EN
 / Главная / Публикации / По законам военного времени

По законам военного времени

Алла Березовская22.04.2016

Сейм Латвии принял скандальные поправки к Уголовному кодексу, которые грозят русскоязычным активистам тюрьмой даже за самую невинную критику государства. С принятием этих поправок уголовная ответственность может грозить любому критику власти, слова которого удастся представить, как направленные на подрыв государственных устоев. 

До 8 лет «за разговоры»

Новые поправки к Уголовному закону были приняты в срочном порядке в минувший четверг по инициативе латвийских спецслужб – с целью повышения уровня безопасности Латвии в условиях гибридных войн. По мнению авторов закона, новые формулировки помогут защитить интересы государства от иностранного вторжения. Для этого в стране вводится уголовная ответственность не только за насильственные действия против государства, но и ненасильственные, безобидные, на взгляд обычного человека, которые в перспективе могут нанести ущерб государству. За несоблюдение новой нормы закона предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 8 лет, в случае применения насилия или в составе группы более двух человек – от 5 до 15 лет. 


Как известно, в Латвии подобные прецеденты уже случались. В прошлом месяце здесь был осужден сроком на полгода лишения свободы молодой человек Максим Коптелов за шуточную петицию в Интернете о присоединении Латвии к России. 

Неделю назад правоохранительные органы взялись ещё за одного человека, покусившегося таким же способом на латвийский суверенитет. На сей раз журналист Денис Бартецкий создал в мировой Сети петицию с призывом присоединиться к США. И тут же угодил «под раздачу» ‒ полиция безопасности завела против него уголовное дело. 

Но главная опасность, особенно для русскоязычных активистов, состоит в том, что под ненасильственные действия против государства, согласно новым уголовным поправкам, отныне может попасть любая критика власти, которую удастся представить, как направленную на подрыв государственных устоев. 

Предусмотрены и наказания за сотрудничество с иностранными организациями, если в их работе усматриваются действия, направленные против государственной власти Латвии или против её государственного устройства. На срок до 5 лет – не шутка…

«Поправки военного времени»

Немудрено, что законотворчество спецслужб в сфере свободы слова вызвало возмущение, в первую очередь, со стороны русскоязычных журналистов и правозащитников, которые однозначно оценили эти поправку как наступление на демократию и права человека. 

В первоначальной редакции закона была норма об уголовной ответственности за получение информации, содержащей государственную тайну. После протестов некоторых латышских СМИ принятие этой статьи отложили – правда, всего на две недели. Но и в принятом варианте поправки вызывают массу вопросов и недоумений ‒ и не только у журналистов, которых они касаются в большей степени. Недовольство высказал даже президент страны Раймонд Вейонис, который находился в больнице на момент обсуждения законопроекта. Глава государства призвал депутатов не спешить и ещё раз рассмотреть законопроект и его соответствие международным правовым нормам. После чего некоторые формулировки были приняты в смягчённой форме.   

Председатель Союза журналистов Латвии Юрис Пайдерс назвал поправки к Уголовному кодексу «поправками военного времени». Многим непонятно, почему жители Латвии должны жить по законам военного времени, если войны никто не объявлял, ‒ задаётся вопросом журналист. Впрочем, русскоязычные правозащитники уверенны, что новый закон направлен конкретно против них и цель его одна – заткнуть рты людям, недовольным нынешней властью.  

Александр Гапоненко
‒ А тут и к гадалке ходить не надо! Думаю, с завтрашнего дня латвийские спецслужбы смогут против меня завести ещё одно уголовное дело – на сей раз, наверное, за шпионаж, ‒ поделился с порталом «Русский мир» своим видением ситуации латвийский общественный деятель Александр Гапоненко, директор латвийского Института европейских исследований. – Ещё задолго до принятия новых поправок председатель комиссии Сейма ЛР г-жа Аболтиня во всеуслышание заявила, что этот закон нужен, чтобы укоротить руки таким, как Жданок, Гапоненко, Корен… А помощник председателя комиссии по нацбезопасости, депутат от Союза зелёных и крестьян Карлис Сержантс, к слову – бывший журналист, выступая по радио, высказался в том духе, что в Латвии прокремлевской и пропутинской пропагандой занимаются в основном евреи. И охотно перечислил фамилии известных латвийских правозащитников, евреев в его понимании: Гирс, Гапоненко, Жданок, Корен. Эти слова одного из инициаторов скандального законопроекта я однозначно оцениваю как призыв к преследованию людей по этническому признаку. 


‒ Александр, насколько, по-вашему, новые поправки будут ограничивать деятельность правозащитных организаций в стране?

‒ Любая наша апелляция к международным общественным организациям теперь может стать поводом для возбуждения уголовного дела. Мы регулярно, по приглашению ОБСЕ и других правозащитных институтов, выступали с докладами о положении в Латвии с правами нацменьшинств. Отныне это может быть расценено как деятельность, подрывающая государственные устои, ‒ однозначно. 

Практически становится невозможной и наша борьба за русский язык и русские школы, поскольку поправки как раз и принимались для защиты ядра Конституции, указанной в недавней преамбуле к ней. Это – латышский язык и латышский народ. Все остальное будет антилатышской, антиконституционной деятельностью, что оборачивается, в свою очередь, восемью годами лишения свободы. Но что касается лично меня, то я и сейчас хожу под уголовным делом за свои высказывания в Интернете. Нет, я не выступал против государства, не оскорблял ни латышей, ни евреев. Я всего лишь высказался в адрес американских танков и целесообразности их нахождения в Латвии. Но и этого было вполне достаточно для моего уголовного преследования. 

‒ Есть ли возможность по поводу новых поправок в законе инициировать обращение в Конституционный суд? 

‒ Для этого необходимо собрать подписи 20 депутатов Сейма. Но думаю, вряд ли суд примет такое обращение. Ведь поправки поддержали две трети депутатов, то есть конституционное большинство. В том числе и оппозиционные партии. 

‒ Получается, что отныне мы будем жить с петлёй, которую нам накинули на шею? И от доброй или злой воли спецслужб будет зависеть, натянут нам её покрепче или немного отпустят? 

‒ Примерно так. Но меня в этой ситуации больше злит и расстраивает то, что сейчас в нашем обществе нагнетаются антирусские и антиеврейские настроения. Ко мне на улицах то и дело подходят латыши с угрозами и предложением убираться из Латвии. В комментариях под некоторыми статьями прямым текстом пишут, что нас всех тут нужно поставить к стенке. Это и есть цель поправок к Уголовному кодексу – направить всю силу народного гнева на указанных властями врагов. 

Из Латвии выехало на заработки треть населения страны? Это они виноваты – русские. Нищенские пенсии у людей? Тоже вина оккупантов. Если посмотреть в архивах латвийские газеты военного времени, то тогда примерно так же главными виновниками всех бед называли евреев и коммунистов, и предлагалось их убивать и расстреливать. 

Евреев в Латвии сегодня осталось чуть более шести тысяч, коммунистов уже давно всех вывели. Остались русские. А теперь, когда под преследование несогласных подведена законодательная база, то будет очень просто держать их на коротком поводке. 

В 1940-е годы в Нюрнберге тоже были приняты отдельные законы – для низшей расы. Похоже, что и Латвия решила идти по этому пути. Символично, что новые нормы, ущемляющие права человека, были приняты в нашей стране 21 апреля – в день рождения Гитлера…  Думаю, для всех нас наступают очень мрачные времена.

Владимир Линдерман

Коллега Александра Гапоненко, известный возмутитель спокойствия, которым в Латвии сегодня чуть ли не детей пугают, – журналист-правозащитник Владимир Линдерман, (один из инициаторов проведения в 2012 г. референдума о придании русскому языку статуса государственного в Латвии, – ред.), заверяет, что поправки работать не будут. По его мнению, авторы законопроекта действительно хотели развязать руки спецслужбам, вооружив их такими юридическими инструментами, которые позволяли бы преследовать условную «пятую колонну» в обход Конституции и общепринятых демократических норм. Так сказать, по законам «военно-гибридного» времени. Но поскольку закон принимался в спешном порядке, то в нём масса противоречий и нелепостей, благодаря чему его просто невозможно будет применить на практике. 

‒ Конечно, спецслужбы будут искать выход из сложившегося логического абсурда, ‒ заверяет В. Линдерман, ‒ чтобы навесить очередные уголовные дела на активистов русского движения или на слишком смелых журналистов. Но возможности спецслужб, по сути, остались те же, что и были до сих пор. Новых эффективных инструментов для репрессий они не получили. 

Прав ли он? Действительность может оказаться иной. Как говорили наши родители: был бы человек, а статья найдется. В Латвии статью теперь искать уже не нужно…  

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева