EN
 / Главная / Публикации / «Зимние вечера на Амстеле» – Екатерина Великая, Просвещение и русская музыка в Голландии

«Зимние вечера на Амстеле» – Екатерина Великая, Просвещение и русская музыка в Голландии

Инесса Филатова 16.12.2016

На этой неделе в Амстердаме с успехом завершился IV фестиваль камерной музыки «Зимние вечера на Амстеле». Он проходил в музее «Эрмитаж Амстердам». Тема этого года – «Воля к просвещению» – созвучна выставке, посвященной русской императрице Екатерине Великой.

Идея фестиваля неразрывно связана с именем Святослава Рихтера и «Декабрьскими вечерами» в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. В русском музее в Амстердаме фестиваль впервые состоялся в 2013 г. в рамках перекрёстного Года России в Нидерландах и Нидерландов в России. С тех пор «Зимние вечера на Амстеле» стали ярким событием голландской культурной жизни. 

Культура и музыка – послы мира

По замыслу Святослава Рихтера, концерты классической музыки в художественном музее, объединенные общей идеей с представленной экспозицией, дают посетителю прочувствовать глубокую связь между различными видами искусства внутри одной эпохи или национальной школы, позволяя внимательному зрителю-слушателю глубже понять их смысл и характер. 



Эта идея вдохновила организаторов «Зимних вечеров на Амстеле» художественного руководителя Анну Азерникову и коммерческого директора Надежду Елисееву на создание серии тематических концертов в филиале Эрмитажа в Амстердаме. Русский музей на берегу Амстела стал идеальным местом проведения фестиваля как мост между культурами Нидерландов и России. 

«Здесь любят русскую музыку, к тому же за плечами русских музыкантов стоит сильнейшая классическая школа, – говорит Надежда Елисеева. – Кроме того, Эрмитаж – это место, куда приходят люди, интересующиеся русской культурой, то есть наша непосредственная целевая аудитория. А самому музею идея фестиваля даёт возможность представить новую программу посетителям, немного расширить свою сферу.

С самого начала нас поддерживает посольство России в Нидерландах, помогая в организации фестиваля и поиске спонсоров. В этом году, правда, был момент, когда нам казалось, что фестиваля не будет. Из-за сложной экономической ситуации многие наши спонсоры не смогли нам помочь. Но, слава богу, всё получилось!»


По случаю открытия IV фестиваля камерной музыки «Зимние вечера на Амстеле» был устроен посольский приём.



«Очень важно, что фестиваль "Зимние вечера на Амстеле" состоялся, – сказал корреспонденту «Русского Мира» посол России в Нидерландах Александр Шульгин. – Я рассматриваю его как продолжение успешно начатых перекрёстных годов России в Нидерландах и Нидерландов в России. Это, безусловно, содействует укреплению наших связей, помогает нам в культурном общении. Культура в целом и музыка в частности – это послы мира. В 1958 году Ван Клиберн выиграл конкурс Чайковского в Москве – была эпоха холодной войны. Мстислав Ростропович играл у Берлинской стены, символизируя окончание этой эпохи. Это были очень волнующие моменты.

Контакты между нашими странами продолжаются. Более года тому назад мы любовались голландским балетом в Большом театре. И вот теперь фестиваль "Зимние вечера на Амстеле" вписывает ещё одну славную страницу в историю наших отношений. В нынешнее непростое время это то, что нам нужно, и мы с оптимизмом смотрим в будущее».  

На открытии фестиваля директор музея «Эрмитаж Амстердам» Кателяйн Брурс сказала: «Я нахожу прекрасной возможность разделить эту часть русской культурной традиции с нидерландской публикой. В следующем году мы будем отмечать первый юбилей, и я надеюсь, что мы сохраним эту замечательную традицию еще на много-много лет». 

Просвещение в музыке – от Екатерины Великой к голландским минималистам

В этом году программа фестиваля «Зимние вечера на Амстеле» согласуется с проходящей в Эрмитаже выставкой «Екатерина Великая». 

Спустя 250 лет после того как Екатерина II приобретает собрания произведений искусства, положив начало будущему музею Эрмитаж в Санкт-Петербурге, «Эрмитаж Амстердам» представил уникальную выставку, раскрывающую историю жизни своей основательницы. Это более 300 экспонатов – произведения живописи, графики и скульптуры, ювелирные изделия и камеи, костюмы и оружие. 

Перед художественным руководителем фестиваля Анной Азерниковой это поставило творческую сверхзадачу – составить программу фестиваля камерной музыки так, чтобы она была разнообразна, имела общую идею с темой выставки и при том была бы интересна публике. Азерникова справилась с этим блестяще.



«По-голландски тема фестиваля звучит как Verlangen naar Verlichting, – рассказывает Анна Азерникова. – На русский это переводится как "воля к просвещению". Но в голландском языке слово verlichting имеет более широкое значение, благодаря которому возникает красивая игра слов, создающая яркий образ стремления к свету. Этот образ открыл нам возможность выйти за узкие рамки придворной музыки XVIII века и сделать программу очень разнообразной. Ведь хотелось показать как можно больше аспектов русской музыки, музыки разных эпох, выйти на современность и подчеркнуть связь России и Нидерландов. Я считаю это нашей маленькой миссией – не только радовать голландскую публику исполнением любимых здесь произведений Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева и Стравинского, но и знакомить с неизвестными публике русскими композиторами и произведениями. И мы смогли это сделать».

Один из концертов фестиваля был посвящён музыке лучших композиторов, творивших при дворе Екатерины, которые создавали в том числе оперы на либретто, написанные самой императрицей.  Также на фестивале прозвучали сонаты Бетховена, которые он посвятил любимому внуку Екатерины – императору Александру I. 

125-летие со дня рождения Сергея Прокофьева отметили уникальным музыкальным спектаклем «Петя и волк», который исполнили юные виртуозы из России и Нидерландов – ученики детской музыкальной школы им. Гнесиных. Рассказчиком выступил Франк Хроотхоф, известный в Нидерландах своими музыкальными представлениями для детей. 
 


Любители русской классики насладились концертом Рахманинова, Аренского и Шостаковича.

Удалось нам показать, чем живут и о чём думают современные композиторы. Публика познакомилась с музыкой Владимира Мартынова и Павла Карманова, который приехал к нам из Москвы, чтобы исполнить свои произведения. В исполнении пианиста Алексея Любимова прозвучала музыка нидерландского композитора-минималиста Симеона тен Хольта.


Завершился фестиваль «Венским фейерверком», во время которого звучали Моцарт и Шуберт в исполнении любимицы голландской публики, пианистки Ольги Пащенко и пианиста Александра Мельникова, чьим талантом восхищался Святослав Рихтер.  

 Музыканты и зрители

Марианна, зрительница: «Это был замечательный концерт. Идея фестиваля прекрасна – объединить концерты классической музыки с темой выставки и дать зрителям возможность насладиться и тем, и другим. К сожалению, нам не хватило времени, чтобы посмотреть всю экспозицию.  Но то, что мы увидели, произвело сильное впечатление». 

Етти, волонтёр: «Это потрясающая музыка! Особенно Аренский мне понравился, это так трогает – до самого сердца!»

Стефан, зритель: «Вообще я не очень большой поклонник классической музыки. Я пришёл с друзьями, и это было очень интересно. Правда, посмотреть выставку у нас не было времени».

Ольга Пащенко, пианистка: «Я считаю, что это потрясающий фестиваль! Тут встречаешься с русской душой. Великолепная организация: с одной стороны, ты чувствуешь, что это большое официальное событие, а с другой – всё так уютно, тепло и очень здорово. Я играла очень много, три дня. Играть с разными инструментами в этом зале, с такой хорошей акустикой, было очень приятно. Отношения между Голландией и Россией существуют давно, и здорово, что в Амстердаме есть Эрмитаж и что есть связь между этим фестивалем и "Декабрьскими вечерами" в России, и ты чувствуешь традицию, которая продолжается».

Алексей Любимов, пианист: «Мне очень приятно, что это проходит в таком замечательном зале и в таком замечательном месте! Публика посещала очень хорошо, и играть для этой публики очень приятно. Великолепная организация и разнообразные программы внутри казалось бы узкой темы – Екатерина Великая и эпоха Просвещения XVIII века. Но они вышли из этого времени в другие эпохи, связав эпоху Просвещения с современностью. Моя задача была – музыка настоящего, причём связывающая Россию с Голландией, – это современные минималисты, российские, московские, и голландские. И я совершенно счастлив сотрудничать с "Дудок квартетом", который играл в моей программе, они зажглись этой музыкой, завелись и играли очень здорово. Это был вечер для всех нас очень важный». 

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева