EN
 / Главная / Публикации / Посол России в Парагвае: Связь между нашими народами действительно существует

Посол России в Парагвае: Связь между нашими народами действительно существует

Ульяна Романенко30.06.2016

«Россия и Парагвай – страны с очень сильной христианской традицией и имеют много общего на уровне разума и сердца»,  такие слова произнёс Святейший патриарх Кирилл во время своего визита в эту страну в феврале 2016 года. Но что мы знаем о Парагвае? Многим ли, например, известно, какую роль в его истории сыграли русские эмигранты? Об этом «Русскому миру» рассказал российский посол в Парагвае Николай Тавдумадзе.

 

– Николай Карлович, Вы живёте и трудитесь здесь чуть меньше года, скажите: как русский человек, ощущаете ли Вы на уровне разума и сердца общие моменты с жителями Парагвая?


– Вы знаете, есть такая параллель, которую заметил патриарх Кирилл. Его пребывание здесь было непродолжительным, но достаточно интенсивным и повлияло на общую атмосферу и в этом обществе, и в отношении к России и к россиянам. Дело в том, что исторически, действительно, наши страны оказались связаны друг с другом, и прежде всего это относится к достаточно трагичному периоду российской истории.


Н. К. Тавдумадзе
.

– После Гражданской войны многие из наших соотечественников, представители белой эмиграции, вынуждены были покинуть родину, оказавшись на разных широтах земного шара. Часть из них, по примеру генерала И. Т. Беляева, переехала в Парагвай. Это произошло где-то в середине 20-х годов. Кстати, есть очень неплохой фильм Н. С. Михалкова «Русские без России», одна из серий которого посвящена нашим соотечественникам, оказавшимся в Парагвае. Так вот, в то время многие из тех, кто прибыл в Парагвай, приехали сюда со своими семьями и даже позвали с собой своих друзей. Они основали здесь колонии, в которых работали. Часть из этих людей были приняты Парагваем на военную службу, причем они не потеряли своих званий, то есть, тот, кто был капитаном в Русской армии, здесь был принят капитаном, генерал – генералом, полковник – полковником и т. д 


– То есть парагвайская сторона довольно доброжелательно восприняла эмигрантов из России?  


– Да, но и русские, которые тогда здесь поселились, внесли свой вклад в развитие парагвайского общества. Это относится не только к становлению и укреплению вооруженных сил в стране. Наши соотечественники, к примеру, основали инженерный факультет в Парагвайском университете. Кроме того, русские внесли свой вклад в развитие культуры – это относится к театру, опере, балету. Были врачи, были люди, занимавшиеся сферой образования. Когда между Парагваем и соседней Боливией началась так называемая Чакская война (1932–1935 гг.), русские офицеры, в том числе и те, которые в тот момент не находились на военной службе, сказали, что они не могут сидеть дома, когда их вторая родина оказалась в опасности.

 

– То есть они добровольно пошли сражаться за Парагвай?

 

– Добровольно пошли воевать, им также были присвоены соответствующие военные звания, и часть из этих людей сложила голову за свою вторую родину, которая их столь тепло приняла. И сегодня имена этих людей носят пять или шесть улиц Асунсьона.


Генерал Иван Беляев, почётный гражданин Парагвая

Поэтому, как мы видим, связь между нашими народами действительно существует, её корни уходят в середину 20-х годов. В целом же между Россией и Парагваем первые дипломатические отношения были установлены в 1909 году, они продолжались до прихода к власти большевиков, а современные дипломатические отношения между нашими странами были восстановлены в мае 1992 года. Так что в следующем году в мае мы будем праздновать четверть века.

 

– Как Вы сказали, русская диаспора сыграла в XX веке заметную роль в истории Парагвая. Имена наших соотечественников запечатлены и в мемориалах, и в названиях улиц. Со стороны обоих государств здесь как-то поддерживается память этих героев?

 

Вы знаете, в то время, когда у нас был Советский Союз, в Парагвае была диктатура, во время которой правил известный генерал по фамилии Стресснер, человек, который пришёл к власти в 1954 году и был смещён лишь в 1989-м. 34 года страна находилась под достаточно жёстким правлением. Кто-то вспоминает это время с ностальгией…

 

– Как и у нас в России…

 

– Именно. Кто-то вспоминает то время, когда разгоняли демонстрации и сажали в тюрьмы людей по малейшему подозрению в том, что они якобы задумали там нечто отрицательное в отношении действующей власти. В тот период между Парагваем и Советским Союзом практически не было никаких отношений, поэтому о многих страницах истории этой страны в тот период мало кому было известно. В том числе и об этих.

 

– То есть народ об этом вообще не слышал?

 

– В Советском Союзе – нет. Здесь знали, да, но не в таком концентрированном виде, как это прозвучало буквально в этом году в связи с визитом сюда патриарха Кирилла. Я могу однозначно сказать, что его пребывание на этой земле словно лучом высветило те самые общие корни, которые объединяют наши страны. И мне кажется, что сейчас отголоски этого визита слышны практически везде, потому что когда встречаешься с местными жителями, они все вспоминают главу Русской церкви, побывавшего здесь и столь тепло отзывавшегося о парагвайском народе, его гостеприимстве, о своём пребывании в этом государстве.

 


Святейший патриарх Кирилл совершает литургию в Покровском храме в Асунсьоне. Фото: mospat.ru

 

Всех тронуло, что он прибыл сюда с Кубы, и получается, что Парагвай стал первой страной именно Южной Америки, которую посетил патриарх Кирилл. Что ещё более приятно, он подчеркнул, что прибыл сюда не случайно, а именно по зову сердца, в том числе и для того, чтобы отдать дань уважения и памяти тем россиянам, которые волею судеб оказались здесь, в том числе и тем, кто погиб за эту страну. Поэтому этот визит, несомненно, внёс свой вклад в активно сейчас развивающиеся дружественные отношения между нашими странами.

 

– А сегодня потомки этих эмигрантов, а может быть, и новоприбывающие граждане России, продолжают оказывать влияние на жизнь Асуньсьона или других парагвайских городов?

 

 – Да, конечно. Нужно отметить, что в Парагвае существует ассоциация русских граждан и их потомков – ARYDEP, которая выступает своего рода связующим звеном для русскоязычного населения в Асунсьоне, а также в других городах. И несмотря на то, что прошло уже 90 лет, люди, которые сегодня являются членами этой ассоциации, используют эту площадку для того, чтобы сохранить память о своих предшественниках, родственниках, собирают материалы, письма, фотографии, воспоминания, и стараются сберечь это для будущих поколений. Поэтому, конечно же, мы с ними активно сотрудничаем, поддерживаем друг друга.

 

– А что касается современной эмиграции?

 

– Современная эмиграция достаточно ограничена. Есть небольшое количество людей, которые по тем или иным причинам оказались здесь, в Парагвае. Кто-то из них занимается коммерцией, кто-то приехал сюда в силу семейных обстоятельств. Но мы поддерживаем связь со всеми, кто не хотел бы терять контактов, и, конечно же, ценим их внимание к развитию двухсторонних отношений.

 

– Каковы перспективы культурного сотрудничества наших стран?

 

Уверен, что такие перспективы имеются. Конечно, для того, чтобы обеспечивать взаимодействие в этой сфере, необходимо, чтобы происходили культурные обмены. В силу объективных обстоятельств, при желании провести какие-то культурные мероприятия возникают определенные проблемы (если представить поверхность нашего земного шара, то можно вспомнить, что Россия находится на одной стороне, а Парагвай – на противоположной). Сейчас, конечно, появился прямой рейс, связывающий Асунсьон и Мадрид, это немного облегчает ситуацию, но всё равно добраться сюда из России не так просто и достаточно дорого.

 


Прихожане русской церкви в столице Парагвая

 

Привезти сюда, к примеру, казачий хор из 40 человек или ансамбль достаточно сложно, их ведь нужно обеспечить не только билетами, но и проживанием, плюс декорации, костюмы. Тем не менее мы пытаемся работать и в этом направлении. Ведь возможны и другие варианты – это может быть не обязательно крупный коллектив, это может быть дуэт, квартет, небольшой ансамбль, участники которого могли бы не только выступить с культурной программой, а провести, к примеру, серию мастер-классов.


Мы ищем точки соприкосновения с нашими парагвайскими партнёрами. Эта тема была затронута и на уровне министерств культуры. Надеемся, что в 2017 году возможные инициативы такого характера будут включены в план работы этого ведомства и кто-то из российских мастеров искусства сможет приехать сюда, в Парагвай, поделиться своим талантом.      

 

– Не могу не задать вопрос о православной церкви в Асунсьоне. Православная община практически в любой стране играет роль островка Родины для наших земляков. Здесь есть прекрасный храм, замечательная община, но некому совершать богослужения, нет того, кто мог бы духовно опекать людей. Как скоро, по Вашему мнению, должен решиться вопрос о прибытии священника в Парагвай? От чего это зависит?

 

 – Эта тема поднималась во время пребывания здесь патриарха Кирилла. И в ходе встречи с нашими соотечественниками практически все без исключения говорили о том, что с тех пор как несколько лет назад предыдущий священник был переведён в другую страну, церковь осталась «без присмотра». Патриарх буквально сразу же дал соответствующие поручения, и ещё до отлёта, по словам Его Святейшества, была определена кандидатура священнослужителя. Это молодой священник, который выразил желание приехать сюда, и, насколько мне известно, сейчас он активно занимается изучением испанского языка. Будем надеяться, что летом этого года – в июле, августе – наша православная община уже сможет участвовать в полноценных богослужениях во главе со священником.

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева