EN
 / Главная / Публикации / Эхо саммитов

Эхо саммитов

Ксения Воронецкая21.07.2015


В июле 2015 года Россия стала принимающей стороной сразу для двух международных саммитов – БРИКС и ШОС. На встрече глав государств-участников обсуждались актуальные проблемы мировой экономики и политики, поддержания безопасности в регионе и мире, а также вопросы укрепления взаимного доверия между странами – участницами альянсов. Как мировые СМИ откликнулись на уфимские саммиты, читайте в мониторинге «Русского мира».

В мировых СМИ саммиты в Уфе освещались неоднозначно. Это касалось как частоты появления новостей и характера их подачи, так и содержания в целом. СМИ одних стран старались показать полную картину событий  и предоставляли практически почасовую сводку всех встреч и выступлений, проходивших в рамках мероприятий. В других странах средства массовой информации касались тем БРИКС и ШОС исключительно в контексте второстепенных проблем. Довольно часто основные вопросы и положения саммитов журналистами вообще не затрагивались – акцент переносился на неформальные отношения между лидерами государств. Однако большинство стран серьёзно восприняли прошедшие встречи организаций БРИКС и ШОС, а мировые СМИ в своих мнениях разделились на четыре лагеря: критиков, скептиков, сторонников и нейтральной стороны. 

Санкции и «месть Путина»

Анализ показывает: скептический  и критический настрой многих изданий в значительной степени обусловливался проблемами, вызванными западными санкциями в отношении нашей страны, и собственной точкой зрения России на мировую политику.

Так, немецкая газета Die Welt в статье про встречу Владимира Путина с принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салманом пишет: «Саммит и арабские инвестиции дают России возможность показать, что она не позволит себя изолировать. И самое главное, Москва может продемонстрировать, что не обязательно зависеть от Запада, по крайней мере, не так сильно».

Ещё одно авторитетное немецкое издание Süddeutsche Zeitung язвительно заявляет: «Россия преподносит себя в качестве лидера антиамериканской коалиции. Ей же хуже». 

Подобные скептичные и даже враждебные высказывания в адрес России вполне вписываются в рамки нынешних санкционных отношений с ФРГ. Однако стоит обратить внимание и на то, что немецкие предприниматели крайне огорчены сближением Российской Федерации с Китаем, так как понимают, что ниши российских рынков быстро заполнятся товарами из Азии и немецкий unternehmer не сможет вернуть свои прежние позиции. Топ-менеджмент Германии отдаёт себе отчёт в том, что, как бы ни старались средства массовой информации умалить роль России в экономике их страны, она всё же достаточно велика и санкции больно бьют по кошельку немецких бизнесменов.

Крайне противоречивыми в своей оценке прошедших саммитов оказались французские СМИ. Разногласия настолько сильны, что в известной газете Le Monde в разных статьях обосновываются кардинально противоположные точки зрения. Спокойные высказывания, например, «встреча БРИКС … в сочетании с Шанхайской организацией сотрудничества позволила Владимиру Путину выйти из своей изоляции и рассуждать о мировых делах», соседствуют с заявлениями о «мести» российского президента: «лишившись G8, Владимир Путин мстит» – и обидчиво-саркастическими наблюдениями за местом проведения саммитов: «столица нового мироустройства была выбрана неслучайно. В 1200 километрах от Москвы, повернувшись спиной к Западу…». Тем не менее ещё одно французское издание Les echos уверено, что «Россия, исключённая из G8, намерена сыграть свою роль за пределами западного клуба»

В число критиков саммитов в Уфе вошли американские СМИ, не желающие мириться с фактом появления мощного противовеса многолетнему доминированию их страны на мировой арене. Даже в краткой характеристике БРИКС американское издание National Interest не удержалось от ехидного замечания о «заимствованной» идее: «Десять лет назад Кремль позаимствовал у Goldman Sachs идею БРИКС и создал дипломатический клуб формирующихся региональных держав, чтобы бросить вызов западному господству в мировых экономических институтах». 

В подаче материалов западной прессы можно отметить интересную специфику: какой бы положительной по отношению к России ни была статья, в ней, скорее всего, будет фрагмент, который практически перечеркнёт сказанное ранее. Например, Foreign Policy, рассказывая о налаживании российско-китайских отношений, их переходе из конкурентной стадии в сотрудническую, не преминула отметить, что при этом «Россия переоценивает свою роль в Центральной Азии и в других странах на постсоветском пространстве».

Японские СМИ в дни саммитов неоднократно поднимали тему о роли России в конфликте на Украине: «Для России, пострадавшей от западных санкций из-за её роли в украинском конфликте и, как следствие, лишившейся доступа к западным инвестициям, более широкое сотрудничество между народами стран БРИКС является ключевой задачей» (The Asahi Shimbun). Японские издания активно писали о саммитах как последнем шансе России, для которой Китай, по их мнению, спасательный круг в мире западной изоляции. А о тенденциях процессов внутри БРИКС высказывались следующим образом: «Кажется, Россия изо всех сил пытается сохранить дистанцию с Китаем. Путин стремится обеспечить ведущую роль России в развитии Евразии, включая страны Центральной Азии, бывшие советскими республиками» (Nikkei Asian Review).
 
«Забудьте европейские саммиты»

В средствах массовой информации стран – участниц саммитов было дано много позитивных прогнозов, которые гораздо более реалистично и прагматично отражают существующее положение дел.

Китайские журналисты, в частности, приводят следующие статистические данные: «Если исходить из паритета покупательной способности, в 2013 году общий объём экономик БРИКС превысил 30,1 триллиона долларов. Организация уступила лишь G7 с её экономическим объёмом в 33,2 триллиона долларов. По прогнозам МВФ, к 2030 году темпы экономического роста группы будут выше, чем у развитых стран и новых экономических держав» (Xinhuanet). 

В ЮАР вышло большое количество статей, посвящённых ратификации соглашения о создании Банка развития БРИКС и его перспективам, а также роли Южно-Африканской Республики в альянсе. Положительные отзывы и прогнозы были высказаны не только СМИ стран – участниц альянсов, но и других государств, в числе которых Республика Корея, Сингапур, Вьетнам, Малайзия и др. 

Среди обозревателей саммитов оказалась и внешне нейтральная сторона. Так, большинство средств массовой информации Великобритании ограничилось скупой констатацией фактов с использованием официальных формулировок с прошедших встреч. Однако британское издание The Guardian продемонстрировало иной подход: «Забудьте европейские саммиты и заседания стран Большой семёрки: для тех стран, которым хочется показать себя мировыми державами, настоящая практика проведения совещаний на высшем уровне будет продемонстрирована на этой неделе в центральной России, где В. Путин будет править бал». 

Австралийские СМИ освещали саммиты исключительно в терминологии документов БРИКС и ШОС. При этом журналисты Австралии не обошли вниманием эпизод, посвящённый теме йоги: «Российский президент Владимир Путин, обладающий чёрным поясом по дзюдо, пообещал индийскому премьер-министру Нарендре Моди (любитель йоги) во время их встречи в преддверии экономического саммита попробовать заняться йогой» (ABC News).

Ирландские издания сосредоточили внимание на взаимоотношениях Индии и Пакистана, которые, несмотря на свои острые разногласия, теперь состоят в одной организации, а после встречи на саммитах договорились о сотрудничестве. «Обе стороны осудили терроризм во всех его формах и согласились сотрудничать друг с другом в целях устранения угроз терроризма в Южной Азии», – передаёт слова министра иностранных дел Пакистана Чоудри Ахмад Айзаза издание Independent.

Резюмируя, можно сказать, что прошедшие в Уфе встречи, безусловно, привлекли широкое внимание политиков, общественности и средств массовой информации по всему миру. Что касается критики, то она должна способствовать более активным процессам становления БРИКС и ШОС, повышению эффективности альянсов и полномасштабной реализации их растущего потенциала.

Автор статьи – студентка факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова Ксения Воронецкая 

Группа мониторинга СМИ – студенты факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Девяткин, Елизавета Котова, Екатерина Дрючкова, Юлия Мотякина, Тагуи Карапетян

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева