EN
 / Главная / Публикации / Русская школа в Монреале: воспитывая интеллигентных многолингвов

Русская школа в Монреале: воспитывая интеллигентных многолингвов

Светлана Сметанина12.02.2016

Для русской школы «Грамота» в Монреале новый год начался с радостного события – её проект «Живая летопись войны» получил престижную премию «Серебряный лучник – США». О том, как русская школа стала самым настоящим центром культуры и общения, рассказывает её директор и основатель Татьяна Кругликова.

– Премия «Серебряный лучник» – насколько это для Вас важно, престижно? 

– На самом деле, у нас очень много проектов, потому что школа существует уже более двадцати лет и здесь работают совершенно замечательные учителя. А в последнее время у нас собрался очень сильный состав учителей по истории. Так что проект «Живая летопись войны» уже второй по теме «Историческое наследие»: первый был посвящён 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Тогда мы тоже представляли этот проект на премию «Серебряный лучник» (Профессиональная премия в области развития общественных связей,  Ред.), но не в США, а в Москве. И как ни странно, несмотря на очень высокую конкуренцию таких мощных организаций, как Росатом и Газпром, мы попали в шорт-лист и получили диплом лауреатов. 


Ветераны с активистами проекта «Живая летопись войны» во дворе школы «Грамота»

В этом году исполнительный директор премии посоветовала нам подать заявку на «Серебряный лучник – США», потому что нам всё-таки ближе в Вашингтон слетать, чем в Москву. Это та же российская премия, но ею награждаются проекты, осуществлённые на территории США и Канады. И для тех, кто, как и мы, постоянно в контакте с Россией, с Москвой, – это очень важно. 

Наш проект прошёл сразу в шорт-лист, и таким образом мы получили премию. Было очень приятно, потому что столько сил и души вложили в этот проект, тем более что он связан с уже уходящим поколением ветеранов Великой Отечественной войны. Проект действительно совершенно уникальный, потому что, во-первых, мы нашли ветеранов в Монреале среди канадцев русского происхождения. Во-вторых, создали команду из старшеклассников, их учителей и даже некоторых родителей, которым дорога эта память. Мы ездили к ветеранам в гости, брали у них интервью, записывали на видео, фотографировали их награды и связанные с тем временем документы. А наш учитель истории Александр Плахов, который и был инициатором этого проекта, создал специальный сайт, прикреплённый к сайту нашей школы, где выложил полностью все эти интервью с ветеранами, а также их награды и документы.

Проект «Живая летопись войны» оказался совершенно потрясающим по своему воспитательному значению, потому что всколыхнул в душах наших учеников и их родителей огромное чувство благодарности, тепла и душевного волнения.

– Главное, что в нём участвовали сами дети…

Это было сделано для наших подростков, для нашей старшей школы, чтобы ребята прониклись вот этой близостью к исторической памяти. Потому что читать в учебниках истории, смотреть фильмы – это одно. А пообщаться с человеком, который через всё это прошёл и рассказывает, как он на танке вытаскивал раненых, как он лежал в окопе, – это совершенно другое. 

У детей была совершенно феноменальная реакция. На майские праздники мы пригласили пять человек из ветеранов, которым уже далеко за 80, а некоторым и прилично за 90, к нам в школу. Вы бы видели, как их слушал класс! Они прошлись по всем старшим классам. Причём они прошлись с теми активистами – ребятами, которые были у них дома. Эти ребята представляли своего гостя-ветерана всему классу. И старшеклассники сидели, затаив дыхание, слушая рассказы этих людей. А потом задавали вопросы, просили автографы – всё было невероятно душевно.


Мы решили, что такой проект достоин, чтобы его выдвинуть на премию, потому что он решал сразу все коммуникационные задачи: связь между поколениями, историческая память, память о Победе, и самое главное – противодействие искажению истории. Потому что ребята получают в канадских школах совершенно другую информацию о Второй мировой войне. Она не похожа на реальную абсолютно. Рассказывают о том, что чуть ли не Канада победила, а про Россию вообще не упоминается. Поэтому, когда приходят дети и говорят своим одноклассникам и учителям в канадских школах, что именно Красная Армия и Советский Союз победили во Второй мировой войне, а потом уже были союзники, – это уже совершенно другой ракурс. Потому что здесь, на Североамериканском континенте, следы холодной войны тех лет ещё очень видны. 

Ветеран войны А. И. Морозов рассказывает школьникам о своей жизни

Но самое замечательное, что у этого проекта оказалось гениальное продолжение – нашлись родственники одного из ветеранов, который живёт совершенно одиноко в доме для престарелых. Он был самый несчастный и заброшенный из всех, кого мы посетили, и нам было его ужасно жалко. И вдруг мне пишут из Белоруссии, что нашлась его двоюродная сестра и внуки. Они его разыскивали много лет. И вот благодаря нашему сайту они нашли эту информацию. Ещё к нам обратился внук однополчанина другого нашего героя – фельдшера в танковых войсках – и тоже попросил дать его координаты. И эти последствия сделали нашу работу ещё более ценной: она распространилась и в историческом, и в географическом плане.

– Вот что значит, когда душу вкладываешь…

– Не просто душу. Вы понимаете, где бы человек ни жил, я имею в виду – русский человек, для него Великая Отечественная война – это святое. И это очень чувствуется. У нас здесь был потрясающий парад в День Победы. Причём всё произошло совершенно стихийно: организовали автоколонну с флагами, с георгиевскими ленточками и проехали через весь Монреаль, а потом устроили митинг. И главное, что там была в основном русская молодёжь до сорока лет, которая это всё организовала. И это было особенно приятно. 

– Для них это, может быть, в каком-то смысле даже важнее – ощутить таким образом свою причастность к тем великим событиям.

Для них принадлежность к российской славе, к славе российского оружия, к нашей гордости – это всё очень важно. У нас, например, много лет подряд идёт акция «георгиевская ленточка» – внутри школы мы раздаём эти ленточки. И нам было непросто, потому что в прошлом году была реакция со стороны украинских националистов. Несколько человек ушли из школы – они сказали, что мы не уважаем их национальные чувства тем, что раздаём георгиевские ленточки. Я им ответила: знаете, это ваша собственная концепция и ваше собственное видение проблемы. На самом деле, большинство наших ветеранов как раз с Украины – известно, что в Канаде большая украинская диаспора. И вот сами ветераны не придают никакого значения тому, откуда они приехали. Потому что все защищали одну Родину. И поэтому все такие выпады – это просто смешно. Так что мы вежливо сказали – это ваше право и ваш выбор. Но свою политику и свои действия мы менять не будем. 

– Школа «Грамота» существует уже 21 год. А с чего всё началось?

– Я приехала в эмиграцию в конце 1994 года и через семь месяцев открыла эту школу вместе с несколькими коллегами. Началась она с 35 учеников. Это все были русскоязычные дети, приехавшие со всех концов бывшего Советского Союза. 

Татьяна Кругликова

Школа началась как субботняя плюс один день посреди недели. Сначала мы стали давать практически всю программу российской школы, но немного в усечённом варианте. Но потом требования к программе постепенно изменились, потому что дети стали забывать русский, то есть переставали в полной мере им владеть. К тому же, оказалось, что в таком объёме география, история, математика им не нужны, потому что в местных школах этого не проходят. И мы что-то сократили, а по другим предметам написали авторские программы.
 

Сегодня у нас в среднем преподаётся пять или шесть предметов за субботу. У нас в обязательном порядке есть русский язык, литература. В младших классах и средней школе есть ещё предмет «развитие речи». Обязательно математика, которая в средней школе превращается в алгебру и геометрию. Есть география, но не во всех классах. И практически с пятого класса преподаются две истории – российская и всеобщая. Мы даём ещё и всеобщую историю, потому что дети не очень хорошо понимают историю России вне мирового контекста. А когда они изучают это параллельно, у них возникает очень хорошее представление об историческом пространстве и политической истории.
 
– Вы сказали, что в канадской школе не проходят многие предметы. Получается, канадская образовательная программа и ваша сильно отличаются?

Это два абсолютно разных принципа образования. Наше российское образование сделано по европейскому образцу. Североамериканское образование абсолютно иное: у них главное – принцип функциональности. Они считают, что ребёнка нужно научить считать, писать и говорить. А все остальные предметы могут быть факультативными. И если человек, вышедший из стен средней школы, желает продолжить своё образование в каком-либо направлении – гуманитарном, техническом или естественно-научном, то он выбирает специализированный колледж, а потом специализированную университетскую программу. Поэтому той широкой культуры, на которую настроено образование в Европе и особенно в России, у них вообще нет – она не приветствуется и никак не закладывается. И наши дети, которых мы хотели бы воспитать интеллигентными людьми, не получают ни общеисторического, ни общегуманитарного мышления. Даже нет такого отдельного предмета, как литература. У них есть такой синкретический предмет, как устный язык с какими-то редкими, нелогичными, непоследовательными с точки зрения исторической хронологии литературными произведениями. 

– А русские дети, которые получают у вас образование, – они как-то отличаются от своих одноклассников в канадских школах?

Конечно, отличаются, потому что они получают фундаментальное образование, имеют большой кругозор и общую культуру. Родители говорят, что наши уроки математики необыкновенно им помогают в местных школах – все русские дети опережают своих сверстников. Изучение русского языка помогает им быстрее и грамотнее овладевать французским или английским. А знание российской и зарубежной литературы даёт колоссальный бонус по отношению к другим детям в плане общей культуры. Литература, история, география – благодаря этому мы делаем из наших ребят интеллигентных многолингвов, я бы сказала – граждан мира элитного уровня. 

«Праздник урожая» в начальной школе

– Наверняка, ребята потом и дальше продолжают учёбу?

– Обязательно. Вы знаете, что для российских семей образование – всегда ценность номер один. Они будут во всём себе отказывать, чтобы ребёнок учился в лучшей школе, лучшем университете. 

– И сколько детей сегодня учится в вашей школе?

С 35 учеников за 20 лет мы выросли до 630. Мы развиваемся – у нас открылись классы даже для совсем крошечных: специальные экспериментальные группы «Букашечки», где занимаются дети с трёх лет с мамами. 
Мы являемся экспериментальной площадкой издательства «Ювента». В Москве «Ювента» сделала такую программу – «Разноцветная планета» для детских садов. Мы работаем по этой программе с небольшими авторскими изменениями: используем учебники и рабочие тетради этого издательства для дошкольников. А для начальной школы у нас есть целая линейка учебников, которые выпустил фонд «Русский мир» специально для детей, живущих за рубежом. И по русскому языку и развитию речи мы работаем по этим учебникам. То есть все учебники у нас российские. Сегодня у нас половина школы – это дети, рождённые в Канаде. Дети идут и идут. Мне даже звонят беременные мамы с просьбой записать ребёнка! Я им говорю – вы сначала родите, а потом уже записывайте. 

– Выходит, люди не хотят, чтобы их дети забыли родной язык?

– Не хотят. И эта тенденция, я бы сказала, даже крепнет. Хотя люди укореняются в этой стране, но тенденция – не забывать ни язык, ни культуру, ни традиции, ни историю – она усиливается. 
Тем более, так получилось, что мы существуем как на острове. В Монреале нет представительства Россотрудничества – только в Оттаве есть один человек, а ведь Канада – очень большая страна. Хотя мы стали грантополучателями фонда «Русский мир» (скоро будет готов сайт по методике межпредметного преподавания гуманитарного цикла в старшей школе вне России), у нас нет ещё нигде Русских центров. Я понимаю, что всё это не так просто организовать... Так что, будучи на «острове», мы создали не просто школу, а по сути – культурный центр. 

Новый год у второклассников

У нас проходит огромное количество школьных праздников. В прошлом году мы провели грандиозную Масленицу, причём в местном музее Космонавтики. Пришло почти 950 человек. Там работали наши выпускники, выступал наш танцевальный ансамбль русского танца. Это всё было сделано силами школы. 

– Местное население к вам приходит?

– Приходят, интересуются. Во-первых, у нас есть взрослое отделение – три группы желающих изучать русский язык. И число их не иссякает, несмотря на все сложности в отношениях между Россией и Канадой. Им очень нравится обстановка в школе, наши учителя. Они с удовольствием с нами блины едят! Во-вторых, у нас очень много смешанных семей, и все очень любят русскую культуру, приходят на все наши праздники. На Масленице помимо русских было довольно много местных ребят. 

Мы ещё очень много распространяем информации о каких-то русских спектаклях, делаем рассылки. Приезжал Денис Мацуев – вывешиваем информацию на сайт Канадского фонда русской культуры. Шевчук приедет – тоже сообщаем, Гребенщиков был – тоже на сайт. Для наших клиентов добиваемся скидок на эти билеты. Культпоходы устраиваем на все спектакли по Достоевскому, по Чехову. 

– А нынешняя русскоязычная диаспора в Монреале отличается от той, какой она была 20 лет назад?

– Конечно, во-первых, народу гораздо больше. Во-вторых, люди освоились, встали на ноги, получили профессии, овладели языками и стали, как ни странно, ещё больше ценить нашу школу. Потому что чем дольше люди живут за границей, тем больше они ценят родные им культуру и язык.

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева