Русское искусство «За занавеской» истории
Анна Генова20.10.2015
12 октября 2015 года произошло довольно яркое событие в истории продаж искусства советского периода: картина Александра Дейнеки «За занавеской» была продана на лондонском аукционе MacDougall's за 2 миллиона 248 тысяч фунтов, то есть 3,5 млн долларов. Инсайдеры утверждают, что эта покупка говорит о взлёте интереса к советскому искусству.
За подобную сумму можно прикупить три неплохих домика в Нью-Йорке или его окрестностях или два с половиной дома аналогичного качества в Лондоне. Почему анонимному покупателю шедевра захотелось выложить столь круглую сумму? Арт-дилеры аргументируют оправданность цены просто: вместо привычной картины в стиле «Советская дольче вита» Дейнека изобразил «за занавеской» нечто совершенно не укладывающееся в его творческую канву.
На картине изображена обнажённая девушка вполне лёгких, как кажется, нравов. Написанная в 1933 году, она была подарена орденоносным художником коллеге Фёдору Богородскому, также работавшему в стиле социалистического реализма. Далее полотно попало в руки европейского коллекционера, который в итоге решил расстаться с уникальной работой и, судя по цене, на довольно выгодных условиях.
Но что действительно впечатляет – не этот локальный успех, а общая динамика цен на советское искусство. В начале 1990-х годов работы Дейнеки и некоторых других художников, датированные сталинским периодом, можно было приобрести за десятки тысяч долларов (иногда даже менее), а живопись постсталинского периода уходила за суммы, не превышающие 10 тыс. долларов. Если же говорить о настоящем, то цена не только редкого полотна Дейнеки, но и вполне типичных работ его современника, советского импрессиониста Юрия Пименова зашкаливает за миллион – не только долларов, но и фунтов.
Тем временем работы других соцреалистов были проданы за гораздо более «спокойные» деньги. Например, «Письмо с фронта» 1947 года ученика Константина Коровина Николая Терпсихорова купили за 111 тысяч фунтов, «Лотосы» Константина Максимова – за 251 тысячу, «Девушку на балконе» Александра Лабаса – за 100 тысяч. В общей сложности последние торги принесли аукциону 3,9 млн фунтов, оценённые представителями MacDougall’s как большой успех.
Британский аукционный дом был основан супругами МакДугалл. Уильям – британец русского происхождения, его жена Екатерина – русская. После нескольких лет работы с ценными бумагами супруги начали собирать коллекцию русского искусства для себя. Когда же дела пошли в гору, они решили открыть аукционный дом. На сегодняшний день MacDougall's занимает третье место в мире по объёму продаж русского искусства.
Коллекционер Андрей Филатов – один из тех, кто предпочитает вкладывать деньги именно в советское искусство, – утверждает, что «произведения советского революционного романтизма могут принести значительно большую прибыль, чем такие мастера, как Пабло Пикассо или Поль Гоген».
Конечно, современному россиянину любоваться на такие картины, как «Новая Москва» Пименова, гораздо комфортнее: приятно видеть родной город (а не Париж или Ниццу), переливающийся радужными красками. С этим полностью солидарен банкир Алексей Ананьев, который в 2011 году открыл свой собственный музей «Институт русского реалистического искусства», где представлены около 500 работ художников вышеозначенного направления.
Недавно состоялась ещё одна крупная сделка. Российский предприниматель, основатель Skate Capital Сергей Скатерщиков приобрел старейший влиятельный журнал об искусстве ARTnews – очень дальновидный шаг для «долгоиграющего» воздействия на арт-рынок.
Тем временем торговый дом MacDougall’s решил к летним и зимним прибавить и межсезонные торги. Эту новость некоторые бизнес-аналитики определяют как показатель успеха. Сама директор аукционного дома Екатерина МакДугалл считает нововведение необходимым: «Если продавать русское искусство только два раза в год, покупатели могут позабыть про него».
Впрочем, нью-йоркский коллекционер и арт-дилер Грегори Винницкий в эксклюзивном интервью прокомментировал эту ситуацию так: «Случайная работа Дейнеки не является показателем уровня рынка. Можно проследить, сколько лотов они продали. Этот аукцион был ориентирован только на определенную группу людей – покупателей коммерческого искусства. Межсезонные торги сделаны MacDougall’s с целью компенсации упадка цен, им просто необходимо увеличить уровень продаж или хотя бы не дать ему упасть».
Как известно, цены на русское искусство упали в 2011 году и с тех пор не поднимались, несмотря на все ухищрения многочисленных аукционных домов и частных дилеров. В ситуации низких цен большинство владельцев не желают расставаться с особо ценными экземплярами коллекций. Таким образом, на рынке русского искусства сейчас редко появляются по-настоящему ценные работы, и, соответственно, малое количество действительно серьёзных коллекционеров стремятся вложить свой капитал.
Спрос на художников сталинской эпохи, конечно, есть. По успеху одной работы Дейнеки, которая составила 60% дохода аукциона, трудно судить об общей картине рынка. Однако со свойственным соцреализму оптимизмом давайте и мы посмотрим в светлое будущее, где русскому искусству не потребуется стыдливо прятаться за занавеской.