EN
 / Главная / Публикации / ММКФ без Михалкова

ММКФ без Михалкова

Светлана Хохрякова28.06.2016

Московский международный кинофестиваль – 2016 вот-вот завершится. В этом году устроителям было нелегко: денег немного, на отбор картин повлияли испортившиеся отношения между Россией и Западом. Не так много приехало иностранных звёзд. И всё же интересные работы – в разных конкурсных программах, – как всегда, на фестивале есть.

Сын Раджа Капура и призы за фильмы о Москве

38-й Московский международный кинофестиваль завершится 30 июня раздачей наград и российской премьерой фильма «Светская жизнь» Вуди Аллена. А открывала его новая и очень «несерьёзная» картина «Ке-ды», как сказал о ней сам режиссёр Сергей Соловьёв. Основана она на новелле Андрея Геласимова «ParadiseFound», написанной в блогерском жанре. Впрочем, Соловьёв ушёл в мир собственной фантазии, наворожил что-то про мир русского аутизма, оставив от литературного первоисточника только идею.

Открытие кинофестиваля

Главную роль – новобранца, уходящего в армию, – сыграл первокурсник Щукинского театрального училища Николай Суслов, очень похожий на Африку из «Ассы» Соловьёва. Да и «Ке-ды» в целом – сплошные вариации на тему былого творчества мэтра, и в этом прелесть фильма. Аглая Шиловская, сыгравшая девушку Амиру из педикюрного кабинета, напоминает юную Татьяну Друбич – главную музу Соловьёва. «Ке-ды» – чёрно-белая картина, что придаёт ей особую выразительность. На церемонии открытия ММКФ Сергей Соловьёв был награждён спецпризом за вклад в мировой кинематограф.

Впервые Московский кинофестиваль открылся без Никиты Михалкова, на протяжении многих лет занимающего пост его президента. Проходивших по красной дорожке гостей встречала супруга главы ММКФ Татьяна Михалкова. Президентские функции в тот вечер взял на себя мэр Москвы Сергей Собянин. Ему пришлось наделять символом власти председателя жюри, надев на него цепь с символом города – святым Георгием, что обычно делал Михалков. Актрисе Анне Чиповской было поручено сообщить со сцены о том, что Никита Михалков проходит плановое лечение. Сергей Собянин сообщил, что правительство Москвы отныне будет вручать три приза тем кинематографистам, которые снимают фильмы о Москве.

Жюри основного конкурса в этом году возглавляет болгарский режиссёр Ивайло Христов, год назад получивший на ММКФ главный приз за фильм «Лузеры».Теперь ему предстоит отсмотреть 13 картин, которые представляют 17 стран. В состав жюри вошли индийский продюсер Рандхир Капур – старший сын знаменитого актёра Раджа Капура, имевшего когда-то сумасшедшую популярность в СССР, а также российская актриса Виктория Исакова; немецкий кинорежиссёр, фотограф и художник Ульрике Оттингер, объехавшая самые отдалённые уголки России, Чукотку и Камчатку, где она и снимала свои фильмы. Оттингер также экранизировала «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова с участием российских актёров.

В жюри работает и казахский режиссёр и продюсер Рашид Нугманов, снявший знаменитую «Иглу» с Виктором Цоем в главной роли. В 80-е годы прошлого столетия он учился в мастерской Сергея Соловьёва во ВГИКе и теперь вспоминает то время как лучшие годы своей жизни. Сейчас он работает как продюсер над проектом игрового фильма об эвакуации киностудий из России в Алма-Ату в годы Великой Отечественной войны. Многие наши кинематографисты обрели там свою вторую родину и остались лежать в казахской земле. Алма-Ата тогда, по словам Нугманова, получила огромный интеллектуальный импульс.

Конкуренты «Монаха и беса»

Россию в главном конкурсе представляет «Монах и бес» Николая Досталя – многострадальная картина, создававшаяся в два этапа. Финансирование со стороны государства оказалось недостаточным, а спонсоров Досталю найти не удалось. Пришлось возвращать полученные деньги, чтобы потом не выплачивать штраф.

Действие фильма происходит в мужском монастыре, куда приходит новый насельник Иван Шапошников, а вместе с ним и злые духи. Они искушают главного героя, пытаясь сбить с истинного пути. Главную роль сыграл один из лучших наших актёров Тимофей Трибунцев, обладающий невероятной чувствительностью и энергетикой.

«Монах и бес» Н. Досталя. В главной роли – Тимофей Трибунцев

«Монах и бес» снят по сценарию Юрия Арабова. Режиссёр поставил перед сценаристом весьма трудную задачу: сделать историю, напоминающую «Фауста» и житие русского святого Иоанна Новгородского. Того самого, который оседлал беса, попавшего в святую воду, и отправился на нём в Иерусалим. Фактически сатана в этом фильме становится человеком, более того – монахом. Герой Тимофея Трибунцева Ваня Семёнов – блаженный, а новоявленный Мефистофель напоминает парня из соседнего двора. Его сыграл дебютант Георгий Фетисов. Иерусалим снимали в Крыму из-за проблем с финансированием. Но главные события происходят на территории Кирилло-Белозерского монастыря.

Интересно, что никакого возмущения картина Досталя у представителей РПЦ не вызвала, как можно было бы предположить. История получилась вполне сказочная, с полётами во сне и наяву, и очень русская по духу. В то же время актёрам удалось удержаться на грани и не войти в раж излишней театральности, что могло бы загубить фильм окончательно и бесповоротно. Николай Досталь избежал пограничных ситуаций, и всё окончилось хорошо и счастливо, как и положено в русских сказках. 

Конкурировать Николаю Досталю предстоит с картинами из самых разных стран, Среди них много проходных, которым, откровенно говоря, не место на фестивале. Но есть и вполне достойные.

В конкурсе участвует картина «37» датчанки Пук Грастен, основанная на реальных событиях 1964 года, случившихся в Бруклине, где была изнасилована и убита девушка. 37 свидетелей даже не попытались предотвратить преступление или позвонить в полицию. «Козни» итальянского режиссёра Давида Гриеко, который был ассистентом на картинах Пазолини, возвращают нас в лето 1975 года, когда был убит классик итальянского кино.

Знаменитый режиссёр как раз монтировал фильм «Сало, или 120 дней Содома», заканчивал книгу о гибели главы нефтяной компании, а потом негативы исчезли. Рядом находился молодой парень с рабочей окраины Пино Пелози, которого и обвинили в убийстве. Роль Пазолини сыграл известный итальянский актёр и певец, принимавший участие в конкурсах Сан-Ремо, Массимо Раньери.

Фильм «Эксцентрики» поляка Януша Маевского посвящен исполнителю джаза и трамбонисту, который вернулся в Польшу из эмиграции и создал свинг-группу.

«Мари и неудачники» француза Себастьена Бетбедера – перепевки знаменитого фильма «Амели». Только героиню зовут Мари. Она такая же романтичная, погружённая в свои мечты барышня. Случайная встреча приведёт её к романтическому приключению, которому придаст остроты бывший любовник барышни – второсортный писатель и весьма оригинальный господин. Все герои – абсолютные лузеры, путешествующие из Парижа на живописный остров в Бретани.

Сербский режиссёр Милош Радович снял комедию на, казалось бы, невесёлую тему. «Дневник машиниста» рассказывает о потомственном машинисте поезда, на счету которого десятки убийств. Такова статистика. Любой машинист без всякого злого умысла переезжает людей, которые решают добровольно расстаться с жизнью или просто невнимательны. Режиссёр и сам – сын машиниста поезда и таким своеобразным способом отдаёт дань памяти своему отцу.

В конкурсе представлена и картина из Азии – типичный для современного иранского кино фильм «Дочь» Реза Миркарими. Другая картина Миркарими, «Проще простого», на 30-м ММКФ была награждена главной наградой – «Золотым святым Георгием».

Дебютный «Голос вещей» Ариэля Эскаланте – экзотика из Коста-Рики. Фильм пришёл на фестиваль едва ли не «самотёком» и представляет всё ещё редкую на мировых киносмотрах кинематографию. Но здесь, вопреки ожиданиям, не будет дикой природы, яркого национального колорита. Обычный город в обычной стране с унифицированным бытом. И страдания юной медсестры, пережившей первую утрату.

Возможна ли нестандартная документалистика?

В жюри документального конкурса – директор Краковского кинофестиваля Кшиштоф Герат, российский кинорежиссёр Саргей Дебижев и французский документалист Тома Бальмес в качестве председателя. Найдут ли они режиссёров, которые выходят за стандартные рамки, заданные телевидением, мы узнаем уже 30 июня. А накануне фестиваля речь как раз шла о сохранении подлинного документального кино. Как сказал Сергей Дебижев, количество изображений переходит все границы, и человечество должно задуматься, нужно ли ему такое количество движущихся картинок.

В документальном конкурсе – всего лишь восемь картин, но уровень их, на мой взгляд, гораздо выше, чем в игровой секции. Россию представляет картина «24 снега» Михаила Барынина, рассказывающая об арктической части Якутии. Вечный холод, зимой температура доходит до отметки в 65 градусов ниже нуля. Человек предоставлен там сам себе. Он живет без средств связи и электричества.

Одна из самых сильных картин ММКФ, «Братья» Войцеха Староня, участвует в программе «Свободная мысль». Это фильм о двух пожилых братьях – польских переселенцах, оказавшихся в Сибири, а потом в Казахстане.

«Братья» В. Староня

Вне конкурса представил свой новый документальный фильм «Кровавые бивни» дипломат, некогда пресс-секретарь Бориса Ельцина Сергей Ястржембский. Это уже вторая его лента, снятая в Африке. «Кровавые бивни» созданы в копродукции трёх стран – Кении, Франции и России. А осенью он будет закрывать престижный Монреальский кинофестиваль. Речь в фильме идёт о нелегальном бизнесе по добыче и поставкам слоновой кости, способному привести к исчезновению африканских слонов. Ястржембский предлагает заменить его использованием кости мамонта, которая в большом количестве имеется в той же России, но в этом надо убедить прежде всего Китай, где процветает традиция резьбы по слоновой кости. Свой третий фильм он снимет как раз о запасах мамонтовой кости в России.

«Российские программы»

Как всегда на ММКФ, особой популярностью пользуются «Российские программы». Самое главное событие этого года – полная академическая ретроспектива Андрея Тарковского, куда вошли и его студенческие работы, и фильмы однокурсников, в которых он снимался в качестве актёра, а также документальные картины из разных стран, посвящённые этому выдающемуся режиссёру. 

В программе участвуют и «Золотая рыбка» Александра Галибина, посвящённая отцу-блокаднику, и альманах Игоря Угольникова о Первой мировой войне, с участием кинематографистов тех стран, которые приняли активное участие в той войне.

Звёзды ММКФ

В этом году звёзд на фестивале мало. ММКФ с кратким визитом посетили испанский классик Карлос Саура, представлявший свою музыкальную ретроспективу, и знаменитый британец Стивен Фрирз, встретившийся со зрителями своего старого фильма «Королева».

Приехал и итальянский актёр Риккардо Скамарчо, ставший настоящим секс-символом современного итальянского кино. В России ему нет аналогов, нет актера, который бы пользовался такой бешеной популярностью, как Риккардо у себя на родине. В Москве он представлял картину «Перикле Чёрный», где его герой занимается проституцией.

В составе итальянской делегации была представлена и русская актриса и сценаристка Марина Орлова. Короткометражка «Здравствуйте! Я продюсер Вуди Аллена» по её сценарию участвует в программе ММКФ. Она же сыграла главную роль – российской туристки, прорывающейся на премьеру Вуди Аллена в Италии.

Ещё один уникальный гость – грузинский актер Кахи Кавсадзе (Чёрный Абдулла в «Белом солнце пустыни»). Он приехал в Москву, чтобы представить фильм «Тэли и Толи», снимавшийся в Осетии. 

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева