EN
 / Главная / Публикации / Александра Вахрушева: Равнодушия библиотека не терпит

Александра Вахрушева: Равнодушия библиотека не терпит

Варвара Илларионова27.05.2015

Александра Вахрушева

За последние несколько лет библиотеки вошли в моду и изменились больше, чем Сбербанк. Теперь там есть интернет, учат иностранные языки, спорят о вкусах в читательских клубах, встречаются с живыми писателями. Там можно написать Тотальный диктант и провести одну ночь в году – Библионочь. И как всегда, там можно взять книгу, неважно — на бумаге или на флешке. Обо всех этих изменениях «Русскому миру» рассказала директор московской библиотеки-читальни имени И. С. Тургенева Александра Вахрушева.

– Как вы пришли работать в библиотеку? Мечтали ли с детства об этом?

– Никогда не мечтала и не думала. Окончила Всероссийский государственный институт кинематографии имени Герасимова по профессии «директор картины», сегодня это отделение называется продюсерским. И просто волею случая, судьбы попала в Тургеневку – тогда я ещё занималась организацией разных событий, и одно из них проходило в библиотеке. Директор предложила мне остаться и делать подобные же вещи. Это было в апреле 2004 года, но вот видите, уже 11 лет я в ней работаю.

Читайте также: Какой быть библиотеке?

– Как изменилась Тургеневка за эти одиннадцать лет?

– Очень многое изменилось. У нас теперь открытые фонды, появился Wi-Fi, изменился подход к самой работе, потому что уже многие поняли, что сегодня мало прийти в библиотеку за книгой, но ещё и важно получить какую-то информационную услугу, поучаствовать в мероприятии, событии, лекции, мастер-классе или поучить английский, французский, немецкий, испанский язык. Ну и так далее. Библиотека наполнилась новыми смыслами, у нас появилось много новых услуг, событий, и сегодня Тургеневка – одна из ярких звёзд на культурной карте Москвы.

«Курилка Гутенберга» – это тоже ваше изобретение?

– «Курилка Гутенберга» – не совсем наше изобретение, мы были просто первой библиотекой, которая приютила её у себя. Сегодня они уже, к нашему большому сожалению, не помещаются в наших залах, у нас всё-таки достаточно небольшие залы для мероприятий, и они перешли в пространство Телеграфа, Исторического музея, где залы на двести-триста человек. Это не может не радовать, потому что «Курилка Гутенберга» – уникальный проект по пересказу литературы нон-фикшн, то есть это обмен своими впечатлениями, читательскими дневниками и прочее, и прочее. Но мы были действительно первой библиотекой, в которой это проводилось.

«Курилка Гутенберга»

Правильно ли будет сказать, что городская библиотека превращается в клуб?

– Нет, конечно. Клуб – это всё-таки немножко другое. Библиотека – это то место, где создаётся уникальная атмосфера интеллектуального сотворчества. Мы привлекаем людей к нашим фондам через встречи с писателями, с читательскими сообществами, через лекции, через возможность подключиться к электронным базам данных, воспользоваться электронными книгами, принять участие в каком-то городском событии – таком, как Ночь музеев или Библионочь, через возможность получить рекомендации по чтению и так далее. Поэтому это не клуб, это, скорее, такое интеллектуальное информационное пространство на карте города, которое меняется вслед за запросом читателя, пользователя, посетителя. В библиотеку сегодня приходят за абсолютно разным – кто-то приходит по старинке за книгой, кто-то приходит поработать, поучиться в спокойной тихой атмосфере, посидеть в зале со своими же гаджетами, книгами или ещё с какими-то материалами, а кто-то приводит своего ребёнка на лекцию о классической музыке. Это совершенно разные потребности, но это никоим образом не сводится к клубной деятельности.

Расскажите, пожалуйста, как придумали Библионочь?

– Библиотека Тургенева в мае 2011 года приняла участие в акции «Ночь в музее», и к нам пришло очень много людей. Мы сняли ролик об этом событии, и поскольку мы были одной из первых библиотек, у которых была открыта страница в Facebook, выложили его в Интернет. Со мной связался замечательный Илья Николаев, директор сетевых проектов Ассоциации менеджеров культуры, который высказал такую гипотезу: а не могли бы библиотеки, глядя на Ночь музеев, инициировать некое своё событие? Дальше мы с ним в течение девяти месяцев практически как ребёнка проектировали эту Библионочь.

В апреле 2012 года мы провели её в первый раз, кинули клич в библиотечном сообществе посредством социальной сети, и на этот призыв откликнулись наиболее активные и яркие представители сообщества по всей стране – для первого опыта это был определённый взрыв. Одной из целей, кстати, был разрыв медиаблокады, в которую попали библиотеки: средства массовой информации рассказывали о театрах, концертах, выставках, музеях – и ничего про библиотеки. Это была проблема. Но сейчас она уже отчасти решена, потому что если мы просто забьем в поисковике «Библионочь» – мы увидим количество ретрансляций события. О библиотеках никогда так много не говорили.

Получается, что всего за четыре годы вы сделали библиотеки модой?

– Ну, это, конечно, громко сказано! Я была бы поскромнее: за четыре года мы поменяли представление общества о том, что библиотека – это скучно, неинтересно, закрыто. Штамп всё равно остаётся, но он уже не настолько силён, потому что сегодня очень многие читатели ждут Библионочи и делают свои предложения, на сайте регистрируются инициативные группы, что меня не может не радовать. Люди объединяются между собой, сами придумывают программу, исходя из критериев акции – на каждый год у нас существует своя тема. Меняется сама модальность отношений!

Библиотека-читальня им. И. С. Тургенева

Такие интересные вещи, о которых Вы рассказываете, случаются в основном в Москве или и в целом по стране в библиотеках происходит что-то подобное?

– Замечательные, прекрасные, продвинутые библиотеки в Санкт-Петербурге, и они в общей информатизации и автоматизации ушли даже вперёд Москвы. Петербург сегодня имеет уже полноценный единый читательский билет. Замечательны библиотеки Казани, Волгограда, Петрозаводска – я не могу сказать, что у нас библиотечное дело стоит на месте.

А что в глубинке, в малых городах, которые не на слуху?

– По-разному. Есть библиотеки, которые являются центром местных сообществ, это как раз касается малых городов и сёл, которые защищают свои библиотеки от того, чтобы их не закрыли. Есть ситуация обратная, когда село или посёлок вымирает, и если там никого нет, то понятно, что и библиотека тоже исчезает. Но я знаю, что во многих регионах нехватку библиотек и книжных магазинов стараются заменить мобильными библиотеками, библиобусами.

У нас катастрофически не хватает и книжных магазинов тоже. Библиомобили остаются единственным звеном, которое связывает большой город с селом или маленькими населенными пунктами, они доставляют туда книги, многие библиомобили даже оснащены Wi-Fi, точкой доступа в интернет. Это очень важная история, особенно для регионов, где библиотечную сеть сокращают.

В сельских библиотеках антураж сейчас бедный, но библиотекари, которые возят книжки бабушкам в соседние сёла, производят впечатление увлечённых людей. Это случайность?

– Что касается библиотекарей из маленьких сельских библиотек – с одной стороны, это профессия, с другой стороны, определённое самопожертвование. Потому что с таким энтузиазмом работать за столь маленькую зарплату без внутренней мотивации невозможно. Понятно, что приходят в эти библиотеки неравнодушные люди. И вообще, что касается работы в любой библиотеке, успех чаще всего зависит от того, есть ли в команде неравнодушные к делу люди. Равнодушия библиотека не терпит. А вот увлечённые люди остаются, и здесь всегда приятно получать благодарственные отзывы от читателей, посетителей. Эмоциональный отклик невозможно ни с чем сравнить. Мне кажется, это самая большая награда.

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева