EN
 / Главная / Публикации / Судьбы русских солдат в Словении

Судьбы русских солдат в Словении

Игорь Романов, Марибор16.08.2016

В Словении с интересом и уважением относятся к России и к общим фактам нашей истории. Недавно здесь торжественно отмечали 100-летие Русской часовни у перевала Вршич – общепризнанного символа российско-словенской дружбы. Но не стоит забывать и о других памятных местах и событиях, связывающих русских и словенцев. О них нам рассказал руководитель Русского центра в Мариборе Игорь Романов.

Русский центр во втором по величине городе Словении был открыт фондом «Русский мир» в 2011 году. С тех пор здесь активно пропагандируют русскую культуру, при центре действует Школа выходного дня, в которой преподаются русский язык, музыка, рисование. В будущем году совместно с Русским центром в Пече (Венгрия) в Мариборе намерены провести международный летний лагерь русского языка для учащихся школ и гимназий. Но образовательная работа – не единственное направление деятельности Русского центра в Мариборе. 


Мемориальный музей советских военнопленных

История создания Мемориального музея советских военнопленных на месте бывшего нацистского лагеря Шталаг XVIII-D началась практически с момента открытия Русского центра в Мариборе. В начале лета 2011 года к нам пришли два жителя Марибора — пенсионер Эдвард Ведерняк и хранительница Музея народного освобождения Марибора профессор Мира Грашич. Именно эти два скромных человека первыми открыли для всех историю лагеря Шталаг XVIII-D и рассказали о трагической судьбе советских военнопленных, представив собранные ими материалы. Тогда было принято решение обратиться в российское посольство в Любляне и рассказать об историческом факте. И уже в сентябре 2011 года возле здания старой таможни, где содержались советские военнопленные, была торжественно установлена мемориальная доска в память о наших соотечественниках. Тогда-то и прозвучала идея о создании на этом месте мемориального музея, получившая в дальнейшем безусловную поддержку российского и словенского руководства.

На открытии Мемориального музея в Мариборе

И вот 8 июля 2014 года в Мариборе на месте бывшего нацистского лагеря состоялась церемония открытия будущего Мемориального музея советским военнопленным. Российскую делегацию на открытии возглавил министр иностранных дел России Сергей Лавров. В церемонии открытия музея приняли участие министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, исполнительный директор фонда «Русский мир» Владимир Кочин, посол России в Словении Доку Завгаев, представители МИД России. Со словенской стороны на открытие прибыли президент Борут Пахор, министр иностранных дел Карл Эрьявец, министр обороны Роман Якич, бывшие президенты страны Милан Кучан и Данило Тюрк, мэр города Марибора Андрей Фиштравец и другие официальные лица страны.

В Словении представители разных поколений с большим уважением относятся к героям Второй мировой войны – ветеранам народно-освободительного движения в стране и советским солдатам, освобождавшим её территорию. Памятники погибшим советским солдатам бережно сохраняются местными жителями по всей стране. Открытие Мемориального музея советских военнопленных в Мариборе стало большим событием для жителей города. Поэтому неудивительно, что на открытие пришло большое количество местных жителей, среди них были представители ветеранских организаций, жители города, которые были очевидцами трагической судьбы советских солдат, молодёжь, семьи с детьми.

Немного об истории самого лагеря. Лагерь для военнопленных Шталаг XVIII-D, известный также как Шталаг 306, был открыт немцами в Мариборе сразу после капитуляции Югославской армии. В документах немецкого Верховного командования лагерь впервые упоминается 1 июня 1941 года, когда там были размещены 3838 югославских и 208 британских военнопленных. Позднее югославские военнопленные были перемещены из лагеря из-за опасений, что они присоединятся к движению Сопротивления; их заменили французами. Количество заключённых постоянно менялось. С июня 1941 года до поздней осени 1942 года среди военнопленных было больше всего французов (почти 7000), еще 3500 были британцами.

В период между сентябрём – декабрём 1941 года нацисты доставили в Шталаг XVIII-D 1432 советских военнопленных. 1 января 1942 года в лагере содержалось уже 5192 красноармейца – их разместили в помещении таможенного склада. Из-за отсутствия сил, голода, ужасных бытовых условий разразилась эпидемия тифа. Большая часть советских военнопленных в этих нечеловеческих условиях умерла. К апрелю 1942 года в Мариборе их осталось всего лишь 171 человек. Следующая большая партия советских военнопленных вновь поступила в Марибор осенью 1942 года; 1 октября 1942 года их было 2450 человек.

Представители Красного Креста, посетившие лагерь (в августе и октябре 1941 года), оценили бытовые условия как абсолютно неприемлемые. Большинство военнопленных привлекались к выполнению разных работ – от производства до строительства. «Самыми счастливыми» считались те, кто направлялся на работу в крестьянские хозяйства. В лагере оставались наиболее истощённые и больные. Особенно тяжело пришлось пленным в холодную зиму 1941–1942 годов.

Условия, в которых должны были жить советские военнопленные в Мариборе, нисколько не отличались от условий в самых ужасных нацистских концлагерях. Пленные были истощены от голода. Охранники, за редким исключением, садистски их избивали. Жители Марибора, которые изо дня в день, из месяца в месяц были свидетелями их страданий, пытались оказывать помощь пленным. Хозяйка магазина в Мелье тайно передавала через югославских заключённых хлеб, другая жительница Марибора собирала деньги на хлеб и табак, которые пленным носили жалевшие их австрийские охранники.

Заключённые умирали в большом количестве. Командование лагеря сначала приказало французским и британским военнопленным хоронить умерших в больших братских могилах. Позднее их начали ежедневно на телегах возить на кладбище в Побрежье. Глубоко в памяти горожан ещё десятилетия после окончания Второй мировой войны оставались живые картины ежедневного передвижения большой телеги с мёртвыми советскими военнопленными, которую в холодную зиму 1941–1942 годов на местное кладбище в Побрежье тащили их бледные, худые и еле живые товарищи. 

Более 2300 умерших советских военнопленных мариборские жители, по предложению словенца – православного священника, символически похоронили весной 1946 года и вместе с военнослужащими Югославской армии оформили могилы. Тогда в траурном мероприятии приняли участие более 15 000 горожан. Впоследствии забота о могилах перешла также к молодому поколению, которое продолжало приносить цветы и зажигать на могилах свечи.
Неформальным отношением к памяти советских солдат, скончавшихся в бывшем мариборском лагере для военнопленных, была проникнута вся подготовительная работа, которой занималась специально сформированная рабочая группа. В её состав вошли два бывших вице-мэра города Янез Уйчич и Томаж Канцлер, который со своей коллегой по архитектурному бюро Матеей Катрашник создал виртуальный проект будущего музея, директор Музея национального освобождения Марибора Александра Берберих-Слана, Эдвард Ведерняк и Игорь Романов как руководитель Русского центра в Мариборе.


История нацистского лагеря Шталаг XVIII-D в Мариборе – это ещё одна страница истории Второй мировой войны, раскрывающая трагическую судьбу советских военнопленных.
 
Я бы хотел отметить, что проект мариборского музея уже получил несколько престижных премий – как в стране, так и за рубежом. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы в ближайшее время мы смогли привести в музей первых посетителей.

Русский санаторий в Вурберке

Еще одна история связывает Россию и Словению. Это история санатория Русского Красного Креста в Вурберке.

Сейчас мало кто, кроме специалистов, помнит, что в Словении, как и в других частях Королевства Югославия, русскими были созданы всевозможные общества и организации. В 1924 году в Любляне была основана «Русская матица»: общество, целью которого было поддержание и развитие русской национальной культуры и традиций, просвещение и объединение русских беженцев. Также было открыто отделение Русского Красного Креста, отделения различных русских военных организаций; была создана русская школа, в Храстовце основана русская гимназия Поповичей.

На месте русского санатория в замке Вурберк установлена мемориальная доска

Особенно славился санаторий в замке Вурберк (Wurmberg или Vurberk), созданный Русским Красным Крестом. Первые годы в санатории лечили больных в последней стадии туберкулёза. Возглавляла санаторий Наталия Александровна Духонина, вдова генерала.

К июлю 1921 года в Вурберке уже проживало 100 больных – русских эмигрантов. Их лечил доктор Трегубов. Лечил бесплатно, при нём работала старшая сестра милосердия Русского Красного Креста. В санатории также работали Константин Максимович и бывший полковник генерального штаба Михайловский. К октябрю 1921 года средства на содержание больницы сократились, поэтому новых пациентов больше не принимали. К 30 октября последний больной покинул стены санатория.

Санаторий вновь ожил, когда в январе 1923 года туда прибыл доктор Болеслав Францевич Около-Кулак. 1 марта санаторий был открыт и не прекращал свою работу до 1941 года. К тому времени замок был совершенно перестроен и оборудован новейшими для того времени аппаратами. Уже в то время в русском санатории были кабинет с рентгеном, благоустроенная операционная, кабинет с современными приспособлениями для физиотерапии; своя аптека, прибор для искусственного дыхания и пр. Здесь работали два врача, лаборант, три сестры милосердия, один санитар и нескольких работников хозяйственного отдела.

Санаторий имел свою библиотеку, в которой были книги на русском, сербском и других языках. Оборудовали специальную комнату, где больные могли слушать радио; был зал с роялем, в котором устраивались концерты. Случались в санатории также и театральные постановки.

Б. Ф. Около-Кулак долгие годы возглавлял Вурберкский санаторий. Много лет проработал в санатории и полковник Владимир Львович Спиганович, бывший командир полка кубанских казаков. Его супруга Людмила Ивановна Спиганович работала в санатории сестрой милосердия. В санатории работали, сменяя друг друга, доктор А. Говсеев, Б. Снетин, С. Капралов, Н. Бауман, А. Лиссова, Л. Манохина, Н. Гелпрейх и другие. В замке при санатории жили поэт Игорь Северянин, русская певица Елизавета Игнатьевна Крокос. Здесь же лечился и Арон Нимцович, прославленный шахматист.

6 июня 1941 года санаторий был закрыт немцами. Весь инвентарь был конфискован, врачей и больных переселили в Топольщицу. Под самый конец Второй мировой войны, в феврале 1945 года, Вурберк подвергся сильным бомбардировкам союзников и был совершенно разрушен.

Такая печальная судьба постигла самый лучший русский медицинский центр Югославии. Но уничтожение русского санатория в Вурберке не уничтожило желание русских продолжать работу, начатую ими много лет назад. Некоторые из эмигрантов, работавшие в санатории, продолжали жить в Вурберке и его окрестностях и обслуживать больных по домам.

Большой интерес к истории санатория проявили Медико-историческая секция Словенского медицинского общества, Медицинское общество Марибора, Научное общество по истории медицинской культуры Словении, Краевой музей Птуй-Ормож, Историческое общество имени доктора Франца Ковачича из Марибора и мэрия города Дуплека. Именно эти организации выступили инициаторами проведения в марте 2013 года в Мариборе первого международного симпозиума, посвящённого 90-летнему юбилею со дня создания санатория Русского Красного Креста в Вурберке.

В работе симпозиума приняли участие известные специалисты по теме русской эмиграции в Югославии из Сербии, Словении и Хорватии А. Б. Арсеньев, Радован Пулко, Грегор Пивец, Елко Борко, Анте Шкробоня и Наталия Марчеля. Мероприятие получилось очень интересным, насыщенным богатыми документальными и фотоматериалами, рассказывающими о судьбе и историческом значении представителей русской эмиграции в Югославии и Словении в период между двумя мировыми войнами.

Тогда же, в рамках симпозиума, в память о событиях тех лет на месте русского санатория в замке Вурберк мэром города Дуплека и руководителем Русского центра в Мариборе была открыта мемориальная доска.


Открытие памятника российским и советским солдатам, погибшим в Словении в двух мировых войнах (Любляна, 30 июля 2016 г.)

В марте 2014 года состоялся уже второй международный симпозиум на тему: «Русские перед Второй мировой войной и во время национально-освободительной войны в Югославии». Большая часть докладов была посвящена дальнейшим исследованиям истории работы санатория Русского Красного Креста в замке Вурберк. 

В рамках второго симпозиума организаторы реализовали ещё одну свою давнюю мечту — на кладбище Вурберк в память о похороненных на нём в период с 1921 по 1941 год русских эмигрантах – врачах санатория, русских офицерах и солдатах, их жёнах и детях — были установлены православный поминальный крест, подаренный городу Дуплек Российским центром науки и культуры в Любляне, и мемориальная плита с именами всех захороненных на кладбище россиян на русском и словенском языках, которую помогали оформить сотрудники Русского центра в Мариборе.

Конечно же, мы продолжаем заниматься этими большими темами, поскольку они тесно связаны с историей нашего государства, судьбами его людей. Очень бы хотелось, чтобы к ней подключились и ведущие российские специалисты, музеи и организации, которые профессионально занимаются историей Первой и Второй мировых войн.  

Также по теме

Новые публикации

Новый проект Агентства гражданских инициатив создан для развития русской поэзии на новых территориях Российский Федерации – Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей.
22 марта 2024 г. на русском участке кладбища в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем прошло открытие памятника Алле Дюмениль – нашей соотечественнице, сражавшейся в рядах французского Сопротивления. Событие было приурочено к её 111-летию.
Имя этого человека на долгие десятилетия было вычеркнуто из русской литературы. Его стихи тайно в СССР переписывались от руки, во многих казачьих станицах и хуторах ходили легенды, что именно где-то тут  он то ли жил, то ли останавливался вместе с казачьими отрядами во время Гражданской войны.
В Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялась стратегическая сессия «Сотрудничество России и стран Африки в области высшего образования в меняющемся мире», в которой приняли участие министры высшего образования Республики Бурунди, Республики Мали, Республики Нигер и Гвинейской Республики.
Каналы о России глазами иностранцев множатся в интернете, собирая сотни тысяч подписчиков по всему миру. Видеоролики о российских городах, образе жизни, русской культуре и кухне смотрят и комментируют. Достаточно подписаться на двух-трёх таких блогеров, чтобы очень скоро понять, благодаря системе интернет-рекомендаций, как много молодых, образованных и любопытных иностранцев выбрали Россию для проживания.
Осенью 2023 года власти Латвии, которые уже давно пытаются выдавить русскоязычных жителей из страны, пригрозили, что заявления на выдачу вида на жительство россияне должны подать до 1 апреля 2024 года. После этой даты всех, у кого есть российский паспорт и кто не сделал этого, обещают депортировать из страны.
Цветаева