EN
 / Главная / Публикации / Опера с чертовщинкой

Опера с чертовщинкой

Георгий Осипов24.06.2015

В Московском камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского состоялась премьера оперы Александра Журбина «Мелкий бес». Жанр оперы определён автором как фантазии на темы знаменитого романа Фёдора Сологуба. Современное переложение на музыку культового романа столетней давности – событие в любом случае нерядовое, а постановка Журбина, к тому же, имеет ряд неоспоримых достоинств.

Недотыкомка

Немного странно даже, что оперы этой до сих пор не было. Ведь появившийся в 1907 году роман, по точному слову Блока, «прочла когда-то вся читающая Россия». Более того: «Мелкий бес» – до появления «Мастера и Маргариты» – стал главным русским романом «с чертовщиной». Только у Булгакова — обаятельный и импозантный князь тьмы собственной персоной, а у Сологуба — так, не пойми что, нечто трудноуловимое и бесформенное. Внебрачное дитя чёрта Ивана Фёдоровича Карамазова, замечательно запечатлённое в карандашном рисунке Мстислава Добужинского. Одно слово — недотыкомка серая, которой автор «Мелкого беса» посвятил и весьма известное своё стихотворение.

Передонов - Роман Шевчук. Фото Светослава Пузикова

Слова такого, кстати, даже в словаре Даля не найти. Согласно Словарю русских народных говоров, «недотыкомка – то же, что недоруха – обидчивый, чрезмерно щепетильный человек, не терпящий шуток по отношению к себе, недотрога». Словечко новгородское, и Сологуб, три года учительствовавший в городке Крестцы близ Валдая, наверняка слышал его, насытив новым содержанием и превратив в символ. 

Опера, написанная непосредственно по роману с его совершенно запредельной концентрацией того, что во времена Сологуба назвалось пошлостью и мерзостью русской провинциальной жизни, а сегодня обобщённо зовётся «чернухой», сто лет спустя была бы вряд ли возможна. 

Основой оперы Журбина послужила пьеса Валерия Семеновского «Тварь», по которой в последний год минувшего века в чеховском МХАТе был поставлен великолепный спектакль. При том что всё формальное содержание весьма солидного по объёма романа укладывается в одну фразу. Гимназический преподаватель-словесник Ардальон Борисович Передонов размышляет, жениться ли ему на своей сожительнице и троюродной сестре Варваре  – знакомая княгиня (в опере, как и в «Пиковой даме», графиня) будто бы обещала для него место инспектора, но в итоге, постепенно сходя с ума, совершает убийство.

«Тварь», с одной стороны, слово бранное, хулительное. С другой — вспомним Державина: «Твое созданье я, создатель! Твоей премудрости я тварь». Игра смыслов жуткая, но на ней зиждется драматургия оперы. Большая часть событий, происходящих в романе, уложена в её первый акт, хотя и Журбин, и постановщик оперы Георгий Исаакян — один из самых ярких и парадоксальных современных оперных режиссёров – честно признали, что в партитуре сделаны купюры, и немалые... 

Муха из палаты номер 6

Второй акт — сплошная бесовская фантасмагория, чудовищный бал одержимой недотыкомкой нелюди, сгущающийся кошмар, и в итоге — какой-то совсем уж «чёрный» фарс. Он завершается последним уроком умирающего в муках безумия Передонова. 

А недотыкомка? Она появится даже до того, как прозвучит первый такт музыки — над темнотой зрительного зала раздаётся гулкое, мерзкое, жирное жужжание мухи. А вот и она сама — совершенно чудовищных размеров, восседает на заднике того сценического пространства, где разворачивается действие. Пространство это с абсолютно гладкими стенами больше похоже на палату сумасшедшего дома – воспоминание о чеховской палате номер шесть вполне уместно. Муха – очевидно, одна из ипостасей изводящей не только Передонова, но и, похоже, остальных страсти — даёт очень зримое представление о масштабе всех без исключения действующих лиц.


Иллюстрация М. Добужинского к роману Ф. Сологуба «Мелкий бес», 1906-1907 гг.

Кстати, действующие лица здесь тоже вполне «оперные». Посмотрите, скажем, «Иоланту» Чайковского — там ни одного отрицательного персонажа. А в журбинском «Мелком бесе» – ни единого положительного. Карикатуры. Маски. От главного героя  до зловеще-символической фигуры Его Превосходительства (Алексей Мочалов), которому на всё вокруг происходящее в высочайшей степени  начхать. 

И если в романе Сологуба линия отношений перезрелой девицы Людмилы Рутиловой и юного гимназиста Саши Пыльникова смотрятся единственным просветом в толще свинцово-серых туч, то в опере и они не выходят за рамки единой торжествующей пошлости – чего стоит серенада влюблённого юнца на стихи Пушкина («Я пережил свои желанья»). Разве что фигура «добродетельной женщины» (определение автора) Коковкиной оставляет какую-то надежду...

В поисках смыслов

Даже в этой играющей всеми красками бесовщине Александр Журбин, автор когда-то безумно популярной рок-оперы «Орфей и Эвридика», остаётся прекрасным мелодистом. Выразительная мелодия правит бал и в зажигательной песне Передонова «Донос у нас от века от дедов и отцов…», и в бесподобно- сентиментальном романсе Павлушки (Алексей Сулимов) «Я за кружкою пива сижу...», и в тех страницах, которые посвящены гимназистам. Обе партии (их по очереди исполняют приглашённые солисты «Геликон-оперы» Вадим Волков и Делер Назаров) написаны для экзотического в наши дни высокого мужского голоса — контратенора.

Опера изобилует намёками, аллюзиями и отсылами к бесчисленному множеству образов русской литературы и музыки. При этом никаких, столь модных ныне, но уже порядком приевшихся, прямых ассоциаций с сегодняшними реалиями в спектакле не найти. Хотя соблазнов было немало.

Павлушка - Алексей Сулимов, Преполовенская - Татьяна Ветрова. Фото Светослава Пузикова

Аллюзии есть, но они весьма литературны. Скажем, во вступительном трио сестёр Рутиловых (Татьяна Конинская, Елена Андреева и Виктория Преображенская) «Девицы, бойтесь Амура» отчётливо слышится начало второй картины «Пиковой дамы». В сатанинской свистопляске второго акта они вполне по-чеховски будут взывать: «В Москву, в Москву, в Москву!». Явление же Передонову графини — явная пародия на соответствующую сцену в пятой картине той же «Пиковой дамы». 

Более того, опера буквально наполнена отсылками к русской классике, настолько, что они даже несколько перегружают и запутывают сюжет. Однако к мастерству и дикции поистине уникальной труппы Камерного музыкального претензий нет. Впрочем, текст, особенно в ансамблевых фрагментах, иногда воспринимается с трудом, и, возможно, правы те, кто полагает необходимым использование для лучшего восприятия смыслового потока уже столь обычной в оперных театрах «бегущей строки».

Александр Журбин, композитор весьма успешный и плодовитый, на встрече со слушателями рассказал, что ещё на заре своей карьеры составил на всю оставшуюся жизнь список сюжетов, которые он хотел бы положить на музыку. Очень здорово, что в нём оказался и «Мелкий бес». Осталось дождаться исполнения полной версии оперы.

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева