Русская француженка Елена Дюффорт: Русская душа не в матрёшках
Светлана Хохрякова20.12.2016
Наша соотечественница Елена Дюффорт много лет живёт во Франции. Она окончила киноведческий факультет ВГИКа, а сейчас занимается организацией фестиваля российского кино в Онфлёре. О том, почему французы продолжают с удовольствием смотреть российское кино, она рассказала в интервью «Русскому миру».
В этом году фестиваль российского кино в Онфлёре (Нормандия) проходил уже в 24-й раз. Находясь там, всякий раз оказываешься среди людей, которые готовы помочь в любую минуту: встретить на машине, предоставить информацию, принести что-то из дома, если это необходимо для нужд фестиваля. Это волонтёры, но не привычные нам студенты, а люди солидного пенсионного возраста.
Елена Дюффорт
– На вашем фестивале особенные непривычные волонтёры. Кто они и что их привлекает?
– Это ассоциация друзей Фестиваля российского кино, люди, для которых фестиваль стал событием. Они любят то, что делают, и работают на энтузиазме. Они стали узнавать русских, которые к ним приезжают, –продюсера Елену Гликман, актёра Алексея Гуськова и многих других кинематографистов из России. Им нравится, что к ним приезжают знакомые, любимые русские люди. Они читают публикации, выходящие во Франции о них, даже переписываются в Фейсбуке. К ним приезжают друзья. Вот и весь стимул. Никаких благ наши волонтёры не получают взамен и единственное, что могут себе позволить, – так это обед для группы, работающей на фестивале.
– Всё это удивительно. У нас пожилые люди чаще всего социально не востребованы, в волонтёры их точно не позовут.
– В Онфлёре – это не просто люди, проверяющие билеты при входе, а те, кто изначально организовывали фестиваль, практически его оргкомитет. Денег за работу они не берут, как и президент фестиваля Франсуаз Шнерб. Она может ещё и добавить свои вместо того, чтобы что-то поиметь. Так что, кроме почёта и радости устраивать каждый год в ноябре фестиваль с русскими, они ничего не имеют. Кто-то приносит свой принтер, кто-то бумагу. Режиссер фестиваля сказала мне в день закрытия, что ей не понравились скатерти и она принесла из дома шёлковые.
– Почему Вы решили провести «круглый стол» на тему «Может ли быть кино учебником истории»?
– В этом году у нас сложилась историческая программа, появился игровой фильм «Так сложились звёзды» Сергея Снежкина, героями которого стали Нурсултан Назарбаев, Михаил Горбачёв и Борис Ельцин. Показалось интересным поговорить о том, как в кино отражается наша история. Ответа так и не нашли. Речь шла о том, что люди, не жившие в Советском Союзе в силу молодого возраста, будут изучать историю по фильмам. Является ли это ответственностью режиссёра – показать всё как есть? Очень интересный был разговор.
Французскую публику интересует история Советского Союза. Мы недооцениваем информированность французов в том, что касается российской истории и культуры. Они помнят то, о чём некоторые из нас забыли. Энтузиасты могут докопаться до того, о чём мы не догадываемся.
– Как меняются интересы французских зрителей? Что они хотят видеть?
– Как организатор фестиваля, я хочу, чтобы российское кино вызывало у них интерес. Часто ведь иностранцы думают, что раз фильм русский, значит, сведёт челюсть, что кого-то убьют. Мне хотелось показать кино, которое не обязательно идентифицируется как русское. Оно может быть жанровое, на которое люди захотят прийти, чтобы провести два часа времени в кинотеатре. Именно поэтому я два года назад сделала программу хитов, которая прошла с большим успехом. Публика приходила на фильм «Ёлки», чтобы увидеть другое кино. И открывала для себя фильмы, на которые можно пойти всей семьей, с детьми.
В этом году на фестиваль впервые приехал мой сын со своей девушкой. Она вообще ничего не знала о русском кино. Ее семья, провожая ее в Онфлёр, настояла на том, чтобы дочь подготовилась к поездке. Когда она вынула из сумки три диска, которые посмотрела перед тем, как отправиться на фестиваль, – а это были «Неоконченная пьеса для механического пианино» Михалкова, «Сталкер» и «Зеркало» Тарковского, – я едва не заплакала. «Зеркало» – мой любимый фильм. Я всё время на нём плачу. А девочка сказала: «Мой папа тоже на нём плачет». И это человек, не имеющий никакого отношения к России, не знающий ни одного слова по-русски. Она тоже ничего не знала о фестивале российского кино до того, как познакомилась с моим сыном. Вот такую публику я и хочу привлечь в кинозалы.
Памятник Каштанке в Онфлёре
– Интересно, почему возникли именно эти три фильма?
– Это знание русской культуры, лучших образцов советского и российского кино, то, что должен знать каждый образованный человек. Во Франции есть потенциал благожелательности, и надо с ним работать.
– Какой главный стереотип в восприятии русских во Франции?
– Стереотип зависит от возраста. Сейчас многие считают, что Россия – злобная, жуткая страна. В адрес фестиваля приходят письма с обвинениями: как вы можете показывать российское кино, когда такая ситуация в мире. Люди, знающие нашу культуру, различают наносное от сущностного. А есть такие, кто прочитал что-то в газетах, и этим их познания ограничиваются. Спрашиваю: «А вы видели российские фильмы?»
Но мы ориентируемся на другую публику. К нам приходят также люди, которые пытаются понять загадочную русскую душу, Достоевского, Тарковского. Если они разочарованы, я им говорю, что русская душа не сводится к вселенской тоске, поэтому мы боремся против балалаек, медведей и матрёшек на фестивале. Русская душа не сводится только к ним. Если она где-то есть, то, скорее, в тех фильмах, которые мы показываем каждый год.
– Жюри в этом году возглавлял французский писатель и режиссёр Фредерик Бегбедер. Какое у него представление о России?
– Это один из самых издаваемых в России авторов. У него любящий взгляд на нашу страну. Он бывший рекламщик, и есть в нём некоторая эпатажность, поэтому его формулировки остры и мы не сразу их понимаем. Он хорошо знает русскую литературу и кино, любит Эйзенштейна, цитирует «Русский ковчег» Сокурова, видел фильмы Тарковского.
В прошлом году Фредерик пришёл на парижский показ российского фильма «Находка» по прозе Тендрякова. Когда он появился в зале, где сидели обычные зрители, те едва не упали в обморок. Фредерик – тот человек, который хочет открыть для себя что-то новое. Когда стало ясно, что Бегбедер возглавит жюри, для меня главной темой стало «удиви меня». Я хотела его удивить.
– У него такая бешеная популярность во Франции, раз зрители готовы падать в обморок?
– Он очень известен благодаря телевидению и программе, которую ведёт на популярном французском радио. Он также возглавляет известный мужской журнал. Если спросить у любого человека в Париже о Бегбедере, он скажет: «Фредерик? Я его знаю. Он в чёрных очках». Бегбедер приезжает в Россию, наверное, с 2000 года, всякий раз, когда выходят его книги. Обратите внимание: их целые полки в книжных магазинах. У него много знакомых в России, и он знает её не с туристической стороны.
Книги о российском кино на фестивале в Онфлёре
– Ваша собственная работа по популяризации российского кино началась с фестиваля в Онфлёре?
– Нет, с сайта «Киноглаз». Я туда пришла, потому что мне хотелось писать. Всё-таки я окончила киноведческий факультет и аспирантуру ВГИКа. Потом уже познакомилась с организаторами фестиваля в Онфлёре, его президентом Франсуазой Шнерб, и она мне предложила работу. После ВГИКа я оказалась в Германии. Работала там в массмедиа, занималась рекламой. Потом по семейным обстоятельствам уехала во Францию, выучила французский язык.
– Повлияли ли события в Украине и Сирии на проведение вашего фестиваля, копродукцию с Германией и другие культурные акции?
– На организацию фестиваля не повлияли. Наша команда продолжает работать с прежним энтузиазмом, никто не ушёл. Как я уже говорила, в адрес организаторов приходили письма от людей, которые сообщали, что никогда к нам больше не приедут. Были письма и в адрес Бегбедера – зачем он согласился стать председателем жюри. Конечно, это очень неприятно. Мы уважаем личное мнение каждого, но позиция фестиваля такова: мы работаем в культурном пространстве, с разными правительствами, в разной политической ситуации.
На следующий год проведём уже 25-й фестиваль. Есть, конечно, материальная сторона вопроса. Финансовая поддержка фестиваля не увеличилась, наверняка, и по политическим причинам тоже. Что касается совместного производства, то на него политическая ситуация не влияет.
Также по теме
Новые публикации
Пушкин в Страсбурге – в оригинале и переводе 17.04.2024
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан. Илья Голенищев-Кутузов: «Мы – дети России» 16.04.2024
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника. Гагаринские уроки пройдут в 38 странах мира 12.04.2024
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.