EN
 / Главная / Публикации / Нужно ли российское кино в Оше, Вильнюсе и Ташкенте?

Нужно ли российское кино в Оше, Вильнюсе и Ташкенте?

Светлана Хохрякова28.04.2016


В южной столице Киргизии ‒ городе Оше прошла первая в истории «Неделя российского кино». В течение последних 25 лет нога нашего кинематографиста не ступала на эту землю. В лучшем случае российское кино доходит до Бишкека. И подобная ситуация сохраняется на большей части постсоветского пространства.

В кино раз в двадцать лет

Шанс попасть на просторы постсоветского пространства сегодня имеют разве что наши блокбастеры, большие и зрелищные фильмы. По словам местных прокатчиков, им предоставляют российские картины, как правило, спустя две недели после премьеры в России, когда начинается спад зрительского интереса и фильмы уже выложены в Интернет. Сам по себе кинорынок многих постсоветских стран невелик, а потому ставку на него не делают. В той же Киргизии живёт 5 миллионов человек, и невозможно заставить даже 1 миллион из них пойти в кино за 5 долларов. Среднестатистический житель республики ходит в кино раз в двадцать лет. 

Во многих странах СНГ, особенно в Средней Азии, хорошо дело обстоит (конечно, помимо американских) только с собственными картинами, снятыми за тысячу долларов, которые быстро окупаются в прокате. Зрители Узбекистана и Киргизии любят смотреть своё кино, особенно комедии, и активно ходят на него, напоминая этим Индию. До российских блокбастеров дело доходит уже потом. 

В эти дни в Минске, Таллине и Ташкенте идёт «Экипаж», в Литве – «Любовь-морковь – 3». Только Ташкент имеет более разнообразное «меню»: помимо «Экипажа», это «Пятница», «СуперБобровы», «День выборов – 2». Не густо! 

Но мы-то и вовсе равнодушны к кинематографу наших коллег. Даже редкие недели национального кино в Москве проходят при полупустых залах. Одна надежда на диаспоры, представители которых которые посещают фильмы, идущие на родном языке. В то же время в Таджикистане с триумфом идут российские картины, затрагивающие тему наркотиков и миграции. Их местные зрители темпераментно обсуждают, поскольку это для них горячая тема. Но увидеть такие фильмы можно разве что на фестивалях и разовых российских киноакциях. 

Зато в Киргизии не захотели показывать российские ленты, рассказывающие о гастарбайтерах, ссылаясь на то, что и без того города опустели, а вся молодёжь ринулась на заработки в Россию. Зачем же лишний раз затрагивать эту грустную тему? Но когда в одном из наших фильмов появилась оранжевая жилетка гастарбайтера, зал в Оше дружно засмеялся. 

Прекрасно проходят показы российских фильмов в Литве, причём из года в год – стараниями нескольких энтузиасток из Вильнюса. Не имея средств, они умудряются приглашать наших кинематографистов и привозят их фильмы, в основном авторские и документальные, рассчитанные на образованного зрителя.
 
Кино для пенсионеров?

Наши связи ослабли, а интерес к российскому кино испытывают разве что представители старшего, реже – среднего поколения, получившие образование, и особенно кинообразование, в Москве и Ленинграде, а не молодёжь, ориентированная на другие страны Европы и Азии, в зависимости от места проживания. Оказавшись, к примеру, в Международной киношколе Рустама Ибрагимбекова, познакомившись с нашими мастерами, молодые кинематографисты не могут забыть это прекрасное время, переписываются со своими наставниками, как это было с Сергеем Дворцевым. Он, к слову, уроженец Казахстана, работает по всему миру, а свой знаменитый фильм «Тюльпан», награждённый в Канне, снимал на своей родине. 

Увы, теперь российское кино известно в большей степени во Франции, нежели в ближайшем зарубежье. Впрочем, речь лишь о большом кино: наши сериалы смотрят все. Не зря так носились в Оше за Фёдором Добронравовым с криками «Сват, сват!»

Фильм «Сваты» там видели все. Наше кино непременно присутствует на фестивалях «Золотой абрикос» в Ереване, «Евразия» в Алма-Ате, куда приглашают целые делегации российских кинематографистов. На «ура» проходит каждый приезд в страны СНГ Станислава Говорухина. Фильм, который он представляет, – не так важен. Главное, что приехал такой уважаемый человек. И в Оше его ждали, в итоге «Конец прекрасной эпохи» представлял Фёдор Добронравов. И зрители всё равно шли в кинозал, хотя многие видели картину по телевизору. 

Диски с нашими фильмами, часто пиратские, можно купить в ларьках почти повсюду. Как-то на Неделе российского кино в Самарканде предприимчивые люди фотографировали членов российской делегации, а через полчаса бойко продавали фотографии, ещё и повысив на них цены спустя день. Спрос есть. 

Триумф в Оше

И то, что пришлось наблюдать на этот раз в Оше, действительно, впечатляло. Продюсер «Недели российского кино» Елена Лебедева совместно с кинокритиком Леонидом Павлючиком собрала программу, способную заинтересовать как можно более широкую аудиторию. 

Приехали актеры Людмила Чурсина, Фёдор Добронравов, Андрей Мерзликин, Юрий Борисов, документалист Андрей Осипов и продюсер Владимир Есинов. Иногда приходилось создавать кольцо оцепления, чтобы вывести их на улицу и проводить до машины. Девочки плакали, если не удавалось пробиться к Андрею Мерзликину. Людмила Чурсина, ставшая символом фестиваля, приезжала в Ош 42 года назад. Теперь на её творческую встречу в местном университете пришли студенты и те, кто полюбил актрису ещё по фильмам советской поры. Принимали по-царски: выстроились в живой коридор, по которому народная артистка СССР прошла с огромным букетом цветов. 

Открылась «Неделя российского кино» картиной «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина. Потом показали военную драму «Единичка» Кирилла Белевича, «Зелёную карету» Олега Асадулина, фильм для семейного просмотра «Частное пионерское – 2» Александра Карпиловского. А завершила показы опять-таки военная картина, и это было пожелание организаторов со стороны города Ош, – «Дорога на Берлин» Сергея Попова.  Все фильмы шли с киргизскими субтитрами – теперь многие зрители плохо знают русский язык, особенно дети. Но посмотрев наши фильмы, местная молодёжь принимала спонтанное решение поехать в Москву учиться режиссуре. 

Зрителей было так много, что пришлось показывать некоторые фильмы ещё и во втором зале – параллельно. А потом задавали вопросы, удивительные для города, где кино не так уж и привычно. Почти каждый день приходили преподаватели вузов. Очевидно, что люди испытывают дефицит общения с творческими людьми, просто нуждаются в интеллектуальном разговоре. 

У документалиста Андрея Осипова, представлявшего в Оше неигровую картину «Коктебельские камешки», и продюсера Елены Лебедевой родилась мысль снять фильм об Оше, его священной горе Сулайман-Тоо, внесённой в список Всемирного наследия культурных ценностей ЮНЕСКО. Загорелась и киргизская сторона. В Оше есть люди, готовые поддержать такой проект: кто-то может предоставить бесплатно гостиницу съёмочной группе, кто-то – обеспечить транспортом. 

Тянет ли нас друг к другу?

Российские кинематографисты нет-нет да приезжают в Киргизию на съёмки. Пейзажи там великолепны и разнообразны, услуги не очень дороги. Можно работать на выгодных условиях. Совсем недавно Александр Галибин снял здесь «Золотую рыбку». Продюсеры пока держат готовую картину под замком, будто не государство им выделило средства на её создание. А ведь можно было представить фильм на Неделе российского кино в Оше.
«Ведьма» Дмитрия Фёдорова снималась на Иссык-Куле, хотя события происходят в детском лагере в Крыму. Но на экране никакой подмены не чувствуется. Молодой режиссёр Елизавета Стишова снимала в этих краях короткометражный фильм «Чайка» – совместное производство с Киргизией. Сейчас документалисты из Санкт-Петербурга работают здесь же над картиной об играх кочевников. Но всё это, конечно, капля в море. В советские времена группы из Москвы и Ленинграда гораздо чаще находили здесь подходящую натуру. Когда-то и Лариса Шепитько снимала в этих краях свой ранний фильм «Зной». В Киргизии надеются на более масштабную копродукцию с Россией. 

Таких масштабных совместных проектов, как «Монгол» Сергея Бодрова, добравшийся до оскаровской номинации, в производстве которого были задействованы Россия, Германия и Казахстан, или «Подарок Сталину» казахского режиссёра Рустема Абдрашева по сценарию российского драматурга Павла Финна, созданного усилиями Казахстана, России и Израиля, пока нет. Периодически снимает в Казахстане Егор Кончаловский, его там хорошо знают и любят. А в Киргизии хотят наградить его мать – российскую актрису Наталью Аринбасарову, снимавшуюся в молодые годы в «Первом учителе» Андрея Кончаловского в Киргизии. Она и теперь продолжает сотрудничество с кинематографистами Центральной Азии.  

Сегодня пространство общения кинематографистов СНГ сужено. Ещё недавно они приезжали в Москву на кинофорум, который проводила Конфедерация союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии во главе с Рустамом Ибрагимбековым, в подмосковные Белые Столбы в Международную киношколу того же Ибрагимбекова, где проходили свои университеты молодые представители союзных республик бывшего СССР. Теперь ничего этого нет. Остался один «Киношок». 
 
В Оше провели круглый стол на тему «Значение совместных культурных контактов и киноискусства в укреплении международного статуса дружественных государств». Для участия в нём прибыла солидная делегация из Бишкека. Кинорежиссёр, классик киргизского кино Геннадий Базаров, учившийся во ВГИКе, как и многие его коллеги, говорил, что хотя СССР развалился, нас всё равно тянет друг к другу. Вспомнил о том, как сожалел в свое время Чингиз Айтматов, что нет уже Андрея Тарковского, который мог бы экранизировать его роман «Плаха». «Мы все дети одной матери. В наших жилах течет человеческая кровь, – говорил Геннадий Базаров. – Мы в курсе новостей кино из России». Режиссёр фильма «Единичка» Кирилл Белевич рассказал коллегам, как пришлось уговаривать американскую компанию Universal, чтобы втиснуться с ним в российский прокат. Что уж говорить о показах в СНГ. 
Актриса Назира Мамбетова – дочь чабанов, учившаяся в ГИТИСе, снимавшаяся в хите советского проката «Земля Санникова» Альберта Мкртчяна и Леонида Попова, отправилась вместе с российскими кинематографистами в Гульчу – места, связанные с героиней, которую ей недавно довелось сыграть в кино. Это алайская царица и государственная деятельница XIX века Курманжан Датка, которой российский император присвоил звание полковника с пенсией в 300 рублей. 

Фильм «Курманжан Датка» киргизского режиссёра Садыка Шер-Нияза в 2015 году получил Гран-при Международного фестиваля мусульманского кино в Казани. Жюри тогда возглавлял кинорежиссёр Владимир Меньшов. А потом пошли претензии, что отметили картину, где русские показаны в невыгодном свете. Так мы и сосуществуем, предъявляя друг другу взаимные претензии. А потом не понимаем, почему не видим на экранах фильмов друг друга. 

Также по теме

Новые публикации

Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
Цветаева