EN
 / Главная / Публикации / Умные каникулы для детей: летний лагерь «Марабу»

Умные каникулы для детей: летний лагерь «Марабу»

Лариса Боруздина24.08.2016

Фото russiangap.com

Сергей Кузнецов – российский писатель, журналист, предприниматель – вот уже несколько лет как переехал с семьёй в Париж. Уже два года он вместе с женой, психологом Екатериной Кадиевой, организует для русскоговорящих детей, живущих за границей России, математический лагерь. Каждое лето дети со всего мира приезжают в Чехию, в предгорья Судет.

– Почему «Марабу»? Откуда взялось название?

С.К.: Марабу – птица из семейства аистовых. Слово имеет арабское происхождение: «марабут» в переводе с арабского означает «мудрец». То есть арабы почитают аиста как мудрую птицу, а в нашей мифологии аист приносит детей. Вот мы и выбрали марабу в качестве «покровителя» лагеря. Вообще-то нам хотелось в качестве названия что-то яркое и смешное, а мифология приросла позже.

– Что вас вдохновило на проект? 

– Когда мы переехали во Францию, мы столкнулись с разными проблемами. Одна из них: здесь в средней школе математика совсем не на таком высоком уровне, к которому многие привыкли в России. Мы стали обсуждать эту тему с другими русскоязычными родителями и поняли, что такая ситуация с математикой – не только во Франции, но и во многих других странах, это общая европейская проблема (в Америке при этом ситуация совсем другая). Так возникла идея организовать детский обучающий лагерь, и летом 2015 года мы первый раз приняли детей в Чехии.

– То есть изначально «Марабу» был математическим лагерем?

Е.К.: Он и сейчас математический. Возглавляет команду математиков Ян Раух, мой старинный друг и очень одарённый человек, в том числе талантливый математик. Он представляет математику как вид искусства – искусство работать с идеями – и стремится передать это видение ученикам. Для многих из них оказывается неожиданностью то, что математика может доставлять радость. 

– И каждый, кто вернулся из «Марабу», заболевает математикой?

С.К.: Ну, что значит «заболевает»? Многие, кто едут в Марабу, уже любят математику, многие неожиданно для себя выясняют, что математика – это очень интересно. Редко, но встречаются дети, которые не до конца включатся: это либо слишком маленькие дети, которые не могут сосредоточиться, либо протестные подростки, приехавшие с установкой «родители меня сюда запихнули, мне всё это не надо». Впрочем, большинство подростков эту установку у нас быстро забывают. 

– Наверное, мало кому из детей хочется летом учиться? Как вы с этим справляетесь?

Е.К.: Это не так. Большинство приезжающих к нам детей как раз любят учиться, чаще всего это дети из семей с высокой ценностью образования. К тому же у нас нет муштры и зубрёжки, нет задачи втиснуть некий объём знаний в голову каждого ребёнка. Наша цель – помочь увидеть предмет, оценить его, понять и полюбить. Это касается и математики, и литературы, и истории. Например, этой весной был гуманитарный лагерь во Франции. Тема – Реформация, гугенотские войны, французская история XVI–XVII веков. Погружение в контекст было очень глубоким, дети были невероятно увлечены. Я помню, один мальчик, учащийся в школе, которая входит в Америке в десятку лучших, сказал: «В школе, конечно, преподаватели очень сильные, и я там отличник. Но там я всё время смотрю на часы и жду конца урока, а здесь забываю о времени, мне совсем не скучно»…
 
– Расскажите о вашем гуманитарном блоке

С.К.: Хотя лагерь позиционируется как математический, мы сразу решили сделать гуманитарный блок. «Гуманитарный» в данном случае – не совсем верное слово: это всё, что не математика. Цель гуманитарных занятий – познакомить детей с методологией, отличной от школьной, научить их думать. Например, лингвистика и литературоведение учат думать через анализ текста – это в том числе русская традиция, восходящая к формалистам и Московско-тартусской семиотической школе. 

– Ой, а это не слишком сложно?

– Даже десятилетний ребенок может понять Владимира Проппа и Клода Леви-Стросса при правильной подаче. Мы показываем, как текст устроен изнутри, учим искать связи. А текст может быть любым: комикс, кино, музыка – везде работает общий принцип. Поэтому мы приглашаем разных преподавателей, которые рассказывают детям о разном, в диапазоне от классической музыки до современной поп-культуры. Так или иначе, на разных примерах мы показываем детям способы думать, помогаем увидеть, что этот способ – не один. Язык –  тоже своего рода математика, система. 

– Хорошо, что речь зашла о языке. На каком языке общаются дети в «Марабу»?

Е.К.: Это важный и интересный момент. На русском. В разных странах есть лагеря, ориентированные на детей выходцев из России. Но при этом, конечно, дети из русских семей в американских лагерях при любой возможности тут же переходят на английский, а во французских – на французский. Многие, кто к нам попадает, живут в другой стране уже давно, с раннего детства, некоторые родились в эмиграции. Но к нам приезжают дети более чем из двадцати разных стран, от Бали до США, и русский язык оказывается для них единственным общим. 

Для нас одна из задач – сделать так, чтобы дети не выпадали из русской культуры. Часто дети говорят на «бабушкином русском», который используется в семейном быту. Но когда беседа касается более сложных, глубоких тем – словарного запаса им не хватает. И это – мотивация. Потому что в «Марабу» множество интересных людей говорят об очень увлекательных вещах – и делают это на русском языке. Так что чтобы участвовать, быть в теме, приходится узнавать русский язык более полно. Мы ставим детей в ситуацию, когда у них нет выхода, кроме как развивать свой язык, не оставаться в рамках семейной лексики. Иначе никто не догадается, насколько они умные, а это, согласитесь, обидно. Буквально «мне надо хорошо говорить по-русски, чтобы учиться и общаться в этом замечательном лагере»

– Носители культуры, к которым так хочется тянуться, – кто эти люди? Как вы подбираете команду преподавателей?

– Ещё когда мы с Сергеем жили в России, мы много занимались образовательными проектами. В нашем кругу общения – множество талантливых людей, в основном гуманитариев, которым есть что рассказать миру. Вот из них мы и собираем команду. Писатель, поэт, обществовед и теоретик моды Линор Горалик, филолог и библеист Андрей Десницкий, филолог и семиотик Ася Штейн работают с нами второе лето подряд. В этом сезоне мы расширили гуманитарный блок: теперь Елена Гельфанд из Центра геномных исследований Broad Institute of MIT and Harvard знакомит детей с генетикой, социолог Элла Панеях рассказывает об общественных институтах, музыкальный критик Денис Бояринов говорит о поп-музыке, а Ляля Кандаурова – о немецких композиторах-романтиках.

– Чем ещё Марабу-2016 отличался от предыдущего? 

С.К.: Во-первых, у нас было три смены, а не две, и в результате к нам приехало в два с лишним раза больше детей (примерно четверть – из России, остальные со всего мира). Другая особенность этого лета: мы устроили эксперимент – предложили детям самим выбирать занятия во второй половине дня (занятия первой половины дня – всегда математика, они обязательны).

– Как вы понимаете, что концепция «Марабу» работает?

Е.К.: По тому, что говорят дети и пишут родители: после каждого лагеря мы получаем множество писем с благодарностями. Ещё более убедительный показатель – высокая возвратность. Для нас очень важно, что больше половины детей, которые были в Марабу раньше, в этом году приехали к нам снова, а многие, кто не смогли приехать, посоветовали нас своим друзьям. 

– Кому по силам и по средствам приехать в «Марабу»?

С.К.: Наша программа рассчитана на возраст 10–14 лет, но важнее не формальный показатель, а стартовое желание учиться. В «Марабу» три смены, каждая смена длится две недели, путевка стоит 2500 евро. Сюда входит обучение, питание и проживание. Дорога – отдельно, к нам добираются по-разному из очень разных мест. Одна смена может принять 45, максимум 50 детей. В этом году мы уже подошли к этой отметке. Запись в летний умный лагерь «Марабу-2017» будет открыта с сентября на нашем сайте, и того, кто поспешит, ждёт приятный сюрприз.

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева