RUS
EN
 / Главная / Публикации / В Выборге прорубали «Окно в Европу» и не только

В Выборге прорубали «Окно в Европу» и не только

Светлана Хохрякова12.08.2016

12 августа в Выборге завершается XXIV фестиваль российского кино «Окно в Европу». В его программе представлены игровые, документальные и анимационные картины. Лицом нынешнего фестиваля стала Людмила Гурченко. Постер с её фотографией украшал город, а каждый показ предварял фрагмент фильма Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву» с участием актрисы.


До Тарантино не дотянули

Оценивало фильмы три жюри. Особенно трудно пришлось жюри игрового конкурса во главе с кинорежиссёром Сергеем Урсуляком, на голову которого свалилась обойма маловразумительных, необязательных опусов. Пожалуй, только аниматоры держат марку. Анимационная программа стала лидером по числу участников. В ней представили порядка 30 картин молодых авторов и мэтров, включая Гарри Бардина с фильмом «Слушая Бетховена»


Конкурс «Игровое кино. Осенние премьеры» открыла картина «Жили-были мы» Анны Чернаковой, поставленная по её же повести «Хрустальный ключ, или Скарафаджо», написанной в соавторстве с Александром Адабашьяном. Он же стал сценаристом и художником картины. Родители шестилетней Маруси поссорились. Мама ушла из дома в неизвестном направлении. Ожидая возвращения блудной матери, девочка придумывает истории и путешествует во времени. Представление о былых эпохах юная провинциалка, что не раз подчеркивал Адабашьян, черпает из настоящего, выстраивает вокруг себя защитное сооружение. Чтобы не обвинили в плагиате, авторы фильма «Жили-были мы» представили на экране книжку «Голубая чашка» Аркадия Гайдара, духом которой они и стремились наполнить свой мир.  «У критиков своя жизнь в кинематографе, у авторов – своя», – отвечала на нападки Анна Чернакова. Александр Адабашьян посоветовал всем досматривать до конца фильмы, чтобы не писать о том, чего не видели. Но следовать его наказу было трудно – зрители дружными рядами покидали многие киносеансы. 

Сразу три картины представляла актриса Юлия Ауг, которая казалась расстроенной после того, что увидела. Помимо внеконкурсной ленты «Метаморфозис» Сергея Тарамаева и Любови Львовой, где у неё роскошная роль матери, способной задавить жизнь сына одним своим величественным присутствием, она снялась в двух конкурсных фильмах – «Прикосновение ветра» Ольги Веремеевой и Елены Демидовой и «Хит» Маргариты Михайловой.  

Елена Демидова говорила, что их фильма не было бы, если бы не Юлия Ауг. Глядя на экран, и не поймёшь, где она – актриса, а где реальная женщина. Игровая и документальная природа сошлись воедино. Ольга Веремеева ещё со времён учёбы во ВГИКе познакомилась с Бурятией и так погрузилась в этот мир, что спустя время сняла свой фильм. 

Юлия Ауг тоже находится под большим впечатлением от того, что увидела в Бурятии: «Мой партнёр Эдуард Жагбаев – звезда оперного театра, очень известный в Бурятии человек, учился в Москве. Он язычник и постоянно говорил нам: «Здесь кричать нельзя, здесь духи, здесь нельзя громко говорить». Мы сели в машину в Москве, доехали до Улан-Удэ, потом до Байкала. Это было настоящее паломничество. Документальная история нашего пути осталась за пределами фильма. Это моё личное сожаление». Сама Юля, как разговаривала в детстве с деревьями, так и разговаривает, как и Эдуард Жагбаев, который мог завести диалог с каким-нибудь кустарником, встреченным по дороге. Мировая премьера «Прикосновения ветра» состоялась в Выборге, хотя фильм уже показывали на каннском кинорынке. А 3 сентября пройдёт международная премьера в Монреале в конкурсе дебютных фильмов. Потом будут показы в Алма-Ате на фестивале «Евразия». А на «Меридианах Тихого» во Владивостоке картину включили в документальную программу.  

В «Хите» Маргариты Михайловой Ауг сыграла примерно такую подружку, какая была у режиссёра фильма, – она влюбилась в арабского мужчину. Маргарита Михайлова призналась: «Наш фильм о том, что у каждого человека есть свои иллюзии. Хорошо бы иметь меньше мусора в голове». С опытной и очень особенной актрисой Юлией Ауг в силу неопытности Маргарита Михайлова не справилась. Глядя на опусы начинающих девушек-режиссёров, начинаешь жалеть актрису, думать о её возможных встречах с крупными режиссёрами. Сама Юлия мечтает поработать с Юрием Быковым. Её юные партнёрши по фильму «Хит» – Софья Озерова и Алена Тойминцева, хорошо известная по шоу «Голос», оказались думающими и способными актрисами. Наверняка их ждёт дальнейшая работа в кино. Продюсер «Хита» Елена Яцура говорила о том, что всё уже в этом мире произошло, а мы теперь синхронизируемся  по ссылкам, сверяем  пароли между совершенно разными людьми, находя точки соприкосновения. Вот и фильм получился некоей синхронизацией. 

«Суперплохих» Дмитрия Суворова принимали так, как ни один другой фильм. Режиссер и стремился сделать кино, понятное зрителю, а не создавать авторское нечто. К пародии и комикованию тоже не стремился, что-то позаимствовал у корейского и китайского кино, что-то у Тарантино. «Мы старались всё делать серьёзно, – говорит Дмитрий Суворов. – Тарантино тоже что-то брал у Куросавы. Мы хотели показать срез разных героев, разного возраста, у каждого из них – своя музыка». Авторы этой экшн-истории исходят из того, что когда выходили «Бешеные псы» или «Криминальное чтиво», их зрителя ещё не было на свете. Вот они и подали своё доморощенное «Криминальное чтиво», но до оригинала им как до Луны. Особых надежд на прокат авторы «Суперплохих» не возлагают, поэтому задействуют ресурс Интернета, а при помощи электронных СМИ будут прорываться к своему зрителю. 

«Слуцкого» не оценили

Павел Мирзоев представил в документальной программе картину «Наум Коржавин. Время дано», снятую к 90-летию поэта, давно живущего за пределами Отечества. Поддержки в лице государства режиссёр не нашёл, снимал на собственные деньги. Намеренно делал картину, понятную зрителю, и успел получить первый в своей жизни Гран-при на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине из рук председателя жюри Сергея Урсуляка. Но теперь его картину оценит жюри во главе с режиссёром Кареном Геворкяном, чей фильм «Вся наша надежда» стал едва ли не самым заметным событием «Окна в Европу». Павел Мирзоев рассказал в Выборге: «Свой подростково-юношеский возраст я провёл с Коржавиным. Когда он приезжал в Москву, то жил у нас в доме. Это близкий мне человек. Если экран передает это ощущение, то я рад». 

Павел Афанасьев представил в неигровом конкурсе фильм «Слуцкий». Вынес в название фамилию известного тренера сборной России по футболу Леонида Слуцкого намеренно. Надеялся таким образом привлечь зрителей. Но их на показе было очень мало, чуть больше десятка. Кто-то шёл на другого Слуцкого – поэта, но это почти вымершая ассоциация. У каждого времени свои герои. Молодой режиссёр, казалось бы, нашёл беспроигрышного героя – очень живого и эмоционального, но не вполне справился с ним. Вот картина и не стала заметным событием, а ресурс был. 

За два дня до закрытия фестиваля авторы конкурсного фильма «Искушение» Александр Тютрюмов, дебютировавший в режиссуре, и его дочь – продюсер Анна Тютрюмова представили свою работу в  финском городе Котка. Организовал выезд экс-директор Киностудии им. Горького, а ныне директор питерского кинотеатра   Станислав Ершов. Он намеренно выбрал простой и понятный зрителю фильм, к тому же снятый хорошо известным актёром. Герои «Искушения» заблудились в сумрачном лесу, а потом повстречали там скульптора, одиноко живущего в избушке, наполненной долларовыми купюрами. А тот давай их испытывать «зеленью». Влюблённая пара быстренько поняла свою выгоду и теперь готова на всё ради денег. В роли деревенского дьявола снялся Федор Добронравов. В Котке собрался почти полный зал зрителей, в основном русскоговорящих, которые скучают по российскому кино. Возможности его увидеть в этом небольшом городе близ российско-финской границы нет. Разве что раз в год проходят вот такие акции под эгидой «Окна в Европу». 

Любовь по-русски с итальянским акцентом

Утром в тот же день в Выборге представили картину «Сувениры из Москвы» финского режиссера Лаури Нурксе. Есть у «Окна в Европу» отдельная программа «Копродукция. Окно в мир», где участвуют фильмы совместного производства. «Сувениры из Москвы» сделаны финскими и российскими кинематографистами.  Главного героя Виктора, прошедшего Афганистан, сыграл 48-летний финский актер Самули Эдельман – настоящий «крепкий орешек». На экране он говорит на финском и русском – с сильным акцентом, так что нашему зрителю становится смешно.  Виктор живёт в Хельсинки, но о спокойной и мирной жизни может только мечтать. Его вовлекают в сложную политическую игру под кодовым названием «Калина красная». Надо спасать президента России Евдокимову, которой угрожает опасность.  Как и в других иностранных картинах про русскую жизнь, здесь фигурируют имена и фамилии, знакомые по русской истории и литературе, – Вронский, Кутузов. Одну из ролей сыграла наша соотечественница Роза Хайруллина. Её героиня тоже спасает госпожу-президентшу от отравления и усердно молится, глядя на храм Христа Спасителя.     

В программу «Копродукция» вошло восемь картин. Сергей Снежкин снял фильм «Так сложились звёзды» о президенте Казахстана Нурсултане Назарбаеве совместно с казахстанскими коллегами. Ударными стали российско-итальянские проекты, которые прорывами ни в каком смысле не назовёшь, но это хоть какая-то попытка копродукции, о которой много говорят, но слабо поддерживают. «Любовь прет-а-порте» Макса Нардари продюсировали с российской стороны актриса Ольга Погодина и Алексей Пиманов. Ольга сыграла русскую красавицу, прибывшую на работу в Италию, где и повстречала мужчину своей мечты, роль которого исполнил молодой итальянский актер Андреа Прети – лицо Dolce & Gabbana. Одним из продюсеров стал и Пьетро Инноченци, работавший на фильмах  с Челентано. Он, собственно, и предложил Погодиной и Пиманову поучаствовать в проекте. Картина снята на итальянском языке, а потом её дублировали на русский язык. Так что Ольге Погодиной и Ларисе Удовиченко надо было говорить по-итальянски. Правда, за три года работы в Италии Ольга Погодина выучила его и даже открыла там свою студию.  

Алексей Пиманов говорит, что это фильм про любовь обычного мужчины к обычной женщине: «Мы куда-то катимся, мы всё время воюем, а надо любить друг друга.  Это хулиганская мелодрама. Ольга Погодина – помимо того, что замечательная артистка, она фантастический продюсер»

«Гонки по-итальянски» Клаудио Уберти сделаны с двадцатипроцентным российским участием. Продюсер с нашей стороны Ульяна Ковалёва училась в Италии и уже не в первый раз участвует в совместных проектах, которые, по её словам, имеют свою особенность. С итальянцами важно наладить личный контакт. Контракт, конечно, важен, но непосредственный диалог даёт больший результат. Фильм рассказывает о русской журналистке, оказавшейся в Италии на ралли ретро-автомобилей.  

Рудольф Нуреев и его Турция

Пожалуй, самая заметная картина в копродукционной программе – полнометражный документальный фильм Евгении Тирдатовой «Рудольф Нуреев. Остров его мечты», снятый целиком в Турции и при участии турецкой стороны. Главная его ценность – уникальные кадры любительской съёмки, запечатлевшие знаменитого танцора, эмигрировавшего в 23 года из России и прожившего экстремально-захватывающую жизнь, сделавшего блистательную карьеру на Западе. Мало кто знает, что в период с 1981 года и по 90-е годы Нуреев по три раза в год приезжал в Турцию и мечтал обзавестись там домом на острове Святого Николая. При жизни не успел. А после его ухода друзья осуществили эту мечту. Турция его завораживала, напоминала родную культуру, детство, прошедшее в Уфе. В простых турецких женщинах он искал образ матери, с которой оказался разлучён. О Нурееве рассказывают люди, которым довелось с ним работать и дружить в Стамбуле. Это балерины, художники. Одна из героинь даже выучила русский язык, работая с Нуреевым, Григоровичем и Плисецкой. Она хранит фотографии, запечатлевшие Майю Плисецкую и Нуреева, правда, та, что была с его автографом, бесследно исчезла. Итальянский сценограф Эцио Фриджерно, с которым Нуреев дружил, после его смерти создал не только мозаичное надгробие в виде восточного ковра на могиле кладбища Сен-Женевьев-де-Буа, но и выстроил дом в духе Нуреева. Теперь там собираются друзья Руди, как все они его называют. А хранительницей этого дома-призрака стала давняя подруга Нуреева – турчанка Ясемин Пипиринсиоглу. Она –  сопродюсер фильма Евгении Тирдатовой и одна из главных его героинь. Когда-то Нуреев привлек её в качестве продюсера балета «Спящая красавица», который поставил в Стамбуле, несмотря на то, что Ясемин никогда этим не занималась.   

В дни фестиваля провели круглый стол на тему «1956–1986–2016 — "оттепель". Перестройка. Год кино». Прогнозы выступавших на круглом столе экспертов неутешительны. Как скажет президент фестиваля Армен Медведев, нашим кинематографом потеряна индивидуальность, драматурги и режиссёры не высказываются, это делают продюсеры. Личность в таком кино растворяется, поэтому в нём нет места мастерам класса Отара Иоселиани. 

Режиссер анимационного кино Станислав Соколов представил в Выборге   фрагменты незаконченного долгостроя «Гофманиада» по мотивам фантастических произведений Гофмана. Он работает совместно с Михаилом Шемякиным больше 10 лет над этим проектом.  В Выборге выставили декорации будущего фильма – кукол, выполненных по эскизам известного художника, показали фрагменты фильма, который к концу года обещают закончить, и фильм о фильме – о том, как он создавался.  Драйва ему придали резкие высказывания Михаила Шемякина, недовольного самим стилем российских коллег, которые, по его мнению, всё ещё существуют в путах «совкового» мышления.    

Также по теме



Новые публикации

Один из самых любимых и красочных летних праздников – Яблочный Спас. Так уж повелось на Руси, что три летних праздника, связанных с жизнью Христа, народ наш запомнил, как Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый) Спасы. Из них из всех наибольший – Яблочный, он же – Преображение Господне. В ясный и тихий августовский день под перезвон колоколов в церквях с пением святят корзины с яблоками и грушами.
Фотограф Александр Химушин родился в Якутии, а живёт в Австралии. Его фотопроект «Мир в лицах» (The World In Faces) стал по-настоящему глобальным, охватив десятки народов, в том числе живущих в самых удалённых уголках планеты на разных континентах.  
Неординарным выдался летний субботний вечер в Русском общественном центре Брисбена. Двести человек стали не только гостями и зрителями, но участниками долгожданного концерта мужского хора DustyEsky. Хор состоит по преимуществу из коренных австралийцев, но исполняет русские песни.
Чтобы лучше понимать причины сегодняшнего, зачастую негативного отношения к России со стороны Запада, необходимо обратиться к истории. Руководитель поддержанного фондом «Русский мир» проекта по созданию просветительского ресурса «Национальные мифы о России» Светлана Королёва объясняет, как получилось, что миф, сформированный ещё летописцами Средневековья, процветает и в эпоху Интернета.
В минувшие выходные Тотьма  – город небольшой даже по меркам Вологодской области – отметила 880-летие и провела традиционный День русской Америки. Город прославили солеварение и купцы-мореходы, торговавшие в Сибири и Америке. Именно уроженец Тотьмы Иван Кусков основал Форт-Росс в Калифорнии, и сегодня сюда приезжают официальные делегации из США и представители коренных американцев – индейцев.
Коучинг, вейпер, биткоин, опен эйр, лоукостер – что это всё такое? Почему наш «великий, могучий, правдивый и свободный» язык оказался настолько замусорен чужеродными вкраплениями? Почему депутаты пытаются бороться с засильем иностранных слов на законодательном уровне? И почему более спокойны филологи, которым, казалось бы, и полагается первыми бить тревогу?
80 лет назад, 12 августа 1937 года, с подмосковного аэродрома в Щёлково стартовал знаменитый перелет в Америку экипажа Сигизмунда Леваневского. Это была уже вторая попытка лётчика совершить беспосадочный перелёт через Северный полюс – первый потерпел неудачу из-за поломки самолёта. Как и другие арктические экспедиции советских лётчиков, стремившихся расширить границы возможного, тот перелёт до сих пор хранит свои тайны.