EN
 / Главная / Публикации / Почерк – зеркало души

Почерк – зеркало души

Георгий Осипов22.01.2016

С недавних пор 23 января в мире отмечается День ручного письма или попросту – День почерка. Праздник воспринимается как своего рода протест против сегодняшней унификации письма, связанной с распространением цифровой техники. Между тем почерк каждого человека, как и отпечатки пальцев, абсолютно неповторим.

«Он требовал твёрдой линии...»

С нынешнего года детей в школах вполне цивилизованной Финляндии просто перестали учить письму: тюкать пальчиком по клавиатуре любой научит, и уже слышны весьма различимые негодующие голоса. А ведь на свете ещё немало совсем ещё не старых людей, которых в школах, в числе прочего, учили и чистописанию.

Почерк М. Лунина 

Как не вспомнить тут колоритнейшнего Калинича, лицейского учителя каллиграфии из тыняновского «Пушкина»: «Он требовал твёрдой линии и был враг нажимов и утолщения, а в особенности не любил задержки пера на началах и концах букв, от чего получалась точка. Это он считал чертою подлою, приказною и писарскою». 

Да что далеко ходить: «писарский» почерк автора этих строк в конце прошлого века стоил ему трёхмесячной усидчивой «службы» в райвоенкомате, где требовались переписчики личных дел. И не напрасно в ту пору вспоминался первый класс: выдолбленная в парте с откидной крышкой чернильница, стальное перо, нажим, наклон букв... В некоторых почтовых отделениях в российской глубинке все эти предметы встречались и использовались (например при написании текстов телеграмм) ещё и в нынешнем веке.

«Почерк девицы лёгкого поведения…»

Почерк, безусловно, в определённой мере отражает характер своего обладателя. Известный историк Натан Эйдельман писал о гордом, бесстрашном и талантливом декабристе Михаиле Лунине, обладавшем «издевательски-ясным» почерком.

Современные учёные-графологи, как утверждают, могут воссоздать психологический портрет человека по семи основным характеристикам: размеру букв, их наклону и форме, направлению почерка, интенсивности нажима, характеру написания слов и общей оценке почерка.

Фрагмент рукописи «Войны и мира» 

Но и абсолютизировать такой анализ тоже вряд ли стоит. Тот же Юрий Тынянов сделал как-то в своей записной книжке такую запись: «В ... графологию я не верю с тех пор, как графолог Моргенштерн, взглянув на мой почерк, заявил, что я деспот в личной жизни». Бывало и похуже: знаменитый криминолог Чезаре Ломброзо, взглянув на почерк Льва Толстого, определил его как «почерк девицы лёгкого поведения с психопатическими наклонностями»

Каждая профессия отличалась своими особенностями почерка: с особенностями ручного письма многих врачей сталкивался практически любой из нас, мысленно призывая на помощь специалистов по дешифровке.

«Пальцы просятся к перу, перо — к бумаге...»

Боюсь, уже не всем современным детям понятны пушкинские строки: «И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута – и стихи свободно потекут». Именно эту «чувственность» творческого процесса, чувство, связанное в единое целое с мыслью и пером, постепенно отняли у писателей и поэтов сначала пишущая машинка, а затем и компьютер. Некоторые не очень-то и переживали, но вот, например, Константин Симонов сказал как-то, что ему не о чем говорить с писателем, который сразу печатает на машинке.

Почерк А. Пушкина 

Но давайте снова обратимся к Пушкину. Один из классиков пушкинистики различал у поэта две категории почерка и четыре его вида. Первая категория – творческая, вторая – светская. В первой категории два вида: черновой и беловой; во второй тоже два: интимный и официальный. Понятно, что рукопись, скажем, «Онегина» с рисунками на полях имеет мало общего с холодновато-блестящими росчерками «смертного» письма к барону Геккерну.

Юрий Тынянов находил настоящее вдохновение в почерках писателей минувшего и, судя по его записным книжкам, подумывал написать о них отдельную работу: «Квадратная клинопись Чаадаева, издевающаяся над своей эпохой, листки его рукописей, подобные папским буллам. Похожий и очень не похожий на него почерк Вяземского: квадратные, отдельные буквы, но бревенчатые, с торчащими во все стороны застрехами и соломой – княжеская деревня на бумаге... Ломаная дрожащая проволока Тютчева, напоминающая ломаные готические линии немецких соборов и английские почерка XVIII века. 
...Гоголь - старательный, в котором ещё чувствуется пропись».

«Когда... переписка заменится електрическим разговором»

Интересно, как бы он определил почерк автора «Войны и мира»? Когда-то в литературном отделе яснополянского музея была выставлена на огромном, почти со стену, деревянном щите увеличенная страница рукописи «Войны и мира». Посетителям в качестве испытания предлагалось прочитать хотя бы несколько слов... А великая подвижница и верная жена Софья Андреевна Толстая весь роман, написанный таким почерком, переписала девять раз. 

Из письма И. Тургенева

Почерк Тургенева по сравнению с толстовским – просто каллиграфический. Чем-то отдалённо напоминает «журавлиный»  – определение Цветаевой –почерк Бориса Пастернака. Почерк Достоевского – потруднее, но тут другая беда: многие его рукописи представляют собой сплошной «ковёр» из дополнений, вставок, «мыслей на полях» – разбиралось в этом кружеве не одно поколение учёных. Почерк Чехова разительно менялся с годами: например, рассказы 1880-х распознаются уже по одной страничке рукописи – без всякой датировки.

А компьютер... Как сказал некий остроумец, переиначивая Талейрана, он дан человеку для того, чтобы тот мог лучше скрывать свои мысли. Попробуйте-ка с его помощью проследить за мыслями, за творческим процессом того или иного писателя – черновики, любимая пища архивистов и литературоведов, тут невозможны. Не понравилось – стёр, переписал – и  привет потомкам! 

«Настанет время, когда ...переписка заменится електрическим разговором», –пророчествовал в пушкинские времена князь Владимир Одоевский. Чем не современная электронная почта?

Страница рукописи «Братьев Карамазовых»

Но, кажется, не всё так безнадёжно. Искусство каллиграфии с очень давних пор почиталось и почитается на Востоке, а теперь это увлечение пришло (или вернулось?) и в Россию. Так, в последнее время одними из самых популярных в наших музеях и старинных усадьбах являются мастер-классы именно по каллиграфии.

Также по теме

Новые публикации

На протяжении почти четверти века в голландском Лейдене осуществляется очень интересный проект «Стихи на стенах». Сегодня лейденские стены украшает поэтическая классика на трёх с половиной десятках языков мира, в том числе и на русском. Один из авторов проекта – Бен Валенкамп – очень интересный человек, неравнодушный к России, которую он проехал вплоть до Находки, и к русской культуре.
Совсем скоро пройдут выборы в Государственную Думу VII созыва. За место в высшем законодательном органе страны будут бороться 14 политических партий, а также кандидаты-одномандатники. В связи с началом нового политического сезона в России каких решений от российской власти ожидают наши соотечественники за рубежом?
Косметикой человечество пользуется издревле. В разных странах и культурах по-разному, кое-где с усердием, а где-то – совсем чуть-чуть. На Руси косметика была в почёте. Румяна, белила, сурьма, соки ягод и овощей, притирания и ополаскивания из трав – всё это русские женщины знали, ценили и употребляли с давних пор.
Мастер из вологодской глубинки Сергей Токарев открыл первый в России музей лодки в семи километрах от ближайшей речки. Сотню карбасов, кочей и долблёнок (более 30 экспонатов) в натуральную величину и в миниатюре срубил бывший автослесарь за 20 лет деревенской жизни.
Сергей Кузнецов – российский писатель, журналист, предприниматель – вот уже несколько лет как переехал с семьёй в Париж. Уже два года он вместе с женой, психологом Екатериной Кадиевой, организует для русскоговорящих детей, живущих за границей России, математический лагерь. Каждое лето дети со всего мира приезжают в Чехию, в предгорья Судет.
Когда в начале 2016 года министром образования Латвии вновь стал Карлис Шадурскис, человек, скандально известный как «отец» пресловутой школьной реформы 2004 года, русскоязычные жители страны серьёзно встревожились. Какие инициативы правительства вновь грозят русскоязычному образованию в стране, рассказывает член Консультативного Совета по национальным меньшинствам при президенте Латвии, педагог Елена Матьякубова.
Общество русской культуры им. А. С. Пушкина существует в Америке с 1935 года. В нём состояли многие выдающиеся люди, в числе которых авиаконструктор И. И. Сикорский, дирижёр С. А. Кусевицкий, социолог П. А. Сорокин, художник С. Ю. Судейкин, представители дома Романовых. Последние 15 лет славную историю Общества собирает и продолжает историк Виктория Курченко.
Избирательные участки для голосования российских соотечественников, желающих отдать свой голос за кандидатов в депутаты в Госдуму РФ седьмого созыва, будут открыты в 147 странах мира. О том, как идёт подготовка к проведению голосования за рубежом, «Русскому миру» рассказал член ЦИК, чрезвычайный и полномочный посол Василий Лихачёв.