EN
 / Главная / Публикации / Театры ждут инженеров и программистов

Театры ждут инженеров и программистов

Светлана Сметанина17.11.2016



Казалось бы, какая связь между театральным искусством и инженерным образованием? Оказывается, самая прямая. Современные театральные мастерские по уровню сложности оборудования не уступают заводам. А потому российские театры остро нуждаются в квалифицированных рабочих и инженерах.

Наверняка многие очень сильно удивятся, когда услышат, что вчерашние выпускники Московского авиационного института и МГТУ имени Баумана сегодня работают в Большом театре. И тем не менее это так. Как рассказал заместитель генерального директора Большого театра Андрей Проничев, когда после масштабной реконструкции открывалась историческая сцена Большого, потребовалось найти сразу 400 человек, чтобы профессионально управляться с механикой сцены. 

«Мы взяли целиком весь курс МАИ, которые довели нам до ума механику немецкой фирмы», – рассказал Проничев на круглом столе в Государственной Думе, организованном Комитетом по промышленности ГД и Союзом машиностроителей России. По его словам, современный театр стал «очень инженерным», а мастерские Большого по уровню своего оснащения – это завод мирового уровня. 

Но если в столичных театрах Москвы и Санкт-Петербурга особых проблем с поиском нужных специалистов не возникает, в регионах картина прямо противоположная. К примеру, труппа Вахтанговского театра часто ездит на гастроли в провинцию и стакивается с тем, что местные монтировщики декораций не знают элементарных вещей. «Мы говорим – поднимите или опустите "арлекин", а они не понимают», – поделился наболевшим директор театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок («арлекин» на театральном сленге – часть занавеса сцены. – С.С.).

Объясняется подобный непрофессионализм просто: старые мастера уходят, а новым неоткуда взяться. Дмитрий Мозговой, заместитель председателя Союза театральных деятелей, поделился забавной историей, услышанной им на одном из театральных форумов в Новосибирске. Там выступал художник-декоратор одного небольшого сибирского театра. Он долго рассказывал про то, как важно, чтобы между декоратором и режиссёром царило полное взаимопонимание. «Оно у нас есть – мы же вместе работали в бригаде сучкорубов», – закончил свою речь театральный работник.

Может быть, и неплохо, что в театр приходят увлечённые люди, пусть и из других профессий. Но проблема в том, что кто-то должен их научить обращаться со сложной и дорогой техникой. «Одна лампа к видеопроектору стоит порядка 250 тысяч рублей, и если её неправильно эксплуатировать, театр просто попадёт на деньги», – объяснил Кирилл Крок. Тем более что сегодня министерство культуры даёт немалые деньги на переоборудование, в том числе и региональных театров.

Необходимых специалистов сегодня готовят в театрально-техническом колледже и трёх столичных вузах. Но, как правило, их число невелико – к примеру, в школе-студии МХАТ на курсе художников-технологов учатся всего 8 человек – капля в море для страны. В этом году при Союзе театральных деятелей открылось первое театральное ПТУ и сразу вызвало небывалый ажиотаж у желающих там обучаться. Кроме того, столичные театры готовы принимать к себе на переподготовку работников из провинции. Например, в этом году Вахтанговский театр таким образом подготовил шесть специалистов для театра Владикавказа.

Правда, далеко не всегда и сами региональные театры стремятся отправлять своих работников на учёбу в Москву – просто боятся, что те не вернутся обратно. Решить эту проблему можно с помощью целевого направления и мотивации для возвращения выпускников. Например, Дмитрий Мозговой рассказал о стипендиях в 20 тысяч рублей для молодых специалистов в региональных театрах, которые доплачивает к их зарплате министерство культуры. Правда, таких стипендий немного – порядка 100. Если бы к этой проблеме подключились местные власти в регионах, наверняка, подобных стипендий могло быть больше.

Впрочем, так ли уж обязательно ехать на учёбу именно в столицу? Представитель МГТУ им. Баумана напомнил, что в регионах есть как театральные вузы, так и технические. Почему бы им не объединить усилия в подготовке инженерных специалистов именно для театров, при условии, что сами театры разработают техническое задание на конкретного специалиста. А подготовить нужную программу – уже дело профессионалов из сферы высшего образования. В любом случае это логичнее, чем забирать в театры выпускников МАИ, которых вообще-то готовили совсем для другой отрасли.
Ещё прозвучало предложение устраивать экскурсии для школьников, приглашая их не только на спектакли, а за кулисы, показывая, как сегодня работает современный театр изнутри. Это надёжный способ пробудить интерес у будущих художников-технологов и машинистов сцены. 

К слову, именно этим уже начали заниматься организаторы Международного фестиваля детского и молодёжного научно-технического творчества «От винта!» Как рассказала руководитель фестиваля Виктория Соболева, идея соединить сферу искусства и техническое мастерство возникла именно в этом году. Для школьников были организованы экскурсии в ведущие театры, студию «Союзмультфильм» и стадионы, чтобы показать, как инженерная мысль находится себе применение в этих вроде бы далёких от техники сферах. Значит, есть надежда, что в скором будущем театральными постановками – в том числе и в провинции – будут заниматься не только бывшие сучкорубы.

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева