EN
 / Главная / Публикации /  Вячеслав Никонов: Идеи нижегородцев востребованы

Вячеслав Никонов: Идеи нижегородцев востребованы

Марина Булгакова22.06.2016

Проект «Школьный автобус» и другие предложения наших педагогов партия «Единая Россия» взяла в работу. Как уже писал «Нижегородский рабочий», председатель Комитета Госдумы по образованию, доктор исторических наук Вячеслав Никонов сегодня возглавляет список «Единой России» по Нижегородскому региону на выборах в Государственную думу РФ.

На предварительном голосовании «ЕР» он стал лидером среди кандидатов. И это немудрено: к моменту проведения внутрипартийных выборов Вячеслав Никонов с головой погрузился в проблемы нижегородских детсадов, школ и вузов. А это те проблемы, которые касаются каждой семьи региона. О том, как же будут решаться вопросы образования в нашей области и стране в целом, мы побеседовали с Вячеславом Алексеевичем во время его визита в Нижний Новгород на прошлой неделе.

– Вячеслав Алексеевич, вы были во многих нижегородских детсадах, школах, вузах, где в том числе собирали наказы от преподавательского состава, которые должны были войти в предвыборную программу партии «Единая Россия». На днях в Новосибирске состоялся форум партии «Образование и наука – будущее России», по его итогам вынесена резолюция. Какой нижегородский пакет в итоге вошел в неё?

– Нужно понимать, что нижегородский пакет отражал в том числе очень многие федеральные проблемы. Если говорить по-крупному, то это программа поддержки больших образовательных центров в рамках программы «5–100», это федеральная программа, которая помогает повысить конкурентоспособность наших основных университетов, в том числе и Нижегородского государственного университета имени Лобачевского. Поддержаны, естественно, идеи, связанные со строительством школ в большом количестве в ближайшее время. Но целый ряд предложений, который прозвучал именно здесь, нашёл отражение в резолюции новосибирского форума «Единой России». Из чисто нижегородских пожеланий можно отметить проект «Школьный автобус» – он будет включён в программу партии «Единая Россия» и в работу программы правительства на ближайшие годы. Прозвучало здесь пожелание о введении звания «Почётный работник системы дополнительного образования» – это предложение вошло в резолюцию новосибирского форума, как и многие другие. То есть мы не зря в Нижнем проводили многочисленные обсуждения: идеи, которые здесь прозвучали, не остались невостребованными.

– А как долго нам ждать их реализации? Должны сначала состояться выборы – или что-то «Единая Россия» возьмёт в работу уже сегодня?

– Естественно, работа уже началась. Например, школы мы начали строить, и в Нижегородской области до 1 сентября будут открыты две школы в рамках этой программы. И на сегодняшний день готовы предложения по 71 школе для Нижегородской области — из них какие-то будут реконструированы, но большинство – построены. По программе того же школьного автобуса дано поручение председателю правительства – то есть это вопрос проработки. По присвоению звания почётного работника дополнительного образования у меня уже есть договоренность с министром образования и науки – это будет ведомственная награда.

– В числе многочисленных предложений есть очередные – по внесению изменений в механизм Единого государственного экзамена. Расскажите о них подробнее, эта тема до сих пор очень волнует общество.

– Нам удалось повысить прозрачность этой системы. И сыграли здесь не только фактор установки камер или проверки отсутствия мобильной связи на экзамене, но и отмена по нашей рекомендации такого критерия оценки работы, как средний балл ЕГЭ в регионе. После этого система начала работать более прозрачно. Ведь сейчас уже, например, нет стобалльников из солнечных республик. Второе важное изменение – это то, что всё-таки было возвращено сочинение. Третье – это появление устного компонента в экзаменах. В частности, по иностранным языкам сейчас есть устный компонент, и, я думаю, его надо вводить в экзамен по русскому языку тоже. Иначе стимулов учиться говорить у школьников не остаётся. Кроме того, Единый госэкзамен был избавлен от «гадаек». То есть никаких там собственно тестовых заданий, где надо выбрать один правильный ответ из четырёх, уже просто не осталось.

– Нужны ли различные рейтинги школам и детским садам? Порой участие в рейтингах оборачивается увеличением количества мероприятий – и при этом снижением их качества. Начинается гонка выставок, конкурсов поделок, докладов, причём, чтобы все это успеть, в итоге мастерят-рисуют-пишут родители, а не дети…

– У меня очень смешанное отношение к этим системам рейтингов и оценок и так далее. Понимаете, появилось огромное количество желающих раздавать оценки. Причем очевидно, что многие из организаций, которые эти рейтинги составляют, делают это небескорыстно. Поэтому я бы различал те объективные рейтинги, которые формируют государственные образовательные органы, и рейтинги, составляемые разного рода непонятными ассоциациями с расплывчатым статусом. Сама по себе соревновательность в образовательной системе, наверное, хороша. Есть возможность действительно объективно оценить то или иное учебное заведение. Поэтому я не против рейтингов как таковых, но я против рейтингов как средства коррупции и очковтирательства.

– В последние годы российские школы увлеклись компьютеризацией классов. В то же время в Сети публикуются различные исследования о вреде гаджетов: якобы и разработчики электроники из Силиконовой долины (Район в США, где расположены институты программирования. – Прим. ред.) не дают своим детям телефоны и айпады, чтобы малыши лучше развивались, и российские специалисты говорят о непосредственной связи грамотного письма с написанием слов с помощью ручки, а не клавиатуры…

– Насчёт связи мелкой моторики, письма и хорошей речи – я абсолютно согласен. Это действительно подтверждено исследованиями. И наши дети, несмотря на появление электроники в классах, не всё пишут на компьютере. Пишут и ручкой. Поэтому мелкая моторика у них развивается. Что касается Силиконовой долины – я там бывал, но, честно говоря, не заметил, чтобы молодёжь там не пользовалась гаджетами. Все – и взрослые и дети – ходили с разными устройствами. Так что, скорее всего, опубликованное американское исследование – это выдумка. Ясно, что дети где угодно начинают пользоваться гаджетом с самого нежного возраста. Моему младшему сыну скоро будет четыре года, и он тоже активный пользователь – гораздо более активный, чем я. В современном мире без знания компьютера делать нечего. К счастью, у нас сегодня 98 % россиян в возрасте до 29 лет – активные пользователи Интернета и компьютерной техники. Это один из самых высоких показателей в мире, если не самый высокий. В числе неактивных пользователей в основном лица старшего возраста. Но скоро страна будет поголовно интернет-грамотной. И это императив. Цифровые технологии – это, помимо прочего, очень серьёзная отрасль экономики, которую надо развивать. Электронные компании сегодня – лидеры по капитализации. Это тоже большой резерв для экономического развития, рывка... Но вот «жить» в Интернете, конечно, абсолютно непродуктивно. Там огромное количество информации, которая совершенно необязательна к освоению. И много информации, которая не соответствует действительности, поэтому тратить на неё время не стоит.

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева