EN
 / Главная / Публикации / Васнецовский пленэр: в лучших семейных традициях

Васнецовский пленэр: в лучших семейных традициях

Лариса Боруздина02.08.2016


Художников Виктора и Аполлинария Васнецовых нередко путают. Некоторые и вовсе считают, что «Алёнушку» и «Московский кремль при Дмитрии Донском» написал один и тот же человек. Но те, кто вот уже десять лет приезжают в вятское село Рябово, отлично знают, кто есть кто. Художники, чтущие наследие братьев Васнецовых, ежегодно собираются на их родине в июле – августе на Васнецовский пленэр.

Васнецовы

Рябово – небольшое село в Зуевском районе Кировской области (Вятской губернии) – в середине XIX века стало родовым гнездом семьи Васнецовых. В январе 1850 года сюда из села Лопьян (Пилинская волость Уржумского уезда Вятской губернии) приехал служить священник Михаил Васильевич Васнецов с женой Аполлинарией Ивановной и двумя сыновьями – Николаем и Виктором. Здесь у Васнецовых родилось ещё четверо сыновей: Пётр, Аполлинарий, Аркадий и Александр. Жили скромно, но нескучно. «Я жил среди мужиков и баб и любил их не "народнически", а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины», – вспоминал Виктор Васнецов.

Виктор Васнецов«Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Такими именно были братья Васнецовы», – писал в книге «Маска и душа» Фёдор Шаляпин.

Братья Васнецовы – радостный пример того, что может дать человеку хорошая семья с традиционными ценностями. Васнецовы – древний вятский род (прослеживается до XIV века), несколько веков большинство мужчин Васнецовых, как и отец Виктора и Аполлинария, были священниками. Отец стал для Виктора первым учителем рисования, а Виктор исполнил ту же роль для брата, Аполлинария.  Рассказывают, что именно отец Михаил завёл в Рябове традицию пленэров, причём с дуэлями: у кого пейзаж выйдет лучше. И в одном из таких соревнований Виктор, уже студент Академии художеств, проиграл отцу!

Мальчики рано осиротели: в 1866 году скончалась матушка, в 1870 – отец. Виктору тогда было 22 года, Аполлинарию – 13 лет. Спустя много лет академик Петербургской Академии художеств Аполлинарий Васнецов писал в автобиографическом очерке «Как я сделался художником»: «Любовь к природе, влюбленность в неё, наблюдательность была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов; перед окнами мы ставили скворечники, вечерами всей семьей гуляли по полям. Ночью обращал моё внимание на небо, я с детства знал главные созвездия и звёзды; вращение небесного свода и его причины… Любовь к природе и пейзажу воспитали во мне художника, и этим я обязан отцу». После смерти отца младший брат рос под крылом старшего. На протяжении жизни братья держались вместе, и старший Виктор сыграл в судьбе младшего важную роль. Во время учёбы в Петербурге Виктор наведывался в Вятку, нашёл там младшему брату преподавателя рисования – ссыльного польского художника итальянского происхождения Эльвиро Андриолли. И после, когда оба брата перебрались в Москву, они держались вместе. Вместе примкнули к мамонтовскому кружку, вместе выставлялись с передвижниками.

Аполлинарий ВаснецовИдеи передвижников, «народнического» течение в живописи 2 половины XIX века, во многом созвучны художественным процессам, происходящим в тот же период в Англии. Английское «Движение искусств и ремёсел» стремилось сблизить искусство и ремесло, противопоставить ручной труд обезличенным продуктам индустриализации, круг передвижников занимался тем же. Творчество не ограничивалось холстом, оно стало образом жизни, своеобразной философией. Именно этот дух, этот контекст стремятся воссоздать Васнецовские пленэры, и в этом их главная привлекательность. 

Творчество Васнецовых было и оценено, и востребовано. Старший брат выставлялся в Лондоне, Париже, Риме, за работы по украшению Владимирского собора был удостоен звания профессора живописи, а в 1893 году избран действительным членом Императорской Академии художеств. Младший участвовал в организации Союза русских художников, с 1918 года возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы, и во многом благодаря его рисункам мы сейчас имеем представление о том, как выглядела древняя столица. Но на протяжении всей своей жизни братья не отрывались от корней. При малейшей возможности ехали в Рябово поклониться родительским могилам. Так уж они были воспитаны. И, похоже, эти качества передаются по наследству.

Пленэр

То, как Васнецовы сохраняют своё наследие, – очень привлекательная черта этого рода.  Музей художников открылся  в старом васнецовском селе в 1981 году при содействии одного из потомков. Теперь он вырос в историко-мемориальный и ландшафтный музей-заповедник «Рябово». Другой человек из рода Васнецовых, Ольга Алексеевна Васнецова (правнучка брата художников, Аркадия), с 1991 года продвигала программу «Вятское Васнецовское кольцо», благодаря которой дом-музей и превратился в заповедник со всероссийским статусом. Ей же принадлежит и идея пленэра. Ольга Васнецова давно живёт в Москве, но каждое лето приезжает на родину предков, на пленэр.

Художники говорят, что обстановка для творчества в Рябово просто идеальная – тихо, спокойно, красиво.  Первозданно: территория у музея-заповедника огромная – 107,4 гектар. А вокруг многие километры почти не заселённой территории. В ближайшем современном селе Рябово живет всего 150 человек, до райцентра – 38 километров. Такое уединение создаёт особую  атмосферу, которая очищает сознание и располагает к творчеству. Сюда приезжают художники разных школ и направлений, из России и из-за рубежа. Пишут, обмениваются идеями, просто живут. 

Из ранних рисунков Аполлинария Васнецова «Село Рябово», 1871 г.

В 2011 году к пленэру присоединились керамисты. Из Франции приехал Клод Ассаж, который складывает дровяные печи по старому образцу. По слухам, таких печей во всём мире только три – в Европе, в Японии и в Рябово. Теперь каждый год керамисты приезжают сюда на симпозиум и месят шамот, чтобы затем обжигать изделия в уникальной печи. Кстати, сам Клод Ассанж говорит, что рябовскую печь нельзя назвать типично французской: «Традиции я собираю по всему миру, так что конкретно эта печь – комбинация, подходящая именно для данного места. От французской традиции здесь печной фасад. Именно так он выглядит на Севрской фарфоровой мануфактуре, изготовляющей королевский фарфор уже третий век». 

Нынешний, одинадцатый, пленэр открылся в Рябово 31 июля и продлится до 20 августа. Три недели погружения в творческий процесс, а затем подведение итогов – присуждение премии правительства Кировской области имени Виктора и Аполлинария Васнецовых в номинациях «Вдохновение» и «Преображение». 

В этом году к мастер-классам по живописи, рисунку и керамике добавилась мастерская по текстилю. На пленэр приехали художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, Перми, Челябинска, ближнего и дальнего зарубежья. Первый пленэр организовывался к 150-летию со дня рождения Аполлинария Васнецова, нынешний приурочен к его 160-летию (оно отмечается 6 августа). 

Ещё пять лет назад директор художественного музея Ирина Любимова говорила, что когда затевался первый пленэр, «все это казалось авантюрой». За десять лет «авантюра» превратилась в культурное событие всероссийского масштаба. Сначала пленэр проходил под патронажем Кировской администрации, затем к событию приобщилось и министерство культуры РФ. Правда, художников каждый год в Рябово немного – не более трёх десятков, но это вовсе не потому, что нет желающих. Объяснение простое: музей маленький и физически не может принять большее количество гостей, их просто негде поселить. Может, это и к лучшему. Пусть всё так и будет – по-семейному, как это принято у Васнецовых.

Также по теме

Новые публикации

Несмотря на международную ситуацию катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Российские и зарубежные эксперты в области международных отношений, экономики, медиа и образования обсудили различные стороны взаимодействия России со странами Африканского континента – от сотрудничества в информационной политике до строительства АЭС и борьбы с наследием колониализма.
Как известно, Михаил Глинка, как и Пушкин,  создал «новый русский язык» – только в музыке. В год своего 220-летия великий русский композитор и европейская знаменитость Михаил Глинка получил «поздравление» от украинцев. В местном институте национальной памяти (УИНП) его объявили одним из «символов российской имперской политики».
Цветаева