EN
 / Главная / Публикации / Кино не для киноэкрана

Кино не для киноэкрана

Светлана Хохрякова02.10.2015

Документальное кино во всём мире, а в Европе особенно, пользуется спросом не только на фестивалях, но и в прокате. У нас же этот интерес гораздо скромнее. В прокат неигровое кино выходит редко. Между тем в России всегда была сильная школа кинодокументалистики.

Один за другим у нас проходят фестивали документального кино. Только завершилась пермская «Флаэртиана», которая еле-еле выживает из-за дефицита средств, как на смену ей пришло куда более обеспеченное «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге. Фестиваль проходит в этом году в 25-й раз. За несколько дней до его закрытия в Екатеринбурге стартовал фестиваль документального кино «Россия». Какие-то фильмы повторяются. Но первые два фестиваля имеют международный размах, а в мире снимается сильное документальное кино, которое мы не всегда догоняем. Неигрового кино, несмотря на бюджетный дефицит, снимается у нас много.

1 сентября завершилось выдвижение картин на соискание национальной премии в области неигрового кино «Лавровая ветвь». Их количество достигло рекордных показателей. 442 выдвинуты в восьми номинациях на первом этапе. Конкурс проводится 16 лет, но такого бума прежде не наблюдалось. Притом что финансирование в киноотрасли в целом существенно урезается. В этом году, к тому же, много дебютантов. Одна из программ «Послания к человеку» поражает их изобилием: что не имя – то новое. Вот и на «Лавровую ветвь» представлено 94 дебюта, и это на 20 больше, чем год назад.

Кино, которое никто не видит

Документальное кино во всём мире, а в Европе особенно, пользуется спросом, не только на фестивалях, но и в прокате. У нас этот интерес гораздо скромнее. В прокат документальное кино выходит редко. Как раз недавно по кинотеатрам страны прошла картина «Атлантида Русского Севера» Софьи Горленко, рассказывающая о шедеврах Русского Севера, их современном состоянии и жизни людей в тех краях. Многие оттуда уезжают, но есть и те, кто бросает комфортную городскую жизнь и едет в северную глухомань и находит там своё счастье. Живут там уникальные мастера, иконописцы, на одном энтузиазме восстанавливающие уникальные храмы.


«Атлантида Русского Севера». Реж. С. Горленко

Северные пейзажи грандиозны, и всё же глубиной и неожиданностью подхода картина не отличается. Она в какой-то степени открыточная, глянцевая при всей скудости бытия. Деньги на фильм собирали всем миром посредством краудфандинга. Люди перечисляли свои скромные средства – так по копеечке собрали 300 тысяч рублей. Авторы «Атлантиды…» уложились в эту скромную по меркам кино сумму.

Совсем другой опыт у фильма «Васенин» Андрея Григорьева из Екатеринбурга. В кинозале московского «Иллюзиона», где его показывали в течение нескольких дней, собиралось по три-десять человек. Автор сам проехал со своей картиной по городам страны и вряд ли сумел заработать. Но хотя бы показал свой труд немногочисленной аудитории. А картина трогательная – о человеке, которого уже нет и который на склоне лет попытался найти свою давнюю возлюбленную во Франции, где когда-то был бойцом французского Сопротивления. Средства на поездку туда, как и на создание фильма, тоже собирали посредством краудфандинга. Неизвестный спонсор перечислил 100 тысяч рублей.

Руководитель пермской «Флаэртианы» режиссёр Павел Печёнкин связывает будущее фестиваля с медиаобразованием и настаивает на том, что важно показывать неигровые картины в школах и вузах, обсуждать их. Тогда прибавится не только любви к искусству, но и знания жизни, ведь героями фильмов становятся реальные люди. Павел недоумевает по поводу того, что деньги, которые тратятся на производство документального фильма, фактически уходят в никуда, поскольку готовые картины кладутся на полку, их никому не показывают. Он каждый раз задаёт сам себе вопрос: «Не стыдно, что твоё кино три-четыре раза увидят на фестивалях и забудут?». Государство предоставляет возможность снимать, но при этом производство документального кино не имеет никакого смысла, поскольку его практически не показывают.

Люди, играющие самих себя

«Послание к Человеку» с приходом к руководству кинорежиссёра и продюсера Алексея Учителя всё больше меняет свой облик. У него теперь не только обширная документальная программа – полного и короткого метра, национальная и международная, а также анимационная и игровая короткометражная, как было раньше, – но и пространный блок игрового кино. Грань между ними часто стирается. Игровое кино тяготеет к документальной достоверности, а документалистика проникает в игровые сферы. Пример такого смешения – «Франкофония» Александра Сокурова, недавно показанная на Венецианском кинофестивале. Андрей Кончаловский снял «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» в настоящей архангельской деревне, привлёк сельских жителей. Только одна профессиональная актриса участвовала в этом проекте.


«Васенин». Реж. А. Григорьев

На «Послании к Человеку» появилась даже программа «В роли самих себя». Почтальон Тряпицын мог бы в ней поучаствовать. А вошли в неё фильмы, героями которых стали реальные люди, играющие самих себя. Так, во французской картине «Тусовщица» 60-летняя Анжелика, многолетняя сотрудница бара, создала автопортрет. Один из постоянных клиентов предложил ей руку и сердце. Словацкая «Коза» рассказывает о боксёре с экзотическим именем, вынесенным в название фильма, который вновь выходит на ринг, чтобы обеспечить свою беременную подругу. Когда одного из режиссёров, приехавших на фестиваль, спросили, что для неё «Послание к Человеку», она ответила: «Наслаждайтесь жизнью».

В международном конкурсе «Послания» участвует российский фильм «Странные частицы» Дениса Клеблеева (он ученик Марины Разбежкиной и уже работал в составе одного из жюри на недавнем кинофестивале в Локарно). Его героем стал молодой физик, исследователь квантовых эффектов. Он преподаёт в вузе и летом со студентами едет на море. Проводит там занятия по физике, занимается с отстающими, следит за порядком на базе отдыха, то есть мешает студентам жить вольно и весело. Найдя интересного героя, Денис всё-таки не смог с ним до конца справиться, история ушла в никуда, получилась размытой.

В международном короткометражном конкурсе «Послания к Человеку» показали «Ветрянку» Виктора Косаковского — красы и гордости российского и мирового кинематографа. 22-минутный фильм он снял на русском языке, но на норвежские деньги. Сам стоял за камерой, наблюдая за двумя юными сёстрами-балеринами Настей и Полиной. Каждая из них мечтает посвятить жизнь сцене. Всё им даётся с болью и кровью.

Косаковский считает себя пионером в области документального кино для детей. Всё это прекрасно, но всё-таки такой мастер, как он, достоин более масштабных проектов. Его полнометражный фильм «Да здравствуют антиподы!», созданный усилиями 11 стран, открывал Венецианский фестиваль 2011 года, с успехом прошёл по фестивалям мира, имел европейский прокат. А у нас его мало кто видел, хотя фильм вполне зрительский.

Много лет Косаковский мечтает снять «Град Петров» в 3D о Санкт-Петербурге. По его замыслу, картину можно будет показывать в полдень, после выстрелов пушки в Петропавловской крепости. Но денег на проект нет, пока только обещания.

В национальном конкурсе «Послания к Человеку», как всегда, много картин о Севере, необычных территориях. Документалисты бегут из больших городов поближе к земле, к природе, всё чаще снимают сельские пейзажи, находят в деревне уникальных и беспроигрышных героев. «Будни простой хуторянки» Екатерины Дорофеевой — о жизни на хуторе в Карелии 36-летней Юлии, освоившей агротуризм. Фактически она сбежала из города, хотя сама это отрицает. Дебют «Ребалда» Елены Отрепьевой – о далёком посёлке на Соловках, который так и называется – Ребалда. Сюда летом приезжают несколько десятков мужчин вместе с семьями для добычи в Белом море морской капусты. Архангельский водорослевый комбинат в сезонную экспедицию направляет бывших осуждённых. Работа тяжёлая, но люди ценят одиночество и свободу.


«Ветрянка». Реж. В. Косаковский

«Грумант. Остров коммунизма» Ивана Твердовского-старшего снят на Шпицбергене. Ещё в 1920 году эта суровая территория отошла под протекторат Норвегии, и 46 стран имеют права на ведение там научной и хозяйственной деятельности. Но живут на Шпицбергене теперь только русские. 15-минутный «Земляк» дебютантки Анастасии Зверьковой — трогательный портрет Франсуа Дембеле, темнокожего уроженца Мали, мечтавшего жить в СССР. Он выучил русский язык, стал гражданином России. Получив образование биолога, водит трамвай в Иркутске и рассказывает о погоде на одном из местных телеканалов. «Земляки» Павла Мирзоева – путешествие по местам, где родились режиссёры Юрий Норштейн и Андрей Тарковский, сценарист и поэт Геннадий Шпаликов. Современные дети часто ничего не знают о своих великих земляках, на этом и построен фильм, авторы которого проделали помимо прочего и просветительскую работу.

«Вместе» Дениса Шабаева — история хрупких взаимоотношений отца и дочери, которые редко встречаются и, наконец, оказываются вдвоём. Две камеры нацелены на каждого из них, фиксируют два разных мира. Совместное путешествие сближает и в то же время отдаляет друг от друга. «Кому на Руси жить хорошо?» дебютантки Любови Матюниной весьма отдалённо напоминает об одноимённой поэме Некрасова и рассказывает о поисках счастья в наши дни. Представления о нём у разных людей очень своеобразные, иногда шокирующие. «Церемония» Елены Ласкари — подведение итогов жизни. Не имеет значения, сколько тебе лет. Никогда не рано задуматься о собственных похоронах, о том, какими они будут.

В программе экспериментальных фильмов – «#КРЫМНАШ» Василия Сигарева, мама которого посетила Крым. Сын на основе её впечатлений и кем-то снятого туристического видео попытался рассказать, как осваивают «новые земли» наши туристы. Если бы не имя Сигарева, на этот экзерсис мало кто обратил бы внимание.

Режиссёрское ремесло

У документалистов масса проблем: с поиском денег на проекты, с существующими правилами сдачи готовых картин. Фильмы-наблюдения сегодня на государственные средства снимать невозможно. Они требуют времени, иногда нескольких лет. Так и штраф получишь от Минкульта, где существуют строгие сроки сдачи готового материала. Документалисты часто в них не вписываются. Скажем, для того чтобы сделать фильм о медведях или птицах, требуется следить за ними в течение нескольких сезонов, а иногда и лет, что невозможно в рамках существующей в киноотрасли системы. Документалисты уже обращались в соответствующие инстанции по этому поводу.

Виктор Косаковский считает, что исходный пункт российской киношколы – «я хороший человек, у меня есть желание спасти мир, бездомных собак, обделённых людей». Но об этом уже сняты сотни картин, чаще всего заурядных.

Многие полагают, что достаточно рассказать историю и быть хорошим человеком, но с этим можно пойти в церковь или больницу. Тот, кто в состоянии оплатить обучение, становится режиссёром. Профессия девальвирована. Режиссёра можно встретить на каждом шагу. Вопрос – какого?

Не раз работавший в европейских проектах Косаковский считает, что западный продюсер, как и русский, зарабатывает на производстве, а не на прокате. А сами творцы забывают, что документальное кино надо создавать для киноэкрана. У нас же исходят из того, что единственная возможность показать фильм – это телевидение. Сейчас снимается много фильмов с плохим звуком и изображением, напоминающих черновик. Молодые режиссёры пренебрежительно относятся к своему ремеслу. И это настоящая беда. 

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева