EN
 / Главная / Публикации / Alles Gute zum Geburtstag, lieber Alexander! – С днём рождения, дорогой Александр!

Alles Gute zum Geburtstag, lieber Alexander! – С днём рождения, дорогой Александр!

Елена Ерёменко07.06.2016

День рождения Александра Сергеевича Пушкина лучше всего отмечать в компании детей, решила наш журналист ‒ и попросила приёма у директора Государственной немецкой начальной школы в Эрфурте, носящей имя русского поэта ‒ Puschkinschule. Накануне встречи договорились, что русскоязычное общество «Гагарин» в Эрфурте поможет ученикам школы отметить 6 июня ‒  Пушкинский день. 

Нужно сказать, что последние десятилетия день рождения своего патрона эта школа никак не отмечала, поэтому дети почти ничего не знали о Пушкине. Вот это мы и постарались исправить: познакомить ребят с творчеством нашего национального поэта и как-то украсить пушкинский уголок школы, который давно пора было обновить.


Для урока выбрали знаменитый отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» и «Сказку о царе Салтане» ‒ те произведения, где собраны оригинальные пушкинские персонажи. Любимые русскими детьми «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»  для детей немецких слишком похожи на известные им сказки братьев Гримм. У нас задача сегодня была иная ‒ удивить и очаровать ребят миром именно пушкинских сказок. 

В качестве главного образа по оформлению пушкинского уголка мы решили предложить знаменитый «дуб зелёный» у Лукоморья со всеми сказочными героями. Задача ребят была простая ‒ слушать текст и рисовать запомнившихся им персонажей, а сказочный дуб мы изготовили для них сами, с золотой цепью и «котом учёным». 

Как выяснилось, по окончанию нашего часа больше всего ребята вдохновились избушкой на курьих ножках и лешим ‒ эти персонажи вызвали просто взрыв детской фантазии. Баба Яга, с ударением на «я» ‒ один из самых известных персонажей русского фольклора у немецких детей, по крайней мере, тех, кто растет в восточной части страны. У многих дома есть старые книги гэдээровских изданий русских народных сказок, которые бережно хранят их родители. Многие даже вспомнили, что избушка ‒ это как раз дом родной для лесной отшельницы. 

Ребята нас удивили: многие знали кое-что о Пушкине, о том, что он знаменит в России. Оказалось, что на одном из школьных кружков этого года рассказывали историю жизни нашего Александра Сергеевича. 

Третьеклассник Юлиан вызвался рассказать о Пушкине: честно признался, что не знает, что написал Пушкин, но изобразил в лицах, как поэт погиб, и рассказал всё про дуэль. Народ, как говорится, безмолвствовал в легком шоке: рассказчик не только повествовал, но и изобразил всех действующих лиц, включая секундантов. 

А мы удивили ребят информацией, что в России трудно найти город, где бы не был установлен памятник великому русскому поэту. А потом вместе вспомнили и посчитали памятники Пушкину в нашей земле,Тюрингии. Их три: в Веймаре, Йене и Гере. Фактически это так, но ребята эту цифру резонно исправили на четыре: ведь школу, в которой они учатся, тоже следует считать памятником поэту. Было очень приятно услышать, что, по их мнению, это самый лучший из известных им памятников. С этим мы согласились с радостью, напомнив, что рядом со школой проходит ещё и улица, названная в честь Пушкина. 

Но ещё больше ребят поразило наше заявление, что каждый русский – взрослый или ребёнок ‒ может наизусть прочесть что-то из пушкинских творений. В это ребятам поверить было очень трудно, особенно когда мы напомнили, что в России живут 146 миллионов, которые запросто могут вспомнить строчку Пушкина. 
Пока я это произносила, в голове мелькнула мысль, что нужно добавить ещё миллионов сто русскоговорящих зарубежья, которые пару строчек вспомнят обязательно. На ум пришла известная фраза: «В чём сила, брат?». Трудно представить, кого ещё из мировых классиков так широко помнят потомки по всему миру. Наверное, только Шекспир с его «быть или не быть...» может составить конкуренцию нашему Александру Сергеевичу, пусть и гораздо менее известному в мире. 

На юных слушателей большое впечатление произвело и то, что Пушкин выучил русский язык позже, чем французский. С интересом слушали и о том, какую роль сыграла няня Арина Родионовна в жизни Пушкина. По-немецки няня звучит забавно ‒ «киндермедхен». Ребята рассказали, что им, как и Пушкину, тоже нравятся сказки и они без конца готовы слушать родителей, бабушек и дедушек. И когда мы выясняли, какие языки они собираются учить в ближайшем будущем, к знакомому набору ‒ английский, французский ‒ добавляли и русский язык, и это было особенно приятно. 

Как звучит Пушкин на русском, ребята поняли из выступления ученика второго класса по имени Бруно, который удивил всех, прочитав «Лукоморье» наизусть. Аплодисменты одноклассников были искренними. А мне, как маме смелого второклассника, было очень приятно, что ребята, не понимая ни слова по-русски, радовались за товарища, который справился, с их точки зрения, с невыполнимой миссией. 

А дальше мы слушали замечательную сказку уже по-немецки, которую читала Ульрике ‒ мама ещё одного второклассника. Переводу было трудно соперничать с оригиналом, но лексика была достаточно понятная, и ребята увлеклись. За нашу короткую встречу мы успели познакомиться с приключениями, которые выпали Гвидону. История им понравилась, и мы договорились, что они дочитают её сами. А мы предложили ребятам на будущий год продолжить традицию Пушкинского дня ‒ и отпраздновать день рождения Пушкина в ближайшем парке, где растёт огромный вековой дуб. Вот где будет здорово читать друг другу пушкинские сказки и ждать, когда по цепи пройдёт знаменитый умный Кот. 

К сожалению, нам не удалось подарить нашей школе книгу пушкинских сказок на немецком ‒ в магазине их просто не оказалось. Заказать можно, но срок ожидания не менее двух недель: книгу должны специально напечатать, склеить ‒ в единственном экземпляре. Значит, сказки Пушкина не читают ‒ раз нет спроса, нет и предложения. 
Может быть, читают другие произведения Пушкина? С этим вопросом я обратилась к хозяйке одного из самых популярных и больших магазинов города. Оказалось, всё не так плохо. В магазине есть пара экземпляров книг Пушкина ‒ это его повести. Покупают не часто, но несколько обращений в год есть постоянно. По мнению хозяйки магазина, самыми удачными можно считать те немецкие издания Пушкина, где читатель может познакомиться и с его поэзией, и с прозой. 

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева