных. Идея оказалась настолько востребованной, что на первый тестовый тур пришло почти триста заявок от желающих. Зачем зоопарку заниматься туризмом, рассказывает заместитель генерального директора Московского зоопарка Евгения Пономарёва.
История взаимоотношений Швейцарии с Россией исчисляется столетиями, и её поворотным моментом принято считать Венский конгресс 1814–1815 годов, на котором Александр I принял для России решение стать одним из государств – гарантов постоянного нейтралитета Швейцарии. Особенно важную главу в отношении двух стран составила история небольшого, но активного сообщества русских эмигрантов-марксистов.