ММКФ без Михалкова
Светлана Хохрякова28.06.2016
Московский международный кинофестиваль – 2016 вот-вот завершится. В этом году устроителям было нелегко: денег немного, на отбор картин повлияли испортившиеся отношения между Россией и Западом. Не так много приехало иностранных звёзд. И всё же интересные работы – в разных конкурсных программах, – как всегда, на фестивале есть.
Сын Раджа Капура и призы за фильмы о Москве
38-й Московский международный кинофестиваль завершится 30 июня раздачей наград и российской премьерой фильма «Светская жизнь» Вуди Аллена. А открывала его новая и очень «несерьёзная» картина «Ке-ды», как сказал о ней сам режиссёр Сергей Соловьёв. Основана она на новелле Андрея Геласимова «ParadiseFound», написанной в блогерском жанре. Впрочем, Соловьёв ушёл в мир собственной фантазии, наворожил что-то про мир русского аутизма, оставив от литературного первоисточника только идею.
Главную роль – новобранца, уходящего в армию, – сыграл первокурсник Щукинского театрального училища Николай Суслов, очень похожий на Африку из «Ассы» Соловьёва. Да и «Ке-ды» в целом – сплошные вариации на тему былого творчества мэтра, и в этом прелесть фильма. Аглая Шиловская, сыгравшая девушку Амиру из педикюрного кабинета, напоминает юную Татьяну Друбич – главную музу Соловьёва. «Ке-ды» – чёрно-белая картина, что придаёт ей особую выразительность. На церемонии открытия ММКФ Сергей Соловьёв был награждён спецпризом за вклад в мировой кинематограф.
Впервые Московский кинофестиваль открылся без Никиты Михалкова, на протяжении многих лет занимающего пост его президента. Проходивших по красной дорожке гостей встречала супруга главы ММКФ Татьяна Михалкова. Президентские функции в тот вечер взял на себя мэр Москвы Сергей Собянин. Ему пришлось наделять символом власти председателя жюри, надев на него цепь с символом города – святым Георгием, что обычно делал Михалков. Актрисе Анне Чиповской было поручено сообщить со сцены о том, что Никита Михалков проходит плановое лечение. Сергей Собянин сообщил, что правительство Москвы отныне будет вручать три приза тем кинематографистам, которые снимают фильмы о Москве.
В жюри работает и казахский режиссёр и продюсер Рашид Нугманов, снявший знаменитую «Иглу» с Виктором Цоем в главной роли. В 80-е годы прошлого столетия он учился в мастерской Сергея Соловьёва во ВГИКе и теперь вспоминает то время как лучшие годы своей жизни. Сейчас он работает как продюсер над проектом игрового фильма об эвакуации киностудий из России в Алма-Ату в годы Великой Отечественной войны. Многие наши кинематографисты обрели там свою вторую родину и остались лежать в казахской земле. Алма-Ата тогда, по словам Нугманова, получила огромный интеллектуальный импульс.
Конкуренты «Монаха и беса»
Россию в главном конкурсе представляет «Монах и бес» Николая Досталя – многострадальная картина, создававшаяся в два этапа. Финансирование со стороны государства оказалось недостаточным, а спонсоров Досталю найти не удалось. Пришлось возвращать полученные деньги, чтобы потом не выплачивать штраф.
Действие фильма происходит в мужском монастыре, куда приходит новый насельник Иван Шапошников, а вместе с ним и злые духи. Они искушают главного героя, пытаясь сбить с истинного пути. Главную роль сыграл один из лучших наших актёров Тимофей Трибунцев, обладающий невероятной чувствительностью и энергетикой.
«Монах и бес» снят по сценарию Юрия Арабова. Режиссёр поставил перед сценаристом весьма трудную задачу: сделать историю, напоминающую «Фауста» и житие русского святого Иоанна Новгородского. Того самого, который оседлал беса, попавшего в святую воду, и отправился на нём в Иерусалим. Фактически сатана в этом фильме становится человеком, более того – монахом. Герой Тимофея Трибунцева Ваня Семёнов – блаженный, а новоявленный Мефистофель напоминает парня из соседнего двора. Его сыграл дебютант Георгий Фетисов. Иерусалим снимали в Крыму из-за проблем с финансированием. Но главные события происходят на территории Кирилло-Белозерского монастыря.
Интересно, что никакого возмущения картина Досталя у представителей РПЦ не вызвала, как можно было бы предположить. История получилась вполне сказочная, с полётами во сне и наяву, и очень русская по духу. В то же время актёрам удалось удержаться на грани и не войти в раж излишней театральности, что могло бы загубить фильм окончательно и бесповоротно. Николай Досталь избежал пограничных ситуаций, и всё окончилось хорошо и счастливо, как и положено в русских сказках.
Конкурировать Николаю Досталю предстоит с картинами из самых разных стран, Среди них много проходных, которым, откровенно говоря, не место на фестивале. Но есть и вполне достойные.
В конкурсе участвует картина «37» датчанки Пук Грастен, основанная на реальных событиях 1964 года, случившихся в Бруклине, где была изнасилована и убита девушка. 37 свидетелей даже не попытались предотвратить преступление или позвонить в полицию. «Козни» итальянского режиссёра Давида Гриеко, который был ассистентом на картинах Пазолини, возвращают нас в лето 1975 года, когда был убит классик итальянского кино.
Знаменитый режиссёр как раз монтировал фильм «Сало, или 120 дней Содома», заканчивал книгу о гибели главы нефтяной компании, а потом негативы исчезли. Рядом находился молодой парень с рабочей окраины Пино Пелози, которого и обвинили в убийстве. Роль Пазолини сыграл известный итальянский актёр и певец, принимавший участие в конкурсах Сан-Ремо, Массимо Раньери.
Фильм «Эксцентрики» поляка Януша Маевского посвящен исполнителю джаза и трамбонисту, который вернулся в Польшу из эмиграции и создал свинг-группу.
«Мари и неудачники» француза Себастьена Бетбедера – перепевки знаменитого фильма «Амели». Только героиню зовут Мари. Она такая же романтичная, погружённая в свои мечты барышня. Случайная встреча приведёт её к романтическому приключению, которому придаст остроты бывший любовник барышни – второсортный писатель и весьма оригинальный господин. Все герои – абсолютные лузеры, путешествующие из Парижа на живописный остров в Бретани.
Сербский режиссёр Милош Радович снял комедию на, казалось бы, невесёлую тему. «Дневник машиниста» рассказывает о потомственном машинисте поезда, на счету которого десятки убийств. Такова статистика. Любой машинист без всякого злого умысла переезжает людей, которые решают добровольно расстаться с жизнью или просто невнимательны. Режиссёр и сам – сын машиниста поезда и таким своеобразным способом отдаёт дань памяти своему отцу.
В конкурсе представлена и картина из Азии – типичный для современного иранского кино фильм «Дочь» Реза Миркарими. Другая картина Миркарими, «Проще простого», на 30-м ММКФ была награждена главной наградой – «Золотым святым Георгием».
Дебютный «Голос вещей» Ариэля Эскаланте – экзотика из Коста-Рики. Фильм пришёл на фестиваль едва ли не «самотёком» и представляет всё ещё редкую на мировых киносмотрах кинематографию. Но здесь, вопреки ожиданиям, не будет дикой природы, яркого национального колорита. Обычный город в обычной стране с унифицированным бытом. И страдания юной медсестры, пережившей первую утрату.
Возможна ли нестандартная документалистика?
В жюри документального конкурса – директор Краковского кинофестиваля Кшиштоф Герат, российский кинорежиссёр Саргей Дебижев и французский документалист Тома Бальмес в качестве председателя. Найдут ли они режиссёров, которые выходят за стандартные рамки, заданные телевидением, мы узнаем уже 30 июня. А накануне фестиваля речь как раз шла о сохранении подлинного документального кино. Как сказал Сергей Дебижев, количество изображений переходит все границы, и человечество должно задуматься, нужно ли ему такое количество движущихся картинок.
В документальном конкурсе – всего лишь восемь картин, но уровень их, на мой взгляд, гораздо выше, чем в игровой секции. Россию представляет картина «24 снега» Михаила Барынина, рассказывающая об арктической части Якутии. Вечный холод, зимой температура доходит до отметки в 65 градусов ниже нуля. Человек предоставлен там сам себе. Он живет без средств связи и электричества.
Одна из самых сильных картин ММКФ, «Братья» Войцеха Староня, участвует в программе «Свободная мысль». Это фильм о двух пожилых братьях – польских переселенцах, оказавшихся в Сибири, а потом в Казахстане.
Вне конкурса представил свой новый документальный фильм «Кровавые бивни» дипломат, некогда пресс-секретарь Бориса Ельцина Сергей Ястржембский. Это уже вторая его лента, снятая в Африке. «Кровавые бивни» созданы в копродукции трёх стран – Кении, Франции и России. А осенью он будет закрывать престижный Монреальский кинофестиваль. Речь в фильме идёт о нелегальном бизнесе по добыче и поставкам слоновой кости, способному привести к исчезновению африканских слонов. Ястржембский предлагает заменить его использованием кости мамонта, которая в большом количестве имеется в той же России, но в этом надо убедить прежде всего Китай, где процветает традиция резьбы по слоновой кости. Свой третий фильм он снимет как раз о запасах мамонтовой кости в России.
«Российские программы»
Звёзды ММКФ
В этом году звёзд на фестивале мало. ММКФ с кратким визитом посетили испанский классик Карлос Саура, представлявший свою музыкальную ретроспективу, и знаменитый британец Стивен Фрирз, встретившийся со зрителями своего старого фильма «Королева».
Приехал и итальянский актёр Риккардо Скамарчо, ставший настоящим секс-символом современного итальянского кино. В России ему нет аналогов, нет актера, который бы пользовался такой бешеной популярностью, как Риккардо у себя на родине. В Москве он представлял картину «Перикле Чёрный», где его герой занимается проституцией.
В составе итальянской делегации была представлена и русская актриса и сценаристка Марина Орлова. Короткометражка «Здравствуйте! Я продюсер Вуди Аллена» по её сценарию участвует в программе ММКФ. Она же сыграла главную роль – российской туристки, прорывающейся на премьеру Вуди Аллена в Италии.
Ещё один уникальный гость – грузинский актер Кахи Кавсадзе (Чёрный Абдулла в «Белом солнце пустыни»). Он приехал в Москву, чтобы представить фильм «Тэли и Толи», снимавшийся в Осетии.