EN
 / Главная / Публикации / Гротеск и драма на ММКФ

Гротеск и драма на ММКФ

Светлана Хохрякова29.06.2015

Завершился 37-й Московский международный кинофестиваль победой болгарского фильма «Лузеры» Ивайло Христова. Но и две российские картины не остались без внимания. Жюри во главе с французским классиком Жан-Жаком Анно присудило спецприз фильму «Арвентур» Ирины Евтеевой и отметило Елену Лядову за лучшую женскую роль в картине «Орлеан». Почти у каждого нашего фильма, показанного на ММКФ, драматическая судьба. 

«Орлеан» Андрей Прошкин снял по сценарию Юрия Арабова. Его жанр сразу и не определить. Режиссёр замахнулся на мир, в котором правят бал братья Коэны, попытался снять лихое хулиганское кино, правда, с элементами притчи. Не всё удалось, но попытка заслуживает внимания. Сам Андрей  ещё не работал в такой стилистике. 

Роли Елены Лядовой и Виктора Сухорукова – с элементами эксцентрики, привычной для Сухорукова и совершенно неожиданной для Лядовой, которую мы чаще видим в драматических образах. А тут – стопроцентный  гротеск. 

В небольшом городке Орлеан появляется странный человек (Сухоруков), который представляется экзекутором. Никто не понимает, что это такое. Он является к разным людям и напоминает об их прегрешениях. Те теряют покой, начинают копаться в собственной жизни, чтобы понять, что и когда сделали не так. Герой Сухорукова – нечто вроде материализовавшейся совести.

Постер к фильму «Орлеан». Реж. А. Прошкин

Сценарию фильма уже шесть лет. Он ходил в кинокругах, и один крупный режиссёр даже брался за него, но так ничего и не состоялось. И на этот раз всё могло закончиться плохо. Как пояснил Юрий Арабов, в картине использованы композиции группы The Тiger Lillies,  но британские музыканты, посмотрев рабочий материал, решили отозвать права на музыку из-за разночтений мировоззренческого характера. Пришлось заключить дополнительное соглашение к контракту и в титрах указать, что позиция группы не совпадает с позицией авторов фильма.  

Всё это болезненно сказалось на Андрее Прошкине, который из-за переживаний очутился на больничной койке. Тем не менее знаменитая британская группа приедет в Россию перед премьерой фильма и представит «Орлеан» нашей публике. 

Непросто складывалась и судьба картины Александра Прошкина «Райские кущи»  по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». Теперь даже желательно не упоминать имени автора, поскольку возникли сложности с его наследниками. По словам Прошкина-старшего, они не видели фильма и рабочего материала. Все дело в личных чувствах. Поскольку это не экранизация, а ремейк, наследники Вампилова  решили, что в таком виде картина не годится. Но, по счастью, не запретили вообще, хотя могли бы. Так что теперь «Райские кущи» будут жить самостоятельно, без имени Вампилова. 
События перенесены в наши дни. Прошкин-старший убеждён, что каждое время порождает своего Зилова и через 10 лет он будет совсем другим. В этом – грандиозность автора. Прежде Зилов воспринимался как человек замкнутый и злой, а сейчас все мы пребываем в нежнейших отношениях, но способны предать. Зилова новейшего розлива сыграл Евгений Цыганов. «Кто-то считает его отрицательным персонажем, а мне он симпатичен», – говорит Прошкин. 

Спецприз жюри получила наша Ирина Евтеева за необычную картину – «Арвентур». Снята она на стыке анимации и игрового кино. «Арвентур» отметили с формулировкой «За особую поэзию в кино». Вручавший награду немецкий писатель и сценарист Фред Брайнерсдорфер сделал Ирине интересное предложение, и вскоре, возможно, мы узнаем о её международном проекте. 

«Арвентур». Реж. И. Евтеева

«Арвентур» состоит из двух новелл. «Фандаго» – экранизация произведения Александра Грина. Само название позаимствовано из его рассказа и означает придуманную страну. «Тайна морского пейзажа» поставлена по даосистской притче о художнике и китайском императоре. Ирина Евтеева сняла картину про взаимоотношения художника и власти, о смысле времени для творца, попыталась передать состояния человека в 20-е годы прошлого века в Петербурге, а также в Китае, но вне времени, скорее, на краю времён. Главные роли сыграли  Владимир Кошевой и Сергей Дрейден, которых режиссёр поместила в анимационное пространство. 

Работа Ирины рукотворна. Она рисует свои картины руками на стекле и не считает себя аниматором в классическом понимании. И поскольку Ирина ещё и учёный, преподаватель, она написала книгу о соотношении разных кинонаправлений и техник. Снимался «Арвентур» в течение всего 10-12 дней, но работа в целом заняла шесть лет: одному человеку быстро не прорисовать столько персонажей и сцен. 

Россию в жюри представлял режиссёр Алексей Федорченко. Как гласит молва, он единственный бился за третий российский фильм конкурсной программы –  «Милый Ханс, дорогой Пётр» Александра Миндадзе, но ничего не добился. Хотя вручение третьего приза российской картине могли воспринять как явный перебор. 

Фильм Александра Миндадзе – совместный продукт России, Германии и Великобритании, проект с драматической судьбой. Потрачено на работу четыре года с момента замысла до воплощения. Раньше указывалась в числе производителей и Украина, поскольку прошлым летом съёмки проходили там, в городе Никополь. Вначале сценарий не принимали, потом запущенный проект чуть не закрыли. Всем миром и не без помощи прессы отстояли. Поэтому награда была так важна для Миндадзе. Картина снята на немецком языке с участием первоклассных немецких актёров, одних из самых востребованных у себя на родине. 

События происходят накануне Второй мировой войны на одном из советских заводов, где работают русские и немецкие специалисты над созданием линз. Потом один из них вернётся в эти места, но уже в нацистской форме, и свои достижения использует против СССР. 

«Милый Ханс, дорогой Пётр». Реж. А. Миндадзе

Замысел со временем трансформировался. Но изначально у Александра Миндадзе было намерение рассказать о предвоенном ощущении немцев и русских, работавших на стекловаренном заводе в СССР, на Украине, показать, что  в их взаимоотношениях уже заложен заряд будущей войны, но они пока этого не осознают. 

Главную роль сыграл Джейкоб Диль, которого у нас стали ласково называть Яшей. Снималась в фильме и одна из самых сильных актрис Германии Биргит Минихмайр. Миндадзе опять работал со своим постоянным оператором Олегом Муту – уроженец Молдавии, он стал флагманом мировой операторской школы. 

По замыслу Миндадзе, поначалу у зрителя должно возникнуть ощущение, что всё происходит в Германии, а потом выяснится, что в СССР. Он говорил ещё в процессе работы, что «Милый Ханс, дорогой Пётр» – ментально российская картина с участием немецких актеров. Немецкие журналисты, как и член жюри из Германии, не приняли его работу. Миндадзе не раз говорил о том, что в Германии не хотят снимать и говорить ничего на тему комплекса вины, а многие немецкие актёры принципиально не надевает немецкую форму. 

Фильм пойдёт в Германии (это одно из условий полученного там гранта) и будет широко показан в англоязычном мире. В России  у него пока нет дистрибутора. 

Российское кино было широко представлено в самых разных программах, в том числе и в «Российских программах» в Доме кино. Завершил их фильм «Память осени» актёра и режиссёра Андрея Соколова. Это его вторая полнометражная лента  после «Артефакта». В основе сценария – роман «Последний идол» Александра Звягинцева (не путать с Андреем Звягинцевым). 

После смерти крупного чиновника Иконникова его семью выселяют с госдачи. Нашлись новые жильцы, и зритель не сразу понимает, кто ими стал. Главную роль хозяйки некогда благополучного дома сыграла Инна Чурикова. Она тут, как чеховская Раневская, прощается с прошлой жизнью, упаковывая вещи. И Лопахин найдётся, правда, в юбке. Давнюю подругу главной героини сыграла Евгения Симонова. Актёрские работы — приманка этой картины. Сыновей Иконникова сыграли Александр Лазарев-младший и Павел Трубинер. А Андрей Соколов исполнил небольшую роль шофёра, который и должен перевезти мебель, чтобы освободить теперь уже чужой дом. Картина получилась слишком театральной, так что иногда перестаёшь многому верить. 

«Наследники». Реж. В. Хотиненко

На ММКФ состоялась премьера фильма «Наследники» Владимира Хотиненко о Сергии Радонежском. От биографического жанра в чистом виде режиссёр отказался.  Главным героем сделал телеведущего Глеба Трегубова (его сыграл Леонид Бичевин), ток-шоу которого вот-вот должны закрыть. Отработав восемь лет на телевидении, он только теперь понимает, что подсел на эфир, как на иглу, и не замечает никаких мерзостей жизни. Правда, революционного запала хватило ненадолго, пока не поступило предложение поучаствовать в новом телепроекте «Стоп-кран». И все принципы были отложены на потом.

Владимир Хотиненко, будучи ведущим интеллектуального телешоу, зная в деталях специфику работы на телевидении, решил поговорить не столько о Сергии Радонежском, сколько о том, что происходит на телевидении и с нами. Где можно будет увидеть эту картину, пока неизвестно. 

Также по теме

Новые публикации

В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева