EN
 / Главная / Публикации / «Я несъедобен». Вспоминая Георгия Товстоногова

«Я несъедобен». Вспоминая Георгия Товстоногова

Светлана Хохрякова28.09.2015


28 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Георгия Товстоногова – одного из самых мощных театральных режиссёров советского времени, многолетнего руководителя ленинградского Большого драматического театра, ныне носящего его имя.

Георгий Александрович возглавлял БДТ на протяжении 33 лет, разрушив устойчивое представление о том, что театр жив 15–20 лет. Товстоногов – одна из самых сложных и противоречивых фигур своего времени. Он не шёл на конфронтацию с системой, умело руководил театром, лавируя между рифами советской идеологической машины, и сохранил профессиональную и человеческую честь. Товстоногов наводил страх на актёров. Когда его автомобиль приближался к театру, люди начинали заранее трепетать. Он был за диктатуру в театре, слыл деспотом и добивался творческих побед. За глаза его называли Гога. А на премьеры в БДТ специально приезжали из Москвы.

28 сентября в Большом драматическом театре отметят 100-летие со дня рождения Георгия Товстоногова. Весь день будут проходить в его память торжественные мероприятия. В 12 часов на главной лестнице театра откроют бюст Георгия Товстоногова. Планируется ещё масса мероприятий. К дате снят фильм «Легенды о Гоге». Его продюсером стал Василий Товстоногов – внук Георгия Александровича.

Георгия Товстоногова не стало 23 мая 1989 года. Он плохо себя чувствовал в тот день и около 19 часов умер за рулём собственного «мерседеса». Трагедия произошла рядом с Марсовым полем у памятника Суворову. Это любимое место Товстоногова, откуда он любовался небом над Петропавловской крепостью. Татьяна Доронина, работавшая в свои молодые годы в БДТ, сказала, что умер не только Товстоногов, умер БДТ.

Товстоногов прожил драматическую жизнь. В 1975 году, когда БДТ переживал звёздный час и вышли любимые зрителем спектакли «Прошлым летом в Чулимске», «Энергичные люди», «Три мешка сорной пшеницы», «История лошади», у чиновников, руководивших культурой, созрел план смещения неугодного главрежа. Одному из самых преданных Товстоногову актёров – Кириллу Лаврову – предлагалось его свергнуть. Репертуарную политику БДТ чиновники считали порочной, а самого Товстоногова – скрытым диссидентом. Заявление об уходе Георгий Александрович сочинял неоднократно. Впервые – в 1965 году после запрета, наложенного на спектакль «Римская комедия» по пьесе Леонида Зорина.

Родился Товстоногов в Тифлисе в 1915 году. Ещё в школе заболел театром, но поступил в железнодорожный институт, совмещал учёбу с работой в Тбилисском ТЮЗе, где был актёром и ассистентом режиссёра. В 1933 году поставил там свой первый спектакль по чеховскому «Предложению». И только потом отправился в Москву, поступил в ГИТИС на курс легендарных педагогов Алексея Попова и Андрея Лобанова. С тбилисским театром он не расстанется, будет ставить в нём и дальше.

С четвёртого курса ГИТИСа Товстоногова отчислили как сына врага народа. Случилось это в 1937 году. Его отца – инженера-железнодорожника, занимавшего пост в Министерстве путей сообщения, объявили шпионом. Страх не отпускал Товстоногова до конца жизни. При этом сам он наводил ужас на других и любил власть.

Театральный институт он всё-таки окончил. Спустя несколько месяцев после отчисления его восстановили. Потом Товстоногов работал в Тбилисском русском театре им. А. С. Грибоедова, начал там успешно преподавать. В 1946-м переехал в Москву, ставил в Центральном детском и других театрах. Но период взлёта связан у Товстоногова с Ленинградом, куда он перебрался в 1949 году.

Началось всё с работы в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, которому он отдал семь лет жизни. Получил там Сталинскую премию за спектакль о Сталине «Из искры…». А театральная слава пришла в 1955-м с постановкой «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского. Ключевой фигурой в его версии стал Вожак анархистов в исполнении Юрия Толубеева, а не женщина-комиссар, как это было прежде.

Спектакль рождал множество ассоциаций, связанных со сталинским режимом. За многое приходилось бороться. Что-то отстоять не удалось. Инсценировку «Донбасса» Горбатова сыграли только дважды. Спектакль закрыли, усмотрев в нём проблемы, связанные с толкованием стахановского движения.

В 1956-м Товстоногову предложили возглавить БДТ. Театр в тот момент находился в плачевном состоянии. Режиссёры то и дело сменялись. Зритель в театр не ходил. На собрании коллектива БДТ Товстоногов услышал от актёра Владислава Стржельчика, который потом станет его опорой, такие слова: «У нас очень страшный театр. Мы тринадцать худруков "съели"». Отреагировал на них резко: «Я несъедобен». И начал революционное преобразование труппы.

Он умел коллекционировать артистов, но никогда не работал на кого-то одного, будь тот даже гением. Главное – создать ансамбль, блюсти интересы театра в целом. В декабре 1957 года в БДТ появился легендарный спектакль «Идиот» с Иннокентием Смоктуновским в роли князя Мышкина. Уже само появление на сцене Достоевского, которого тогда не особо жаловали, стало событием.

Главную роль до Смоктуновского репетировал другой актёр. Однако Товстоногов продолжал искать особенного человека и актёра, некий идеал. И появился приехавший из провинции Смоктуновский, никому особо не нужный в столицах. Сам тип его героя, казалось, не отвечал запросу эпохи, но его появления подспудно ждали. Зрители по окончании первого спектакля не могли подняться с мест. Смоктуновский привёл их в состояние шока.

Самые суровые критики говорили актёру в лицо: «Вы – гений!». Те же слова произнёс и внук Достоевского Андрей Фёдорович. Он захотел лично познакомиться со Смоктуновским. Публика брала театр штурмом, сметая на своём пути двери и сотрудников театра. Попасть на «Идиота» было невозможно; одна 30-летняя женщина на сутки устроилась в БДТ уборщицей ради того, чтобы увидеть спектакль.

Потом были «Пять вечеров» Александра Володина, «Варвары» Горького с участием только-только пополнивших труппу актёров – совсем молодой Татьяны Дорониной и приехавшего из Киева Павла Луспекаева. «Варвары» у Товстоногова стали трагедией провинциальной русской жизни. Через два года после них он поставит ещё один легендарный спектакль – «Горе от ума» с Сергеем Юрским в роли Чацкого, произносившим монологи прямо в зал, а не в сторону партнёров.

Любая классическая пьеса в руках Товстоногова становилась сиюминутной. Для этого не требовалось наряжать актёров в современный костюм. Но, как напишет крупнейший историк театра Анатолий Смелянский, Товстоногова не прельщали лавры Таганки, скандалов он избегал, занимался работами «глубинного бурения». В 1966-м он поставил «Мещан» Горького, которые продержатся в репертуаре не одно десятилетие. Старика Бессеменова сыграл выдающийся актёр Евгений Лебедев, сумевший рассказать о драме не только отдельной семьи, но всего жизненного уклада России.

Товстоногов был мудрым политиком, но не царедворцем. Не перечил начальству, но и не пресмыкался перед ним. Он мог шарахнуть по системе гоголевским «Ревизором», а потом смягчить удар, поставив грузинский водевиль «Ханума», о котором знала едва ли не вся страна. Неважно, что видели его единицы.

Возглавляя один из самых весомых театров страны, Товстоногов жил весьма скромно. Хотя человеком был колоритным, чему способствовали его грузинский акцент и вальяжность. На руке он носил кольцо, много курил. Вечно горящий огонёк его сигареты светил, как фонарик, из темноты зала во время репетиций. Без него актёрам чего-то не хватало. Однажды Товстоногов даже отказался от работы в пражском театре, где техника безопасности не позволяла курить. Но ради мэтра сделали исключение. К нему приставили пожарных, которые вслед за ним выскакивали с вёдрами песка на сцену во время репетиций.

Актёр Андрей Толубеев, ныне покойный, написал в своё время статью «Памяти Товстоногова» о трагедии этого человека и художника, не знавшего, что делать со своим романом под названием «О БДТ!». От него постоянно требовали жертвы, ждали всё новых и новых свершений без права на ошибку, и он сгорел в этом жертвенном огне. Толубеев написал, что откровенность была непременным условием общения с Товстоноговым. Он знал об актёрах многое, и если снежный ком этой осведомлённости покатился бы с горы, то раздавил бы всё на своем пути.

Критики Товстоногов не терпел, хотя от близких людей требовал откровенности. В своё время в театральных кругах хорошо была известна история с театроведом Ириной Вергасовой, позволившей себе критические слова в адрес мастера. Она была просто уничтожена и зарабатывала на жизнь только тем, что ездила по провинциальным театрам, разбирая спектакли. Зато командировочных пускали в БДТ на приоритетных началах. Надо было только подойти к окошку администратора и предъявить своё командировочное удостоверение. Тебе тут же продавали билет, даже если на спектакль невозможно было попасть. После смерти Товстоногова эта традиция какое-то время ещё существовала. Но, как многое другое в БДТ, она со временем канула в Лету. Пришла эпоха других героев, которым не побороть даже тень великого предшественника.

Также по теме

Новые публикации

Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
Цветаева