Побег Георгия Данелии
Светлана Хохрякова25.08.2015
25 августа исполняется 85 лет живому классику, кинорежиссёру Георгию Данелии, который подарил миру такие удивительные фильмы, как «Я шагаю по Москве», «Афоня», «Мимино» и «Осенний марафон».
Последние пять лет он нигде не показывается. Даже за австралийским «Оскаром», которого удостоен за последний по времени фильм, причём анимационный, «Ку! Кин-дза-дза», не поехал. Как не побывал год назад на Венецианском кинофестивале, где показали его отреставрированную ленту «Я шагаю по Москве».
Среди друзей, кошек и собак
Сказываются годы, здоровье не то, да и интересы со временем меняются. Хотя всю жизнь Данелия сторонился выхода в свет, предпочитая компанию близких людей да общество домашних животных – кошек и собак. Многие удивлялись, что, приезжая в Сочи на «Кинотавр», он никогда не ходил смотреть фильмы коллег, зато проводил время с друзьями за бильярдом. Он вообще старался не смотреть кино, особенно в тот период, когда сам снимал. Это нарушало его внутренний баланс. Но на своё 80-летие, как ни странно, Данелия пришёл. Отмечали его в Доме кино в рамках фестиваля «Московская премьера». Хотя со сцены он быстренько сбежал в зрительный зал, предоставив слово своим друзьям-товарищам, которые и славили юбиляра. Побег – вообще ключевая тема жизни и фильмов Георгия Данелии. Достаточно вспомнить «Осенний марафон» с вечно бегущим Бузыкиным в исполнении Олега Басилашвили.
А вот чего Данелия терпеть не может, так это утверждений, что он – комедиограф. Георгий Николаевич считает, что ни одной комедии не снял, разве что «Тридцать три». Его любимый жанр – лирические истории. Он мастер по части бесхитростных, но только на первый взгляд, рассказов про обычных людей. Если присмотреться, то не так в них всё и просто.
Г. Данелия в роли Абрадокса, х/ф «Кин-дза-дза!», 1986 г.
Живой классик
Есть у Данелии фильмы, которые безоговорочно причислены к классике. Это «Серёжа», созданный в соавторстве с Игорем Таланкиным, «Я шагаю по Москве», «Афоня», «Мимино», «Не горюй!», «Джентльмены удачи» и «Осенний марафон». Сам он больше всего любит «Не горюй!». А вот более поздние картины – «Настя», «Орёл и решка», «Фортуна» – критики, да и зрители, изрядно раскритиковали в момент их выхода. Списали даже Данелию со счёта по старости. Но прошло время, и разруганные в пух и прах картины смотрятся превосходно. Их постоянно показывают по телевидению. Как справедливо заметил актёр Алексей Петренко, снимавшийся в «Фортуне», Данелия снимает фильмы «на вырост». Они год от года становятся только лучше.
Кадр из фильма «Фортуна», 2000 г.
В последний раз игровую картину Данелия снимал 15 лет назад. Это была «Фортуна». А год назад вышел его многострадальный анимационный фильм «Ку! Кин-дза-дза», созданный по его же игровому фильму 1986 года «Кин-дза-дза». Соавтором Георгия Николаевича стала режиссёр анимационного кино Татьяна Ильина. К моменту, когда сделано было уже три четверти картины, разразился экономический кризис, и производство остановилось на несколько лет. Но Данелия – мудрец. Он считает, что годы выдержки пошли его картине только на пользу.
Тбилиси – Москва
Георгий Николаевич всю жизнь прожил в Москве, будучи уроженцем Тбилиси, где ему и героям «Мимино» даже поставили памятник. Все посещающие город туристы непременно фотографируются в компании Вахтанга Кикабиздзе, Евгения Леонова, Фрунзика Мкртчана, а если обнаружат Данелию, то и с ним. Он там словно припрятан для самых внимательных и пытливых.
Данелия – гордость грузинского народа. К нему относятся так, словно он никогда и не уезжал из родного города. Он – племянник выдающейся грузинской актрисы Верико Анджапаридзе, двоюродный брат другой прекрасной актрисы Софико Чиаурели. Его отец был главным инженером Метростроя СССР. Мама работала в кино. А сам Данелия учился на архитектора, но однажды повстречал пьяного человека с газетой. Из неё-то и узнал Данелия о приёме на режиссёрские курсы. И подался в кино. Всё это лихо описано в книге Данелии «Безбилетный пассажир».
Ф. Мкртчян и В. Кикабидзе в х/ф «Мимино», 1977 г.
Тот город ушёл, как Атлантида. Кадры, где по галереям ГУМа гурьбой ходят узбеки в тюбетейках, – картинки из другой и прекрасной жизни. А метро, где нет толпы злобных и вечно спешащих граждан, представлялось самым поэтичным местом Москвы.
«Я шагаю по Москве»
«Я шагаю по Москве» показали в 1964 году на Каннском кинофестивале, после чего французские газеты написали, что фильм Данелии подобен глотку свежего воздуха, что это новая волна советского кино. Картину отметили за оригинальную режиссуру. А Данелия даже дал согласие поработать в Голливуде и получил аванс. Но так и остался советским режиссёром.
Исполнительница роли продавщицы грампластинок и «лучшая девушка на свете» Галина Польских, входившая в состав делегации, закупала во Франции пшеничную муку для пирожков. В СССР-то она была в дефиците. А ещё пускала пыль в глаза, рассказывая, что живёт в роскошной квартире, в то время как ютилась с семьёй в коммуналке. Так велели инструкторы из соответствующих структур, сопровождавшие делегацию советских кинематографистов на капиталистический Каннский фестиваль.
Х/ф «Я шагаю по Москве», 1963 г.
Если поговорить с актёрами, работавшими с Данелией, то они расскажут самые удивительные истории. По словам Никиты Михалкова, он даже не понимал, работает или нет. Да, пели, выпивали, слушали раскрыв рот рассказы Данелии и оператора Вадима Юсова. При этом все были товарищами и с самыми молодыми Данелия общался на равных. Он мог позвонить ночью Михалкову и дать команду: «Мы внизу, вынеси нам маминой кончаловочки». Это была знаменитая настойка Натальи Кончаловской – мамы Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского. И юный Никита Сергеевич пробирался в мамину спальню, сцеживал пол-литра «кончаловки», спускался вниз…
С Данелией всегда происходило что-то особенное. Однажды его не пустили в Центральный дом литераторов. И он решил представиться шофёром известного поэта Расула Гамзатова – двери тут же распахнулись. Но самое смешное произошло годы спустя, когда тот же вахтёр признал в Данелии водителя Гамзатова.
Как-то его постоянный соавтор композитор Гия Канчели заметил, что рассказанная Данелией история про оркестр, якобы встречавший в Москве Вахтанга Кикабидзе, не имеет к этому актёру никакого отношения, что это его, Канчели, так приветствовали. Данелия, не дрогнув, заметил, что Кикабидзе этот эпизод подходит больше.
Свой юбилей Георгий Данелия встретит дома, среди внуков и правнуков. Это его личный выбор. Никаких официальных мероприятий и интервью не будет. Просто потому, что он не выходит из дома. Данелия в очередной раз решил убежать.