EN
 / Главная / Публикации / Побег Георгия Данелии

Побег Георгия Данелии

Светлана Хохрякова25.08.2015


25 августа исполняется 85 лет живому классику, кинорежиссёру Георгию Данелии, который подарил миру такие удивительные фильмы, как «Я шагаю по Москве», «Афоня», «Мимино» и «Осенний марафон».

Последние пять лет он нигде не показывается. Даже за австралийским «Оскаром», которого удостоен за последний по времени фильм, причём анимационный, «Ку! Кин-дза-дза», не поехал. Как не побывал год назад на Венецианском кинофестивале, где показали его отреставрированную ленту «Я шагаю по Москве».

Среди друзей, кошек и собак

Сказываются годы, здоровье не то, да и интересы со временем меняются. Хотя всю жизнь Данелия сторонился выхода в свет, предпочитая компанию близких людей да общество домашних животных – кошек и собак. Многие удивлялись, что, приезжая в Сочи на «Кинотавр», он никогда не ходил смотреть фильмы коллег, зато проводил время с друзьями за бильярдом. Он вообще старался не смотреть кино, особенно в тот период, когда сам снимал. Это нарушало его внутренний баланс. Но на своё 80-летие, как ни странно, Данелия пришёл. Отмечали его в Доме кино в рамках фестиваля «Московская премьера». Хотя со сцены он быстренько сбежал в зрительный зал, предоставив слово своим друзьям-товарищам, которые и славили юбиляра. Побег – вообще ключевая тема жизни и фильмов Георгия Данелии. Достаточно вспомнить «Осенний марафон» с вечно бегущим Бузыкиным в исполнении Олега Басилашвили.

А вот чего Данелия терпеть не может, так это утверждений, что он – комедиограф. Георгий Николаевич считает, что ни одной комедии не снял, разве что «Тридцать три». Его любимый жанр – лирические истории. Он мастер по части бесхитростных, но только на первый взгляд, рассказов про обычных людей. Если присмотреться, то не так в них всё и просто.


Г. Данелия в роли Абрадокса, х/ф «Кин-дза-дза!», 1986 г.

Данелия умеет сочетать смешное и трагическое, добираясь до самого важного в жизни человека без высокопарных потуг. Среди его героев нет отпетых негодяев. А если и встречаются не самые приятные людишки, то и они оказываются симпатичными, просто с некоторыми странностями. У Данелии и в автобиографических книжках ничего плохого о людях нет. Такая установка. По мнению режиссёра, лучше уж вообще их не упоминать, нежели плохо. А книжки писать ему когда-то посоветовал классик итальянского кино сценарист Тонино Гуэрра. Так и скрашивал время вынужденного простоя, когда работы в кино не было. И открыл в себе литературный дар.

Живой классик

Есть у Данелии фильмы, которые безоговорочно причислены к классике. Это «Серёжа», созданный в соавторстве с Игорем Таланкиным, «Я шагаю по Москве», «Афоня», «Мимино», «Не горюй!», «Джентльмены удачи» и «Осенний марафон». Сам он больше всего любит «Не горюй!». А вот более поздние картины – «Настя», «Орёл и решка», «Фортуна» – критики, да и зрители, изрядно раскритиковали в момент их выхода. Списали даже Данелию со счёта по старости. Но прошло время, и разруганные в пух и прах картины смотрятся превосходно. Их постоянно показывают по телевидению. Как справедливо заметил актёр Алексей Петренко, снимавшийся в «Фортуне», Данелия снимает фильмы «на вырост». Они год от года становятся только лучше.


Кадр из фильма «Фортуна», 2000 г.

В последний раз игровую картину Данелия снимал 15 лет назад. Это была «Фортуна». А год назад вышел его многострадальный анимационный фильм «Ку! Кин-дза-дза», созданный по его же игровому фильму 1986 года «Кин-дза-дза». Соавтором Георгия Николаевича стала режиссёр анимационного кино Татьяна Ильина. К моменту, когда сделано было уже три четверти картины, разразился экономический кризис, и производство остановилось на несколько лет. Но Данелия – мудрец. Он считает, что годы выдержки пошли его картине только на пользу.

Тбилиси – Москва

Георгий Николаевич всю жизнь прожил в Москве, будучи уроженцем Тбилиси, где ему и героям «Мимино» даже поставили памятник. Все посещающие город туристы непременно фотографируются в компании Вахтанга Кикабиздзе, Евгения Леонова, Фрунзика Мкртчана, а если обнаружат Данелию, то и с ним. Он там словно припрятан для самых внимательных и пытливых.

Данелия – гордость грузинского народа. К нему относятся так, словно он никогда и не уезжал из родного города. Он – племянник выдающейся грузинской актрисы Верико Анджапаридзе, двоюродный брат другой прекрасной актрисы Софико Чиаурели. Его отец был главным инженером Метростроя СССР. Мама работала в кино. А сам Данелия учился на архитектора, но однажды повстречал пьяного человека с газетой. Из неё-то и узнал Данелия о приёме на режиссёрские курсы. И подался в кино. Всё это лихо описано в книге Данелии «Безбилетный пассажир».


Ф. Мкртчян и В. Кикабидзе в х/ф «Мимино», 1977 г.

По фильмам Георгия Николаевича можно изучать историю страны, историю Москвы – судить о том, что носили люди, чем жили, о чём мечтали. В столицу его молодости, запечатлённую в картине «Я шагаю по Москве», можно было приехать из самого дальнего уголка страны и чувствовать себя как дома, даже если негде остановиться. А друзей повстречать на улице. Тогда только строился Новый Арбат, а Чистые пруды, недалеко от которых теперь живёт Георгий Данелия, были полноводны.

Тот город ушёл, как Атлантида. Кадры, где по галереям ГУМа гурьбой ходят узбеки в тюбетейках, – картинки из другой и прекрасной жизни. А метро, где нет толпы злобных и вечно спешащих граждан, представлялось самым поэтичным местом Москвы.

«Я шагаю по Москве»

«Я шагаю по Москве» показали в 1964 году на Каннском кинофестивале, после чего французские газеты написали, что фильм Данелии подобен глотку свежего воздуха, что это новая волна советского кино. Картину отметили за оригинальную режиссуру. А Данелия даже дал согласие поработать в Голливуде и получил аванс. Но так и остался советским режиссёром.

Исполнительница роли продавщицы грампластинок и «лучшая девушка на свете» Галина Польских, входившая в состав делегации, закупала во Франции пшеничную муку для пирожков. В СССР-то она была в дефиците. А ещё пускала пыль в глаза, рассказывая, что живёт в роскошной квартире, в то время как ютилась с семьёй в коммуналке. Так велели инструкторы из соответствующих структур, сопровождавшие делегацию советских кинематографистов на капиталистический Каннский фестиваль.


Х/ф «Я шагаю по Москве», 1963 г.

Если поговорить с актёрами, работавшими с Данелией, то они расскажут самые удивительные истории. По словам Никиты Михалкова, он даже не понимал, работает или нет. Да, пели, выпивали, слушали раскрыв рот рассказы Данелии и оператора Вадима Юсова. При этом все были товарищами и с самыми молодыми Данелия общался на равных. Он мог позвонить ночью Михалкову и дать команду: «Мы внизу, вынеси нам маминой кончаловочки». Это была знаменитая настойка Натальи Кончаловской – мамы Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского. И юный Никита Сергеевич пробирался в мамину спальню, сцеживал пол-литра «кончаловки», спускался вниз…

С Данелией всегда происходило что-то особенное. Однажды его не пустили в Центральный дом литераторов. И он решил представиться шофёром известного поэта Расула Гамзатова – двери тут же распахнулись. Но самое смешное произошло годы спустя, когда тот же вахтёр признал в Данелии водителя Гамзатова.

Как-то его постоянный соавтор композитор Гия Канчели заметил, что рассказанная Данелией история про оркестр, якобы встречавший в Москве Вахтанга Кикабидзе, не имеет к этому актёру никакого отношения, что это его, Канчели, так приветствовали. Данелия, не дрогнув, заметил, что Кикабидзе этот эпизод подходит больше.

Свой юбилей Георгий Данелия встретит дома, среди внуков и правнуков. Это его личный выбор. Никаких официальных мероприятий и интервью не будет. Просто потому, что он не выходит из дома. Данелия в очередной раз решил убежать.

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева