EN
 / Главная / Публикации / Латвия и русские школы. Что год грядущий им готовит?

Латвия и русские школы. Что год грядущий им готовит?

Алла Березовская23.08.2016

Когда в начале 2016 года министром образования Латвии вновь стал Карлис Шадурскис, человек, скандально известный как «отец» пресловутой школьной реформы 2004 года, русскоязычные жители страны серьёзно встревожились. Какие инициативы правительства вновь грозят русскоязычному образованию в стране, рассказывает член Консультативного Совета по национальным меньшинствам при президенте Латвии, педагог Елена Матьякубова.

Заступив на должность, Карлис Шадурскис выразил озабоченность качеством преподавания в школах нацменьшинств и тем, насколько хорошо госязыком владеют педагоги, получают ли русские дети тот объём уроков на латышском языке, который им предписан по закону. Сейчас, напомним, в школах всех нацменьшинств необходимо соблюдать пропорцию – 60 % предметов  на латышском языке, а 40 % – на русском. 

Елена Матьякубова

В стране также приняты поправки к Закону об образовании, которые позволяют проверять руководителей учебных заведений и педагогов на лояльность к Латвии. И хотя при этом никаких критериев оценки этой загадочной лояльности никто так и не удосужился разработать, педагоги русских школ всё же слегка встревожились, по опыту зная, что ничего хорошего новые проверки им принести не могут. 


И без дополнительных разъяснений было ясно, что под лояльностью авторы новых поправок понимают, в первую очередь, любовь к правящим властям. А затем, конечно, – к государственному языку, единой идеологической линии и исторической памяти. 

Видимо, для закрепления поставленной задачи в июле 2016 года правительство приняло новые правила, на сей раз – о нравственном воспитании в школах, которые содержат в том числе список отмечаемых в Латвии праздничных дат. Например, в соответствии с данным списком 9 мая в школах предписывается отмечать как День Европы. 

Немногим ранее Минобразования пообещал разработать новый единый стандарт обучения, который должен быть одинаковым для всех школ, независимо от языка преподавания – латышского, русского, польского и т. д.

Второй вопрос, с которым намерен разобраться министр Шадурскис в рамках намеченных новых реформ, – это подача исторического материала в школах. По его словам, для того чтобы «вредная для латвийских детей пропаганда и идеология не попадали в школу», нужно преподавать только правильную историю, сформированную «на научной основе». Судя по всему, опасения педагогов русских школ были не такими уж беспочвенными?.. 

В преддверии 1 сентября мы попросили директора рижской частной школы «Сигма» Елену Матьякубову, которая входит также в Консультативный Совет по национальным меньшинствам при президенте Латвии, рассказать, что же грядущий учебный  год готовит русским школам в Латвии: 

– Строго говоря, в Латвии нет русских национальных школ, а есть с школы с русским языком обучения. Главной и самой актуальной темой был и остается вопрос оплаты труда педагогов. Всё лето министр образования был занят реформой заработной платы для учителей, поскольку эта проблема могла вот-вот вылиться в серьезную конфронтацию, что новому министру совсем было бы некстати. Возможности бюджета и потребности качественной оплаты педагогов не совпадают, но какой-то определенный компромисс всё же удалось найти, не знаю, надолго ли. 

На фоне этой злободневной проблемы, «русским вопросом» занимались в последнюю очередь. Думаю, из тактических соображений «вечная тема» – перевод всего образования на государственный язык, в последнее время публично не поднимается ещё и в связи с приближением муниципальных и парламентских выборов.

– Затишье перед бурей?  
   
– Надеюсь, нет. В Латвии началась подготовка к празднованию 100-летия образования республики, которое будет отмечаться в 2018 году, и, видимо, чтобы не обострять обстановку, сейчас никто не хочет трогать такой болезненный и опасный момент, как образование на русском языке. Но это совсем не значит, что обещанные перемены обойдут нас стороной. Уже понятно, что планируется изменение содержания самого процесса образования. Думаю, преподавательский состав в наших школах претерпит некоторые сокращения, которые коснуться, в первую очередь, пенсионеров, занятых работой в кружках или продлённых группах. 

– Но ведь для русских школ преподавателей в Латвии уже много лет не готовят, а если сократят пенсионеров, кто будет учить детей? 

– На данный момент вопрос так остро не стоит, поскольку сократилось общее количество учащихся и количество школ по всей Латвии. Историков, математиков, географов и русистов пока хватает. Во многих русских школах недостаёт преподавателей латышского языка – это проблема. Но преемственность в подготовке кадров, конечно, тоже крайне необходима, в том числе и в связи с предстоящим реформированием содержания образования – что нам уже было обещано.

– Вы говорите про новый единый стандарт образования? Как уже стало известно, детям хотят сократить летние каникулы на один месяц и через два года учебный процесс собираются начать с шести лет. Какие ещё перемены кроются под обещанными новыми стандартами и чем они грозят именно русским школам?    

- Да, предполагается изменение как содержания, так и самого образовательного процесса, в частности – включение модульной образовательной системы. Но из имеющейся информации трудно понять, какую роль будет играть язык обучения. Единый стандарт в средней школе предполагает, что весь процесс будет строиться на государственном языке. Если этот пункт будет принят как само собой разумеющийся, то обязанность любого государственного учебного заведения – выполнять этот стандарт. И для этого даже не требуются изменения в законе. Такая опасность существует, скрывать не буду. Разъяснений нам никто не даёт. Естественно, это нас всех тревожит, хотя на словах министр и заверял, что новых крестовых походов и революций не будет. Но чем больше проблему замалчивают, тем больше она вызывает опасений. 

– Тем более, что с нынешним министром образования связано много негативных воспоминаний ещё с его первой школьной реформы, когда десятки тысяч учащихся школ и их родители вышли с протестами на улицы Риги?  

– Я думаю, он потому сейчас так уклончиво и осторожно отвечает на все вопросы по поводу школ нацменьшинств, что и сам более всего не хочет повторения тех событий. Но, отдавая должное упорству и профессионализму этого человека в сфере образования, его слова заставляют нас всех быть предельно внимательными. За всем этим может стоять не закрытие русских школ, это было бы сегодня просто невозможно, а выхолащивание идеи таких школ. Просто содержание процесса обучения, вся его суть может измениться кардинально, я бы даже сказала – фатально. 

Компонент, который принято называть этнокомпонентом, при едином стандарте обучения для всех школ, в том числе и для школ нацменьшинств, будет постепенно скукоживаться, как шагреневая кожа, пока не исчезнет совсем. И если мы говорим о русской культурной идентичности, то такая усечённая учебная программа её сохранить не сможет. Поэтому наши педагоги очень тревожно восприняли весть о новом едином стандарте.  

– А насколько сегодня отличаются программы преподавания, допустим, литературы – в русских и латышских школах? 
 
– Самый сложный вопрос как раз с литературой, возможно, ещё и с историей. С математикой, физикой, химией проще – программы одинаковые, все стандарты выполнены, кроме языка преподавания этих предметов: в школах нацменьшинств он может быть и не государственным, попадая в разрешённые 40 процентов. 

Русская литература находится не в блоке  «родной язык и литература», а лишь как раздел предмета «всемирная литература». Литература сейчас идёт в блоке «культура и искусство» вместе с живописью и музыкой. Но сегодня у учителя есть возможность – и это большой плюс – выбора авторов, которые являются обязательными для изучения. То есть он может сам решить, давать ему на литературе больше Булгакова, Драйзера или Блауманиса. Таким образом в школах нацменьшинств – русских, польских, украинских, можно больше внимания уделять автору, который выражает особенности, мировоззрение, идентичность той или иной этнической группы. Это право учителя. И пока оно у него есть. 

– А «русский язык» как отдельный предмет?

– В школах с русским языком обучения он изучается как родной язык в полном объёме – грамматика, стилистика, коммуникативные особенности. Но и в латышских школах многие выбирают русский в качестве второго иностранного языка. Кстати, и русские дети, перешедшие в старших классах в латышские школы, могут здесь блестяще сдавать экзамены по русскому языку, что они довольно часто делают, чтобы получить более высокий общий балл в аттестате. 

– Как в русских школах обстоит дело с проверкой учителей на лояльность?

– Лояльность – очень спорное определение, каждый понимает под этим словом, что он хочет. Согласитесь, очень трудно проверять то, что максимально абстрактно и очень субъективно трактуется разными людьми. После того как были приняты подзаконные акты о лояльности учителей, кое-где после празднования 9 мая в Риге заговорили о необходимости проверки патриотизма среди учащихся и учителей русских школ. Ничего, кроме недоумения, это вызвать, по-моему, не может. Но я знаю, что уже в некоторых школах прошла волна анкетирования учащихся, в ходе которого их расспрашивали, какие праздники и где они отмечают. И хотя специфические вопросы по истории Латвии задавались детям, педагоги предположили, что таким образом их проверяют на лояльность. Пока никаких действий за этим «исследованием» не последовало, но они, видимо, не исключены… 

– Каково ваше отношение к новым правилам о нравственном воспитании в школах?

– Школа должна учить ребенка как нравственности, так и самостоятельно думать, а не принимать сверху спущенные установки и нормы, мы это уже когда-то проходили, когда нас всех пытались поместить в общие рамки одной идеологии. Теперь вот по рекомендации министерства образования нам предлагают 9 мая отмечать в школах как День Европы. Но как бы этот день ни назывался, каждый будет отмечать то, что важно для него. Если у кого-то дед воевал, если на фронтах Второй мировой войны погибли мои родственники, я знаю, что в этот день отмечают в моей семье, что отмечают в России, Франции, Украине. И так же прекрасно это знают наши ученики, у которых воевали прадеды. Поэтому личная свобода выбора остаётся у каждой семьи!

– По-моему, со стороны правящих политиков это попытка переформатировать сознание русскоязычных детей, навязав им иную – «правильную» историческую память, иные ценности, иной родной язык. 

– Тенденция такая, несомненно, просматривается. Но здесь уместно напомнить, что подобное противостояние, стремление сократить лингвистическое и культурное пространство русского национального меньшинства, традиционно проживающего в Латвии на протяжении более трёх веков, – дело весьма опасное. И пример Украины – лишнее доказательство этому. 

Уж коль мы сейчас готовимся отметить 100-летие Латвийской республики, давайте вспомним, что одним из первых законов ЛР был закон о национальной и культурной автономии, который, в том числе, гарантировал национальным меньшинствам, проживающим в Латвии, право на образование на родном языке, на их культуру и традиции. И если сегодня кто-то из наших политиков, прикрываясь лозунгами «Латвия для латышей», просто забыл историю создания государства Латвийского, то наша задача постоянно об этом напоминать.  

Также по теме

Новые публикации

Имя этого человека на долгие десятилетия было вычеркнуто из русской литературы. Его стихи тайно в СССР переписывались от руки, во многих казачьих станицах и хуторах ходили легенды, что именно где-то тут  он то ли жил, то ли останавливался вместе с казачьими отрядами во время Гражданской войны.
В Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялась стратегическая сессия «Сотрудничество России и стран Африки в области высшего образования в меняющемся мире», в которой приняли участие министры высшего образования Республики Бурунди, Республики Мали, Республики Нигер и Гвинейской Республики.
Каналы о России глазами иностранцев множатся в интернете, собирая сотни тысяч подписчиков по всему миру. Видеоролики о российских городах, образе жизни, русской культуре и кухне смотрят и комментируют. Достаточно подписаться на двух-трёх таких блогеров, чтобы очень скоро понять, благодаря системе интернет-рекомендаций, как много молодых, образованных и любопытных иностранцев выбрали Россию для проживания.
Осенью 2023 года власти Латвии, которые уже давно пытаются выдавить русскоязычных жителей из страны, пригрозили, что заявления на выдачу вида на жительство россияне должны подать до 1 апреля 2024 года. После этой даты всех, у кого есть российский паспорт и кто не сделал этого, обещают депортировать из страны.
Российско-германское движение городов-партнёров не сведено на нет, хотя и сталкивается с серьёзными препятствиями, считает вице-президент общества «Россия – Германия», член правления Международной ассоциации «Породнённые города» Анатолий Блинов. Об этом он заявил в рамках российско-германского круглого стола, состоявшегося 26 марта 2024 г.
Школа в киргизской деревне Достук известна на всю округу благодаря российским учителям, которые в ней работают. Родители школьников из других посёлков нанимают автобус, чтобы их дети могли учиться у российских специалистов. Супруги Юсуповы из Башкирии преподают здесь географию и биологию.
Цветаева