EN
 / Главная / Публикации / Приведёт ли Тотальный диктант к тотальной грамотности?

Приведёт ли Тотальный диктант к тотальной грамотности?

Светлана Сметанина15.04.2016


Довольно распространённое мнение о том, что грамотность нынешнего поколения хуже предыдущего, ни на чём не основано. Председатель Экспертной комиссии Тотального диктанта, профессор Новосибирского государственного университета Наталья Кошкарёва уверена, что сегодня требования к уровню грамотности гораздо выше, чем еще 15–20 лет назад. Вполне возможно, что растущая популярность Тотального диктанта, который пройдёт по всей стране 16 апреля, на это тоже повлияла. 

– На недавней конференции «Динамические процессы в современном русском языке» Вы рассказали о том, что грамотность населения растёт. Это относится к тем, кто уже не первый год участвует в написании Тотального диктанта, или же касается всех участников? 

– Достоверной статистики относительно «всех участников» у нас нет и быть не может, так как каждый год на диктант приходят самые разные люди: кто-то из них пишет диктант впервые, кто-то участвует на протяжении многих лет. Статистически такая выборка является недостоверной. Мы можем судить о росте уровня грамотности только на основании личных высказываний отдельных участников, которые сами захотят раскрыть свои результаты. Напомню, что оценка за диктант известна только самому писавшему. Тотальный диктант – это добровольная и анонимная акция. 

Мы можем лишь косвенно судить об эффективности курсов «Русский язык по пятницам», которые посещают те, кто хочет подготовиться к написанию диктанта. На мои занятия уже много лет ходят, в основном, одни и те же люди, и у многих из них результаты неуклонно повышаются: кто-то начинал с «тройки» и стал «отличником» Тотального диктанта, а для кого-то большим личным достижением, вселяющим радость и гордость, является получение положительной оценки. Надо сказать, что для текста того уровня сложности, который предъявляет Тотальный диктант, «тройка» действительно является очень хорошим результатом.

С введением всеобщего среднего образования в 1955 г. любой гражданин нашей страны фактически обязан быть грамотным. Это великое достижение. Нами оно воспринимается как нечто само собой разумеющееся, однако это далеко не типичная ситуация в мировом масштабе

В докладе я имела в виду грамотность населения России в целом в перспективе полувековой и уж точно вековой истории. Понятие «грамотность» подразумевает умение читать и писать. Встречали ли вы человека, который бы не умел читать и писать вообще? Школа прекрасно справляется с этой задачей: с введением всеобщего среднего образования в 1955 г. любой гражданин нашей страны фактически обязан быть грамотным. Это великое достижение. Нами оно воспринимается как нечто само собой разумеющееся, однако это далеко не типичная ситуация в мировом масштабе. 

Большое количество языков мира до сих пор не имеет письменности вообще, на других языках письменность как будто создана, но книг для чтения так мало, что навыком беглого чтения носители таких языков не обладают, чтение книги для них всё равно что распутывание головоломки, в которой из разрозненных слогов с трудом складываются отдельные слова, а вот проясняются ли заложенные или подразумеваемые в предложении смыслы – это ещё вопрос. Ситуацию в таких языках можно сравнить с уровнем грамотности ученика начальных классов. Сравните текущую ситуацию в нашей стране с ситуацией середины ХХ в., когда значительная часть населения имела неполное среднее образование и вообще писало и читало существенно меньше, чем сейчас. 

Иллюзию неграмотности порождает Интернет, где обыденная, неподготовленная письменная речь становится достоянием общественности: каждый, кто хочет, может размещать свои творения на всеобщее обозрение. 

Раньше личная переписка не выходила за пределы семьи, мои бабушки и дедушки в лучшем случае писали поздравительные открытки со стереотипным набором слов или письма, в которых содержание тоже было, в общем-то, типизировано, а используемые для его передачи слова вполне укладывались в набор элементарных орфографических правил, твёрдо усвоенных в школе. А сейчас пишут все – прилюдно, повсеместно и на высокие темы. 


До наступления эры Интернета публикация любого письменного текста была жёстко регламентирована, проходила многоступенчатую проверку, которую осуществлял целый штат специалистов: корректоры, технические редакторы, ответственные редакторы. Загляните на последнюю страницу любой книги: бывает, что над ней работал не один, а два или даже три корректора. Степень подготовки письменного текста в те времена отражала наивысший уровень профессиональной филологической грамотности. Поэтому некорректно сравнивать уровень грамотности обычных людей «тогда» и «сейчас» с опорой на печатные тексты того времени. 

Можно сравнивать, насколько тщательно отредактированы те или иные книги, выпущенные теми или иными издательствами. Тут, я думаю, ситуация отражает опять же не объективный уровень грамотности редакторов и корректоров в целом, а принципы работы издательств, многие из которых выпускают качественную и даже безупречную продукцию. В распоряжении редакционно-издательских центров сейчас появилось такое количество словарей и справочников, доступных, в том числе, и в онлайн-режиме, что при желании рукопись можно довести до совершенства, – что и встречается не так уж редко.

А объективных данных относительно уровня грамотности обычного человека у нас пока нет. Может быть, данные ЕГЭ в будущем можно будет использовать для установления динамики этих процессов. Может быть, в каких-нибудь архивах всё ещё хранятся сочинения выпускников средних школ середины или конца ХХ в., на основании которых можно провести соответствующие наблюдения и сопоставления. Можно использовать личные архивы с семейной перепиской. Чтобы объективно оценить повышение или понижение уровня грамотности, надо создать репрезентативную базу данных, в которой срезы были бы сопоставимыми по сфере использования языка (подготовленная/ спонтанная письменная речь), по уровню образования, возрасту и т. п. Это интереснейшая научная задача. А пока этого не сделано, любое заявление о том, что уровень грамотности падает, голословно. 

Предлагаю объявить конкурс на создание слов, отражающих разные уровни грамотности. Вот первое слово в копилку: тотальнограмотный

К тому же кардинальным образом изменились требования к уровню грамотности. В русском языке отражена дробная детализация неграмотности, есть слова неграмотный, безграмотный, малограмотный, полуграмотный, а вот слов, которые отражали бы степени грамотности, нет. Приходится выражаться описательно, используя сочетания высокий/низкий уровень грамотности, оценивая не грамотность как таковую, которая либо есть, либо её нет, а степень проявления умения читать и писать.

Предлагаю объявить конкурс на создание слов, отражающих разные уровни грамотности. Вот первое слово в копилку: тотальнограмотный – «написавший Тотальный диктант на "отлично"». Какие градации грамотности вообще может отразить такое слово: грамотный «орфографически», но неграмотный «пунктуационно», «среднеграмотный», «высокограмотный», «невысокограмотный», «оченнограмотный»? 

Ложное представление о недостаточном уровне грамотности возникло потому, что в эпоху всеобщей компьютеризации перед системой образования в области русского языка возникли совершенно новые задачи, которые пока ещё на явном уровне не сформулированы: надо не просто научить детей читать и писать, а делать это на должном уровне.

И ещё один факт: нельзя всецело полагаться на тот уровень грамотности, который предъявляет нам Интернет. Известны работы, посвящённые изучению языковой личности современного школьника, в которых проводился анализ интернет-странички, личного дневника и школьных сочинений подростков. Оказалось, что в разных сферах их языковое поведение различается кардинальным образом: в личных дневниках просвечивает высокоразвитая языковая личность, которая в Интернете «прикидывается» ущербной, так как обмен репликами, ради которого эти странички существуют, ограничен по количеству возможных для передачи смыслов и принятых стереотипов их выражения. 

– Тотальный диктант пишет огромное число людей. Влияют ли результаты диктанта на изменение норм и правил русского языка?

– В истории Тотального диктанта бывали случаи, когда типичные «ошибки» ставят учёных перед необходимостью уточнять правила. Например, самой массовой ошибкой (более 70 %) в диктанте 2015 года было дефисное написание слов вполуха и вполоборота, хотя это правило изучается в школе и входит в ЕГЭ. Но сила аналогии так сильна, что дефисное написание слов типа пол-уха, пол-оборота проецируется и на эти слова. Естественно, возникает вопрос: с чем связано такое большое количество ошибок? Может быть, надо усовершенствовать методику обучения этому правилу? Должна ли существовать преемственность между правилами? 


Другой пример – написание слов на -мый, для которых в разных справочниках, изданных в разное время, предлагаются разные правила. В некоторых говорится, что такие слова пишутся раздельно, если при них есть любые местоимения с приставкой ни-, в других – только с отрицательными местоимениями в форме творительного падежа, обозначающими производителя действия. Какому источнику верить? Печатный источник в нашем сознании всегда авторитет. 

Пишущие диктант представители старшего поколения вправе пользоваться теми книгами, которые были изданы в пору их ученичества, даже если правила, сформулированные в них, претерпели изменения в последние годы. Многие даже не подозревают, что в полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» внесены отдельные уточнения, которые отражают современные изменившиеся нормы. Их надо популяризировать, объяснять, что норма подвижна, изменчива, что частичное обновление правил языку идет только на пользу, позволяет ему естественно развиваться.

– Как массовое распространение и доступность Интернета влияет на грамотность?

– Только положительно. Чем больше люди пишут, тем лучше и лучше у них это получается. В Интернете большое количество сайтов, на которых представлена грамотная речь. А иногда якобы безграмотная представляет собой не более чем языковую игру. Интернет позволяет выбрать себе такую среду общения, которая подходит каждому конкретному человеку. Раньше «увернуться» от оскорбительных слов было труднее. Мы стали забывать, что такое «заборное» слово – то самое, которое раньше писалось на каждом заборе. Сейчас на заборах «это слово» никто не пишет, по крайней мере, я давно уже ничего подобного не видела. Содержание «заборных» надписей тоже сильно изменилось. Студенты не пишут ни на партах, ни, простите, на дверях туалетов. Появилась другая возможность выразить те самые чувства – и на более закрытой территории, как это ни парадоксально звучит по отношению к Интернету.

Когда в прошлом году в тексте Тотального диктанта появилось слово жжёт, мы возрадовались, понадеявшись, что вот сейчас получим подтверждение, что Интернет пагубно влияет на грамотность. Но не тут-то было. Оказалось, что в этом слове было допущено минимальное количество ошибок: на 8 тыс. проверенных работ – не более 10 случаев. 

– С чем Вы связываете такую популярность Тотального диктанта и расширение его границ? 

– С тем, что это добровольная молодёжная акция – весёлая, жизнерадостная, общедоступная. Она держится на волонтёрах, совершенно бескорыстно работающих на благо родного языка, который осознается всеми как безусловная культурная ценность. Вот такая у нас замечательная молодёжь. Участие в этой акции вселяет в меня спокойствие за судьбу русского языка.


– В этом году автором текста для Тотального диктанта стал детский писатель Андрей Усачёв. Значит ли это, что его текст окажется более лёгким, чем у предыдущих авторов?

– Андрей Усачёв предложил для диктанта отрывок из неопубликованной книги – очень серьезной по содержанию и весёлой по форме. Это история Древнего мира. Каждая из историй в каждой из частей диктанта сложно закручена. Поэтому сложностей будет достаточно. Но у каждого они будут свои. Сложные места для одних участников могут оказаться простыми для других.

Также по теме

Новые публикации

В Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялась стратегическая сессия «Сотрудничество России и стран Африки в области высшего образования в меняющемся мире», в которой приняли участие министры высшего образования Республики Бурунди, Республики Мали, Республики Нигер и Гвинейской Республики.
Каналы о России глазами иностранцев множатся в интернете, собирая сотни тысяч подписчиков по всему миру. Видеоролики о российских городах, образе жизни, русской культуре и кухне смотрят и комментируют. Достаточно подписаться на двух-трёх таких блогеров, чтобы очень скоро понять, благодаря системе интернет-рекомендаций, как много молодых, образованных и любопытных иностранцев выбрали Россию для проживания.
Осенью 2023 года власти Латвии, которые уже давно пытаются выдавить русскоязычных жителей из страны, пригрозили, что заявления на выдачу вида на жительство россияне должны подать до 1 апреля 2024 года. После этой даты всех, у кого есть российский паспорт и кто не сделал этого, обещают депортировать из страны.
Российско-германское движение городов-партнёров не сведено на нет, хотя и сталкивается с серьёзными препятствиями, считает вице-президент общества «Россия – Германия», член правления Международной ассоциации «Породнённые города» Анатолий Блинов. Об этом он заявил в рамках российско-германского круглого стола, состоявшегося 26 марта 2024 г.
Школа в киргизской деревне Достук известна на всю округу благодаря российским учителям, которые в ней работают. Родители школьников из других посёлков нанимают автобус, чтобы их дети могли учиться у российских специалистов. Супруги Юсуповы из Башкирии преподают здесь географию и биологию.
Сегодня обратим внимание на правописание аббревиатур, связанных со словом министерство. Как правильно: минкульт или минкультуры? Минобороны заявил или заявило? С прописной или со строчной буквы нужно писать эти сокращения?
В приграничных районах Финляндии резко сократилось население, закрываются магазины, школы, население бросает свои дома из-за отсутствия работы. Финский журналист Кости Хейсканен рассказал, как обернулись дела в Финляндии из-за разгула русофобии и почему при всём том политики не намерены сворачивать с антироссийского курса.
Цветаева