EN
 / Главная / Публикации / Мы живём так, как говорим

Мы живём так, как говорим

Светлана Сметанина18.05.2016

Вербицкая 770.jpg
Людмила Вербицкая. Фото: zavladimir.ru

Бедная, примитивная речь приводит в конечном итоге к примитивной жизни, а значит, к деградации общества. Поэтому сегодня для филологов один из главных вопросов – как увлечь детей изучением русского языка, приобщить их к его яркому, образному миру. Именно об этом шла речь на всероссийской конференции «Развитие мотивации к изучению русского языка».

Организаторы конференции – Российская академия образования, фонд «Русский мир», Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) – собрали в Москве 150 участников из 57 субъектов федерации. Открывая пленарное заседание, заместитель председателя правления фонда «Русский мир», проректор Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Богданов провёл параллель между сегодняшним временем и концом XVIII века – когда также было очевидно строительство мощного государства и возникла потребность уделить особое внимание русскому языку как государственному. Неслучайно одним из первых важных проектов созданной Екатериной II Академии российской стало создание словаря русского языка. 


Сегодня вопрос о сохранении русского языка вновь приобретает государственное звучание, подчеркнул Богданов. В конце года пройдёт очередной – уже третий – Педагогический форум, на котором также будут представлены передовые практики преподавания русского языка. А в самое ближайшее время – в конце мая – состоится ещё одно знаковое событие: первый съезд Общества русской словесности.

О том, что русскому языку уделяется сегодня внимание на самом высоком государственном уровне, говорит и факт создания Совета по русскому языку при Президенте РФ, отметила президент Российской академии образования, председатель попечительского совета фонда «Русский мир» Людмила Вербицкая. «Все хотят одного – сохранить русский язык, но пока мы видим обратное», – заметила филолог. Она напомнила присутствующим слова философа Владимира Соловьёва о том, что каждый человек должен владеть тремя стилями речи: высоким, обычным и низким. И каждый из этих стилей применим для своего случая. Владимир Соловьёв считал, что низким стилем можно вести внутренний диалог. 

У любого человека может возникнуть потребность в такого рода диалоге. Людмила Вербицкая даже привела случай из собственной жизни, когда ей пришлось обивать пороги министерства обороны – в бытность министром Павла Грачёва, – чтобы сохранить военную кафедру в родном Санкт-Петербургском университете. «Когда я в очередной раз ходила из одного кабинета в другой, то произносила кое-что про себя», – пошутила Вербицкая. 

Так что в самом факте владения низким стилем речи нет ничего зазорного. Проблема в том, по мнению профессора, что низкий стиль речи в нашем обществе занял место обычного, а высокий стиль вообще исчез. «Поэтому сегодня сохранение русского языка и разработка мотивации к его изучению – это вопросы безопасности нашего общества», – уверена она. Тем более что, по её мнению, такой яркой образности и интонационного своеобразия нет ни в одном другом языке мира. И главная задача педагогов – увлечь детей богатым и разнообразным миром русского языка.

Своим личным опытом – как это можно сделать – поделилась приглашённая на конференцию в качестве почётного гостя Наталья Солженицына. Как известно, вместе со своим супругом и тремя детьми они долгое время находились в изгнании, причём жили в таких глухих местах, где не было не то что обычной школы с русским языком, но даже и воскресной при храме.

По словам Солженицыной, пока дети были маленькими, вопросов мотивации для изучения русского языка не возникало. Но когда пришло время отдавать детей в местную школу, стало понятно, что русский язык они могут просто забыть. И тогда Наталья Дмитриевна, не имевшая, по её словам, никакого представления о методиках преподавания и изучения русского языка, стала ежедневно учить с детьми по одному стихотворению. «Благодаря стихам память тоже можно растянуть, и потом всю жизнь она будет вам служить, даже если стихи забудутся», – уверена Наталья Солженицына. Её дети, прекрасно владеющим русским языком, как устным, так и письменным, – этому подтверждение.

На самом деле интересных методик преподавания русского языка не так уж и мало, рассказала доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского госуниверситета Елена Казакова. В частности, она напомнила, что четверо из шести победителей прошлого Педагогического форума рассказывали как раз не о проблемах в своей работе, а о тех возможностях и перспективах, которые даёт изучение русского языка. «Мы услышали о фантастических проектах, о квест-комнатах русского языка, увидели восторженных людей, которым, по их словам, невероятно повезло преподавать лучший в мире предмет лучшим в мире детям», – рассказала Казакова. 

То, что интерес к русскому языку есть и он только растёт, подтверждает и такой факт: в социальной сети «Вконтакте» одна из самых многочисленных групп называется «Я люблю русский язык». На неё подписаны один миллион 176 тысяч пользователей – внушительная цифра. И обновления в группе появляются ежедневно, причём все они вызывают оживлённые дискуссии, рассказала Казакова, которая также присоединилась к этой группе. 

Такую же увлечённость необходимо перенести и на сам предмет русского языка в школе. «Увлечённость гарантирует результат, мгновенно повышает планку и начинает менять речь», – уверена Елена Казакова. И это отнюдь не означает упрощения. Напротив, все результаты исследований показывают, что лёгкие по сути, но скучные задания ужасно тяжелы для учителя и малоэффективны для ученика. «Если задания не вдохновляют, учителю приходится опираться на собственный потенциал и мастерство, чтобы добиться нужного результата», – считает профессор. Понятно, что в этом случае никакого самого талантливого педагога надолго не хватит. При этом трудные задачи не требуют особой мотивации – они сами по себе являются стимулом, пробуждающим интерес. 

Успех в изучении русского языка в первую очередь связан с успешностью учителя, который ярко и образно говорит, с интересной средой, интересной деятельностью. Поэтому неслучайно в обучение приходят игровые технологии, которым нужно уделять самое пристальное внимание. Если уроки русского языка будут восприниматься как одни из самых важных в школе, это непременно отразится и на самом обществе, уверена Елена Казакова. «Мы живём так, как мы говорим», – полагает она. Вывод очевиден: чтобы жить лучше, придётся как следует заняться русским языком.

Также по теме

Новые публикации

Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
Цветаева