RUS
EN
 / Главная / Публикации / В Выборге прорубали «Окно в Европу» и не только

В Выборге прорубали «Окно в Европу» и не только

Светлана Хохрякова12.08.2016

12 августа в Выборге завершается XXIV фестиваль российского кино «Окно в Европу». В его программе представлены игровые, документальные и анимационные картины. Лицом нынешнего фестиваля стала Людмила Гурченко. Постер с её фотографией украшал город, а каждый показ предварял фрагмент фильма Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву» с участием актрисы.


До Тарантино не дотянули

Оценивало фильмы три жюри. Особенно трудно пришлось жюри игрового конкурса во главе с кинорежиссёром Сергеем Урсуляком, на голову которого свалилась обойма маловразумительных, необязательных опусов. Пожалуй, только аниматоры держат марку. Анимационная программа стала лидером по числу участников. В ней представили порядка 30 картин молодых авторов и мэтров, включая Гарри Бардина с фильмом «Слушая Бетховена»


Конкурс «Игровое кино. Осенние премьеры» открыла картина «Жили-были мы» Анны Чернаковой, поставленная по её же повести «Хрустальный ключ, или Скарафаджо», написанной в соавторстве с Александром Адабашьяном. Он же стал сценаристом и художником картины. Родители шестилетней Маруси поссорились. Мама ушла из дома в неизвестном направлении. Ожидая возвращения блудной матери, девочка придумывает истории и путешествует во времени. Представление о былых эпохах юная провинциалка, что не раз подчеркивал Адабашьян, черпает из настоящего, выстраивает вокруг себя защитное сооружение. Чтобы не обвинили в плагиате, авторы фильма «Жили-были мы» представили на экране книжку «Голубая чашка» Аркадия Гайдара, духом которой они и стремились наполнить свой мир.  «У критиков своя жизнь в кинематографе, у авторов – своя», – отвечала на нападки Анна Чернакова. Александр Адабашьян посоветовал всем досматривать до конца фильмы, чтобы не писать о том, чего не видели. Но следовать его наказу было трудно – зрители дружными рядами покидали многие киносеансы. 

Сразу три картины представляла актриса Юлия Ауг, которая казалась расстроенной после того, что увидела. Помимо внеконкурсной ленты «Метаморфозис» Сергея Тарамаева и Любови Львовой, где у неё роскошная роль матери, способной задавить жизнь сына одним своим величественным присутствием, она снялась в двух конкурсных фильмах – «Прикосновение ветра» Ольги Веремеевой и Елены Демидовой и «Хит» Маргариты Михайловой.  

Елена Демидова говорила, что их фильма не было бы, если бы не Юлия Ауг. Глядя на экран, и не поймёшь, где она – актриса, а где реальная женщина. Игровая и документальная природа сошлись воедино. Ольга Веремеева ещё со времён учёбы во ВГИКе познакомилась с Бурятией и так погрузилась в этот мир, что спустя время сняла свой фильм. 

Юлия Ауг тоже находится под большим впечатлением от того, что увидела в Бурятии: «Мой партнёр Эдуард Жагбаев – звезда оперного театра, очень известный в Бурятии человек, учился в Москве. Он язычник и постоянно говорил нам: «Здесь кричать нельзя, здесь духи, здесь нельзя громко говорить». Мы сели в машину в Москве, доехали до Улан-Удэ, потом до Байкала. Это было настоящее паломничество. Документальная история нашего пути осталась за пределами фильма. Это моё личное сожаление». Сама Юля, как разговаривала в детстве с деревьями, так и разговаривает, как и Эдуард Жагбаев, который мог завести диалог с каким-нибудь кустарником, встреченным по дороге. Мировая премьера «Прикосновения ветра» состоялась в Выборге, хотя фильм уже показывали на каннском кинорынке. А 3 сентября пройдёт международная премьера в Монреале в конкурсе дебютных фильмов. Потом будут показы в Алма-Ате на фестивале «Евразия». А на «Меридианах Тихого» во Владивостоке картину включили в документальную программу.  

В «Хите» Маргариты Михайловой Ауг сыграла примерно такую подружку, какая была у режиссёра фильма, – она влюбилась в арабского мужчину. Маргарита Михайлова призналась: «Наш фильм о том, что у каждого человека есть свои иллюзии. Хорошо бы иметь меньше мусора в голове». С опытной и очень особенной актрисой Юлией Ауг в силу неопытности Маргарита Михайлова не справилась. Глядя на опусы начинающих девушек-режиссёров, начинаешь жалеть актрису, думать о её возможных встречах с крупными режиссёрами. Сама Юлия мечтает поработать с Юрием Быковым. Её юные партнёрши по фильму «Хит» – Софья Озерова и Алена Тойминцева, хорошо известная по шоу «Голос», оказались думающими и способными актрисами. Наверняка их ждёт дальнейшая работа в кино. Продюсер «Хита» Елена Яцура говорила о том, что всё уже в этом мире произошло, а мы теперь синхронизируемся  по ссылкам, сверяем  пароли между совершенно разными людьми, находя точки соприкосновения. Вот и фильм получился некоей синхронизацией. 

«Суперплохих» Дмитрия Суворова принимали так, как ни один другой фильм. Режиссер и стремился сделать кино, понятное зрителю, а не создавать авторское нечто. К пародии и комикованию тоже не стремился, что-то позаимствовал у корейского и китайского кино, что-то у Тарантино. «Мы старались всё делать серьёзно, – говорит Дмитрий Суворов. – Тарантино тоже что-то брал у Куросавы. Мы хотели показать срез разных героев, разного возраста, у каждого из них – своя музыка». Авторы этой экшн-истории исходят из того, что когда выходили «Бешеные псы» или «Криминальное чтиво», их зрителя ещё не было на свете. Вот они и подали своё доморощенное «Криминальное чтиво», но до оригинала им как до Луны. Особых надежд на прокат авторы «Суперплохих» не возлагают, поэтому задействуют ресурс Интернета, а при помощи электронных СМИ будут прорываться к своему зрителю. 

«Слуцкого» не оценили

Павел Мирзоев представил в документальной программе картину «Наум Коржавин. Время дано», снятую к 90-летию поэта, давно живущего за пределами Отечества. Поддержки в лице государства режиссёр не нашёл, снимал на собственные деньги. Намеренно делал картину, понятную зрителю, и успел получить первый в своей жизни Гран-при на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине из рук председателя жюри Сергея Урсуляка. Но теперь его картину оценит жюри во главе с режиссёром Кареном Геворкяном, чей фильм «Вся наша надежда» стал едва ли не самым заметным событием «Окна в Европу». Павел Мирзоев рассказал в Выборге: «Свой подростково-юношеский возраст я провёл с Коржавиным. Когда он приезжал в Москву, то жил у нас в доме. Это близкий мне человек. Если экран передает это ощущение, то я рад». 

Павел Афанасьев представил в неигровом конкурсе фильм «Слуцкий». Вынес в название фамилию известного тренера сборной России по футболу Леонида Слуцкого намеренно. Надеялся таким образом привлечь зрителей. Но их на показе было очень мало, чуть больше десятка. Кто-то шёл на другого Слуцкого – поэта, но это почти вымершая ассоциация. У каждого времени свои герои. Молодой режиссёр, казалось бы, нашёл беспроигрышного героя – очень живого и эмоционального, но не вполне справился с ним. Вот картина и не стала заметным событием, а ресурс был. 

За два дня до закрытия фестиваля авторы конкурсного фильма «Искушение» Александр Тютрюмов, дебютировавший в режиссуре, и его дочь – продюсер Анна Тютрюмова представили свою работу в  финском городе Котка. Организовал выезд экс-директор Киностудии им. Горького, а ныне директор питерского кинотеатра   Станислав Ершов. Он намеренно выбрал простой и понятный зрителю фильм, к тому же снятый хорошо известным актёром. Герои «Искушения» заблудились в сумрачном лесу, а потом повстречали там скульптора, одиноко живущего в избушке, наполненной долларовыми купюрами. А тот давай их испытывать «зеленью». Влюблённая пара быстренько поняла свою выгоду и теперь готова на всё ради денег. В роли деревенского дьявола снялся Федор Добронравов. В Котке собрался почти полный зал зрителей, в основном русскоговорящих, которые скучают по российскому кино. Возможности его увидеть в этом небольшом городе близ российско-финской границы нет. Разве что раз в год проходят вот такие акции под эгидой «Окна в Европу». 

Любовь по-русски с итальянским акцентом

Утром в тот же день в Выборге представили картину «Сувениры из Москвы» финского режиссера Лаури Нурксе. Есть у «Окна в Европу» отдельная программа «Копродукция. Окно в мир», где участвуют фильмы совместного производства. «Сувениры из Москвы» сделаны финскими и российскими кинематографистами.  Главного героя Виктора, прошедшего Афганистан, сыграл 48-летний финский актер Самули Эдельман – настоящий «крепкий орешек». На экране он говорит на финском и русском – с сильным акцентом, так что нашему зрителю становится смешно.  Виктор живёт в Хельсинки, но о спокойной и мирной жизни может только мечтать. Его вовлекают в сложную политическую игру под кодовым названием «Калина красная». Надо спасать президента России Евдокимову, которой угрожает опасность.  Как и в других иностранных картинах про русскую жизнь, здесь фигурируют имена и фамилии, знакомые по русской истории и литературе, – Вронский, Кутузов. Одну из ролей сыграла наша соотечественница Роза Хайруллина. Её героиня тоже спасает госпожу-президентшу от отравления и усердно молится, глядя на храм Христа Спасителя.     

В программу «Копродукция» вошло восемь картин. Сергей Снежкин снял фильм «Так сложились звёзды» о президенте Казахстана Нурсултане Назарбаеве совместно с казахстанскими коллегами. Ударными стали российско-итальянские проекты, которые прорывами ни в каком смысле не назовёшь, но это хоть какая-то попытка копродукции, о которой много говорят, но слабо поддерживают. «Любовь прет-а-порте» Макса Нардари продюсировали с российской стороны актриса Ольга Погодина и Алексей Пиманов. Ольга сыграла русскую красавицу, прибывшую на работу в Италию, где и повстречала мужчину своей мечты, роль которого исполнил молодой итальянский актер Андреа Прети – лицо Dolce & Gabbana. Одним из продюсеров стал и Пьетро Инноченци, работавший на фильмах  с Челентано. Он, собственно, и предложил Погодиной и Пиманову поучаствовать в проекте. Картина снята на итальянском языке, а потом её дублировали на русский язык. Так что Ольге Погодиной и Ларисе Удовиченко надо было говорить по-итальянски. Правда, за три года работы в Италии Ольга Погодина выучила его и даже открыла там свою студию.  

Алексей Пиманов говорит, что это фильм про любовь обычного мужчины к обычной женщине: «Мы куда-то катимся, мы всё время воюем, а надо любить друг друга.  Это хулиганская мелодрама. Ольга Погодина – помимо того, что замечательная артистка, она фантастический продюсер»

«Гонки по-итальянски» Клаудио Уберти сделаны с двадцатипроцентным российским участием. Продюсер с нашей стороны Ульяна Ковалёва училась в Италии и уже не в первый раз участвует в совместных проектах, которые, по её словам, имеют свою особенность. С итальянцами важно наладить личный контакт. Контракт, конечно, важен, но непосредственный диалог даёт больший результат. Фильм рассказывает о русской журналистке, оказавшейся в Италии на ралли ретро-автомобилей.  

Рудольф Нуреев и его Турция

Пожалуй, самая заметная картина в копродукционной программе – полнометражный документальный фильм Евгении Тирдатовой «Рудольф Нуреев. Остров его мечты», снятый целиком в Турции и при участии турецкой стороны. Главная его ценность – уникальные кадры любительской съёмки, запечатлевшие знаменитого танцора, эмигрировавшего в 23 года из России и прожившего экстремально-захватывающую жизнь, сделавшего блистательную карьеру на Западе. Мало кто знает, что в период с 1981 года и по 90-е годы Нуреев по три раза в год приезжал в Турцию и мечтал обзавестись там домом на острове Святого Николая. При жизни не успел. А после его ухода друзья осуществили эту мечту. Турция его завораживала, напоминала родную культуру, детство, прошедшее в Уфе. В простых турецких женщинах он искал образ матери, с которой оказался разлучён. О Нурееве рассказывают люди, которым довелось с ним работать и дружить в Стамбуле. Это балерины, художники. Одна из героинь даже выучила русский язык, работая с Нуреевым, Григоровичем и Плисецкой. Она хранит фотографии, запечатлевшие Майю Плисецкую и Нуреева, правда, та, что была с его автографом, бесследно исчезла. Итальянский сценограф Эцио Фриджерно, с которым Нуреев дружил, после его смерти создал не только мозаичное надгробие в виде восточного ковра на могиле кладбища Сен-Женевьев-де-Буа, но и выстроил дом в духе Нуреева. Теперь там собираются друзья Руди, как все они его называют. А хранительницей этого дома-призрака стала давняя подруга Нуреева – турчанка Ясемин Пипиринсиоглу. Она –  сопродюсер фильма Евгении Тирдатовой и одна из главных его героинь. Когда-то Нуреев привлек её в качестве продюсера балета «Спящая красавица», который поставил в Стамбуле, несмотря на то, что Ясемин никогда этим не занималась.   

В дни фестиваля провели круглый стол на тему «1956–1986–2016 — "оттепель". Перестройка. Год кино». Прогнозы выступавших на круглом столе экспертов неутешительны. Как скажет президент фестиваля Армен Медведев, нашим кинематографом потеряна индивидуальность, драматурги и режиссёры не высказываются, это делают продюсеры. Личность в таком кино растворяется, поэтому в нём нет места мастерам класса Отара Иоселиани. 

Режиссер анимационного кино Станислав Соколов представил в Выборге   фрагменты незаконченного долгостроя «Гофманиада» по мотивам фантастических произведений Гофмана. Он работает совместно с Михаилом Шемякиным больше 10 лет над этим проектом.  В Выборге выставили декорации будущего фильма – кукол, выполненных по эскизам известного художника, показали фрагменты фильма, который к концу года обещают закончить, и фильм о фильме – о том, как он создавался.  Драйва ему придали резкие высказывания Михаила Шемякина, недовольного самим стилем российских коллег, которые, по его мнению, всё ещё существуют в путах «совкового» мышления.    

Также по теме



Новые публикации

В программе освоения Дальнего Востока государство придаёт большое значение переезду семей старообрядцев из Южной Америки. Первые попытки сложились не слишком удачно. Но теперь власти на самом высоком уровне намерены сделать всё, чтобы возвращение староверов на свои исконные дальневосточные земли стало как можно более массовым.
История России и пути православия в России неотделимы от истории многочисленных ересей. Почему такое широкое распространение получали секты? Очевидно, людей не удовлетворяла та духовная жизнь, которую им предлагала официальная церковь. По своей простоте и неучёности или наоборот – из-за слишком высоких духовных запросов, но люди искали своего бога – и своих путей к нему. Иногда эти пути были нелепыми, иногда – чудовищными.
Изучать гаммы или бегать по поляне с сачком, слушая птиц, – что лучше для приобщения ребёнка к музыке? Эта проблема стала основной темой шестой сессии Научного совета, который собрался в музее-усадьбе Петра Ильича Чайковского в Воткинске (Удмуртия). Сессия собрала ведущих исследователей в области теории и преподавания музыки из более чем тридцати регионов России.  
Ни для кого не секрет, что в наши дни в вузах Италии в области преподавания русского языка как иностранного существует ряд трудностей: в группах очень много студентов, посещение занятий для них свободно, а количество аудиторных часов невелико. В таких условиях необходимо давать учебный материал в короткие сроки, в максимально концентрированном виде и в занимательной форме.
Очень часто приходится слышать то про одно, то про другое: не женское это дело. Тем не менее даже в патриархальной дореволюционной России жили женщины, которых не останавливало непонимание близких, неприятие общества, невозможность получить хорошее образование и нормально заниматься любимым делом.
Мы привыкли, что Аляска — это где-то далеко. Очень далеко, другой край света – и географически, и исторически. Без малого полтора столетия прошло с тех пор, как над Ново-Архангельском, впоследствии ставшим Ситкой, взвился флаг Северо-Американских Соединённых Штатов. Но есть люди, которые сохраняют добрую память о русском присутствии в Америке.
В Год экологии Московский зоопарк разработал необычный проект – экокультурный маршрут с посещением уникального в России Центра воспроизводства редких животных. Идея оказалась настолько востребованной, что на первый тестовый тур пришло почти триста заявок от желающих. Зачем зоопарку заниматься туризмом, рассказывает заместитель генерального директора Московского зоопарка Евгения Пономарёва.
История взаимоотношений Швейцарии с Россией исчисляется столетиями, и её поворотным моментом принято считать Венский конгресс 1814–1815 годов, на котором Александр I принял для России решение стать одним из государств – гарантов постоянного нейтралитета Швейцарии. Особенно важную главу в отношении двух стран составила история небольшого, но активного сообщества русских эмигрантов-марксистов.