EN
 / Главная / Публикации /  «Интермузей-2016»: музей как средство диалога

«Интермузей-2016»: музей как средство диалога

Лариса Боруздина17.05.2016


18 мая отмечается Международный день музеев. Что такое музей сегодня и какова его роль не только в познании истории, но и в развитии современной культуры? Ответом на эти и другие вопросы во многом является ежегодный форум «Интермузей», на днях завершившийся в московском Манеже.

Социальная миссия музея

На церемонии открытия министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский отметил, что «Интермузей», начинавшийся как частная инициатива, уже несколько лет проводится с государственной поддержкой, но с каждым годом требует всё меньше финансирования, а количество заявок на участие в разы превосходит возможности Манежа. «Это говорит о высокой востребованности», – подчеркнул министр. 

По словам директора департамента культурного наследия Михаила Брызгалова, в мире нет аналогов этому фестивалю, на котором встречаются более 2000 специалистов из России, СНГ и зарубежных стран. «Между собой мы его называем "ВДНХ музейного дела"», – заметил Брызгалов, обратив внимание на то, что если раньше фестиваль был адресован прежде всего музейному сообществу, то теперь он во многом ориентирован на публику. И, кстати, несмотря на сложную политическую ситуацию, зарубежные партнеры по-прежнему охотно представляют свои стенды – в этом году их стало даже больше, чем прежде.

Сейчас фестиваль всеми средствами стремится показать, что современный музей очень далёк от шаблонного представления о чём-то архаичном и застывшем. Каждый «Интермузей» является определённым срезом текущего состояния отрасли, и каждый год обнаруживаются новые тренды в музейном деле.
 
Специфика «Интермузея-2016», восемнадцатого по счету, проявлялась и в его гостях, и в его темах: специальные гости форума – музеи Донецкой и Луганской республик; новые зарубежные гости, ранее на фестивале не представленные, – музеи Китая и Ирана; специальный круглый стол был посвящён восстановлению культурных объектов Сирии, а вёл его директор Эрмитажа – Михаил Пиотровский. Отдельной темой стала и адаптация музея для посетителей с ограниченными возможностями. 

Фото imuseum.ru

«Интермузей» находится в гуще культурных событий не только страны, но и мира и отражает текущие тенденции и социальные трудности.  Тема этого года звучала так: «Музей без границ. Социальная миссия музея в пространстве межкультурного диалога». Глобальная формулировка отражает актуальность темы мигрантов и эмигрантов во всём мире, и в том числе в России,  диффузии национальных культур и связанных с этим сложностей. Культурам, таким разным, но неизбежно взаимопроникающим, нужен диалог, и музей в этом диалоге способен выступить организатором и посредником, поскольку транслирует общечеловеческие ценности.

Директор Государственного Эрмитажа и президент Союза музеев России Михаил Пиотровский видит социальную миссию музея так: «Музей – это средство воспитания сложного человека, который может творить будущее, а не ждёт помощи. Поощрять такого человека – вот на чём должна строиться социальная миссия музеев. И делать это нужно, создавая представление о сложности мира, в котором есть место для всех типов меньшинств… Аутисты, аутсайдеры, инвалиды должны быть включены в музейную жизнь не потому, что они нуждаются в поддержке, а потому, что наша жизнь неполна без их участия»

Михаил Борисович расставлял тонкие акценты в том, как музей воспринимается в современном мире и как его следует воспринимать: «…Музей… создаёт особую среду, в которой люди узнают мир шире… Он может именно направлять, а не угождать потребностям человека – для этого есть другие учреждения. Существует известная формула: музей находится где-то между храмом и Диснейлендом. В своей ориентированности на зрителя он не должен слишком далеко уходить во вторую сторону – не развлекать или потакать, но направлять этот диалог и иметь право решающего голоса». Главным приоритетом он видит «сплочение людей через рассказ о достоинствах их различий и облегчение их жизненного настроя».

Если обобщить, форум решает две главные задачи: внутреннюю, связанную с проблемами самих музеев и музейного сообщества, и внешнюю, направленную на то, чтобы в музеи приходили люди и им там было интересно. 

«Мотор развития экономики»

Во внутреннем мире музейного сообщества под силу разобраться лишь специалисту, непрерывно в нём варящемся, – настолько он глубокий и многоуровневый. Но некоторые позиции очевидны. Много было сказано о провинциальных музеях. Их положение сильно и не в лучшую сторону отличается от музеев столичных. 

Отвечая на вопрос, каким он видит провинциальный музей будущего, замминистра культуры Владимир Аристархов сказал, что это должен быть музей интерактивный, интересный для всей семьи, приспособленный для людей с ограниченными возможностями. И, что очень важно, с продуманной навигацией. 

Человек, впервые оказавшийся в незнакомом городе – на вокзале или в гостинице, – по системе указателей должен легко сориентироваться, где находится музей. И это задача глав администрации городов на местах, поскольку развитие музеев выгодно регионам. Владимир Аристархов назвал музеи «мотором развития экономики». Отмечая, что нестоличные музеи, как правило, не имеют достаточно средств для развития, директор Музеев Кремля Елена Гагарина подчеркнула, что очень важно снабдить провинциальные музеи современным охранным оборудованием: тогда они смогут принимать выставки из столичных и зарубежных музеев и к ним пойдут люди. В свою очередь, Владимир Аристархов полагает, что для развития музеев на местах нужны активные меценаты и поддержка местных властей. В качестве примера он привёл село Вятское Ярославской области, где такой меценат создал целый культурный кластер и даже получает от этого доход.

Традиционно важной составляющей фестиваля является программа «Музейный гид», проводимая фондом Потанина. В день открытия генеральный директор фонда Оксана Орачева сказала, что за 12 лет фонд многое сделал для поддержки музейных инициатив, а два года назад поменял стратегию. Особенность нового подхода – иные критерии отбора музеев, претендующих на гранты фонда. Если раньше грантодатель задавал тематику, а музеи в неё вписывались, сейчас им предоставляется большая самостоятельность: не фонд, а музей определяет принципы привлечения публики и формирования коллекций, а также то, какие именно стажировки нужны его специалистам. Другая отличительная черта стратегии фонда –  приоритет комплексных проектов. «Программы фонда предлагают открытые конкурсные номинации и векторы развития. Решение, как именно использовать эти ресурсы, музеи принимают самостоятельно», – подчеркнула Орачева.

Фонд Потанина – один из немногих, кто занимается работой с волонтёрскими службами в музеях. У фонда есть номинация «Лучший волонтёрский проект», и в этом году особенно много заявок пришло как раз из регионов. Для сравнения: в прошлом году у Третьяковской галереи, победившей в этой номинации, практически не было конкурентов.

Конкурент торгового центра

Новый формат «Интермузея» – серия публичных диалогов директоров музеев, в котором приняли участие и международные представители. В рамках дискуссии «Матрица музея. Культурные институции в поиске идентичности» выступили директора музеев Москвы, Владивостока и Самары. На вопрос, как в попытке стать ближе к посетителю сохранить уникальное лицо музея, директора отвечали по-разному. У Виктора Шалая, директора Приморского государственного объединенного музея-заповедника им. В. А. Арсеньева (Владивосток), такой проблемы нет, поскольку у него нет конкурентов. Когда кто-то из оппонентов процитировал шутку московских музейщиков, что «наш главный конкурент – это торговый центр», Шалай заметил, что, с его точки зрения, конкурировать с торговым центром – вовсе не задача музея. Ведь у людей всегда была и будет потребность в торговых центрах – главное, чтобы она не была единственной. В задачу музея входит, скорее, адаптировать традиционный музейный язык так, чтобы он был понятен не только аудитории 50+, но и аудитории 20+.

Поскольку 2016 год является перекрёстным Годом России – Франции, на форум были приглашены директоры двух французских музеев – не парижских, а провинциальных, что принципиально важно. В дискуссии «Современное искусство, традиционный музей и культурное наследие – влияние и взаимодействие» приняли участие Анн-Клер Ларон, директор Музея кружева и моды в Кале (Франция) и Аннабелль Тенёз, куратор Регионального музея современного искусства в Рошешуар (Франция). 

Фото imuseum.ru

Анн-Клер рассказала, как на месте пришедшего в упадок индустриального кластера был создан кластер культурный, а Аннабелль – как превратить замок XVI века в место для интерактивного перформанса без вреда для исторической составляющей. В обоих случаях музеи, кроме всего прочего, создали рабочие места для местных жителей, и этот опыт очень важен и ценен для наших региональных музеев. 

Сравнение всегда полезно, особенно, когда сопоставляются две старые музейные школы. О том, как формируются коллекции современного искусства во Франции и России, рассказали, в частности, Бланш Гринбаум-Сальгас, почётный главный куратор музеев и культурного наследия Франции, и Михаил Миндлин, директор Государственного центра современного искусства. 

По мнению г-жи Гринбаум-Сальгас, которым она поделилась с корреспондентом «Русского мира», очень интересная особенность России – в существовании большого количества литературных музеев. «У нас во Франции нет таких тесных отношений музеев с литературой», – сказала она. Как положительный знак уважаемый французский эксперт отметила и хорошее представительство на форуме музеев с востока России. «Это значит, что страна живёт», –  уверена она. Говоря же о перспективах сотрудничества французских и российских музеев, Бланш Гринбаум-Сальгас подчеркнула, что, по её мнению, искусство выше политики, а потому особенно важно, чтобы было как можно больше личного общения представителей музейных сообществ двух стран.

Были на форуме представители и других стран. Так, эксперты по внедрению инноваций в культурных институциях и технологиям вовлечения аудитории из Амстердама провели музейную «игру», состоялись и традиционные для «Музейного гида» деловые игры, семинары и мастер-классы.

Музей – это увлекательно

Для профессионалов четыре дня фестиваля стали интенсивным погружением в обмен опытом, но чем «Интермузей» интересен простым посетителям?

Прежде всего, фестиваль – это своеобразный дайджест музеев страны. Музеев в России так много, что физически посетить все мало кому под силу. Здесь же можно посмотреть на стенд, поговорить с представителями любого музея и, вдохновившись, наметить себе несколько целей, куда хотелось бы отправиться. И даже если нет такой задачи, музейные площадки позволяют живо окунуться в их специфику. Стенды предлагали гостям попробовать самые разные ремесла, присущие их местности. В Петрозаводске шьём лоскутное одеяло, в Липецке вышиваем тамбурным швом, на стенде военного музея «примеряем» виртуальные наряды дореволюционной армии, а в клубе исторического бального танца – наряды позапрошлого века. В честь Года кино на форуме работал кинозал и выставка «История советского кино в киноплакате», в один из дней известный российский кинорежиссёр и сценарист Сергей Урсуляк рассказывал о том, как он экранизировал шолоховский «Тихий Дон».

Нынешний «Интермузей» был задуман так, чтобы посетители приходили с детьми – и детям было интересно, чтобы и дети, и взрослые прониклись мыслью, что музей – это увлекательно. Дети могли не только увидеть, но и потрогать бивень мамонта, сделать копии наскальных изображений животных Ледникового периода, сложить из паззла карту России, смастерить вертолёт и парашют по эскизам Леонардо да Винчи, собрать робота или построить копию одного из разрушенных сирийских храмов... Несколько музеев провели на фестивале занятия для детей с ограниченными возможностями.

Важной составляющей каждого «Интермузея» является конкурс: он проходит в течение года, а на фестивале выбираются победители и подводятся итоги. В этом году на конкурс прислано 414 проектов из 260 музеев России. В финал было отобрано 17 заявок. Комментируя заявки, директор Музеев Кремля и председатель жюри конкурсной программы фестиваля Елена Гагарина отметила, что среди них недостаточно проектов для людей с ограниченными возможностями и особенностями развития, и именно в этой номинации в будущем хочется видеть более серьёзные работы. 16 мая, в день закрытия фестиваля, были объявлены победители.

Гран-при фестиваля: Государственный Дарвиновский музей;

Лучший проект по презентации и интерпретации материального и нематериального культурного наследия: Музеи Московского Кремля, проект «Борис Годунов: интерпретации»

Лучший проект в сфере музейного образования: Государственный музей-заповедник «Петергоф», проект «Музейный образовательный центр "Новая Ферма"»


Фото imuseum.ru

Лучший проект по работе с людьми с ограниченными возможностями и особенностями развития, а также с лицами, входящими в «группу риска» по социально-экономическим показателям: Государственный музей-заповедник «Гатчина», проект «Программа для слепых и слабовидящих детей "Ощущение дворца"».

Лучший проект, направленный на социальное взаимодействие: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей.

Премию Минкультуры России «лучший менеджер в сфере культуры» разделили Наталья Самойленко – в недавнем прошлом директор Музея-заповедника «Царицыно», а ныне – заместитель генерального директора по внешним связям и выставочной деятельности Российской государственной библиотеки – и директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

На вопрос корреспондента фонда «Русский мир» об оценке итогов форума «Интермузей-2016» Наталья Самойленко ответила: «Самое главное: возникло ощущение активного, очень живого и по-хорошему конкурентного сообщества. Проектная деятельность, которую создавали мы еще с фондом Потанина двенадцать лет назад, которая на тот момент казалось экзотикой, стала реальной практикой и больших, и маленьких музеев. И ещё один момент: появилось ощущение, что необходим комплексный подход, некий совокупный музейный продукт, и на презентации проектов-финалистов 50 процентов демонстрировали именно такой продукт».

За четыре дня работы «Интермузея» в Манеже побывало около 35 тысяч человек – для сравнения: в прошлом году фестиваль посетило вдвое меньше – 16 тысяч. А это значит, что форум движется в правильном направлении – от узкоспециального мероприятия, интересного лишь профессионалам музейного дела, к музейному фестивалю-популяризатору, разворачивающему музей лицом к посетителю. Что же касается того, насколько музеям удастся стать средством межкультурного диалога, покажет время.

Также по теме

Новые публикации

Имя этого человека на долгие десятилетия было вычеркнуто из русской литературы. Его стихи тайно в СССР переписывались от руки, во многих казачьих станицах и хуторах ходили легенды, что именно где-то тут  он то ли жил, то ли останавливался вместе с казачьими отрядами во время Гражданской войны.
В Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялась стратегическая сессия «Сотрудничество России и стран Африки в области высшего образования в меняющемся мире», в которой приняли участие министры высшего образования Республики Бурунди, Республики Мали, Республики Нигер и Гвинейской Республики.
Каналы о России глазами иностранцев множатся в интернете, собирая сотни тысяч подписчиков по всему миру. Видеоролики о российских городах, образе жизни, русской культуре и кухне смотрят и комментируют. Достаточно подписаться на двух-трёх таких блогеров, чтобы очень скоро понять, благодаря системе интернет-рекомендаций, как много молодых, образованных и любопытных иностранцев выбрали Россию для проживания.
Осенью 2023 года власти Латвии, которые уже давно пытаются выдавить русскоязычных жителей из страны, пригрозили, что заявления на выдачу вида на жительство россияне должны подать до 1 апреля 2024 года. После этой даты всех, у кого есть российский паспорт и кто не сделал этого, обещают депортировать из страны.
Российско-германское движение городов-партнёров не сведено на нет, хотя и сталкивается с серьёзными препятствиями, считает вице-президент общества «Россия – Германия», член правления Международной ассоциации «Породнённые города» Анатолий Блинов. Об этом он заявил в рамках российско-германского круглого стола, состоявшегося 26 марта 2024 г.
Школа в киргизской деревне Достук известна на всю округу благодаря российским учителям, которые в ней работают. Родители школьников из других посёлков нанимают автобус, чтобы их дети могли учиться у российских специалистов. Супруги Юсуповы из Башкирии преподают здесь географию и биологию.
Цветаева